Mixed trades in the summer of 2020. ArtTactic Report
Analysis of the combined evening sales of impressionist, modernism, postwar and contemporary art from leading auction houses
В новом отчете ArtTactic проанализировал восемь вечерних аукционов, прошедших в двухнедельный период летом 2020 года по смешанной модели, то есть намеренно объединивших в одних торгах искусство разного времени.
Причины такого объединения объяснимы: в кризисный период аукционные дома, сокращая предложение, выводят на торги ограниченное количество лотов, имеющих максимальный потенциал быть проданными. Таким образом сохраняется важнейший для аукционов показатель — процент проданных лотов. В нынешний карантин число лотов еще ниже, чем в иных кризисных ситуациях, и, чтобы каталоги не казались пустыми, их объединили в более весомые пулы. Другая причина видится более важной: в ситуации самоизоляции ужесточилась борьба за внимание прикованных к Интернету людей между различными сервисами и образовательными платформами, связанными со всеми сферами жизни, не только с искусством. Соответственно, шансов собрать коллекционеров на единые торги, вложившись в маркетинг, у аукционов больше, чем обеспечить их внимание к нескольким сессиям за месяц. Не забываем и о появлении нового поколения коллекционеров, которое незримо (онлайн!) подмешивается к существующему: чтобы понять их предпочтения, проще привести их в супермаркет искусства, чем водить по бутикам. Таковы основные причины появления термина «смешанные торги», к которым вскоре добавятся еще и старые мастера (особенно памятуя о сверхуспешной сделке со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи, произошедшей как раз на торгах современного искусства в Нью-Йорке. — AI.).
Отметим важное отличие последнего отчета ArtTactic от предыдущих: если ранее основное внимание уделялось сравнению объемов продаж с прошлыми сезонами аукционных домов, то ныне аналитики сфокусировались на содержании и эффективности каждой индивидуальной продажи и аукционного дома. Предметом своего исследования британская компания выбрала:
• три аукциона Sotheby’s: продажу коллекции Джинни Уильямс, торги искусства импрессионистов и модернистов, а также торги послевоенного и современного искусства (29 июня 2020);
• аукцион «XX век и современное искусство» от Phillips (2 июля 2020);
• четыре аукциона Christie’s ONE — в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке (10 июля 2020).
Основные итоги восьми объединенных торгов:
• выставлено лотов, шт.: 178;
• продано лотов, шт.: 169;
• продано лотов, %: 94,9;
• совокупный объем продаж: $709,2 млн;
• средняя стоимость проданного лота (цена молотка): $ 4,20 млн;
• превышение среднего эстимейта при продажах, %: 41,6.
То же, но более подробно.
• Объем объединенных вечерних продаж импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства, состоявшихся на всех 8 аукционах с суммарным эстимейтом $623,6–738,8 млн, составил $709,2 млн.
• В сравнении с результатами первого полугодия 2019 года объем продажи в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне в ценовом значении снизился на 57,3 %.
• Лоты стоимостью более $10 млн обеспечили более половины объема продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips — 53,1 %, или $253,2 млн. Однако в количественном отношении они составляют всего 10,8 % от числа проданных лотов.Совокупная цена молотка превысила их средний эстимейт на 7,7 %, что является наилучшим показателем среди всех ценовых сегментов предметов искусства на объединенных торгах.
• На смешанных торгах объем финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.) превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.
• Художники, представляющие сегмент послевоенного искусства — Фрэнсис Бэкон, Рой Лихтенштейн, Брайс Марден, Барнетт Ньюман и Клайффорд Стилл, — вышли в лидеры по итогам смешанных торгов. Совокупная стоимость их работ обеспечила 61 % общего объема продаж. Доля современных художников составляет 12 % общего объема продаж, 2 % приходится на молодое поколение художников. Продажи авторов периодов импрессионизма и модернизма составили 25 % в ценовом выражении.
• Онлайн-ставки проиграли в эффективности традиционным способам участия в аукционах — торгам по телефону и личному присутствию в ограниченном пространстве залов. Участники «прямой линии» выиграли подавляющее большинство предлагаемых лотов, показав, что дистанционное участие за экраном пока не может конкурировать с силой убеждения, сопровождающей торги по телефону со специалистами аукционных домов. Так, онлайн-ставки были сделаны на 18,8 % всех лотов Sotheby's, тогда как досталось онлайн-покупателям только 5,4 % лотов. Показатели Christie’s схожи в процентном отношении: 8 % лотов имели онлайн-заявки, из которых в итоге победили 2,5 %. Наибольший интерес к онлайн-покупкам показал Phillips: его виртуальные покупатели интересовались 36 % лотов, однако смогли приобрести лишь 8 % выставленных на торги предметов.
Таблица 1. Общие данные продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
Аукционный дом |
Sotheby's |
Christie's |
Phillips |
---|---|---|---|
Формат торгов |
Единые торги |
Торги с отдельным аукционистом в каждой стране |
Единые торги |
Города проведения торгов |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Париж |
Нью-Йорк, Лондон, Гонконг |
Количество торгов |
3 |
4 |
1 |
Продолжительность торгов, час. |
5 |
4 |
1 |
Объем продаж (цена молотка), $ млн |
311,7 |
362,8 |
34,7 |
Нижний эстимейт, $млн |
262,1 |
332,1 |
29,4 |
Верхний эстимейт, $ млн |
368,4 |
444 |
41,6 |
Выставлено лотов, шт. |
74 |
79 |
25 |
Продано, шт. |
69 |
75 |
25 |
Продано, % |
93,24 |
94,94 |
100,00 |
Средняя стоимость проданных лотов (цена молотка), $ млн |
4,5 |
4,8 |
1,4 |
Лоты, проданные выше среднего эстимейта, шт. |
34 |
29 |
11 |
Лоты, проданные ниже среднего эстимейта, шт. |
40 |
50 |
13 |
Топ-продажа |
Лот 105. Френсис Бэкон. |
Лот 58. Рой Лихтенштейн. |
Лот 5. Джоан Митчелл. |
Лоты с гарантией выкупа, шт. |
36 |
40 |
12 |
Доля гарантированной суммы выкупа от финальной суммы по молотку, % |
64,6 |
66,2 |
82,9 |
Доля лотов с онлайн-ставками, % |
18,8 |
8,0 |
36,0 |
Доля лотов, проданных по онлайн-ставкам, % |
5.4 |
2.5 |
8.0 |
Таблица 2. Топ-10 продаж на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
№ |
Автор |
Название работы |
Метод совершения сделки / Город |
Сегмент искусства |
Цена продажи (молоток), $ млн |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Фрэнсис Бэкон (1909–1992) |
Triptych Inspired By The Oresteia Of Aeschylus |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
74,0 |
2 |
Рой Лихтенштейн (1923–1997) |
Nude with Joyous Painting |
Телефон / Гонконг |
Послевоенное |
40,5 |
3 |
Брайс Марден (1938) |
Complements |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
27,0 |
4 |
Барнетт Ньюман (1905–1970) |
Onement V |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
27,0 |
5 |
Пабло Пикассо (1881–1973) |
Les femmes d'Alger (version 'F') |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
25,5 |
6 |
Клиффорд Стилл (1905–1980) |
Ph-144 (1947-Y-No.1) |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
25,0 |
7 |
Рой Лихтенштейн (1924–1997) |
White Brushstroke I |
Телефон /Нью-Йорк |
Послевоенное |
23,5 |
8 |
Эд Руша (1937) |
Annie |
Телефон / Нью-Йорк |
Современное |
20,0 |
9 |
Рене Магритт (1898–1967) |
L'Arc de Triomphe |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
19,6 |
10 |
Уэйн Тибо (1920) |
Four Pinball Machines |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
17,5 |
Таблица 3. Топ-10 превышений эстимейтов на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips, лето 2020
№ |
Имя художника |
Название работы |
Метод совершения сделки / Город |
Сегмент искусства |
Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
The Realm Of Appearances |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
21,43 |
2 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
Mood Room |
Телефон / Лондон |
Молодые художники |
9,86 |
3 |
Амоако Боафо (1984) |
Joy in Purple |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
9,00 |
4 |
Отис Кваме Ки Куэйко (1990) |
Shade of Black |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
8,00 |
5 |
Такео Ямагути (1902–1983) |
Yellow Quadrangle |
Телефон / Гонконг |
Модернизм |
5,00 |
6 |
Фрида Кало (1907–1954) |
Congreso De Los Pueblos Por La Paz |
Телефон / Нью-Йорк |
Модернизм |
4,40 |
7 |
Мэтью Вонг (1984–2019) |
Homecoming |
Онлайн |
Молодые художники |
4,36 |
8 |
Кристина Куорлз (1985) |
Placed |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
3,76 |
9 |
Хелен Франкенталер (1928–2011) |
Head of the Meadow |
Телефон / Нью-Йорк |
Послевоенное |
3,57 |
10 |
Тит Капхар (1976) |
Untitled (red thread lady) |
Телефон / Нью-Йорк |
Молодые художники |
3,00 |
Комментарий AI: покупателю из стран СНГ не привыкать иметь дело со смешанными торгами, достаточно вспомнить «русские недели», где аукционный день начинается с Шишкина и Айвазовского, продолжается Немухиным и Пепперштейном, а завершается украинцами Арсеном Савадовым и Анатолием Криволапом.
Традиционная глобальная модель разделения сверхдорогого искусства на три аукционных дня — старые мастера, импрессионисты / модернисты и послевоенные / современные авторы —невольно привела к формированию групп коллекционеров, прозрачных каст и закрытых клубов. Перемещение интереса (и денег) покупателей от одного периода к другому происходило крайне неспешно и неохотно, прежде всего из-за необходимости становиться «своим» в новой социальной среде (не только коллекционеров, но и сотрудников другого отдела аукционного дома, с которыми предстояло налаживать отношения с нуля).
Сегодняшняя ситуация показала: ради общего дела границы должны пасть, а коллекционеры — объединяться: в опыте, связях, интересах и аукционной борьбе. Технологии, призванные обеспечить этот процесс, впрочем, подлежат непрерывной отладке: достаточно вспомнить, как на торгах Christie’s ONE двое аукционистов из разных студий (Париж и Гонконг) не смогли в эфире разобраться, кто из них должен продавать один и тот же лот.
Оптимизм вызывает интерес к молодым современным художникам. Совершенно докризисные разрывы между эстимейтом и ценой молотка им обеспечили ставки на «черных лошадок» в сочетании с азартом первооткрывателей — одно из новшеств нашего времени (даже при том, что «черные лошадки» на упомянутых торгах очень условные, за каждым стоит более-менее серьезная галерея. — AI.). А вот преимущество живого общения с аукционистом перед онлайн-ставками должно не удивлять, а радовать: когда дело доходит до серьезных приобретений, на первую позицию выходит желание обладать и осмысленность совершаемых при этом действий. А с ними — максимально плотный контакт с продавцом.
Это значит, за время изоляции люди не разучились думать.
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200721_hybrid.html
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200721_hybrid.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.