- Атрибуция автора картины
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Игорь Александрович Попов
- Иоганн Конрад Дорнер?
- Этюд "Бахча - её сторож", атрибуция автора
- Бюст девушки
- Прошу атрибутировать автора
- Борис Свешников. Эскизы к живописным работам
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины
Старые мастера и новый рынок. Часть 2
ARTinvestment.RU 21 августа 2020
AI продолжает рассказ о рынке искусства старых мастеров
В первой части материала мы рассказали о том, кого история искусства «записала» в старые мастера, какими факторами определяется ценность отдельных работ и как можно предварительно оценить их подлинность по маркировкам в каталогах аукционных домов. Сегодня мы остановимся на рыночных показателях художников, работавших с начала XV по середину XIX века.
Если следовать «книжной» дате появления рынка искусства (Фландрия, XVII век), возникает интересный парадокс: в то время весь рынок состоял из художников, которых сегодня называют старыми мастерами. В отдельную группу их стали выделять с рождением импрессионизма во второй половине XIX века — прежде всего чтобы разделить старое и новое искусство. Пока европейские коллекционеры, следуя моде на импрессионизм, завешивали стены Моне и Дега, старые мастера неожиданно нашли признание в США — на рубеже 1900-х американцы активно покупали (и перевозили через океан) художников итальянской и фламандской школ живописи, тем самым стараясь казаться старше как нация. Бойкая торговля старыми мастерами между Парижем и Нью-Йорком, с подачи великого арт-дилера Роберта Дювина, продлилась до середины 1930-х: в США открывались первые музеи современного по тем временам искусства (преимущественно европейского модернизма), а далее страна стала воспитывать собственных художников. Рынок старых мастеров надолго остался уделом классических музеев, антикваров и потайных закромов эмигрантов в третьем колене.
Появление первой крупной специализированной ярмарки старых мастеров — TEFAF в голландском Маастрихте — стало возможным только к 1988 году (через 18 лет после основания Art Basel, главной ярмарки современного искусства), когда профессиональные биржевые брокеры обратили внимание на искусство как альтернативный инвестиционный актив. Открытию TEFAF также способствовали аукционные продажи Уильяма Тернера ($10,0 млн) и Андреа Мантеньи ($10,4 млн) в 1984 и 1985 годах соответственно: суммы сделок вдвое превысили предыдущие рекорды публичного рынка. С тех пор небольшой аэропорт Маастрихта стал ежегодно во второй половине февраля принимать до 300 частных самолетов, а к началу 2000-х объем выставленного на TEFAF искусства старых мастеров стал приближаться к 3 млрд (а до 20 % галерей — сниматься с показа за несколько дней до открытия ярмарки, после полицейских рейдов, обнаруживших искусство с сомнительным провенансом).
Наибольшего объема аукционных продаж искусство старых мастеров достигло в 2007 году — $643 млн, и по сей день эта цифра не превышена. По сравнению с цифрами современных художников, проданных в том же году через Sotheby’s и Christie’s — $2,2 млрд, — эта сумма кажется небольшой, однако не стоит забывать: рынок старых мастеров, ввиду специфики работ, намного больше ориентирован на закрытые продажи в частном галерейно-дилерском секторе. Кризис 2008–2009 годов существенно сузил весь арт-рынок, а после старых мастеров, равно как и импрессионистов, ожидал сюрприз в виде бума китайского современного искусства, на несколько лет переключившего на себя внимание коллекционеров. К прежним показателям аукционный сегмент старых мастеров не вернулся: с 2008 по 2020 год наилучшим для него был 2012-й — с объемом продаж в $326 млн. Тем временем TEFAF расширила географию, открыв филиал в Нью-Йорке и перетянув на сторону закрытого рынка часть прежних покупателей Sotheby’s и Christie’s в Нью-Йорке.
К слову об аукционных домах: ведущие игроки, Sotheby’s и Christie’s, до недавнего времени в сумме проводили 10 специализированных торгов старыми мастерами в календарном году — почти одновременно, с разницей в несколько дней, в Лондоне (июль, декабрь) и Париже (июнь), но в разные месяцы в Нью-Йорке (Sotheby’s в январе и июне, Christie’s — в апреле и октябре). Примерно в таком же количестве торгов старые мастера участвовали «поневоле» и частично: например, в случае продажи некоей частной коллекции отдельным аукционным днем. Разделение искусства на дневные и вечерние торги (читай: малозначимые лоты и «голубые фишки») происходило аналогично другим периодам искусства (вечером — дороже и по приглашениям), а вот преимущество одного продавца над другим и лучшая география продаж обрисовались не сразу: в последнее десятилетие 7 из 10 лучших аукционных сезонов по старым мастерам провел Sotheby’s, а центральным городом для сбыта классического искусства стал Лондон.
Два других интересных маркера рынка старых мастеров — понятие «школы» и количество шедевров среди лотов исходя из ситуации на глобальном арт-рынке. С большим отрывом среди проданных лотов лидируют художники, представляющие фламандскую и итальянскую школы живописи. Проданные работы авторов остальных школ — британской, французской, немецкой, испанской, американской (без улыбки!) и др. — на вечерних торгах в последние несколько лет не дотягивают до лидеров даже в сумме ни количеством лотов, ни объемом продаж. Что касается распределения лотов на «шедевры» и «прочие», помимо разделения на вечерние и дневные торги (о чем говорилось выше), можно выделить и другую закономерность: в годы роста рынка (2006–2008, 2010–2012, 2014–2016) из 100 % продаж в денежном выражении менее значимые работы занимают 10–15 %, а в годы спада интереса к старым мастерам — всего 1–3 %. Другими словами, «голубые фишки» находят покупателя всегда (даже в кризис), а эшелоны авторов нижних уровней подтягиваются на рынок только при наличии у покупателя свободных денег.
Таблица 1. Распределение работ старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2016–2018 годах по школам живописи
Школа живописи | Продажи на вечерних торгах, доля лотов, % | Продажи на дневных торгах, доля лотов, % | Объем продаж (молоток), млн $ |
---|---|---|---|
Фламандская | 52 | 31 | 418,5 |
Итальянская | 28 | 32 | 207,2 |
Британская | 5 | 10 | 30,9 |
Французская | 5 | 10 | 41,2 |
Немецкая (включая Северную Европу) | 5 | 6 | 40,7 |
Другие школы | 5 | 11 | 16,5 |
Таблица 2. Топ-10 продаж искусства старых мастеров на аукционных торгах
№ | Автор | Название работы | Основа, техника | Аукцион / Город | Год продажи | Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Леонардо да Винчи (1452–1519) | Salvator Mundi (ок. 1500) | Доска, масло | Christie's, Нью-Йорк | 2017 | 400,0 |
2 | Питер Пауль Рубенс | The Massacre of the Innocents (1611–1612) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2002 | 69,7 |
3 | Питер Пауль Рубенс | Lot and His Daughters (1613–1614) | Холст, масло | Christie's, Лондон | 2016 | 51,7 |
4 | Рафаэль | Head of a Young Apostle (ок. 1510–1511) | Бумага, угольный карандаш | Sotheby's, Лондон | 2012 | 42,7 |
5 | Уильям Тернер | Rome, From Mount Aventine (1835) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2014 | 42,4 |
6 | Рафаэль | Head of a Muse (ок. 1518–1519) | Бумага, угольный карандаш | Christie's, Лондон | 2009 | 42,4 |
7 | Уильям Тернер | Modern Rome — Campо Vaccino (1839) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2010 | 40,2 |
8 | Франческо Гварди | Venice, A view of the Rialto Bridge, Looking North (ок. 1760) | Холст, масло | Sotheby's, Лондон | 2011 | 38,0 |
9 | Джордж Стаббс | Gime rack on Newmarket Heath (ок. 1765) | Холст, масло | Christie's, Лондон | 2011 | 32,0 |
10 | Уильям Тернер | Giudecca. La Donna della Salute and San Giorgio (ок. 1841) | Холст, масло | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 32,0 |
Из приведенной выше таблице отметим для себя следующее:
• Десять самых дорогих полотен созданы всего шестью художниками;
• «Спаситель мира», атрибутированный кисти Леонардо да Винчи, лидирует с солидным отрывом — более того, остальные девять работ списка были проданы на общую сумму $391,4 млн, которая меньше $400 млн (а с учетом комиссии покупателя — всех $450 млн) Леонардо;
• «Спасителя мира» продавали на торгах современного искусства в Нью-Йорке, чтобы привлечь бóльшую аудиторию (читай: обеспечить потенциальному покупателю максимальную огласку на глазах у сверхбогатой и медийной публики, которая не посещает торги старых мастеров). По этой же причине результат «Спасителя» не включается аналитиками в отчеты по рыку старых мастеров, а дополняет объем продаж современного искусства 2017 года;
• Три работы Уильяма Тернера в десятке топ-продаж — следствие не столько любви рынка к мрачноватым пейзажам британца, сколько наличие на публичном рынке действительно значимых работ автора. С большинством других старых мастеров дела обстоят иначе: их шедевры сегодня либо находятся в музеях, либо продаются в режиме частных сделок (как галереями, так и аукционными домами);
• Рафаэль Санти представлен двумя рисунками — но одновременно это и самые дорогие рисунки, когда-либо проданные на аукционных торгах. Как изменилась бы таблица, если бы на торги была выведена живопись Рафаэля?
• До 2006 года — стремительного роста рынка искусства — имеем всего одну продажу из десяти.
В следующей части материала мы расскажем о динамике продаж старых мастеров за последние пять лет в цифрах и о том, как 2020 год изменил нишевый рынок классического искусства — в частности, почему средняя стоимость лотов старых мастеров в карантин выросла почти втрое, а объем онлайн-продаж сегмента вырос на 785 %, опередив интернет-экспансию современного искусства.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200821_oldmasters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200821_oldmasters.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Атрибуция автора картины
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Игорь Александрович Попов
- Иоганн Конрад Дорнер?
- Этюд "Бахча - её сторож", атрибуция автора
- Бюст девушки
- Прошу атрибутировать автора
- Борис Свешников. Эскизы к живописным работам
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины