Старые мастера и новый рынок. Часть 2
ARTinvestment.RU   21 августа 2020

AI продолжает рассказ о рынке искусства старых мастеров

В первой части материала мы рассказали о том, кого история искусства «записала» в старые мастера, какими факторами определяется ценность отдельных работ и как можно предварительно оценить их подлинность по маркировкам в каталогах аукционных домов. Сегодня мы остановимся на рыночных показателях художников, работавших с начала XV по середину XIX века.

Если следовать «книжной» дате появления рынка искусства (Фландрия, XVII век), возникает интересный парадокс: в то время весь рынок состоял из художников, которых сегодня называют старыми мастерами. В отдельную группу их стали выделять с рождением импрессионизма во второй половине XIX века — прежде всего чтобы разделить старое и новое искусство. Пока европейские коллекционеры, следуя моде на импрессионизм, завешивали стены Моне и Дега, старые мастера неожиданно нашли признание в США — на рубеже 1900-х американцы активно покупали (и перевозили через океан) художников итальянской и фламандской школ живописи, тем самым стараясь казаться старше как нация. Бойкая торговля старыми мастерами между Парижем и Нью-Йорком, с подачи великого арт-дилера Роберта Дювина, продлилась до середины 1930-х: в США открывались первые музеи современного по тем временам искусства (преимущественно европейского модернизма), а далее страна стала воспитывать собственных художников. Рынок старых мастеров надолго остался уделом классических музеев, антикваров и потайных закромов эмигрантов в третьем колене.

Появление первой крупной специализированной ярмарки старых мастеров — TEFAF в голландском Маастрихте — стало возможным только к 1988 году (через 18 лет после основания Art Basel, главной ярмарки современного искусства), когда профессиональные биржевые брокеры обратили внимание на искусство как альтернативный инвестиционный актив. Открытию TEFAF также способствовали аукционные продажи Уильяма Тернера ($10,0 млн) и Андреа Мантеньи ($10,4 млн) в 1984 и 1985 годах соответственно: суммы сделок вдвое превысили предыдущие рекорды публичного рынка. С тех пор небольшой аэропорт Маастрихта стал ежегодно во второй половине февраля принимать до 300 частных самолетов, а к началу 2000-х объем выставленного на TEFAF искусства старых мастеров стал приближаться к 3 млрд (а до 20 % галерей  — сниматься с показа за несколько дней до открытия ярмарки, после полицейских рейдов, обнаруживших искусство с сомнительным провенансом).

Наибольшего объема аукционных продаж искусство старых мастеров достигло в 2007 году — $643 млн, и по сей день эта цифра не превышена. По сравнению с цифрами современных художников, проданных в том же году через Sotheby’s и Christie’s — $2,2 млрд, — эта сумма кажется небольшой, однако не стоит забывать: рынок старых мастеров, ввиду специфики работ, намного больше ориентирован на закрытые продажи в частном галерейно-дилерском секторе. Кризис 2008–2009 годов существенно сузил весь арт-рынок, а после старых мастеров, равно как и импрессионистов, ожидал сюрприз в виде бума китайского современного искусства, на несколько лет переключившего на себя внимание коллекционеров. К прежним показателям аукционный сегмент старых мастеров не вернулся: с 2008 по 2020 год наилучшим для него был 2012-й — с объемом продаж в $326 млн. Тем временем TEFAF расширила географию, открыв филиал в Нью-Йорке и перетянув на сторону закрытого рынка часть прежних покупателей Sotheby’s и Christie’s в Нью-Йорке.

К слову об аукционных домах: ведущие игроки, Sotheby’s и Christie’s, до недавнего времени в сумме проводили 10 специализированных торгов старыми мастерами в календарном году — почти одновременно, с разницей в несколько дней, в Лондоне (июль, декабрь) и Париже (июнь), но в разные месяцы в Нью-Йорке (Sotheby’s в январе и июне, Christie’s — в апреле и октябре). Примерно в таком же количестве торгов старые мастера участвовали «поневоле» и частично: например, в случае продажи некоей частной коллекции отдельным аукционным днем. Разделение искусства на дневные и вечерние торги (читай: малозначимые лоты и «голубые фишки») происходило аналогично другим периодам искусства (вечером — дороже и по приглашениям), а вот преимущество одного продавца над другим и лучшая география продаж обрисовались не сразу: в последнее десятилетие 7 из 10 лучших аукционных сезонов по старым мастерам провел Sotheby’s, а центральным городом для сбыта классического искусства стал Лондон.

Два других интересных маркера рынка старых мастеров — понятие «школы» и количество шедевров среди лотов исходя из ситуации на глобальном арт-рынке. С большим отрывом среди проданных лотов лидируют художники, представляющие фламандскую и итальянскую школы живописи. Проданные работы авторов остальных школ — британской, французской, немецкой, испанской, американской (без улыбки!) и др. — на вечерних торгах в последние несколько лет не дотягивают до лидеров даже в сумме ни количеством лотов, ни объемом продаж. Что касается распределения лотов на «шедевры» и «прочие», помимо разделения на вечерние и дневные торги (о чем говорилось выше), можно выделить и другую закономерность: в годы роста рынка (2006–2008, 2010–2012, 2014–2016) из 100 % продаж в денежном выражении менее значимые работы занимают 10–15 %, а в годы спада интереса к старым мастерам — всего 1–3 %. Другими словами, «голубые фишки» находят покупателя всегда (даже в кризис), а эшелоны авторов нижних уровней подтягиваются на рынок только при наличии у покупателя свободных денег.

Таблица 1. Распределение работ старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2016–2018 годах по школам живописи

Школа живописи

Продажи на вечерних торгах, доля лотов, %

Продажи на дневных торгах, доля лотов, %

Объем продаж (молоток), млн $

Фламандская

52

31

418,5

Итальянская

28

32

207,2

Британская

5

10

30,9

Французская

5

10

41,2

Немецкая (включая Северную Европу)

5

6

40,7

Другие школы

5

11

16,5

Таблица 2. Топ-10 продаж искусства старых мастеров на аукционных торгах

Автор

Название работы

Основа, техника

Аукцион / Город

Год продажи

Цена продажи (молоток), $ млн

1

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Salvator Mundi (ок. 1500)

Доска, масло

Christie's, Нью-Йорк

2017

400,0

Питер Пауль Рубенс
(1577–1640)

The Massacre of the Innocents (1611–1612)

Холст, масло

Sotheby's, Лондон

2002

69,7

Питер Пауль Рубенс
(1577–1640)

Lot and His Daughters (1613–1614)

Холст, масло

Christie's, Лондон

2016

51,7

Рафаэль
(1483–1520)

Head of a Young Apostle (ок. 1510–1511)

Бумага, угольный карандаш

Sotheby's, Лондон

2012

42,7

Уильям Тернер
(1775–1851)

Rome, From Mount Aventine (1835)

Холст, масло

Sotheby's, Лондон

2014

42,4

Рафаэль
(1483–1520)

Head of a Muse (ок. 1518–1519)

Бумага, угольный карандаш

Christie's, Лондон

2009

42,4

Уильям Тернер
(1775–1851)

Modern Rome — Campо Vaccino (1839)

Холст, масло

Sotheby's, Лондон

2010

40,2

Франческо Гварди
(1712–1793)

Venice, A view of the Rialto Bridge, Looking North (ок. 1760)

Холст, масло

Sotheby's, Лондон

2011

38,0

Джордж Стаббс
(1724–1806)

Gime rack on Newmarket Heath (ок. 1765)

Холст, масло

Christie's, Лондон

2011

32,0

10 

Уильям Тернер
(1775–1851)

Giudecca. La Donna della Salute and San Giorgio (ок. 1841)

Холст, масло

Christie's, Нью-Йорк

2006

32,0

Из приведенной выше таблице отметим для себя следующее:

• Десять самых дорогих полотен созданы всего шестью художниками;

• «Спаситель мира», атрибутированный кисти Леонардо да Винчи, лидирует с солидным отрывом — более того, остальные девять работ списка были проданы на общую сумму $391,4 млн, которая меньше $400 млн (а с учетом комиссии покупателя — всех $450 млн) Леонардо;

• «Спасителя мира» продавали на торгах современного искусства в Нью-Йорке, чтобы привлечь бóльшую аудиторию (читай: обеспечить потенциальному покупателю максимальную огласку на глазах у сверхбогатой и медийной публики, которая не посещает торги старых мастеров). По этой же причине результат «Спасителя» не включается аналитиками в отчеты по рыку старых мастеров, а дополняет объем продаж современного искусства 2017 года;

• Три работы Уильяма Тернера в десятке топ-продаж — следствие не столько любви рынка к мрачноватым пейзажам британца, сколько наличие на публичном рынке действительно значимых работ автора. С большинством других старых мастеров дела обстоят иначе: их шедевры сегодня либо находятся в музеях, либо продаются в режиме частных сделок (как галереями, так и аукционными домами);

• Рафаэль Санти представлен двумя рисунками — но одновременно это и самые дорогие рисунки, когда-либо проданные на аукционных торгах. Как изменилась бы таблица, если бы на торги была выведена живопись Рафаэля?

• До 2006 года — стремительного роста рынка искусства — имеем всего одну продажу из десяти.

В следующей части материала мы расскажем о динамике продаж старых мастеров за последние пять лет в цифрах и о том, как 2020 год изменил нишевый рынок классического искусства — в частности, почему средняя стоимость лотов старых мастеров в карантин выросла почти втрое, а объем онлайн-продаж сегмента вырос на 785 %, опередив интернет-экспансию современного искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200821_oldmasters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200821_oldmasters.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх