- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Старые мастера и новый рынок. Часть 2
ARTinvestment.RU 21 августа 2020
AI продолжает рассказ о рынке искусства старых мастеров
В первой части материала мы рассказали о том, кого история искусства «записала» в старые мастера, какими факторами определяется ценность отдельных работ и как можно предварительно оценить их подлинность по маркировкам в каталогах аукционных домов. Сегодня мы остановимся на рыночных показателях художников, работавших с начала XV по середину XIX века.
Если следовать «книжной» дате появления рынка искусства (Фландрия, XVII век), возникает интересный парадокс: в то время весь рынок состоял из художников, которых сегодня называют старыми мастерами. В отдельную группу их стали выделять с рождением импрессионизма во второй половине XIX века — прежде всего чтобы разделить старое и новое искусство. Пока европейские коллекционеры, следуя моде на импрессионизм, завешивали стены Моне и Дега, старые мастера неожиданно нашли признание в США — на рубеже 1900-х американцы активно покупали (и перевозили через океан) художников итальянской и фламандской школ живописи, тем самым стараясь казаться старше как нация. Бойкая торговля старыми мастерами между Парижем и Нью-Йорком, с подачи великого арт-дилера Роберта Дювина, продлилась до середины 1930-х: в США открывались первые музеи современного по тем временам искусства (преимущественно европейского модернизма), а далее страна стала воспитывать собственных художников. Рынок старых мастеров надолго остался уделом классических музеев, антикваров и потайных закромов эмигрантов в третьем колене.
Появление первой крупной специализированной ярмарки старых мастеров — TEFAF в голландском Маастрихте — стало возможным только к 1988 году (через 18 лет после основания Art Basel, главной ярмарки современного искусства), когда профессиональные биржевые брокеры обратили внимание на искусство как альтернативный инвестиционный актив. Открытию TEFAF также способствовали аукционные продажи Уильяма Тернера ($10,0 млн) и Андреа Мантеньи ($10,4 млн) в 1984 и 1985 годах соответственно: суммы сделок вдвое превысили предыдущие рекорды публичного рынка. С тех пор небольшой аэропорт Маастрихта стал ежегодно во второй половине февраля принимать до 300 частных самолетов, а к началу 2000-х объем выставленного на TEFAF искусства старых мастеров стал приближаться к 3 млрд (а до 20 % галерей — сниматься с показа за несколько дней до открытия ярмарки, после полицейских рейдов, обнаруживших искусство с сомнительным провенансом).
Наибольшего объема аукционных продаж искусство старых мастеров достигло в 2007 году — $643 млн, и по сей день эта цифра не превышена. По сравнению с цифрами современных художников, проданных в том же году через Sotheby’s и Christie’s — $2,2 млрд, — эта сумма кажется небольшой, однако не стоит забывать: рынок старых мастеров, ввиду специфики работ, намного больше ориентирован на закрытые продажи в частном галерейно-дилерском секторе. Кризис 2008–2009 годов существенно сузил весь арт-рынок, а после старых мастеров, равно как и импрессионистов, ожидал сюрприз в виде бума китайского современного искусства, на несколько лет переключившего на себя внимание коллекционеров. К прежним показателям аукционный сегмент старых мастеров не вернулся: с 2008 по 2020 год наилучшим для него был 2012-й — с объемом продаж в $326 млн. Тем временем TEFAF расширила географию, открыв филиал в Нью-Йорке и перетянув на сторону закрытого рынка часть прежних покупателей Sotheby’s и Christie’s в Нью-Йорке.
К слову об аукционных домах: ведущие игроки, Sotheby’s и Christie’s, до недавнего времени в сумме проводили 10 специализированных торгов старыми мастерами в календарном году — почти одновременно, с разницей в несколько дней, в Лондоне (июль, декабрь) и Париже (июнь), но в разные месяцы в Нью-Йорке (Sotheby’s в январе и июне, Christie’s — в апреле и октябре). Примерно в таком же количестве торгов старые мастера участвовали «поневоле» и частично: например, в случае продажи некоей частной коллекции отдельным аукционным днем. Разделение искусства на дневные и вечерние торги (читай: малозначимые лоты и «голубые фишки») происходило аналогично другим периодам искусства (вечером — дороже и по приглашениям), а вот преимущество одного продавца над другим и лучшая география продаж обрисовались не сразу: в последнее десятилетие 7 из 10 лучших аукционных сезонов по старым мастерам провел Sotheby’s, а центральным городом для сбыта классического искусства стал Лондон.
Два других интересных маркера рынка старых мастеров — понятие «школы» и количество шедевров среди лотов исходя из ситуации на глобальном арт-рынке. С большим отрывом среди проданных лотов лидируют художники, представляющие фламандскую и итальянскую школы живописи. Проданные работы авторов остальных школ — британской, французской, немецкой, испанской, американской (без улыбки!) и др. — на вечерних торгах в последние несколько лет не дотягивают до лидеров даже в сумме ни количеством лотов, ни объемом продаж. Что касается распределения лотов на «шедевры» и «прочие», помимо разделения на вечерние и дневные торги (о чем говорилось выше), можно выделить и другую закономерность: в годы роста рынка (2006–2008, 2010–2012, 2014–2016) из 100 % продаж в денежном выражении менее значимые работы занимают 10–15 %, а в годы спада интереса к старым мастерам — всего 1–3 %. Другими словами, «голубые фишки» находят покупателя всегда (даже в кризис), а эшелоны авторов нижних уровней подтягиваются на рынок только при наличии у покупателя свободных денег.
Таблица 1. Распределение работ старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2016–2018 годах по школам живописи
Школа живописи | Продажи на вечерних торгах, доля лотов, % | Продажи на дневных торгах, доля лотов, % | Объем продаж (молоток), млн $ |
---|---|---|---|
Фламандская | 52 | 31 | 418,5 |
Итальянская | 28 | 32 | 207,2 |
Британская | 5 | 10 | 30,9 |
Французская | 5 | 10 | 41,2 |
Немецкая (включая Северную Европу) | 5 | 6 | 40,7 |
Другие школы | 5 | 11 | 16,5 |
Таблица 2. Топ-10 продаж искусства старых мастеров на аукционных торгах
№ | Автор | Название работы | Основа, техника | Аукцион / Город | Год продажи | Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Леонардо да Винчи (1452–1519) | Salvator Mundi (ок. 1500) | Доска, масло | Christie's, Нью-Йорк | 2017 | 400,0 |
2 | Питер Пауль Рубенс | The Massacre of the Innocents (1611–1612) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2002 | 69,7 |
3 | Питер Пауль Рубенс | Lot and His Daughters (1613–1614) | Холст, масло | Christie's, Лондон | 2016 | 51,7 |
4 | Рафаэль | Head of a Young Apostle (ок. 1510–1511) | Бумага, угольный карандаш | Sotheby's, Лондон | 2012 | 42,7 |
5 | Уильям Тернер | Rome, From Mount Aventine (1835) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2014 | 42,4 |
6 | Рафаэль | Head of a Muse (ок. 1518–1519) | Бумага, угольный карандаш | Christie's, Лондон | 2009 | 42,4 |
7 | Уильям Тернер | Modern Rome — Campо Vaccino (1839) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2010 | 40,2 |
8 | Франческо Гварди | Venice, A view of the Rialto Bridge, Looking North (ок. 1760) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2011 | 38,0 |
9 | Джордж Стаббс | Gime rack on Newmarket Heath (ок. 1765) | Холст, масло | Christie's, Лондон | 2011 | 32,0 |
10 | Уильям Тернер | Giudecca. La Donna della Salute and San Giorgio (ок. 1841) | Холст, масло | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 32,0 |
Из приведенной выше таблице отметим для себя следующее:
• Десять самых дорогих полотен созданы всего шестью художниками;
• «Спаситель мира», атрибутированный кисти Леонардо да Винчи, лидирует с солидным отрывом — более того, остальные девять работ списка были проданы на общую сумму $391,4 млн, которая меньше $400 млн (а с учетом комиссии покупателя — всех $450 млн) Леонардо;
• «Спасителя мира» продавали на торгах современного искусства в Нью-Йорке, чтобы привлечь бóльшую аудиторию (читай: обеспечить потенциальному покупателю максимальную огласку на глазах у сверхбогатой и медийной публики, которая не посещает торги старых мастеров). По этой же причине результат «Спасителя» не включается аналитиками в отчеты по рыку старых мастеров, а дополняет объем продаж современного искусства 2017 года;
• Три работы Уильяма Тернера в десятке топ-продаж — следствие не столько любви рынка к мрачноватым пейзажам британца, сколько наличие на публичном рынке действительно значимых работ автора. С большинством других старых мастеров дела обстоят иначе: их шедевры сегодня либо находятся в музеях, либо продаются в режиме частных сделок (как галереями, так и аукционными домами);
• Рафаэль Санти представлен двумя рисунками — но одновременно это и самые дорогие рисунки, когда-либо проданные на аукционных торгах. Как изменилась бы таблица, если бы на торги была выведена живопись Рафаэля?
• До 2006 года — стремительного роста рынка искусства — имеем всего одну продажу из десяти.
В следующей части материала мы расскажем о динамике продаж старых мастеров за последние пять лет в цифрах и о том, как 2020 год изменил нишевый рынок классического искусства — в частности, почему средняя стоимость лотов старых мастеров в карантин выросла почти втрое, а объем онлайн-продаж сегмента вырос на 785 %, опередив интернет-экспансию современного искусства.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200821_oldmasters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200821_oldmasters.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"