Художник недели: Леонид Пурыгин
ARTinvestment.RU   10 августа 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели модерниста и одного из самых ярких представителей отечественного ар-брют Леонида Пурыгина

Годы жизни: 1951–1995
Направление: наивное искусство
Вид искусства: живопись, скульптура, графика

Жизнь и творчество

Художник-визионер, один из самых изобретательных авторов «искусства аутсайдеров», Леонид Пурыгин большую часть своего таланта посвятил созданию собственной космогонии, ключевой фигурой в которой выступал он сам. Мифами о «Лёне Пурыгине. Художнике из Нары. Гениальном» (именно так он представлялся на своих визитных карточках) были наполнены и его живописные работы и распространяемые факты биографии, в которых смешивались реальные обстоятельства жизни и то, как их видел художник. Несмотря на то, что имя Леонида Пурыгина давно и прочно заняло свое место в истории отечественного искусства, история его жизни по-прежнему остается известной по немногочисленным текстам, созданным при жизни художника. Сопоставив некоторые из них, можно лишь попытаться представить свой вариант его биографии.

Леонид Анатольевич Пурыгин родился в небольшом военном городке близ Наро-Фоминска, в Московской области, 25 февраля 1951 года в семье кадрового военного. Об обстоятельствах его детства и юности известно, что с миром искусства (или шире – творчества) будущий художник познакомился в раннем возрасте благодаря второй профессии отца: после отставки из армии Анатолий Пурыгин занялся изготовлением моделей кукол для местной игрушечной фабрики.

Профессионального художественного образования Леонид Пурыгин не получил. Согласно известным данным, в 1965 году он в 14-летнем возрасте бросил школу, а в 1969 году посещал студию при наро-фоминском Доме культуры, создавая в основном пейзажи, выполненные в духе академизма. Известно также, что в 18 лет он несколько раз пытался поступить в Художественное училище имени 1905 года. Однако попытки были безуспешны. Примерно в это же время, в возрасте 18–19 лет, он попытался свести счеты с жизнью, пережил клиническую смерть, попал в психиатрическую больницу, после чего «родился как художник».

В 1970 году Леонид Пурыгин переехал в Москву, где начал разрабатывать собственную изобразительную и образную систему, создавая свои первые «мифологические» работы. В короткий срок самобытность, красочность и своеобразная ироничность выполненных в духе примитивизма работ художника приносят ему популярность, и Пурыгин становится завсегдатаем квартирных, андеграундных выставок в Москве.

Несмотря на полученное от публики определение «русский Босх», в своих творческих поисках он шел по пути, больше похожему на дорогу, пройденную Фридой Кало: он также обращался к народному творчеству, заимствуя у него идеи, некоторые стилистические особенности, оформительские и сюжетные приемы. И если для Кало источником вдохновения, помимо фактов собственной жизни, служили ретабло (народная религиозная живопись) и индейская культура, то Пурыгин обращался к русскому лубку и религиозному искусству. Именно оттуда заимствована им форма деревянного складня, в виде которого он оформлял некоторые свои работы, особая компоновка фигур в пространстве – фризообразность и изокефалия, а также разномасштабность, когда центральный персонаж картины буквально занимает почти всё её пространство. Особое очарование его работам придавало и дополнение ярких, фантасмагоричных образов текстом, органично вписывающимся в композицию. Тексты эти, как правило, написанные нарочито неграмотно, с использованием ненормативной лексики, подкрепляли образ «художника из народа», придавая эффект звучания речи, при восприятии визуального ряда.

Востребованность и известность у публики привела к тому, что в начале 1980-х годов Пурыгин получил возможность обосноваться в студии Фурманном переулке (который дал название целому направлению «неофициального» искусства). В 1988 году две картины Пурыгина – «Пипа. (Видение на озере Охват)» 1985 года и «Молох. (Смерть голубой бабочки)» 1988 года – попали в каталог легендарных первых московских торгов дома Sotheby’s. Работы были проданы, а Пурыгин обрел международную известность, которая привела к заключению контракта с галереей «Эдуард Нахамкин» в Нью-Йорке. За контрактом с нью-йоркской галереей последовал отъезд художника в США, работа над многочисленными заказами (владелицей как минимум одной работой художника является, например, певица Мадонна) и, как сообщают некоторые источники, тоска по родине и алкоголизм.

За годы жизни в Нью-Йорке Леонид Пурыгин, вдобавок к художественной деятельности, занялся написанием книг. В 1990–1993 годах он выпустил три сборника прозы, написанной подобием белого стиха: «Хреновины. Минироманы» (1990), «Космическая дурочка» (1993), «Публия» (1993). Кроме этого, в 1993 году он выступил организатором художественной галереи и выставки наивного искусства в Москве. В 1995 году, во время работы над масштабным частным заказом одного из своих московских клиентов, Леонид Пурыгин умер в возрасте 44 лет от сердечного приступа. В том же году его 11-летнюю дочь Дуню (ее часто можно увидеть на работах Пурыгина начала 1990-х годов) удочерил немецкий журналист и кинорежиссёр Норберт Кухинке (1940–2013).

За годы активной творческой жизни Леонид Пурыгин так и не примкнул ни к одной из известных «художественных группировок», оставаясь рассказчиком фантастических историй из жизни своего альтер-эго «Лени Пурыгина» и окружающих его многочисленных фантомов, среди которых доминирует образ «Голубой женщины» – ангела, регулярно спасающего «Лёню» из ада, и ее антипода – «Пипы Пурыгинской», фантастического зверя женского пола. На протяжении двух с небольшим десятков лет, с начала 1970-х по середину 1990-х, его работы оставались окном в яркий, ироничный, иногда пугающий, но всегда захватывающе интересный внутренний мир художника.

После смерти Леонида Пурыгина персональную выставку на родине художника первым провел ЦДХ (Москва, 1996), спустя 20 лет – Музей АРТ4 (Москва, 2016). За рубежом, в частности, работы Пурыгина стали частью в групповых выставках Back In The USSR в Ferzt Gallery (Нью-Йорк, 2014) и Red Horizon в Музее Людвига (Будапешт, 2015). В России из наиболее знаковых групповых проектов художник был экспонирован в Московском музее современного искусства ММОМА (2009) и Пермском музее современного искусства PERMM (2012). Помимо упомянутого сотрудничества с арт-дилером Эдуардом Нахамкиным в Нью-Йорке, сегодня Пурыгина на Западе представляет берлинская галерея Sandmann, специализирующаяся на художниках-выходцах из СССР.

Работы Леонида Пурыгина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея АРТ4 (все – Москва), Музее П. Людвига (Кельн, Германия), музее Генри Наннена (Эмден, Германия), Boca Museum of Art, (Бока-Ратон, США), а также крупных частных собраниях в России и за рубежом.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Леонида Пурыгина входит крупноформатная живопись, проданная за пределами России в 2007–2008 годах на лондонском аукционе MacDougall’s. Третий и второй по стоимости результаты были достигнуты 30 ноября 2007 года: картина «Самосожжение Льва» (доска, масло) была продана за $177 758, а следующий по списку лот тех же торгов – «Распятие» (1990, холст, масло) – за $215 850. Самая дорогая работа была продана годом позже, в 2008 году: за $237 643 с молотка ушел «Корабль дураков» (холст, масло).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 183 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись – 142 работы, скульптура – 21 работа, смешанная техника – 7 работ, коллаж – 6 работ, графика – 5 работ, инсталляция и декоративно-прикладное искусство – по одной работе. Средняя стоимость проданных работ – $34,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $3,91 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 112 к 71 (61% всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1989-2008

64

40

63

24

2009-2015

69

43

62

26

2016-2020

50

29

58

21

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

98

66

67

32

США

37

25

68

12

РФ

28

16

57

12

Франция

6

0

0

6

Бельгия

4

1

25

3

Германия

4

1

25

3

Финляндия

3

3

100

0

Дания

2

0

0

2

Швейцария

1

0

0

1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок
владения,
лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Шляпа, трубка и кошка

2013

         21,991

2014

          8,041

1

Bukowskis Auctions, Хельсинки

–13 950

–63,4

2

Вавилонская башня

2007

       117,766

2014

        36,958

7

MacDougall's, Лондон

–80 808

–9,8

3

Фантастическая сцена

2007

         35,024

2015

        10,796

8

Auctionata, Берлин

–24 228

–8,6

4

Смерть Несси

2010

         76,565

2015

        52,500

5

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–24 065

–6,3

5

Икона, триптих

2010

         35,581

2019

        17,500

9

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–18 081

–5,6

6

Бабочка

2006

         11,325

2020

          3,000

14

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–8 325

–5,3

7

Распятие

2007

       215,850

2019

      107,353

12

MacDougall's, Лондон

–108 497

–4,2

8

Рождение Венеры

2008

       121,000

2017

        86,970

9

Vladey, Москва

–34 030

–3,1

9

Комиссар

2010

         38,065

2015

        32,500

5

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–5 565

–2,9

10

Бабочка

2011

         21,320

2012

        20,735

1

Совком, Москва

–585

–2,7

11

Голубая Пипа

2010

         26,686

2014

        25,000

4

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–1 686

–1,6

12

Памятник Пурыгину
(Вид из п…ы
Тамары Комисаровой)

2009

         46,587

2013

        82,082

4

MacDougall's, Лондон

 35 495

19,0

Работы Леонида Пурыгина имеют 12 повторных продаж и отрицательный среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) – 7,9%. Обращает внимание, что 10 из 11 неудачных попыток продать работы художника, имеют либо крайне низкий период владения (1–2 года), либо относятся к работам, ранее приобретенным в 2007–2010 годах. Для владельца предметов российского современного искусства сочетание 2007–2010 является синонимом спекулятивного ценообразования и в расчет принимается крайне редко. Смотреть стоит совсем на другие показатели – например, на индекс ARTIMX от ARTinvestment.RU. А он, в свою очередь, показывает положительную ценовую динамику работ художника в сегменте живописи: средняя стоимость работ Пурыгина выросла с 2000 по 2020 год на 155%, из них за последние 3 года – на 20,1%. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 140% – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 40% больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 39% продаж.

Леонид Пурыгин – очень показательный пример для современного российского художника, характеризующий динамику направления в целом: художник-публицист и художник-философ поработал на двух континентах, ушел из жизни в работе, оставив яркое самобытное наследие. В конце 2000-х стал популярен в социальной игре «купить в Лондоне – гордиться в России», затем рынок художника ожидаемо снизил обороты и стал развиваться в условиях справедливого рынка – с повышающимися из года в год средними ценами. В кризисном 2020 году на фоне других художников показывает себя уверенно. Очередь быть уверенными – за сегодняшними покупателями.

На текущем, 342-м AI Аукционе выставлена живопись Леонида Пурыгина «Женщина-счастье» 2-й половины 1980-х годов.

Источники: krugosvet.ru, net-film.ru, tanjand.livejournal.com, aborigenarbata.livejournal.com, doctor-stoletov.livejournal.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200810_purygin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200810_purygin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх