Смешанные торги лета 2020. Отчет ArtTactic
Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов
В новом отчете ArtTactic проанализировал восемь вечерних аукционов, прошедших в двухнедельный период летом 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно объединивших в одних торгах искусство разного времени.
Причины такого объединения объяснимы: в кризисный период аукционные дома, сокращая предложение, выводят на торги ограниченное количество лотов, имеющих максимальный потенциал быть проданными. Таким образом сохраняется важнейший для аукционов показатель — процент проданных лотов. В нынешний карантин число лотов еще ниже, чем в иных кризисных ситуациях, и, чтобы каталоги не казались пустыми, их объединили в более весомые пулы. Другая причина видится более важной: в ситуации самоизоляции ужесточилась борьба за внимание прикованных к Интернету людей между различными сервисами и образовательными платформами, связанными со всеми сферами жизни, не только с искусством. Соответственно, шансов собрать коллекционеров на единые торги, вложившись в маркетинг, у аукционов больше, чем обеспечить их внимание к нескольким сессиям за месяц. Не забываем и о появлении нового поколения коллекционеров, которое незримо (онлайн!) подмешивается к существующему: чтобы понять их предпочтения, проще привести их в супермаркет искусства, чем водить по бутикам. Таковы основные причины появления термина «смешанные торги», к которым вскоре добавятся еще и старые мастера (особенно памятуя о сверхуспешной сделке со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи, произошедшей как раз на торгах современного искусства в Нью-Йорке. — AI.).
Отметим важное отличие последнего отчета ArtTactic от предыдущих: если ранее основное внимание уделялось сравнению объемов продаж с прошлыми сезонами аукционных домов, то ныне аналитики сфокусировались на содержании и эффективности каждой индивидуальной продажи и аукционного дома. Предметом своего исследования британская компания выбрала:
• три аукциона Sotheby’s: продажу коллекции Джинни Уильямс, торги искусства импрессионистов и модернистов, а также торги послевоенного и современного искусства (29 июня 2020);
• аукцион «XX век и современное искусство» от Phillips (2 июля 2020);
• четыре аукциона Christie’s ONE — в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке (10 июля 2020).
Основные итоги восьми объединенных торгов:
• выставлено лотов, шт.: 178;
• продано лотов, шт.: 169;
• продано лотов, %: 94,9;
• совокупный объем продаж: $709,2 млн;
• средняя стоимость проданного лота (цена молотка): $ 4,20 млн;
• превышение среднего эстимейта при продажах, %: 41,6.
То же, но более подробно.
• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на всех 8 аукционах с суммарным эстимейтом $623,6–738,8 млн, составил $709,2 млн.
• В сравнении с результатами первого полугодия 2019 года объем продажи в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне в ценовом значении снизился на 57,3 %.
• Лоты стоимостью более $10 млн обеспечили более половины объема продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips — 53,1 %, или $253,2 млн. Однако в количественном отношении они составляют всего 10,8 % от числа проданных лотов. Совокупная цена молотка превысила их средний эстимейт на 7,7 %, что является наилучшим показателем среди всех ценовых сегментов предметов искусства на объединенных торгах.
• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.) превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.
• Художники, представляющие сегмент послевоенного искусства — Фрэнсис Бэкон, Рой Лихтенштейн, Брайс Марден, Барнетт Ньюман и Клайффорд Стилл, — вышли в лидеры по итогам смешанных торгов. Совокупная стоимость их работ обеспечила 61 % общего объема продаж. Доля современных художников составляет 12 % общего объема продаж, 2 % приходится на молодое поколение художников. Продажи авторов периодов импрессионизма и модернизма составили 25 % в ценовом выражении.
• Онлайн-ставки проиграли в эффективности традиционным способам участия в аукционах — торгам по телефону и личному присутствию в ограниченном пространстве залов. Участники «прямой линии» выиграли подавляющее большинство предлагаемых лотов, показав, что дистанционное участие за экраном пока не может конкурировать с силой убеждения, сопровождающей торги по телефону со специалистами аукционных домов. Так, онлайн-ставки были сделаны на 18,8 % всех лотов Sotheby's, тогда как досталось онлайн-покупателям только 5,4 % лотов. Показатели Christie’s схожи в процентном отношении: 8 % лотов имели онлайн-заявки, из которых в итоге победили 2,5 %. Наибольший интерес к онлайн-покупкам показал Phillips: его виртуальные покупатели интересовались 36 % лотов, однако смогли приобрести лишь 8 % выставленных на торги предметов.
Таблица 1. Общие данные продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
Аукционный дом |
Sotheby's |
Christie's |
Phillips |
---|---|---|---|
Формат торгов |
Единые торги |
Торги с отдельным аукционистом в каждой стране |
Единые торги |
Города проведения торгов |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Париж |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг |
Количество торгов |
3 |
4 |
1 |
Продолжительность торгов, час. |
5 |
4 |
1 |
Объем продаж (цена молотка), $ млн |
311,7 |
362,8 |
34,7 |
Нижний эстимейт, $ млн |
262,1 |
332,1 |
29,4 |
Верхний эстимейт, $ млн |
368,4 |
444 |
41,6 |
Выставлено лотов, шт. |
74 |
79 |
25 |
Продано, шт. |
69 |
75 |
25 |
Продано, % |
93,24 |
94,94 |
100,00 |
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн |
4,5 |
4,8 |
1,4 |
Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. |
34 |
29 |
11 |
Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. |
40 |
50 |
13 |
Топ-продажа |
Лот 105. Френсис Бэкон. |
Лот 58. Рой Лихтенштейн. |
Лот 5. Джоан Митчелл. |
Лоты с гарантией выкупа, шт. |
36 |
40 |
12 |
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % |
64,6 |
66,2 |
82,9 |
Доля лотов с онлайн-ставками, % |
18,8 |
8,0 |
36,0 |
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % |
5.4 |
2.5 |
8.0 |
Таблица 2. Топ-10 продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
№ |
Автор |
Название работы |
Метод совершения сделки / Город |
Сегмент искусства |
Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Фрэнсис Бэкон (1909–1992) |
Triptych Inspired By The Oresteia Of Aeschylus |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
74,0 |
2 |
Рой Лихтенштейн (1923–1997) |
Nude with Joyous Painting |
Телефон / Гонконг |
Послевоенное |
40,5 |
3 |
Брайс Марден (1938) |
Complements |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
27,0 |
4 |
Барнетт Ньюман (1905–1970) |
Onement V |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
27,0 |
5 |
Пабло Пикассо (1881–1973) |
Les femmes d'Alger (version 'F') |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
25,5 |
6 |
Клиффорд Стилл (1905–1980) |
Ph-144 (1947-Y-No.1) |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
25,0 |
7 |
Рой Лихтенштейн (1924–1997) |
White Brushstroke I |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
23,5 |
8 |
Эд Руша (1937) |
Annie |
Телефон / Нью-Йорк |
Современное |
20,0 |
9 |
Рене Магритт (1898–1967) |
L'Arc de Triomphe |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
19,6 |
10 |
Уэйн Тибо (1920) |
Four Pinball Machines |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
17,5 |
Таблица 3. Топ-10 превышений эстимейтов на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
№ |
Имя художника |
Название работы |
Метод совершения сделки / Город |
Сегмент искусства |
Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
The Realm Of Appearances |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
21,43 |
2 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
Mood Room |
Телефон / Лондон |
Молодые художники |
9,86 |
3 |
Амоако Боафо (1984) |
Joy in Purple |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
9,00 |
4 |
Отис Кваме Ки Куэйко (1990) |
Shade of Black |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
8,00 |
5 |
Такео Ямагути (1902–1983) |
Yellow Quadrangle |
Телефон / Гонконг |
Модернизм |
5,00 |
6 |
Фрида Кало (1907–1954) |
Congreso De Los Pueblos Por La Paz |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
4,40 |
7 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
Homecoming |
Онлайн |
Молодые художники |
4,36 |
8 |
Кристина Куорлз (1985) |
Placed |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
3,76 |
9 |
Хелен Франкенталер (1928–2011) |
Head of the Meadow |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
3,57 |
10 |
Тит Капхар (1976) |
Untitled (red thread lady) |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
3,00 |
Комментарий AI: покупателю из стран СНГ не привыкать иметь дело со смешанными торгами, достаточно вспомнить «русские недели», где аукционный день начинается с Шишкина и Айвазовского, продолжается Немухиным и Пепперштейном, а завершается украинцами Арсеном Савадовым и Анатолием Криволапом.
Традиционная глобальная модель разделения сверхдорогого искусства на три аукционных дня — старые мастера, импрессионисты / модернисты и послевоенные / современные авторы — невольно привела к формированию групп коллекционеров, прозрачных каст и закрытых клубов. Перемещение интереса (и денег) покупателей от одного периода к другому происходило крайне неспешно и неохотно, прежде всего из-за необходимости становиться «своим» в новой социальной среде (не только коллекционеров, но и сотрудников другого отдела аукционного дома, с которыми предстояло налаживать отношения с нуля).
Сегодняшняя ситуация показала: ради общего дела границы должны пасть, а коллекционеры — объединяться: в опыте, связях, интересах и аукционной борьбе. Технологии, призванные обеспечить этот процесс, впрочем, подлежат непрерывной отладке: достаточно вспомнить, как на торгах Christie’s ONE двое аукционистов из разных студий (Париж и Гонконг) не смогли в эфире разобраться, кто из них должен продавать один и тот же лот.
Оптимизм вызывает интерес к молодым современным художникам. Совершенно докризисные разрывы между эстимейтом и ценой молотка им обеспечили ставки на «черных лошадок» в сочетании с азартом первооткрывателей — одно из новшеств нашего времени (даже при том, что «черные лошадки» на упомянутых торгах очень условные, за каждым стоит более-менее серьезная галерея. — AI.). А вот преимущество живого общения с аукционистом перед онлайн-ставками должно не удивлять, а радовать: когда дело доходит до серьезных приобретений, на первую позицию выходит желание обладать и осмысленность совершаемых при этом действий. А с ними — максимально плотный контакт с продавцом.
Это значит, за время изоляции люди не разучились думать.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200721_hybrid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200721_hybrid.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.