Старые мастера и новый рынок. Часть 3
AI продолжает рассказ о рынке искусства старых мастеров
Во второй части материала мы рассказали о том, как формировался рынок искусства старых мастеров с момента возникновения до настоящего времени. Сегодня мы расскажем о том, каким изменениям он подвергся в 2019–2020 годах.
В сезоне-2019, предшествующем пандемии, произошли интересные изменения, призванные вдохнуть новую жизнь (читаем: деньги новых коллекционеров) в классическое искусство. В декабре аукционный дом Sotheby’s провел торги Fabrizio Moretti × Fabrizio Moretti — специализированный аукцион при участии барабанщика американской рок-группы The Strokes Фабрицио Моретти и его полного тезки — арт-дилера. Все 24 предмета искусства старых мастеров, представленные на торгах, были проданы, при этом лишь 8 лотов — ниже среднего эстимейта. Этому предшествовал довольно смелый эксперимент в духе времени: в январе 2019 года Sotheby’s перед торгами старых мастеров провел выставку «Женское торжество», сделав «послом» проекта дизайнера Викторию Бекхэм (в итоге всех участвовавших в экспозиции женщин-художниц бесцеремонно-рыночно разделили между дневными и вечерними торгами, а предметом топ-продажи среди произведений «старых мастериц» стала работа Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842) проданная за $7,19 млн). Christie’s использовал другой подход к использованию громких имен, сфокусировавшись не на персоналиях, а на брендах: их партнером стал дом Dolce & Gabbana. Совместная выставка, объединив коллекционеров предметов роскоши и покупателей старых мастеров, предваряла не публичные торги, а частные продажи — поэтому о результатах этой затеи официально не сообщалось.
Тем не менее после роста в 2016–2018 годах объем продаж старых мастеров в 2019 году снизился, составив $239,24 млн (без учета комиссии покупателя), что на 13,9 % ниже объема 2018 года ($277,82 млн). Снижение объема продаж — следствие меньшего количества работ, предложенных для вечерних торгов, которые в последние годы стабильно составляли примерно три четверти всего рынка старых мастеров. Для сравнения: в 2018 году было продано 416 таких лотов, в 2019 году — 307. При этом доля проданных лотов, наоборот, выросла: 83,6 % (2019) против 74,8 % (2018). Причину сокращения предложения старых мастеров специалисты усматривают в географической локации основного центра их продаж: как мы помним из второй части материала, таковым является Лондон — а в 2019 году он стал вызывать опасения из-за неразберихи с надвигающимся «Брекситом». Если говорить проще, доверять Лондону шедевры продавцы стали с опаской.
К концу 2019 года Sotheby’s сохранил долю рынка старых мастеров с 57,7 % общего объема продаж ($138,15 млн), Christie’s досталось 42,3 % рынка ($101,09 млн). Пять самых дорогих лотов года принесли обоим домам 16 % дохода от продаж старых мастеров за весь календарный год.
Таблица 1. Продажи работ старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2016–2020 годах (по цене молотка)
Объем продаж, млн $ | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020, 7 мес. |
---|---|---|---|---|---|
Вечерние торги | 191,7 | 210,0 | 233,3 | 196,2 | 100,9 |
Дневные торги | 35,2 | 40,6 | 44,5 | 41,3 | 6,9 |
Онлайн-торги | – | – | – | 1,7 | 13,7 |
Общий | 226,9 | 250,6 | 277,8 | 239,2 | 121,5 |
Средняя цена продажи лота, млн $ | 0,197 | 0,221 | 0,218 | 0,260 | 0,691 |
2020 год нивелировал недостатки «Брексита» и преимущества Виктории Бэкхем: настала эра интернет-продаж, в которые должны были встроиться и старые мастера. Стоит отметить, что перевод старых мастеров в онлайн в последние годы шел медленнее — в первую очередь из-за опаски аукционных домов встретить нежелание возрастных коллекционеров (а именно эта группа традиционно считалась основными покупателями классического искусства) работать с новыми технологиями. За аукционы все решил карантин: результаты онлайн-продаж старых мастеров неожиданно превысили показатели всех других сегментов искусства, показав рост в 785 %! При этом общий объем продаж составил $15,1 млн (в сравнении с $1,7 млн онлайн-продаж сегмента в 2019-м), а 78 % лотов были успешно проданы.
Что стало причиной такого роста? Специалисты арт-рынка сходятся в следующем мнении: исторически сложилось, что информация о предметах искусства (в том числе и старых мастеров) публиковалась минимальная — исходя из ограничений печатного объема каталогов. Соответственно, это сужало возможности потенциальных покупателей и привлекаемых ими консультантов детально изучить работы. Переход к онлайн-продажам, напротив, позволил увеличить объем и детализировать всю информацию о работах — в частности, аукционные дома стали требовать от продавца более подробной и прозрачной информации для последующего размещения в описании лота. Немаловажную роль также сыграли изображения с высоким разрешением: отныне коллекционер старых мастеров мог рассмотреть все в мельчайших деталях, чего ранее был лишен.
Дальше — больше: в мае 2020 года Sotheby’s заявил о намерении провести торги старых мастеров в новом формате, объединив элементы выставки, арт-ярмарки и аукциона. Таковые прошли с 18 по 25 июня под общим названием The Dealer's Eye («Глазами дилера») в Лондоне и Нью-Йорке. Лоты для этих торгов были отобраны 39 известными дилерами, специализирующимися на искусстве старых мастеров и художников XIX века, где каждый из дилеров предложил по три работы. Учитывая экспериментальный характер торгов, Sotheby’s решил отказаться от комиссии продавца за участие в аукционе и ограничиться только стандартной комиссией покупателя.
К сожалению, первый эксперимент объединения аукциона и дилеров в формате арт-ярмарки прошел не особо успешно: объем продаж на сумму $2,46 млн оказался значительно ниже эстимейта аукционного дома ($4,89–7,15). Из 111 лотов, предложенных на торгах, продать не удалось 57 (51 %) — свидетельство того, что в отношении старых мастеров взаимоотношения публичного и частного рынков пока напоминают действия троих животных из известной басни Ивана Андреевича Крылова.
Шансом исправить ситуацию стали т.н. «Перекрестные торги» (англ. — Mixed Sales), о которых AI ранее писал в одноименном отчете. Старые мастера объединились с современным искусством на Sotheby’s («От Рембрандта до Рихтера», 28 июля 2020) и с искусством импрессионистов на Christie’s («Классическое искусство: от антиквариата до XX века», 29 июля 2020). В итоге у Sotheby’s от общего объема торгов в $165,2 млн старые мастера составили 19 %, у Christie’s — 84 % от общего объема торгов в $22,7 млн (правда, и ставка последнего аукционного дома была сделана именно на старых мастеров). В целом 42 лота «Рембрандта и компании» принесли обоим аукционам 49,9 млн, а средняя стоимость предмета по молотку составила чуть более $1 млн. Рекордом летней серии торгов среди старых мастеров (как и всех первых семи месяцев 2020 года) стала продажа автопортрета Рембрандта за $16,25 млн (без учета комиссии покупателя).
Таблица 2. Топ-10 продаж искусства старых мастеров на «Перекрестных торгах» Sotheby’s и Christie’s, 2020
№ | Автор | Название работы | Век создания работы | Школа художника | Город проведения аукциона | Цена продажи (молоток), $ |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Рембрандт Харменс ван Рейн | Self-portrait of the artist, half-length, wearing a ruff and a black hat | XVII | Фламандская | Нью-Йорк | 16 254 000 |
2 | Бернардо Беллотто | Dresden, a view of the moat of the zwinger | XVIII | Итальянская | Лондон | 5 934 000 |
3 | Питер Пауль Рубенс | Portrait of a young woman, half-length, holding a chain | XVII | Фламандская | Лондон | 4 386 000 |
4 | Антонио Ломбардо (атриб.) | Death of Lucretia | XVI | Итальянская | Лондон | 3 999 000 |
5 | Питер Пауль Рубенс | Portrait of a lady, three-quarter length, wearing an elaborate black dress and cloak, before a red drape and a distant landscape | XVII | Фламандская | Лондон | 3 225 000 |
6 | Паоло Уччелло | Battle on the banks of a river, probably the battle of the metaurus (207 BC) | XV | Итальянская | Лондон | 2 580 000 |
7 | Неизвестный бургундский художник | Portrait of a man holding a prayer book, bust-length, in a fur-lined coat and cap | XV | Французская | Лондон | 1 741 500 |
8 | Создатели бревиария Манипенни | The Almanac Book of Hours | XV | Французская | Лондон | 1 741 500 |
9 | Уильям Тернер | Whalley bridge and Abbey, Lancashire: dyers washing and drying cloth | XIX | Британская | Лондон | 1 419 000 |
10 | Джулиано Финелли | Aristotle and Homer | XVII | Итальянская | Лондон | 903 000 |
Таблица 3. Топ-10 художников по соотношению среднего эстимейта и цены молотка на «Перекрестных торгах» Sotheby’s и Christie’s, 2020
№ | Автор | Век создания работы | Соотношение среднего эстимейта (Е) и цены молотка (М), Е/М |
---|---|---|---|
1 | Антонио Ломбардо (атриб.) | XVI | 4,77 |
2 | Ян Брейгель младший | XVII | 4,00 |
3 | Иоахим Эйтевал | XVII | 3,68 |
4 | Паоло Уччелло | XV | 2,86 |
5 | Герард ван Кейл | XVII | 2,82 |
6 | Неизвестный бургундский художник | XV | 2,70 |
7 | Создатели бревиария Манипенни | XV | 2,70 |
8 | Джованни Франческо Барбьери | XVII | 2,08 |
9 | Джованни Марильяно (атриб.) | XVI | 1,60 |
10 | Фердинанд Георг Вальдмюллер | XIX | 1,44 |
Как видим, рынок искусства старых мастеров оказался наименее подвержен влиянию кризиса: объем продаж в этом сегменте по итогам первого полугодия 2020, согласно исследованию ArtTactic, снизился всего на 22 % (искусство в целом — на 49 %). При этом объем онлайн-продаж работ старых мастеров, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, увеличился на 785 %. Это наглядно демонстрирует, что рынок старых мастеров, считавшийся консервативным в плане коллекционеров и основных каналов продаж, созрел для цифровой трансформации, которую сейчас переживает глобальный арт-рынок.
Одна из причин, по которой покупатели больше интересуется импрессионизмом, послевоенным и современным искусством, заключается в его лучшем маркетинговом позиционировании: Моне, Баския и Кунс сопровождают нас в повседневном мире на каждом шагу, от социальных сетей до уличных граффити. В то же время рынок старых мастеров позиционировался как элитарный и нишевый — от чего долгое время страдал в финансовом выражении. 2020 год показал: прежним коллекционерам недоставало объема и открытости информации, а представители нового поколения готовы рассматривать классиков в качестве альтернативы, а то и дополнения коллекции современного искусства. Пусть даже под аккомпанемент кураторства Виктории Бэкхем.
В следующей части материала мы расскажем о самых интересных исторических примерах повторных продаж работ старых мастеров — и тем самым попробуем определить степень инвестиционной привлекательности этого сегмента рынка искусства для коллекционера.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/ru/invest/analytics/20200826_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/ru/invest/analytics/20200826_old_masters.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.