Художник недели: Леонид Пурыгин
История, ценовые и маркетинговые показатели модерниста и одного из самых ярких представителей отечественного ар-брют Леонида Пурыгина
Годы жизни: 1951–1995
Направление: наивное искусство
Вид искусства: живопись, скульптура, графика
Жизнь и творчество
Художник-визионер, один из самых изобретательных авторов «искусства аутсайдеров», Леонид Пурыгин большую часть своего таланта посвятил созданию собственной космогонии, ключевой фигурой в которой выступал он сам. Мифами о «Лёне Пурыгине. Художнике из Нары. Гениальном» (именно так он представлялся на своих визитных карточках) были наполнены и его живописные работы и распространяемые факты биографии, в которых смешивались реальные обстоятельства жизни и то, как их видел художник. Несмотря на то, что имя Леонида Пурыгина давно и прочно заняло свое место в истории отечественного искусства, история его жизни по-прежнему остается известной по немногочисленным текстам, созданным при жизни художника. Сопоставив некоторые из них, можно лишь попытаться представить свой вариант его биографии.
Леонид Анатольевич Пурыгин родился в небольшом военном городке близ Наро-Фоминска, в Московской области, 25 февраля 1951 года в семье кадрового военного. Об обстоятельствах его детства и юности известно, что с миром искусства (или шире – творчества) будущий художник познакомился в раннем возрасте благодаря второй профессии отца: после отставки из армии Анатолий Пурыгин занялся изготовлением моделей кукол для местной игрушечной фабрики.
Профессионального художественного образования Леонид Пурыгин не получил. Согласно известным данным, в 1965 году он в 14-летнем возрасте бросил школу, а в 1969 году посещал студию при наро-фоминском Доме культуры, создавая в основном пейзажи, выполненные в духе академизма. Известно также, что в 18 лет он несколько раз пытался поступить в Художественное училище имени 1905 года. Однако попытки были безуспешны. Примерно в это же время, в возрасте 18–19 лет, он попытался свести счеты с жизнью, пережил клиническую смерть, попал в психиатрическую больницу, после чего «родился как художник».
В 1970 году Леонид Пурыгин переехал в Москву, где начал разрабатывать собственную изобразительную и образную систему, создавая свои первые «мифологические» работы. В короткий срок самобытность, красочность и своеобразная ироничность выполненных в духе примитивизма работ художника приносят ему популярность, и Пурыгин становится завсегдатаем квартирных, андеграундных выставок в Москве.
Несмотря на полученное от публики определение «русский Босх», в своих творческих поисках он шел по пути, больше похожему на дорогу, пройденную Фридой Кало: он также обращался к народному творчеству, заимствуя у него идеи, некоторые стилистические особенности, оформительские и сюжетные приемы. И если для Кало источником вдохновения, помимо фактов собственной жизни, служили ретабло (народная религиозная живопись) и индейская культура, то Пурыгин обращался к русскому лубку и религиозному искусству. Именно оттуда заимствована им форма деревянного складня, в виде которого он оформлял некоторые свои работы, особая компоновка фигур в пространстве – фризообразность и изокефалия, а также разномасштабность, когда центральный персонаж картины буквально занимает почти всё её пространство. Особое очарование его работам придавало и дополнение ярких, фантасмагоричных образов текстом, органично вписывающимся в композицию. Тексты эти, как правило, написанные нарочито неграмотно, с использованием ненормативной лексики, подкрепляли образ «художника из народа», придавая эффект звучания речи, при восприятии визуального ряда.
Востребованность и известность у публики привела к тому, что в начале 1980-х годов Пурыгин получил возможность обосноваться в студии Фурманном переулке (который дал название целому направлению «неофициального» искусства). В 1988 году две картины Пурыгина – «Пипа. (Видение на озере Охват)» 1985 года и «Молох. (Смерть голубой бабочки)» 1988 года – попали в каталог легендарных первых московских торгов дома Sotheby’s. Работы были проданы, а Пурыгин обрел международную известность, которая привела к заключению контракта с галереей «Эдуард Нахамкин» в Нью-Йорке. За контрактом с нью-йоркской галереей последовал отъезд художника в США, работа над многочисленными заказами (владелицей как минимум одной работой художника является, например, певица Мадонна) и, как сообщают некоторые источники, тоска по родине и алкоголизм.
За годы жизни в Нью-Йорке Леонид Пурыгин, вдобавок к художественной деятельности, занялся написанием книг. В 1990–1993 годах он выпустил три сборника прозы, написанной подобием белого стиха: «Хреновины. Минироманы» (1990), «Космическая дурочка» (1993), «Публия» (1993). Кроме этого, в 1993 году он выступил организатором художественной галереи и выставки наивного искусства в Москве. В 1995 году, во время работы над масштабным частным заказом одного из своих московских клиентов, Леонид Пурыгин умер в возрасте 44 лет от сердечного приступа. В том же году его 11-летнюю дочь Дуню (ее часто можно увидеть на работах Пурыгина начала 1990-х годов) удочерил немецкий журналист и кинорежиссёр Норберт Кухинке (1940–2013).
За годы активной творческой жизни Леонид Пурыгин так и не примкнул ни к одной из известных «художественных группировок», оставаясь рассказчиком фантастических историй из жизни своего альтер-эго «Лени Пурыгина» и окружающих его многочисленных фантомов, среди которых доминирует образ «Голубой женщины» – ангела, регулярно спасающего «Лёню» из ада, и ее антипода – «Пипы Пурыгинской», фантастического зверя женского пола. На протяжении двух с небольшим десятков лет, с начала 1970-х по середину 1990-х, его работы оставались окном в яркий, ироничный, иногда пугающий, но всегда захватывающе интересный внутренний мир художника.
После смерти Леонида Пурыгина персональную выставку на родине художника первым провел ЦДХ (Москва, 1996), спустя 20 лет – Музей АРТ4 (Москва, 2016). За рубежом, в частности, работы Пурыгина стали частью в групповых выставках Back In The USSR в Ferzt Gallery (Нью-Йорк, 2014) и Red Horizon в Музее Людвига (Будапешт, 2015). В России из наиболее знаковых групповых проектов художник был экспонирован в Московском музее современного искусства ММОМА (2009) и Пермском музее современного искусства PERMM (2012). Помимо упомянутого сотрудничества с арт-дилером Эдуардом Нахамкиным в Нью-Йорке, сегодня Пурыгина на Западе представляет берлинская галерея Sandmann, специализирующаяся на художниках-выходцах из СССР.
Работы Леонида Пурыгина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея АРТ4 (все – Москва), Музее П. Людвига (Кельн, Германия), музее Генри Наннена (Эмден, Германия), Boca Museum of Art, (Бока-Ратон, США), а также крупных частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Леонида Пурыгина входит крупноформатная живопись, проданная за пределами России в 2007–2008 годах на лондонском аукционе MacDougall’s. Третий и второй по стоимости результаты были достигнуты 30 ноября 2007 года: картина «Самосожжение Льва» (доска, масло) была продана за $177 758, а следующий по списку лот тех же торгов – «Распятие» (1990, холст, масло) – за $215 850. Самая дорогая работа была продана годом позже, в 2008 году: за $237 643 с молотка ушел «Корабль дураков» (холст, масло).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 183 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись – 142 работы, скульптура – 21 работа, смешанная техника – 7 работ, коллаж – 6 работ, графика – 5 работ, инсталляция и декоративно-прикладное искусство – по одной работе. Средняя стоимость проданных работ – $34,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $3,91 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 112 к 71 (61% всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1989-2008 |
64 |
40 |
63 |
24 |
2009-2015 |
69 |
43 |
62 |
26 |
2016-2020 |
50 |
29 |
58 |
21 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
Великобритания |
98 |
66 |
67 |
32 |
США |
37 |
25 |
68 |
12 |
РФ |
28 |
16 |
57 |
12 |
Франция |
6 |
0 |
0 |
6 |
Бельгия |
4 |
1 |
25 |
3 |
Германия |
4 |
1 |
25 |
3 |
Финляндия |
3 |
3 |
100 |
0 |
Дания |
2 |
0 |
0 |
2 |
Швейцария |
1 |
0 |
0 |
1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
|||||||
1 |
Шляпа, трубка и кошка |
2013 |
21,991 |
2014 |
8,041 |
1 |
Bukowskis Auctions, Хельсинки |
–13 950 |
–63,4 |
|
2 |
Вавилонская башня |
2007 |
117,766 |
2014 |
36,958 |
7 |
MacDougall's, Лондон |
–80 808 |
–9,8 |
|
3 |
Фантастическая сцена |
2007 |
35,024 |
2015 |
10,796 |
8 |
Auctionata, Берлин |
–24 228 |
–8,6 |
|
4 |
Смерть Несси |
2010 |
76,565 |
2015 |
52,500 |
5 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–24 065 |
–6,3 |
|
5 |
Икона, триптих |
2010 |
35,581 |
2019 |
17,500 |
9 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–18 081 |
–5,6 |
|
6 |
Бабочка |
2006 |
11,325 |
2020 |
3,000 |
14 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–8 325 |
–5,3 |
|
7 |
Распятие |
2007 |
215,850 |
2019 |
107,353 |
12 |
MacDougall's, Лондон |
–108 497 |
–4,2 |
|
8 |
Рождение Венеры |
2008 |
121,000 |
2017 |
86,970 |
9 |
Vladey, Москва |
–34 030 |
–3,1 |
|
9 |
Комиссар |
2010 |
38,065 |
2015 |
32,500 |
5 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–5 565 |
–2,9 |
|
10 |
Бабочка |
2011 |
21,320 |
2012 |
20,735 |
1 |
Совком, Москва |
–585 |
–2,7 |
|
11 |
Голубая Пипа |
2010 |
26,686 |
2014 |
25,000 |
4 |
Shapiro Auctions, Нью-Йорк |
–1 686 |
–1,6 |
|
12 |
Памятник Пурыгину |
2009 |
46,587 |
2013 |
82,082 |
4 |
MacDougall's, Лондон |
35 495 |
19,0 |
Работы Леонида Пурыгина имеют 12 повторных продаж и отрицательный среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) – 7,9%. Обращает внимание, что 10 из 11 неудачных попыток продать работы художника, имеют либо крайне низкий период владения (1–2 года), либо относятся к работам, ранее приобретенным в 2007–2010 годах. Для владельца предметов российского современного искусства сочетание 2007–2010 является синонимом спекулятивного ценообразования и в расчет принимается крайне редко. Смотреть стоит совсем на другие показатели – например, на индекс ARTIMX от ARTinvestment.RU. А он, в свою очередь, показывает положительную ценовую динамику работ художника в сегменте живописи: средняя стоимость работ Пурыгина выросла с 2000 по 2020 год на 155%, из них за последние 3 года – на 20,1%. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 140% – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 40% больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 39% продаж.
Леонид Пурыгин – очень показательный пример для современного российского художника, характеризующий динамику направления в целом: художник-публицист и художник-философ поработал на двух континентах, ушел из жизни в работе, оставив яркое самобытное наследие. В конце 2000-х стал популярен в социальной игре «купить в Лондоне – гордиться в России», затем рынок художника ожидаемо снизил обороты и стал развиваться в условиях справедливого рынка – с повышающимися из года в год средними ценами. В кризисном 2020 году на фоне других художников показывает себя уверенно. Очередь быть уверенными – за сегодняшними покупателями.
На текущем, 342-м AI Аукционе выставлена живопись Леонида Пурыгина «Женщина-счастье» 2-й половины 1980-х годов.
Источники: krugosvet.ru, net-film.ru, tanjand.livejournal.com, aborigenarbata.livejournal.com, doctor-stoletov.livejournal.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200810_purygin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200810_purygin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.