Artist of the week: Leonid Purygin
History, pricing and marketing indicators of the modernist and one of the brightest representatives of Russian art-брют Leonid Purygina
Years of life: 1951-1995
Direction: naive art
Type of art: the painting, sculpture, graphics
Life and work
the Artist-визионер, one of the most inventive authors of "art outsiders", Leonid Purygin most of their talent were devoted to the creation of a private cosmology, a key figure in which he played himself. Myths about "Lena Purygina. The artist from the Bench. Brilliant" (so he introduced himself on his business cards) was filled with his paintings and disseminate the facts of the biography, which mixed real life circumstances and how they were seen by the artist. Despite the fact that the name Leonid Purygina long and firmly took its place in the history of Russian art, the story of his life via-прежнему is known for the few texts created during the artist's life. Comparing some of them, you can only try to imagine your own version of his biography.
Leonid Anatolievich Purygin was born in a small military town near Naro-Фоминска, in the Moscow region, on February 25, 1951 in the family of military personnel. About the circumstances of his childhood and adolescence, we know that the art world (or more broadly, creativity), the future artist got acquainted at an early age due to the second profession of father: after his resignation from the army Anatoly Purygin started making doll models for a local toy factory.
Professional arts education Leonid Purygin not received. According to known data, in 1965, he 14-летнем age left school in 1969 attended school at Naro-фоминском House culture, creating mostly landscapes, executed in the spirit of academism. It is also known that at age 18 he tried several times to enter the Art school named after 1905. However, the attempts were unsuccessful. Around the same time, at the age of 18-19 years, he tried to commit suicide, survived clinical death, came to a psychiatric hospital, after which "born like an artist".
In 1970, Leonid Purygin moved to Moscow, where he began to develop his own pictorial and figurative system, creating their first "mythological" work. In the short term identity, beauty and a kind of irony made in the spirit of primitivism of artist's works bring him popularity, and sportsmen like becoming a regular at the apartment, underground exhibitions in Moscow.
Despite the public's definition of "Russian Bosch" in his creative quest, he followed the path, more like a road traversed Frida Kahlo: he also turned to folk art, borrowing his ideas, some stylistic features, design and narrative techniques. And if Kahlo inspiration, besides the facts of his own life, served as the retable (religious folkживопись) и индейская культура, то Пурыгин обращался к русскому лубку и религиозному искусству. Именно оттуда заимствована им форма деревянного складня, в виде которого он оформлял некоторые свои работы, особая компоновка фигур в пространстве – фризообразность и изокефалия, а также разномасштабность, когда центральный персонаж картины буквально занимает почти всё её пространство. Особое очарование его работам придавало и дополнение ярких, фантасмагоричных образов текстом, органично вписывающимся в композицию. Тексты эти, как правило, написанные нарочито неграмотно, с использованием ненормативной лексики, подкрепляли образ «художника из народа», придавая эффект звучания речи, при восприятии визуального ряда.
Востребованность и известность у публики привела к тому, что в начале 1980-х годов Пурыгин получил возможность обосноваться в студии Фурманном переулке (который дал название целому направлению «неофициального» искусства). В 1988 году две картины Пурыгина – «Пипа. (Видение на озере Охват)» 1985 года и «Молох. (Смерть голубой бабочки)» 1988 года – попали в каталог легендарных первых московских торгов дома Sotheby’s. Работы были проданы, а Пурыгин обрел международную известность, которая привела к заключению контракта с галереей «Эдуард Нахамкин» в Нью-Йорке. За контрактом с нью-йоркской галереей последовал отъезд художника в США, работа над многочисленными заказами (владелицей как минимум одной работой художника является, например, певица Мадонна) и, как сообщают некоторые источники, тоска по родине и алкоголизм.
За годы жизни в Нью-Йорке Леонид Пурыгин, вдобавок к художественной деятельности, занялся написанием книг. В 1990–1993 годах он выпустил три сборника прозы, написанной подобием белого стиха: «Хреновины. Минироманы» (1990), «Космическая дурочка» (1993), «Публия» (1993). Кроме этого, в 1993 году он выступил организатором художественной галереи и выставки наивного искусства в Москве. В 1995 году, во время работы над масштабным частным заказом одного из своих московских клиентов, Леонид Пурыгин умер в возрасте 44 лет от сердечного приступа. В том же году его 11-летнюю дочь Дуню (ее часто можно увидеть на работах Пурыгина начала 1990-х годов) удочерил немецкий журналист и кинорежиссёр Норберт Кухинке (1940–2013).
За годы активной творческой жизни Леонид Пурыгин так и не примкнул ни к одной из известных «художественных группировок», оставаясь рассказчиком фантастических историй из жизни своего альтер-эго «Лени Пурыгина» и окружающих его многочисленных фантомов, среди которых доминирует образ «Голубой женщины» – ангела, регулярно спасающего «Лёню» из ада, и ее антипода – «Пипы Пурыгинской», фантастического зверя женского пола. На протяжении двух с небольшим десятков лет, с начала 1970-х по середину 1990-х, его работы оставались окном в яркий, ироничный, иногда пугающий, но всегда захватывающе интересный внутренний мир художника.
После смерти Леонида Пурыгина персональную выставку на родине художника первым провел ЦДХ (Москва, 1996), спустя 20 лет – Музей АРТ4 (Москва, 2016). За рубежом, в частности, работы Пурыгина стали частью в групповых выставках Back In The USSR в Ferzt Gallery (Нью-Йорк, 2014) и Red Horizon в Музее Людвига (Будапешт, 2015). В России из наиболее знаковых групповых проектов художник был экспонирован в Московском музее современного искусства ММОМА (2009) и Пермском музее современного искусства PERMM (2012). Помимо упомянутого сотрудничества с арт-дилером Эдуардом Нахамкиным в Нью-Йорке, сегодня Пурыгина на Западе представляет берлинская галерея Sandmann, специализирующаяся на художниках-выходцах из СССР.
Работы Леонида Пурыгина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея АРТ4 (все – Москва), Музее П. Людвига (Кельн, Германия), музее Генри Наннена (Эмден, Германия), Boca Museum of Art, (Бока-Ратон, США), а также крупных частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Леонида Пурыгина входит крупноформатная живопись, проданная за пределами России в 2007–2008 годах на лондонском аукционе MacDougall’s. Третий и второй по стоимости результаты были достигнуты 30 ноября 2007 года: картина «Самосожжение Льва» (доска, масло) была продана за $177 758, а следующий по списку лот тех же торгов – «Распятие» (1990, холст, масло) – за $215 850. Самая дорогая работа была продана годом позже, в 2008 году: за $237 643 с молотка ушел «Корабль дураков» (холст, масло).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 183 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись – 142 работы, скульптура – 21 работа, смешанная техника – 7 работ, коллаж – 6 работ, графика – 5 работ, инсталляция и декоративно-прикладное искусство – по одной работе. Средняя стоимость проданных работ – $34,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $3,91 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 112 к 71 (61% всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1989-2008 |
64 |
40 |
63 |
24 |
2009-2015 |
69 |
43 |
62 |
26 |
2016-2020 |
50 |
29 |
58 |
21 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
Великобритания |
98 |
66 |
67 |
32 |
США |
37 |
25 |
68 |
12 |
РФ |
28 |
16 |
57 |
12 |
Франция |
6 |
0 |
0 |
6 |
Бельгия |
4 |
1 |
25 |
3 |
Германия |
4 |
1 |
25 |
3 |
Финляндия |
3 |
3 |
100 |
0 |
Дания |
2 |
0 |
0 |
2 |
Швейцария |
1 |
0 |
0 |
1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
|||||||
1 |
Шляпа, трубка и кошка |
2013 |
21,991 |
2014 |
8,041 |
1 |
Bukowskis Auctions, Хельсинки |
–13 950 |
–63,4 |
|
2 |
Вавилонская башня |
2007 |
117,766 |
2014 |
36,958 |
7 |
MacDougall's, Лондон |
–80 808 |
–9,8 |
|
3 |
Фантастическая сцена |
2007 |
35,024 |
2015 |
10,796 |
8 |
Auctionata, Берлин |
–24 228 |
–8,6 |
|
4 |
Смерть Несси |
2010 |
76,565 |
2015 |
52,500 |
5 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–24 065 |
–6,3 |
|
5 |
Икона, триптих |
2010 |
35,581 |
2019 |
17,500 |
9 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–18 081 |
–5,6 |
|
6 |
Бабочка |
2006 |
11,325 |
2020 |
3,000 |
14 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–8 325 |
–5,3 |
|
7 |
Распятие |
2007 |
215,850 |
2019 |
107,353 |
12 |
MacDougall's, Лондон |
–108 497 |
–4,2 |
|
8 |
Рождение Венеры |
2008 |
121,000 |
2017 |
86,970 |
9 |
Vladey, Москва |
–34 030 |
–3,1 |
|
9 |
Комиссар |
2010 |
38,065 |
2015 |
32,500 |
5 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–5 565 |
–2,9 |
|
10 |
Бабочка |
2011 |
21,320 |
2012 |
20,735 |
1 |
Совком, Москва |
–585 |
–2,7 |
|
11 |
Голубая Пипа |
2010 |
26,686 |
2014 |
25,000 |
4 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–1 686 |
–1,6 |
|
12 |
Памятник Пурыгину |
2009 |
46,587 |
2013 |
82,082 |
4 |
MacDougall's, Лондон |
35 495 |
19,0 |
Работы Леонида Пурыгина имеют 12 повторных продаж и отрицательный среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) – 7,9%. Обращает внимание, что 10 из 11 неудачных попыток продать работы художника, имеют либо крайне низкий период владения (1–2 года), либо относятся к работам, ранее приобретенным в 2007–2010 годах. Для владельца предметов российского современного искусства сочетание 2007–2010 является синонимом спекулятивного ценообразования и в расчет принимается крайне редко. Смотреть стоит совсем на другие показатели – например, на индекс ARTIMX от ARTinvestment.RU. А он, в свою очередь, показывает положительную ценовую динамику работ художника в сегменте живописи: средняя стоимость работ Пурыгина выросла с 2000 по 2020 год на 155%, из них за последние 3 года – на 20,1%. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 140% – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 40% больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 39% продаж.
Леонид Пурыгин – очень показательный пример для современного российского художника, характеризующий динамику направления в целом: художник-публицист и художник-философ поработал на двух континентах, ушел из жизни в работе, оставив яркое самобытное наследие. В конце 2000-х стал популярен в социальной игре «купить в Лондоне – гордиться в России», затем рынок художника ожидаемо снизил обороты и стал развиваться в условиях справедливого рынка – с повышающимися из года в год средними ценами. В кризисном 2020 году на фоне других художников показывает себя уверенно. Очередь быть уверенными – за сегодняшними покупателями.
На текущем, 342-м AI Аукционе выставлена живопись Леонида Пурыгина «Женщина-счастье» 2-й половины 1980-х годов.
Источники: krugosvet.ru, net-film.ru, tanjand.livejournal.com, aborigenarbata.livejournal.com, doctor-stoletov.livejournal.com
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200810_purygin.html
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200810_purygin.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.