Перекрестные торги лета 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   06 августа 2020

Анализ аукционных продаж нового формата с участием старых мастеров

В свое последнем отчете ArtTactic проанализировал два вечерних аукциона Sotheby’s и Christie’s, проведенные по смешанной модели, которая хорошо зарекомендовала себя в начале лета 2020. Правда, на этот раз в состав каталога были добавлены старые мастера, а сами торги получили от британского аналитика ботаническое определение «перекрестные» (англ. — cross-colleсting).

Аукционные торги, о которых идет речь в отчете:

• «От Рембрандта до Рихтера» от Sotheby’s (28 июля 2020);

• «Классическое искусство: от антиквариата до XX века» от Christie’s (29 июля 2020).

Основные итоги перекрестных торгов:

• выставлено лотов, шт.: 130;

• продано лотов, шт.: 110;

• продано лотов (%): 84,6;

• совокупный объем продаж: $187,9 млн;

• средняя стоимость проданного лота (цена молотка): $1,71 млн;

• превышение среднего эстимейта при продажах (%): 37,7.

То же, но более подробно:

• Объем объединенных вечерних продаж старых мастеров, импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на двух аукционах с суммарным эстимейтом $157,6–227,5 млн, составил $187,9 млн.

• Оба ведущих аукционных дома использовали разные подходы к проведению торгов и содержанию каталогов. В то время как Sotheby’s с июня продолжает развивать свой успешный формат глобального смешанного аукциона, Christie’s вернулся к более традиционному офлайн-формату (и, похоже, прогадал — AI).

• Каталог Sotheby’s «От Рембрандта до Рихтера» был преимущественно составлен из работ модернистов, на долю которых и пришлось 57% от общего объема продаж в $165,2 млн. Второе место по сумме проданных лотов заняло искусство послевоенных и современных художников (23%), третье — работы старых мастеров (19%).

• Christie’s значительно больше внимания уделил работе со старыми мастерами: в результате доля их продаж составила 84% от общего объема торгов в $22,7 млн. Продажи модернистов составили всего 3% выручки аукционного дома, а современные художники не были представлены вовсе. Отсутствие на торгах Christie’s послевоенного и современного искусства, по мнению ArtTactic, указывает на желание аукционного дома сосредоточиться на «ударном» осеннем сезоне.

• По данным ArtTactic, Sotheby’s, Christie’s и Phillips течение июля сумели частично наверстать упущенную в первой половине 2020 года выручку: три аукционных дома в сумме провели 154 сделки с общим объемом в $1,7 млрд, что составляет 48,8% от общего объема продаж в 2020 году. По сравнению с первыми 7-ю месяцами 2019 года эта цифра на 40,8% ниже (напомним, что еще месяц назад расхождение с прошлогодними показателями было на уровне 49% — AI). Это показывает, что аукционным домам удалось значительно снизить влияние кризиса за последний месяц сочетанием офлайн, онлайн и смешанных стратегий продаж.

• На Sotheby’s накануне продавцами было снято с торгов шесть работ с совокупной оценкой по нижней границе эстимейта в $26,8 млн. Самым дорогим снятым лотом стал этюд Френсиса Бэкона к портрету Джона Эдвардса с эстимейтом $15,6–23,4 млн. Christie’s также сняли с продажи три лота, в том числе триптих «Поклонение волхвов» неизвестного мастера из Антверпена с эстимейтом $390–650 тыс.

• Sotheby’s предоставил финансовые гарантии 12-ти лотам из 65-ти, что составило $69,8 млн (по молотку), или 42,2% от общей суммы продаж. 98,7% «гарантированных» лотов были профинансированы третьими сторонами (ранее в июле на первых смешанных торгах доля лотов с гарантией третьей стороны составляла 71,8% — AI). На торгах Christie’s было всего два лота с финансовой гарантией на общую сумму $4,1 млн (23,5% от объема продаж).

• Результаты продаж Sotheby’s и Christie’s четко показывают, какие сегменты коллекционирования в настоящее время вызывают наибольший интерес: модернизм, послевоенное и современное искусство составили в общей сложности 71% выручки в денежном выражении. На долю старых мастеров пришлось 26,6% объема продаж и только 2% — на декоративно-прикладное искусство и дорогие часы.

Таблица 1. Общие данные продаж на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020

Аукционный дом

Sotheby's

Christie's

Формат торгов

Глобальные смешанные торги

Живой аукцион

Города проведения торгов

Нью-Йорк, Лондон, Азиатский регион (лондонская студия)

Лондон

Продолжительность торгов, час.

3,5

2,3

Объем продаж (цена молотка), $ млн

165,2

22,7

Нижний эстимейт, $ млн

139,6

18,0

Верхний эстимейт, $ млн

200,6

26,9

Выставлено лотов, шт.

65

65

Продано, шт.

62

48

Продано, %

95,3

73,9

Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн

2,07

0,36

Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт.

30

19

Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт.

33

43

Топ-продажа

Лот 17. Жоан Миро. Peinture (Femme Au Chapeau Rouge). (1927)
$26,6 млн

Лот 8. Питер Пауль Рубенс. Portrait of a young woman, half-length, holding a chain. (ок. 1603-06)
$4,4 млн

Лоты с гарантией выкупа, шт.

12

2

Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, %

50,0

32,5

Доля лотов с онлайн-ставками, %

8,1

18,8

Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, %

0

3,1

Таблица 2. Топ-10 продаж на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020

Автор

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Цена продажи (молоток), $ млн

1

Жоан Миро (1893-1983)

Peinture (Femme au chapeau rouge), 1927

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

26,6

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Self-portrait of the artist, half-length, wearing a ruff and a black hat (1632)

Телефон / Нью-Йорк

Старые мастера

16,3

Фернан Леже (1881-1955)

Nature morte (1914)

Телефон / Лондон

Модернизм

13,5

Альберто Джакометти (1901-1966)

Femme debout (1956-57)

Телефон / Лондон

Модернизм

11,9

Герхард Рихтер (1932)

Clouds (window)

Телефон / Нью-Йорк

Современное

11,6

Пабло Пикассо (1881-1973)

Femme endormie (1931)

Телефон / Лондон

Модернизм

8,0

Анри Матисс (1869-1954)

Danseuse assise dans un fauteuil or danseuse dans un intérieur, carrelage vert et noir (1942)

Телефон / Лондон

Модернизм

7,1

Бернардо Беллотто (1721-1780)

Dresden, a view of the moat of the zwinger

Телефон / Лондон

Старые мастера

5,9

Дэвид Хокни (1937)

Pool on a cloudy day with rain (Paper pool 22) (1978)

Телефон / Лондон

Современное

5,3

10 

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Portrait of a young woman, half-length, holding a chain (ок. 1603-06)

Телефон / Лондон

Старые мастера

4,4

Таблица 3. Топ-10 превышений эстимейтов на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020

Имя художника

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Соотношение среднего эстимейта (Е) и цены молотка (М), Е/М

1

Сара Бернар (1844-1923)

Autoportrait en chimère, encrier (ок.1879)

Телефон / Лондон

Декоративное

6,40 

Анри Лоран (1885-1954)

Le boxeur (1920)

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

5,67 

Антонио Ломбардо (атрибутировано) (ок.1458 – ок.1516)

Death of Lucretia (ок.1510)

Телефон / Лондон

Старые мастера

4,77 

Ян Брейгель Младший (1601-1678)

Paradise 

Телефон / Лондон

Старые мастера

4,00 

Иоахим Эйтевал (ок.1566 – ок.1638)

The Dutch maiden leading the Prince of Orange to battle

Телефон / Лондон

Старые мастера

3,68 

Барбара Хепуорт (1903-1975)

Orpheus (Maquette I) (1956)

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

3,50 

Паоло Уччелло (1397-1475)

Battle on the banks of a river, probably the battle of the metaurus (207 B.C.)

Телефон / Лондон

Старые мастера

2,86 

Луиза Буржуа (1911-2010)

Arched figure (2004)

Телефон / Лондон

Послевоенное

2,86 

Герард ван Кейл (1604-1673)

Philoctetes on Lemnos (1647)

Телефон / Лондон

Старые мастера

2,82 

10 

Неизвестный бургундский художник (XVI в.)

Portrait of a man holding a prayer book, bust-length, in a fur-lined coat and cap

Телефон / Лондон

Старые мастера

2,70 

Комментарий AI: наконец-то термин «смешанные торги» был оправдан в полной мере — в отличие от первой пробы на рубеже июня-июля 2020, Sotheby’s и Christie’s запустили в обойму лотов старых мастеров. И, пусть они уступили модернистам по объему продаж, но показали себя очень хорошо: в первой десятке ТОП-лотов мы видим всего 3 работы старых мастеров, зато в ТОП-25 их уже 8 – такой же показатель у художников послевоенного и современного искусства (несложно посчитать, что модернистов оказалось 9). Старые мастера также занимают первое место в рейтинге работ, проданных с превышением эстимейта – 6 лотов в первой десятке. Словом, те, кто шел на торги с желанием купить низковолатильное искусство «на спаде», в итоге не заметили, как приобрели работы по рыночным ценам прошлых лет.

По итогам нескольких торгов еще рано судить, но, похоже, Sotheby’s перехватил инициативу у своего глобального соперника: их формат аукциона, каталог и итоговый результат идет с отрывом от показателей Christie’s. Напомним, что до отчетных торгов падение объемов продаж Sotheby’s за 6 месяцев 2020 года составило 37,6%, против 60% у Christie’s. Продажи 28–29 июля лишь расширили эту дистанцию (впрочем, ни одному, ни другому аукционному дому не привыкать отыгрывать ситуацию за счет второго полугодия). Но визуально Sotheby’s пока смотрится смелее: начиная от названий торгов (пусть даже в диалоге «От Рембрандта до Рихтера» в итоге победил Жоан Миро сотоварищи), до виртуальных студий со сложной механикой переключения между странами. А Christie’s, в свое время поставив «Спасителя мира» в вечер современного искусства, сегодня словно побоялся сделать обратный шаг и добавить живых носителей провенанса к обладателям красивого некролога.

Красноречивее всего на фоне упомянутых продаж выглядят результаты онлайн-ставок: у Christie’s они «сработали» на 3,1% от общего объема продаж, у Sotheby’s из сделавших онлайн-заявку в итоге не выиграл никто. В то же время через мобильное приложение бывшего сотрудника Christie’s Лоика Гузье на неделе была продана работа Баскиа за $10,8 млн. Уточним: через мобильное приложение, запущенное всего 30 дней назад, и оповещающее клиентов о начале торгов и составе каталога за несколько дней до проведения. Аукционные дома с почти 300-летней историей – признайтесь честно, вам ничуть не стыдно?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200806_MixedSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200806_MixedSales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх