art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

ПОТАПОВА Ольга Ананьевна (1892–1971) Розы. 1969
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00
КРЕМНЕВ Сергей Владимирович (1953) Мокрый вечер на МКАДе. 2017
Текущая ставка
15 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ КУЗЬМИН Роман Александрович (1986) Другая планета. 2011–2015
Текущая ставка
14 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00


Смешанные торги лета 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   21 июля 2020

Анализ объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства ведущих аукционных домов

В новом отчете ArtTactic проанализировал восемь вечерних аукционов, прошедших в двухнедельный период летом 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно объединивших в одних торгах искусство разного времени.

Причины такого объединения объяснимы: в кризисный период аукционные дома, сокращая предложение, выводят на торги ограниченное количество лотов, имеющих максимальный потенциал быть проданными. Таким образом сохраняется важнейший для аукционов показатель — процент проданных лотов. В нынешний карантин число лотов еще ниже, чем в иных кризисных ситуациях, и, чтобы каталоги не казались пустыми, их объединили в более весомые пулы. Другая причина видится более важной: в ситуации самоизоляции ужесточилась борьба за внимание прикованных к Интернету людей между различными сервисами и образовательными платформами, связанными со всеми сферами жизни, не только с искусством. Соответственно, шансов собрать коллекционеров на единые торги, вложившись в маркетинг, у аукционов больше, чем обеспечить их внимание к нескольким сессиям за месяц. Не забываем и о появлении нового поколения коллекционеров, которое незримо (онлайн!) подмешивается к существующему: чтобы понять их предпочтения, проще привести их в супермаркет искусства, чем водить по бутикам. Таковы основные причины появления термина «смешанные торги», к которым вскоре добавятся еще и старые мастера (особенно памятуя о сверхуспешной сделке со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи, произошедшей как раз на торгах современного искусства в Нью-Йорке. — AI.).

Отметим важное отличие последнего отчета ArtTactic от предыдущих: если ранее основное внимание уделялось сравнению объемов продаж с прошлыми сезонами аукционных домов, то ныне аналитики сфокусировались на содержании и эффективности каждой индивидуальной продажи и аукционного дома. Предметом своего исследования британская компания выбрала:

• три аукциона Sotheby’s: продажу коллекции Джинни Уильямс, торги искусства импрессионистов и модернистов, а также торги послевоенного и современного искусства (29 июня 2020);

• аукцион «XX век и современное искусство» от Phillips (2 июля 2020);

• четыре аукциона Christie’s ONE — в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке (10 июля 2020).

Основные итоги восьми объединенных торгов:

• выставлено лотов, шт.: 178;

• продано лотов, шт.: 169;

• продано лотов, %: 94,9;

• совокупный объем продаж: $709,2 млн;

• средняя стоимость проданного лота (цена молотка): $ 4,20 млн;

• превышение среднего эстимейта при продажах, %: 41,6.

То же, но более подробно.

• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на всех 8 аукционах с суммарным эстимейтом $623,6–738,8 млн, составил $709,2 млн.

• В сравнении с результатами первого полугодия 2019 года объем продажи в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне в ценовом значении снизился на 57,3 %.

• Лоты стоимостью более $10 млн обеспечили более половины объема продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips — 53,1 %, или $253,2 млн. Однако в количественном отношении они составляют всего 10,8 % от числа проданных лотов. Совокупная цена молотка превысила их средний эстимейт на 7,7 %, что является наилучшим показателем среди всех ценовых сегментов предметов искусства на объединенных торгах.

• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.) превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.

• Художники, представляющие сегмент послевоенного искусства — Фрэнсис Бэкон, Рой Лихтенштейн, Брайс Марден, Барнетт Ньюман и Клайффорд Стилл, — вышли в лидеры по итогам смешанных торгов. Совокупная стоимость их работ обеспечила 61 % общего объема продаж. Доля современных художников составляет 12 % общего объема продаж, 2 % приходится на молодое поколение художников. Продажи авторов периодов импрессионизма и модернизма составили 25 % в ценовом выражении.

• Онлайн-ставки проиграли в эффективности традиционным способам участия в аукционах — торгам по телефону и личному присутствию в ограниченном пространстве залов. Участники «прямой линии» выиграли подавляющее большинство предлагаемых лотов, показав, что дистанционное участие за экраном пока не может конкурировать с силой убеждения, сопровождающей торги по телефону со специалистами аукционных домов. Так, онлайн-ставки были сделаны на 18,8 % всех лотов Sotheby's, тогда как досталось онлайн-покупателям только 5,4 % лотов. Показатели Christie’s схожи в процентном отношении: 8 % лотов имели онлайн-заявки, из которых в итоге победили 2,5 %. Наибольший интерес к онлайн-покупкам показал Phillips: его виртуальные покупатели интересовались 36 % лотов, однако смогли приобрести лишь 8 % выставленных на торги предметов.

Таблица 1. Общие данные продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020

Аукционный дом

Sotheby's

Christie's

Phillips

Формат торгов

Единые торги

Торги с отдельным аукционистом в каждой стране

Единые торги

Города проведения торгов

Нью-Йорк, Лондон, Гонконг

Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Париж

Нью-Йорк, Лондон, Гонконг

Количество торгов

3

4

1

Продолжительность торгов, час.

5

4

1

Объем продаж (цена молотка), $ млн

311,7

362,8

34,7

Нижний эстимейт, $ млн

262,1

332,1

29,4

Верхний эстимейт, $ млн

368,4

444

41,6

Выставлено лотов, шт.

74

79

25

Продано, шт.

69

75

25

Продано, %

93,24

94,94

100,00

Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн

4,5

4,8

1,4

Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт.

34

29

11

Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт.

40

50

13

Топ-продажа

Лот 105. Френсис Бэкон.
Triptych Inspired by The Oresteia Of Aeschylus (1981)
$74,0 млн

Лот 58. Рой Лихтенштейн.
Nude with Joyous Painting (1994)
$40,5 млн

Лот 5. Джоан Митчелл.
Noël (1961)
$9,5 млн

Лоты с гарантией выкупа, шт.

36

40

12

Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, %

64,6

66,2

82,9

Доля лотов с онлайн-ставками, %

18,8

8,0

36,0

Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, %

5.4

2.5

8.0

Таблица 2. Топ-10 продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020

Автор

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Цена продажи (молоток), $ млн

1

Фрэнсис Бэкон

(1909–1992)

Triptych Inspired By The Oresteia Of Aeschylus

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

74,0

Рой Лихтенштейн

(1923–1997)

Nude with Joyous Painting 

Телефон / Гонконг

Послевоенное

40,5

Брайс Марден

(1938)

Complements 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

27,0

Барнетт Ньюман

(1905–1970)

Onement V 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

27,0

Пабло Пикассо

(1881–1973)

Les femmes d'Alger (version 'F') 

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

25,5

Клиффорд Стилл

(1905–1980)

Ph-144 (1947-Y-No.1) 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

25,0

Рой Лихтенштейн

(1924–1997)

White Brushstroke I 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

23,5

Эд Руша (1937)

Annie 

Телефон / Нью-Йорк

Современное

20,0

Рене Магритт

(1898–1967)

L'Arc de Triomphe 

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

19,6

10 

Уэйн Тибо (1920)

Four Pinball Machines 

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

17,5

Таблица 3. Топ-10 превышений эстимейтов на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020

Имя художника

Название работы

Метод совершения сделки / Город

Сегмент искусства

Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е

1

Мэтью Вонг (1984–2019)

The Realm Of Appearances

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

21,43

Мэтью Вонг (1984–2019)

Mood Room

Телефон / Лондон

Молодые художники

9,86

Амоако Боафо (1984)

Joy in Purple

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

9,00

Отис Кваме Ки Куэйко (1990)

Shade of Black

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

8,00

Такео Ямагути (1902–1983)

Yellow Quadrangle

Телефон / Гонконг

Модернизм

5,00

Фрида Кало (1907–1954)

Congreso De Los Pueblos Por La Paz

Телефон / Нью-Йорк

Модернизм

4,40

Мэтью Вонг (1984–2019)

Homecoming

Онлайн

Молодые художники

4,36

Кристина Куорлз (1985)

Placed

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

3,76

Хелен Франкенталер (1928–2011)

Head of the Meadow

Телефон / Нью-Йорк

Послевоенное

3,57

10 

Тит Капхар (1976)

Untitled (red thread lady)

Телефон / Нью-Йорк

Молодые художники

3,00

Комментарий AI: покупателю из стран СНГ не привыкать иметь дело со смешанными торгами, достаточно вспомнить «русские недели», где аукционный день начинается с Шишкина и Айвазовского, продолжается Немухиным и Пепперштейном, а завершается украинцами Арсеном Савадовым и Анатолием Криволапом.

Традиционная глобальная модель разделения сверхдорогого искусства на три аукционных дня — старые мастера, импрессионисты / модернисты и послевоенные / современные авторы — невольно привела к формированию групп коллекционеров, прозрачных каст и закрытых клубов. Перемещение интереса (и денег) покупателей от одного периода к другому происходило крайне неспешно и неохотно, прежде всего из-за необходимости становиться «своим» в новой социальной среде (не только коллекционеров, но и сотрудников другого отдела аукционного дома, с которыми предстояло налаживать отношения с нуля).

Сегодняшняя ситуация показала: ради общего дела границы должны пасть, а коллекционеры — объединяться: в опыте, связях, интересах и аукционной борьбе. Технологии, призванные обеспечить этот процесс, впрочем, подлежат непрерывной отладке: достаточно вспомнить, как на торгах Christie’s ONE двое аукционистов из разных студий (Париж и Гонконг) не смогли в эфире разобраться, кто из них должен продавать один и тот же лот.

Оптимизм вызывает интерес к молодым современным художникам. Совершенно докризисные разрывы между эстимейтом и ценой молотка им обеспечили ставки на «черных лошадок» в сочетании с азартом первооткрывателей — одно из новшеств нашего времени (даже при том, что «черные лошадки» на упомянутых торгах очень условные, за каждым стоит более-менее серьезная галерея. — AI.). А вот преимущество живого общения с аукционистом перед онлайн-ставками должно не удивлять, а радовать: когда дело доходит до серьезных приобретений, на первую позицию выходит желание обладать и осмысленность совершаемых при этом действий. А с ними — максимально плотный контакт с продавцом.

Это значит, за время изоляции люди не разучились думать.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200721_hybrid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200721_hybrid.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх