Перекрестные торги лета 2020. Отчет ArtTactic
Анализ аукционных продаж нового формата с участием старых мастеров
В свое последнем отчете ArtTactic проанализировал два вечерних аукциона Sotheby’s и Christie’s, проведенные по смешанной модели, которая хорошо зарекомендовала себя в начале лета 2020. Правда, на этот раз в состав каталога были добавлены старые мастера, а сами торги получили от британского аналитика ботаническое определение «перекрестные» (англ. — cross-colleсting).
Аукционные торги, о которых идет речь в отчете:
• «От Рембрандта до Рихтера» от Sotheby’s (28 июля 2020);
• «Классическое искусство: от антиквариата до XX века» от Christie’s (29 июля 2020).
Основные итоги перекрестных торгов:
• выставлено лотов, шт.: 130;
• продано лотов, шт.: 110;
• продано лотов (%): 84,6;
• совокупный объем продаж: $187,9 млн;
• средняя стоимость проданного лота (цена молотка): $1,71 млн;
• превышение среднего эстимейта при продажах (%): 37,7.
То же, но более подробно:
• Объем объединенных вечерних продаж старых мастеров, импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на двух аукционах с суммарным эстимейтом $157,6–227,5 млн, составил $187,9 млн.
• Оба ведущих аукционных дома использовали разные подходы к проведению торгов и содержанию каталогов. В то время как Sotheby’s с июня продолжает развивать свой успешный формат глобального смешанного аукциона, Christie’s вернулся к более традиционному офлайн-формату (и, похоже, прогадал — AI).
• Каталог Sotheby’s «От Рембрандта до Рихтера» был преимущественно составлен из работ модернистов, на долю которых и пришлось 57% от общего объема продаж в $165,2 млн. Второе место по сумме проданных лотов заняло искусство послевоенных и современных художников (23%), третье — работы старых мастеров (19%).
• Christie’s значительно больше внимания уделил работе со старыми мастерами: в результате доля их продаж составила 84% от общего объема торгов в $22,7 млн. Продажи модернистов составили всего 3% выручки аукционного дома, а современные художники не были представлены вовсе. Отсутствие на торгах Christie’s послевоенного и современного искусства, по мнению ArtTactic, указывает на желание аукционного дома сосредоточиться на «ударном» осеннем сезоне.
• По данным ArtTactic, Sotheby’s, Christie’s и Phillips течение июля сумели частично наверстать упущенную в первой половине 2020 года выручку: три аукционных дома в сумме провели 154 сделки с общим объемом в $1,7 млрд, что составляет 48,8% от общего объема продаж в 2020 году. По сравнению с первыми 7-ю месяцами 2019 года эта цифра на 40,8% ниже (напомним, что еще месяц назад расхождение с прошлогодними показателями было на уровне 49% — AI). Это показывает, что аукционным домам удалось значительно снизить влияние кризиса за последний месяц сочетанием офлайн, онлайн и смешанных стратегий продаж.
• На Sotheby’s накануне продавцами было снято с торгов шесть работ с совокупной оценкой по нижней границе эстимейта в $26,8 млн. Самым дорогим снятым лотом стал этюд Френсиса Бэкона к портрету Джона Эдвардса с эстимейтом $15,6–23,4 млн. Christie’s также сняли с продажи три лота, в том числе триптих «Поклонение волхвов» неизвестного мастера из Антверпена с эстимейтом $390–650 тыс.
• Sotheby’s предоставил финансовые гарантии 12-ти лотам из 65-ти, что составило $69,8 млн (по молотку), или 42,2% от общей суммы продаж. 98,7% «гарантированных» лотов были профинансированы третьими сторонами (ранее в июле на первых смешанных торгах доля лотов с гарантией третьей стороны составляла 71,8% — AI). На торгах Christie’s было всего два лота с финансовой гарантией на общую сумму $4,1 млн (23,5% от объема продаж).
• Результаты продаж Sotheby’s и Christie’s четко показывают, какие сегменты коллекционирования в настоящее время вызывают наибольший интерес: модернизм, послевоенное и современное искусство составили в общей сложности 71% выручки в денежном выражении. На долю старых мастеров пришлось 26,6% объема продаж и только 2% — на декоративно-прикладное искусство и дорогие часы.
Таблица 1. Общие данные продаж на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020
Аукционный дом | Sotheby's | Christie's |
---|---|---|
Формат торгов | Глобальные смешанные торги | Живой аукцион |
Города проведения торгов | Нью-Йорк, Лондон, Азиатский регион (лондонская студия) | Лондон |
Продолжительность торгов, час. | 3,5 | 2,3 |
Объем продаж (цена молотка), $ млн | 165,2 | 22,7 |
Нижний эстимейт, $ млн | 139,6 | 18,0 |
Верхний эстимейт, $ млн | 200,6 | 26,9 |
Выставлено лотов, шт. | 65 | 65 |
Продано, шт. | 62 | 48 |
Продано, % | 95,3 | 73,9 |
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн | 2,07 | 0,36 |
Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. | 30 | 19 |
Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. | 33 | 43 |
Топ-продажа | Лот 17. Жоан Миро. Peinture (Femme Au Chapeau Rouge). (1927) | Лот 8. Питер Пауль Рубенс. Portrait of a young woman, half-length, holding a chain. (ок. 1603-06) |
Лоты с гарантией выкупа, шт. | 12 | 2 |
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % | 50,0 | 32,5 |
Доля лотов с онлайн-ставками, % | 8,1 | 18,8 |
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % | 0 | 3,1 |
Таблица 2. Топ-10 продаж на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020
№ | Автор | Название работы | Метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 | Жоан Миро (1893-1983) | Peinture (Femme au chapeau rouge), 1927 | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 26,6 |
2 | Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) | Self-portrait of the artist, half-length, wearing a ruff and a black hat (1632) | Телефон / Нью-Йорк | Старые мастера | 16,3 |
3 | Фернан Леже (1881-1955) | Nature morte (1914) | Телефон / Лондон | Модернизм | 13,5 |
4 | Альберто Джакометти (1901-1966) | Femme debout (1956-57) | Телефон / Лондон | Модернизм | 11,9 |
5 | Герхард Рихтер (1932) | Clouds (window) | Телефон / Нью-Йорк | Современное | 11,6 |
6 | Пабло Пикассо (1881-1973) | Femme endormie (1931) | Телефон / Лондон | Модернизм | 8,0 |
7 | Анри Матисс (1869-1954) | Danseuse assise dans un fauteuil or danseuse dans un intérieur, carrelage vert et noir (1942) | Телефон / Лондон | Модернизм | 7,1 |
8 | Бернардо Беллотто (1721-1780) | Dresden, a view of the moat of the zwinger | Телефон / Лондон | Старые мастера | 5,9 |
9 | Дэвид Хокни (1937) | Pool on a cloudy day with rain (Paper pool 22) (1978) | Телефон / Лондон | Современное | 5,3 |
10 | Питер Пауль Рубенс (1577-1640) | Portrait of a young woman, half-length, holding a chain (ок. 1603-06) | Телефон / Лондон | Старые мастера | 4,4 |
Таблица 3. Топ-10 превышений эстимейтов на смешанных торгах Sotheby’s и Christie’s, июль 2020
№ | Имя художника | Название работы | Метод совершения сделки / Город | Сегмент искусства | Соотношение среднего эстимейта (Е) и цены молотка (М), Е/М |
---|---|---|---|---|---|
1 | Сара Бернар (1844-1923) | Autoportrait en chimère, encrier (ок.1879) | Телефон / Лондон | Декоративное | 6,40 |
2 | Анри Лоран (1885-1954) | Le boxeur (1920) | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 5,67 |
3 | Антонио Ломбардо (атрибутировано) (ок.1458 – ок.1516) | Death of Lucretia (ок.1510) | Телефон / Лондон | Старые мастера | 4,77 |
4 | Ян Брейгель Младший (1601-1678) | Paradise | Телефон / Лондон | Старые мастера | 4,00 |
5 | Иоахим Эйтевал (ок.1566 – ок.1638) | The Dutch maiden leading the Prince of Orange to battle | Телефон / Лондон | Старые мастера | 3,68 |
6 | Барбара Хепуорт (1903-1975) | Orpheus (Maquette I) (1956) | Телефон / Нью-Йорк | Модернизм | 3,50 |
7 | Паоло Уччелло (1397-1475) | Battle on the banks of a river, probably the battle of the metaurus (207 B.C.) | Телефон / Лондон | Старые мастера | 2,86 |
8 | Луиза Буржуа (1911-2010) | Arched figure (2004) | Телефон / Лондон | Послевоенное | 2,86 |
9 | Герард ван Кейл (1604-1673) | Philoctetes on Lemnos (1647) | Телефон / Лондон | Старые мастера | 2,82 |
10 | Неизвестный бургундский художник (XVI в.) | Portrait of a man holding a prayer book, bust-length, in a fur-lined coat and cap | Телефон / Лондон | Старые мастера | 2,70 |
Комментарий AI: наконец-то термин «смешанные торги» был оправдан в полной мере — в отличие от первой пробы на рубеже июня-июля 2020, Sotheby’s и Christie’s запустили в обойму лотов старых мастеров. И, пусть они уступили модернистам по объему продаж, но показали себя очень хорошо: в первой десятке ТОП-лотов мы видим всего 3 работы старых мастеров, зато в ТОП-25 их уже 8 – такой же показатель у художников послевоенного и современного искусства (несложно посчитать, что модернистов оказалось 9). Старые мастера также занимают первое место в рейтинге работ, проданных с превышением эстимейта – 6 лотов в первой десятке. Словом, те, кто шел на торги с желанием купить низковолатильное искусство «на спаде», в итоге не заметили, как приобрели работы по рыночным ценам прошлых лет.
По итогам нескольких торгов еще рано судить, но, похоже, Sotheby’s перехватил инициативу у своего глобального соперника: их формат аукциона, каталог и итоговый результат идет с отрывом от показателей Christie’s. Напомним, что до отчетных торгов падение объемов продаж Sotheby’s за 6 месяцев 2020 года составило 37,6%, против 60% у Christie’s. Продажи 28–29 июля лишь расширили эту дистанцию (впрочем, ни одному, ни другому аукционному дому не привыкать отыгрывать ситуацию за счет второго полугодия). Но визуально Sotheby’s пока смотрится смелее: начиная от названий торгов (пусть даже в диалоге «От Рембрандта до Рихтера» в итоге победил Жоан Миро сотоварищи), до виртуальных студий со сложной механикой переключения между странами. А Christie’s, в свое время поставив «Спасителя мира» в вечер современного искусства, сегодня словно побоялся сделать обратный шаг и добавить живых носителей провенанса к обладателям красивого некролога.
Красноречивее всего на фоне упомянутых продаж выглядят результаты онлайн-ставок: у Christie’s они «сработали» на 3,1% от общего объема продаж, у Sotheby’s из сделавших онлайн-заявку в итоге не выиграл никто. В то же время через мобильное приложение бывшего сотрудника Christie’s Лоика Гузье на неделе была продана работа Баскиа за $10,8 млн. Уточним: через мобильное приложение, запущенное всего 30 дней назад, и оповещающее клиентов о начале торгов и составе каталога за несколько дней до проведения. Аукционные дома с почти 300-летней историей – признайтесь честно, вам ничуть не стыдно?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200806_MixedSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200806_MixedSales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.