Old masters and new market. Part 1
ARTinvestment.RU   16 июля 2020

AI begins with a detailed story about the art market of the old masters

it So happened, what about the old masters of the global art market remembers with regularity 8-10 years, mainly in the periods between economic recessions. A limited number of high-quality works, the dominant emotional component in the actions of collectors and relatively low annual growth rate of cost (average below 5 %) determine the long-term holding period, and in the amount of — desire to part with the masterpiece only in exceptional cases. However, after the next recession, the emergence of old masters at auction and in private transactions triggers that increased customer demand: it arises from a desire to protect their assets from possible economic fluctuations before the next crisis.

In the coming months, we expect that many investors will turn to the old masters market in search of stability. AI is committed to help readers understand this segment of the market, get basic knowledge about the subject, its price characteristics, and to avoid common mistakes in the practice of the art of the old masters. The first article of this series provides a concise insight into the essence of the issue.

What is the art of the old masters?

the Term "old master" often refers to the European works Dating from approximately 1400-х (the emergence of secular art) until the mid-1800-х (the emergence of impressionism) years. It is important to remember that the "old masters" — is the generic name, which unites artists of several centuries, from different periods and styles. The latter include, in particular, romanticism, Renaissance (early, high, Gothic, Venetian, Spanish, Northern etc.), Baroque, Dutch Golden age, Rococo and Neoclassicism. The word "master" is traditionally ascribed to the most famous and historically recognized artists such as Rembrandt, Rubens, Caravaggio, Michelangelo, Bruegel, Leonardo da Vinci, Raphael, Vermeer, and others.

What determines the value of the works of old masters?

According to experts of the leading auction houses, supported by the statistics of the estimate and the final sales results, value of old masters depends on the following seven factors, which are given to us in reverse order — from least-significant (affecting the final grade the result of the transaction) to the most important:

• quality work;

• provenance;

• the rarity factor;

• the condition of;

• material and equipment;

• the authenticity of the;

• the name of the artist.

Consider these factors separately.

1. The quality of the work

the Most subjective aspect of assessment, because the formula for determining the quality does not exist (not to be confused with the state of preservation). However, this term often appears in the overseas evaluation reports on works of the old masters. The closest definition of "quality" — artistic value of the object. In other words, is the level of realization of the idea of the artist using his skills — in particular, the composition, lines, shapes, use of light andcolor. Note that the quality of work is not always tied to a widely recognized artists: often high-quality art objects belong to the brush of little-known authors.

2. Provenance

Provenance — is a history of the work since its creation (and sometimes earlier, if the story of creation is known and especially if it is associated with historical events, persons or carries a different time stamp) to be placed on the current sale. The provenance marked all the known exhibitions and auctions, lists of owners, among which the presence of famous people (from public figures to the Royal family) can increase the market value of the work several times.

3. The rarity factor

Alas, time — is the enemy of art than the works of older, the more they are rare among similar objects — because of their premature damage or destruction. The concept of "rarity" also includes the historical significance of the works in the artist, the uniqueness of the material used in the creation of absence at the time of sale of such works of the artist are in private collections (and only in museums), etc.

4. The state of preservation

it Might sound sudden, but against the works of the old masters, the state of preservation is not a major factor in determining the value of work. Usually, the pristine state of the job (neotrestavrirovannym with fade away with time colors, centuries-old blackened varnish or a layer of dust) greatly increases its value. Serious collectors prefer to buy these things and trust them only "their" restorers. So sometimes when displaying work for sale restorations simply removed. What should I look for a collector in the proposed work (if suddenly invited them mandatory the independent expert's late!): traces of retouching, preservation, craquelure (cracks of the paint and/or lacquer layer, typically caused by a failure of technology priming the canvas or the application of paint layers by the artist or by storage conditions), damage to the wood frame.

5. Material and technology

On the art market there is a certain hierarchy among the materials and techniques of work, where a canvas and oil occupy the top, most valuable, position. However, in the case of old masters this hierarchy is much more complicated and not so obvious. At different times the artists used various materials and techniques: tempera, oil on boards, oil on canvas, drawing on paper (in particular, in the list of ten most expensive works of old masters — two of Raphael's on paper, in the amount sold for $85,1 million). However, works created in oil on canvas or Board, often reach to the best safety in comparison with drawings on paper.

6. Authenticity

the Authenticity and authorship are the most important factors in assessing the value of works of the old masters. The process of authentication includes only identification of authorship, but also the creation date, and country of origin of a work of art. Sometimes to confirm the specialists have to deal with the attribution — the attribution of the newly found, previously unknown in the catalogues or archival work.Few people know that the authenticity of international practice has its graduation — these range from the indisputable sole authorship to genuine fakes.

7. The name of the artist

the artist's Name may head the list of the most powerful factors in the value of the work — in case of confirmed authorship, and to close it — if the authorship is questionable. The authors, who traditionally are considered old masters, are divided into values — first, second, etc., and the appearance on the market of works of authors of the first magnitude is always a rare and extraordinary event, which is often accompanied by record sales. Suffice it to say that in the list of ten most expensive works of old masters, when-либо sold at public auction to date, there are only six names on it (who is, you will learn from the second part of the material).

What can we understand about the authenticity from the auction catalog, what I didn't tell auction house?

In the auction catalog the art of the old masters collector can see next to the name of the artist minor labels, which are legally fixed for the auction house the right to maneuver in case if the work will be forged. In fact, these labels indicate the degree of confidence of the auction, the authorship ascribed to this or that work. Let us examine these inscriptions in more detail:

• "Author" (eng. — By): if the name of the artist artworks is the official art and auction house de-факто acknowledge that the work done by the hand of the artist. Accordingly, in the case of establishing the forgery of the collector will be most protected in a dispute with the seller;

• "Attributed (who-либо)" (eng. — Attributed to): artwork, most likely made by the artist, at least in part. But auction house experts are not sure about it 100 percent;

• "Studio" or "Workshop" (eng. — Studio of / Workshop of): work made in the workshop of the artist, possibly under his leadership. The author, according to art historians and auction houses, not the artist himself, and the apprentice (which could then be repeatedly challenged). It is in this category can escape the so-called "dormant masterpieces" — work for a long time attributed to the student, and subsequently attributed to the master himself. However, in this case the product will not fall into the "upper tier" of authenticity, but only do the step above in the hierarchy;

• "Follower" (eng. — Follower of): the product is made in the manner of the artist (but not necessarily a disciple or someone-либо who worked directly with the master);

• "Circle" (eng. — Circle of): the piece is created during the life of the artist and reflects his creative influence on contemporary authors;

• "Manner" (eng. — Manner of): a work executed in artist's style but not in his lifetime, and later;

• "explanation" (eng. — After): the work is a copy of a known work of the master (usually done by another author without malice or fraud);

• "School" (eng. — School of): the work included in a unifying circle of art (formally recognized at the time of creation of the work, and created by art historians much later).

the distribution of the works of the old masters "marked"at auctions Sotheby's and Christie's in 2019

Litter

the Number of lots,

PCs

%

"Author"

789

70

"Attributed"

48

4

"Studio"

20

2

"Workshop"

22

2

"Follower"

64

6

"Round"

68

6

"Manner"

7

1

"In explanation"

27

2

"School"

90

8

As you can see from the above table, the highest amount taken at auction belongs to the works with the most confirmed authorship. Next, in descending order of relevance followed by the work of his contemporaries, having independent art value, and only then — pupils and imitators of the manner of writing of the artist. The least valuable from the point of view of the demand represent the work created in the style of the author, but much later period of his active work.

In the next part we will talk about figures of the old masters market — auction sales, distribution of lots by value and country of origin of the artists.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Старые мастера и новый рынок. Часть 1
ARTinvestment.RU   16 июля 2020

AI начинает подробный рассказ о рынке искусства старых мастеров

Так уж сложилось, что о старых мастерах мировой рынок искусства вспоминает с регулярностью в 8–10 лет, в основном в периоды между экономическими спадами. Ограниченное количество высококлассных работ, доминирующая эмоциональная составляющая в действиях коллекционеров и относительно низкий среднегодовой темп роста стоимости (в среднем ниже 5 %) предопределяют долгосрочный период владения, а в сумме — желание расстаться с шедевром лишь в исключительных случаях. Тем не менее после очередной рецессии появление старых мастеров на аукционных торгах и в частных сделках провоцирует именно возросший покупательский спрос: он возникает из желания обезопасить свои активы от возможных экономических колебаний перед следующим кризисом.

В ближайшие месяцы мы ожидаем, что многие инвесторы обратятся к рынку старых мастеров в поисках стабильности. AI считает своим долгом помочь читателям разобраться в данном сегменте рынка, получить базовые знания о предмете, его ценовых характеристиках и избежать основных ошибок в работе с искусством старых мастеров. Первый материал нашего цикла представляет собой краткий экскурс в суть вопроса.

Что такое искусство старых мастеров?

Термин «старые мастера» специалисты обычно относят к европейским работам, датируемым приблизительно с 1400-х (возникновения светского искусства) до середины 1800-х (появления импрессионизма) годов. Важно помнить, что «старые мастера» — это обобщенное название, объединяющее художников нескольких столетий, разных периодов и стилей. Последние включают, в частности, романтизм, ренессанс (ранний, высокий, готический, венецианский, испанский, северный и др.), барокко, голландский Золотой век, рококо и неоклассицизм. Само слово «мастер» традиционно приписывается наиболее известным и исторически признанным художникам, таким как Рембрандт, Рубенс, Караваджо, Микеланджело, Брейгель, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Вермеер и др.

Чем определяется ценность произведений старых мастеров?

По мнению специалистов по оценке ведущих аукционных домов, подкрепленному статистикой эстимейтов и финальных результатов продаж, ценность старых мастеров зависит от следующих семи факторов, которые приводятся нами в обратном порядке — от наименее значимого (влияющего на итоговую оценку и результат сделки) к наиболее весомому:

• качество работы;

• провенанс;

• фактор редкости;

• состояние сохранности;

• материал и техника;

• подлинность;

• имя художника.

Рассмотрим эти факторы по отдельности.

1. Качество работы

Наиболее субъективный аспект оценки, поскольку формулы для определения качества не существует (не путать с состоянием сохранности). Тем не менее этот термин часто фигурирует в зарубежных оценочных отчетах по работам старых мастеров. Наиболее близкое определение «качеству» — художественная ценность предмета. Другими словами, это уровень воплощения идеи художника через его мастерство — в частности, композиционное решение, линии, формы, использование света и цвета. Отметим, что качество работы не всегда привязано к широко признанным художникам: часто высококлассные предметы искусства принадлежат кисти малоизвестных авторов.

2. Провенанс

Провенанс — это история бытования работы с момента ее создания (а иногда и ранее, если история создания известна и особенно если она связана с историческими событиями, лицами или носит на себе иной отпечаток времени) до момента выставления на текущую продажу. В провенансе отмечаются все известные выставки и аукционы, приводится перечень владельцев, присутствие среди которых известных персон (от публичных личностей до королевских семей) может увеличить рыночную стоимость работы в несколько раз.

3. Фактор редкости

Увы, время — враг искусства: чем произведения старше, тем более они редки среди подобных объектов — ввиду их преждевременной порчи либо уничтожения. Понятие «редкости» также включает в себя историческое значение произведения в творчестве художника, уникальность материала, использованного при создании, отсутствие на момент продажи подобных работ художника в частных коллекциях (а только в музейных) и пр.

4. Состояние сохранности

Возможно, это прозвучит неожиданно, но в отношении произведений старых мастеров состояние сохранности не является главным фактором при определении стоимости работы. Как правило, первозданное состояние работы (неотреставрированная, с потускневшими от времени красками, почерневшим лаком или многовековым слоем пыли) сильно увеличивает ее ценность. Серьезные коллекционеры предпочитают покупать именно такие вещи и доверять их только «своим» реставраторам. Поэтому иногда при выводе работы на продажу следы реставрации попросту убирают. Что следует искать коллекционеру в предложенной работе (если вдруг приглашенный им в обязательном порядке независимый эксперт опаздывает!): следы ретуширования, консервации, кракелюр (трещины красочного и/или лакового слоя, обычно вызванные несоблюдением технологии грунтовки холста или нанесения красочных слоев художником, либо условиями хранения), повреждения дерева рамы.

5. Материал и техника

На рынке искусства существует определенная иерархия среди материалов и техник работы, где холст и масло занимают верхнюю, наиболее ценную, позицию. Однако в случае старых мастеров эта иерархия намного сложнее и не столь очевидна. В разное время художники использовали различные материалы и техники: темперу, масло на досках, масло на холсте, графику на бумаге (в частности, в списке десяти самых дорогих произведений старых мастеров — две работы Рафаэля на бумаге, в сумме проданные за $85,1 млн). Тем не менее работы, созданные маслом на холсте или доске, чаще доходят до наших дней в лучшей сохранности по сравнению с рисунками на бумаге.

6. Подлинность

Подлинность и авторство являются наиболее важными факторами при оценке стоимости работ старых мастеров. Процесс подтверждения подлинности включает в себя не только идентификацию авторства, но также дату создания, страны и происхождения предмета искусства. Иногда до подтверждения специалистам приходится заниматься атрибуцией — установлением авторства вновь найденной, не известной ранее по каталогам или архивным документам работы. Немногие знают, что подлинность международной практике имеет свои градации — их спектр простирается от бесспорного единоличного авторства до натуральной подделки.

7. Имя художника

Имя художника может как возглавлять список наиболее сильных факторов ценности работы — в случае подтвержденного авторства, так и замыкать его — если авторство вызывает сомнения. Авторы, которых принято причислять к старым мастерам, условно делятся на величины — первая, вторая, и т.д., и появление на рынке работ авторов первой величины всегда редкое и неординарное событие, которое часто сопровождается рекордными продажами. Достаточно сказать, что в списке десяти самых дорогих работ старых мастеров, когда-либо проданных на публичных торгах к настоящему моменту, есть всего шесть имен (кто это, вы узнаете из второй части материала).

Что можно понять о подлинности из аукционного каталога, о чем вслух не расскажут аукционные дома?

В каталоге торгов искусством старых мастеров коллекционер может увидеть рядом с именем художника незначительные пометы, которые юридически закрепляют за аукционным домом право на маневр в случае, если работа окажется поддельной. Фактически эти пометы говорят о степени уверенности аукциона в авторстве, приписываемом той или иной работе. Разберем эти пометы детальнее:

• «Автор» (англ. — By): если рядом с именем художника произведения стоит «автор», официальное искусствоведение и аукционный дом де-факто признают, что работа выполнена рукой художника. Соответственно, в случае установления подделки коллекционер будет максимально защищен в споре с продавцом;

• «Атрибутировано (кому-либо)» (англ. — Attributed to): произведение, вероятнее всего, выполнено художником, по крайней мере частично. Но специалисты аукционного дома не уверены в этом на 100 процентов;

• «Студия» или «Мастерская» (англ. — Studio of / Workshop of): работа выполнена в мастерской художника, возможно под его руководством. При этом автор, по мнению искусствоведов и аукционного дома, не сам художник, а его ученик (что впоследствии может быть многократно оспорено). Именно в этой категории могу скрываться т.н. «спящие шедевры» — работы, долгое время приписываемые ученику, а впоследствии атрибутированные самому мастеру. Однако в этом случае произведение не попадет на «верхнюю ступень» подлинности, а лишь сделает шаг выше в приведенной иерархии;

• «Последователь» (англ. — Follower of): произведение выполнено в манере художника (но не обязательно учеником или кем-либо, кто работал непосредственно с мастером);

• «Круг» (англ. — Circle of): произведение создано в период жизни художника и отражает его творческое влияние на современных ему авторов;

• «Манера» (англ.  — Manner of): произведение выполнено в стиле художника, но не при его жизни, а позднее;

• «По мотивам» (англ. — After): произведение является копией известной работы мастера (как правило, сознательно сделанной другим автором без умысла подделки);

• «Школа» (англ. — School of): произведение входит в некий объединяющий круг предметов искусства (как формально признанный на момент создания работы, так и созданный искусствоведами значительно позднее).

Распределение работ старых мастеров «с пометами» на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2019 году

Помета

Количество лотов,

шт.

%

«Автор»

789

70

«Атрибутировано»

48

4

«Студия»

20

2

«Мастерская»

22

2

«Последователь»

64

6

«Круг»

68

6

«Манера»

7

1

«По мотивам»

27

2

«Школа»

90

8

Как видим из приведенной таблицы, наибольшее количество принятых на торги лотов принадлежит произведениям с максимально подтвержденным авторством. Далее по мере убывания востребованности следуют работы современников, имеющие самостоятельную художественную ценность, и лишь затем — ученики и подражатели манере письма художника. Наименьшую ценность с точки зрения спроса представляют работы, созданные в стиле автора, но намного позже периода его активного творчества.

В следующей части материала мы расскажем о цифрах рынка старых мастеров — аукционных продажах, распределении лотов по стоимости и стране происхождения художников.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200716_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200716_old_masters.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх