Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Аукционные продажи 1-й половины 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   28 июля 2020

Анализ объема продаж ведущих аукционных домов в первом полугодии 2020 года

Полугодовой отчет ArtTactic о результатах аукционных продаж в первые шесть месяцев 2020 года традиционно коснулся данных трех ведущих аукционных домов — Christie's, Sotheby's и Phillips (в разные годы у разных аналитиков составляющих то 30 % то 45 % всего публичного рынка. Словом, достаточно, чтобы считать эти данные отражением картины глобальных аукционных продаж. — AI.). Нетрадиционным в отчете было то, что впервые термин «полугодовой» включил в себя целых семь месяцев: неуверенный январь под знаком «Брексита» и следующие шесть — в ожидании выхода из карантина.

Основные данные приведем в виде тезисов и таблиц, а затем прокомментируем наиболее интересные взаимосвязи, которые показал отчет.

• Общий объем аукционных продаж Christie's, Sotheby's и Phillips в первой половине 2020 года снизился на 49 %, и составил $2,88 млрд. По итогам первой половины 2019 года объем составлял $5,47 млрд.

• Объем аукционных продаж, совершенных исключительно онлайн (то есть, не физических торгов и не онлайн-телемостов с аукционистом. — AI.), в первой половине 2020 года вырос на 497 %, составив $412 млн. По итогам первой половины 2019 года объем онлайн-продаж составлял $69 млн.

• Падение объемов продаж в трех ведущих аукционных домах было неоднородным: у Christie’s оно составило –60 % по сравнению с прошлым годом, за ним располагаются Phillips (–46,7 %) и Sotheby’s (–37,6 %). Следует отметить и непростой для публичного рынка 2019 год, по итогам которого общий объем аукционных продаж упал на 19 % по сравнению с годом 2018-м.

• В распределении объемов продаж среди трех ведущих аукционных домов снова-таки победил Sotheby’s: его доля составила 54,1 % от общего объема трех лидеров аукционного рынка (по сравнению с 44,1 % в 2019 году). Доля Christie’s достигла отметки в 38,7 % (в 2019 году — 49,2 %), у Phillips — 7,1 % (практически без изменений: 6,8 % в 2019 году). Конкурентное преимущество Sotheby’s, по мнению ArtTactic, обеспечили лучшие предложения лотов в сегменте искусства импрессионизма и модернизма, а также сильная технологическая база для работы с онлайн-продажами.

• На фоне серьезного падения объемов продаж в сегменте искусства импрессионизма и модернизма (–68 %), снижение продаж послевоенного и современного искусства в денежном выражении было вдвое меньшим (–34 %). В сумме продажи послевоенного и современного искусства по итогам первого полугодия 2020 составили 52 % международных продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips вместе взятых (по сравнению с 40 % в первой половине 2019 года).

• Рынок искусства старых мастеров оказался наименее подвержен влиянию кризиса: объем продаж в этом сегменте по итогам первого полугодия 2020 снизился всего на 22 %. При этом объем онлайн-продаж работ старых мастеров, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, увеличился на 785 %. Это наглядно демонстрирует, что рынок старых мастеров, считавшийся консервативным в плане коллекционеров и основных каналов продаж, также созрел для цифровой трансформации, которую сейчас переживает глобальный арт-рынок.

• Продажи в Нью-Йорке (правильнее сказать, нью-йоркскими офисами аукционных домов. — AI.) доминируют на мировом аукционном рынке: доля их продаж составила 40,8 % (в первом полугодии 2019 на Нью-Йорк приходилось 50,2 % продаж в денежном выражении). Доля рынка Лондона с прошлого года осталась практически неизменной: 26,6 %. Среди географических регионов, которые укрепились на аукционном рынке за период карантина, — Гонконг (доля рынка в 2020-м — 21,9 %, в 2019-м — 15,8 % и 13,5 % в 2018-м) и Париж (6,5 % в 2020-м после 4,1 % в 2019-м).

• Первые шесть месяцев 2020 года (или четыре месяца карантина, как угодно. — AI.) отмечены увеличением финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.). Так, на смешанных торгах в июне — июле 2020 года объем финансовых гарантий превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.

Таблица 1. Объемы продаж искусства по категориям на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов

Категория искусства

Объем продаж в I полугодии, $ млн

Разница между показателями 2020 и 2019, %

2019

2020

Старые мастера

139

109

–22

Импрессионизм и модернизм

1 580

508

–68

Послевоенное и современное искусство

2 272

1 504

–34

Азиатское искусство (включая Китай)

445

129

–71

Ювелирные украшения и часы

444

247

–44

Европейское искусство

53

45

–15

Другие нишевые сегменты

731

333

–54

Общий объем продаж, $ млн

5 664

2 875

49

 

Таблица 2. Объемы продаж искусства по трем международным аукционным домам за I полугодие 2018, 2019 и 2020 годов

Аукционный дом

Объем продаж в I-м полугодии, $ млн

2018

2019

2020

Sotheby's

2 900

2 500

1 560

Christie's

3 600

2 780

1 110

Phillips

518

384

205

Общий объем продаж, $ млн

7 018

5 664

2 875

Таблица 3. Общий объем продаж искусства и объем онлайн-продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов

Категория продаж

Объем продаж в I полугодии, $ млн

Разница между показателями 2020 и 2019, %

2019

2020

Общий объем продаж, $ млн

5 664

2 875

–49

Онлайн-продажи, $ млн

69,1

412,3

+497

Таблица 4. Средние цены проданных лотов на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов

Средняя цена проданных лотов в I полугодии, $ тыс

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Среднее за полугодие

2019

26,6

164,1

72,1

62,3

216,1

84,1

43,5

95,5

2020

89,3

195,2

36,1

15,1

21,2

83,8

214,9

93,7

Таблица 5. Сравнительные показатели эстимейтов и цены молотка на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2020 года

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Средний эстимейт, $ млн

122

531

120

40

128

742

980

Цена молотка, $ млн

144

560

131

45

111

799

1 085

Разница цены молотка и среднего эстимейта, %

+18,5

+5,5

+9,6

+12,5

–13,3

+7,7

+10,7

Комментарий AI: прежде всего отчет ArtTactic положил конец двум векторам спекулятивных заявлений, которыми полнилось информационное пространство последние месяцы: «Все плохо, аукционные продажи упали на 97 %» и «Все отлично, онлайн-продажи выросли впятеро». Мы увидели (а тот, кто умеет считать, увидел и раньше. — AI.), что объем продаж ведущих аукционных домов действительно снизился, практически вполовину. С таким падением рынок уже сталкивался, тогда как с пандемией встретился лицом к лицу впервые. На этом фоне недостача в 49 %, настаиваем, очень хорошая цифра для периода тотальной (и не имеющей исторических прецедентов) неопределенности. Добавим сюда логистический коллапс, ограничивший круг покупателей до локальных (либо тех, кто согласен купить, оплатить хранение и ожидать доставки или же прислать за работой частный самолет), — и мы получим укрепившиеся позиции Нью-Йорка, активизацию Гонконга и Парижа и стагнацию зависящего от ближневосточных покупателей Лондона.

Рост онлайн-продаж, как видим из сравнения в Таблице 3, вывез на себе лишь 14 % общего объема аукционных сделок, то есть в своей «чистой» форме, без аукциониста в студии, Интернет пока проигрывает эмоциональному интерактиву с человеческим фактором. Однако старые мастера показали отличный рывок: увеличение объема их продаж посредством онлайн-сделок в полтора раза опередило динамику всех интернет-продаж вместе взятых. Что еще раз доказывает: основу инвестиционной привлекательности искусства составляет не капитализация на пике рынка, а его устойчивость в кризис. А устойчивость, как известно, базируется на быстрой адаптации к новым обстоятельствам. В случае старых мастеров — к онлайн-сделкам.

Тем временем — в подтверждение прогнозов мартовских материалов AI — ценовая динамика проданных лотов была удержана титанической работой аукционных домов с покупателем: разница между средними ценами молотка в первых полугодиях 2019 и 2020 годов составляет всего 1,97 % (не в пользу 2020-го). Суммарный результат всех продаж (по молотку) превышает сумму средних эстимейтов в среднем на 7,3 %, что в очередной раз подтверждает работу аукционных домов как публичных регуляторов спроса и предложения. При этом карантин вычерчивает совершенно новую кривую аукционной активности по месяцам: традиционно ударно-рекордный, май теперь сместился на июль, превратив привычно-скучное лето в интригующее.

Как поведет себя кривая дальше и какие календарные даты останутся в итоговом графике коллекционера? Об этом мы узнаем поближе к выходу отчета ArtTactic за второе полугодие 2020 года. Пока же главный вывод: текущий кризис стабилизировался и стал похож на обычный, привычный большинству, типовой кризис.

Можно открывать шампанское.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200728_Half1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200728_Half1.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх