Старые мастера и новый рынок. Часть 1
AI начинает подробный рассказ о рынке искусства старых мастеров
Так уж сложилось, что о старых мастерах мировой рынок искусства вспоминает с регулярностью в 8–10 лет, в основном в периоды между экономическими спадами. Ограниченное количество высококлассных работ, доминирующая эмоциональная составляющая в действиях коллекционеров и относительно низкий среднегодовой темп роста стоимости (в среднем ниже 5 %) предопределяют долгосрочный период владения, а в сумме — желание расстаться с шедевром лишь в исключительных случаях. Тем не менее после очередной рецессии появление старых мастеров на аукционных торгах и в частных сделках провоцирует именно возросший покупательский спрос: он возникает из желания обезопасить свои активы от возможных экономических колебаний перед следующим кризисом.
В ближайшие месяцы мы ожидаем, что многие инвесторы обратятся к рынку старых мастеров в поисках стабильности. AI считает своим долгом помочь читателям разобраться в данном сегменте рынка, получить базовые знания о предмете, его ценовых характеристиках и избежать основных ошибок в работе с искусством старых мастеров. Первый материал нашего цикла представляет собой краткий экскурс в суть вопроса.
Что такое искусство старых мастеров?
Термин «старые мастера» специалисты обычно относят к европейским работам, датируемым приблизительно с 1400-х (возникновения светского искусства) до середины 1800-х (появления импрессионизма) годов. Важно помнить, что «старые мастера» — это обобщенное название, объединяющее художников нескольких столетий, разных периодов и стилей. Последние включают, в частности, романтизм, ренессанс (ранний, высокий, готический, венецианский, испанский, северный и др.), барокко, голландский Золотой век, рококо и неоклассицизм. Само слово «мастер» традиционно приписывается наиболее известным и исторически признанным художникам, таким как Рембрандт, Рубенс, Караваджо, Микеланджело, Брейгель, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Вермеер и др.
Чем определяется ценность произведений старых мастеров?
По мнению специалистов по оценке ведущих аукционных домов, подкрепленному статистикой эстимейтов и финальных результатов продаж, ценность старых мастеров зависит от следующих семи факторов, которые приводятся нами в обратном порядке — от наименее значимого (влияющего на итоговую оценку и результат сделки) к наиболее весомому:
• качество работы;
• провенанс;
• фактор редкости;
• состояние сохранности;
• материал и техника;
• подлинность;
• имя художника.
Рассмотрим эти факторы по отдельности.
1. Качество работы
Наиболее субъективный аспект оценки, поскольку формулы для определения качества не существует (не путать с состоянием сохранности). Тем не менее этот термин часто фигурирует в зарубежных оценочных отчетах по работам старых мастеров. Наиболее близкое определение «качеству» — художественная ценность предмета. Другими словами, это уровень воплощения идеи художника через его мастерство — в частности, композиционное решение, линии, формы, использование света и цвета. Отметим, что качество работы не всегда привязано к широко признанным художникам: часто высококлассные предметы искусства принадлежат кисти малоизвестных авторов.
2. Провенанс
Провенанс — это история бытования работы с момента ее создания (а иногда и ранее, если история создания известна и особенно если она связана с историческими событиями, лицами или носит на себе иной отпечаток времени) до момента выставления на текущую продажу. В провенансе отмечаются все известные выставки и аукционы, приводится перечень владельцев, присутствие среди которых известных персон (от публичных личностей до королевских семей) может увеличить рыночную стоимость работы в несколько раз.
3. Фактор редкости
Увы, время — враг искусства: чем произведения старше, тем более они редки среди подобных объектов — ввиду их преждевременной порчи либо уничтожения. Понятие «редкости» также включает в себя историческое значение произведения в творчестве художника, уникальность материала, использованного при создании, отсутствие на момент продажи подобных работ художника в частных коллекциях (а только в музейных) и пр.
4. Состояние сохранности
Возможно, это прозвучит неожиданно, но в отношении произведений старых мастеров состояние сохранности не является главным фактором при определении стоимости работы. Как правило, первозданное состояние работы (неотреставрированная, с потускневшими от времени красками, почерневшим лаком или многовековым слоем пыли) сильно увеличивает ее ценность. Серьезные коллекционеры предпочитают покупать именно такие вещи и доверять их только «своим» реставраторам. Поэтому иногда при выводе работы на продажу следы реставрации попросту убирают. Что следует искать коллекционеру в предложенной работе (если вдруг приглашенный им в обязательном порядке независимый эксперт опаздывает!): следы ретуширования, консервации, кракелюр (трещины красочного и/или лакового слоя, обычно вызванные несоблюдением технологии грунтовки холста или нанесения красочных слоев художником, либо условиями хранения), повреждения дерева рамы.
5. Материал и техника
На рынке искусства существует определенная иерархия среди материалов и техник работы, где холст и масло занимают верхнюю, наиболее ценную, позицию. Однако в случае старых мастеров эта иерархия намного сложнее и не столь очевидна. В разное время художники использовали различные материалы и техники: темперу, масло на досках, масло на холсте, графику на бумаге (в частности, в списке десяти самых дорогих произведений старых мастеров — две работы Рафаэля на бумаге, в сумме проданные за $85,1 млн). Тем не менее работы, созданные маслом на холсте или доске, чаще доходят до наших дней в лучшей сохранности по сравнению с рисунками на бумаге.
6. Подлинность
Подлинность и авторство являются наиболее важными факторами при оценке стоимости работ старых мастеров. Процесс подтверждения подлинности включает в себя не только идентификацию авторства, но также дату создания, страны и происхождения предмета искусства. Иногда до подтверждения специалистам приходится заниматься атрибуцией — установлением авторства вновь найденной, не известной ранее по каталогам или архивным документам работы. Немногие знают, что подлинность международной практике имеет свои градации — их спектр простирается от бесспорного единоличного авторства до натуральной подделки.
7. Имя художника
Имя художника может как возглавлять список наиболее сильных факторов ценности работы — в случае подтвержденного авторства, так и замыкать его — если авторство вызывает сомнения. Авторы, которых принято причислять к старым мастерам, условно делятся на величины — первая, вторая, и т.д., и появление на рынке работ авторов первой величины всегда редкое и неординарное событие, которое часто сопровождается рекордными продажами. Достаточно сказать, что в списке десяти самых дорогих работ старых мастеров, когда-либо проданных на публичных торгах к настоящему моменту, есть всего шесть имен (кто это, вы узнаете из второй части материала).
Что можно понять о подлинности из аукционного каталога, о чем вслух не расскажут аукционные дома?
В каталоге торгов искусством старых мастеров коллекционер может увидеть рядом с именем художника незначительные пометы, которые юридически закрепляют за аукционным домом право на маневр в случае, если работа окажется поддельной. Фактически эти пометы говорят о степени уверенности аукциона в авторстве, приписываемом той или иной работе. Разберем эти пометы детальнее:
• «Автор» (англ. — By): если рядом с именем художника произведения стоит «автор», официальное искусствоведение и аукционный дом де-факто признают, что работа выполнена рукой художника. Соответственно, в случае установления подделки коллекционер будет максимально защищен в споре с продавцом;
• «Атрибутировано (кому-либо)» (англ. — Attributed to): произведение, вероятнее всего, выполнено художником, по крайней мере частично. Но специалисты аукционного дома не уверены в этом на 100 процентов;
• «Студия» или «Мастерская» (англ. — Studio of / Workshop of): работа выполнена в мастерской художника, возможно под его руководством. При этом автор, по мнению искусствоведов и аукционного дома, не сам художник, а его ученик (что впоследствии может быть многократно оспорено). Именно в этой категории могу скрываться т.н. «спящие шедевры» — работы, долгое время приписываемые ученику, а впоследствии атрибутированные самому мастеру. Однако в этом случае произведение не попадет на «верхнюю ступень» подлинности, а лишь сделает шаг выше в приведенной иерархии;
• «Последователь» (англ. — Follower of): произведение выполнено в манере художника (но не обязательно учеником или кем-либо, кто работал непосредственно с мастером);
• «Круг» (англ. — Circle of): произведение создано в период жизни художника и отражает его творческое влияние на современных ему авторов;
• «Манера» (англ. — Manner of): произведение выполнено в стиле художника, но не при его жизни, а позднее;
• «По мотивам» (англ. — After): произведение является копией известной работы мастера (как правило, сознательно сделанной другим автором без умысла подделки);
• «Школа» (англ. — School of): произведение входит в некий объединяющий круг предметов искусства (как формально признанный на момент создания работы, так и созданный искусствоведами значительно позднее).
Распределение работ старых мастеров «с пометами» на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2019 году
Помета | Количество лотов, | |
---|---|---|
шт. | % | |
«Автор» | 789 | 70 |
«Атрибутировано» | 48 | 4 |
«Студия» | 20 | 2 |
«Мастерская» | 22 | 2 |
«Последователь» | 64 | 6 |
«Круг» | 68 | 6 |
«Манера» | 7 | 1 |
«По мотивам» | 27 | 2 |
«Школа» | 90 | 8 |
Как видим из приведенной таблицы, наибольшее количество принятых на торги лотов принадлежит произведениям с максимально подтвержденным авторством. Далее по мере убывания востребованности следуют работы современников, имеющие самостоятельную художественную ценность, и лишь затем — ученики и подражатели манере письма художника. Наименьшую ценность с точки зрения спроса представляют работы, созданные в стиле автора, но намного позже периода его активного творчества.
В следующей части материала мы расскажем о цифрах рынка старых мастеров — аукционных продажах, распределении лотов по стоимости и стране происхождения художников.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200716_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200716_old_masters.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.