- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Аукционные продажи 1-й половины 2020. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU 28 июля 2020
Анализ объема продаж ведущих аукционных домов в первом полугодии 2020 года
Полугодовой отчет ArtTactic о результатах аукционных продаж в первые шесть месяцев 2020 года традиционно коснулся данных трех ведущих аукционных домов — Christie's, Sotheby's и Phillips (в разные годы у разных аналитиков составляющих то 30 % то 45 % всего публичного рынка. Словом, достаточно, чтобы считать эти данные отражением картины глобальных аукционных продаж. — AI.). Нетрадиционным в отчете было то, что впервые термин «полугодовой» включил в себя целых семь месяцев: неуверенный январь под знаком «Брексита» и следующие шесть — в ожидании выхода из карантина.
Основные данные приведем в виде тезисов и таблиц, а затем прокомментируем наиболее интересные взаимосвязи, которые показал отчет.
• Общий объем аукционных продаж Christie's, Sotheby's и Phillips в первой половине 2020 года снизился на 49 %, и составил $2,88 млрд. По итогам первой половины 2019 года объем составлял $5,47 млрд.
• Объем аукционных продаж, совершенных исключительно онлайн (то есть, не физических торгов и не онлайн-телемостов с аукционистом. — AI.), в первой половине 2020 года вырос на 497 %, составив $412 млн. По итогам первой половины 2019 года объем онлайн-продаж составлял $69 млн.
• Падение объемов продаж в трех ведущих аукционных домах было неоднородным: у Christie’s оно составило –60 % по сравнению с прошлым годом, за ним располагаются Phillips (–46,7 %) и Sotheby’s (–37,6 %). Следует отметить и непростой для публичного рынка 2019 год, по итогам которого общий объем аукционных продаж упал на 19 % по сравнению с годом 2018-м.
• В распределении объемов продаж среди трех ведущих аукционных домов снова-таки победил Sotheby’s: его доля составила 54,1 % от общего объема трех лидеров аукционного рынка (по сравнению с 44,1 % в 2019 году). Доля Christie’s достигла отметки в 38,7 % (в 2019 году — 49,2 %), у Phillips — 7,1 % (практически без изменений: 6,8 % в 2019 году). Конкурентное преимущество Sotheby’s, по мнению ArtTactic, обеспечили лучшие предложения лотов в сегменте искусства импрессионизма и модернизма, а также сильная технологическая база для работы с онлайн-продажами.
• На фоне серьезного падения объемов продаж в сегменте искусства импрессионизма и модернизма (–68 %), снижение продаж послевоенного и современного искусства в денежном выражении было вдвое меньшим (–34 %). В сумме продажи послевоенного и современного искусства по итогам первого полугодия 2020 составили 52 % международных продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips вместе взятых (по сравнению с 40 % в первой половине 2019 года).
• Рынок искусства старых мастеров оказался наименее подвержен влиянию кризиса: объем продаж в этом сегменте по итогам первого полугодия 2020 снизился всего на 22 %. При этом объем онлайн-продаж работ старых мастеров, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, увеличился на 785 %. Это наглядно демонстрирует, что рынок старых мастеров, считавшийся консервативным в плане коллекционеров и основных каналов продаж, также созрел для цифровой трансформации, которую сейчас переживает глобальный арт-рынок.
• Продажи в Нью-Йорке (правильнее сказать, нью-йоркскими офисами аукционных домов. — AI.) доминируют на мировом аукционном рынке: доля их продаж составила 40,8 % (в первом полугодии 2019 на Нью-Йорк приходилось 50,2 % продаж в денежном выражении). Доля рынка Лондона с прошлого года осталась практически неизменной: 26,6 %. Среди географических регионов, которые укрепились на аукционном рынке за период карантина, — Гонконг (доля рынка в 2020-м — 21,9 %, в 2019-м — 15,8 % и 13,5 % в 2018-м) и Париж (6,5 % в 2020-м после 4,1 % в 2019-м).
• Первые шесть месяцев 2020 года (или четыре месяца карантина, как угодно. — AI.) отмечены увеличением финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.). Так, на смешанных торгах в июне — июле 2020 года объем финансовых гарантий превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.
Таблица 1. Объемы продаж искусства по категориям на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Категория искусства | Объем продаж в I полугодии, $ млн | Разница между показателями 2020 и 2019, % | |
---|---|---|---|
2019 | 2020 | ||
Старые мастера | 139 | 109 | –22 |
Импрессионизм и модернизм | 1 580 | 508 | –68 |
Послевоенное и современное искусство | 2 272 | 1 504 | –34 |
Азиатское искусство (включая Китай) | 445 | 129 | –71 |
Ювелирные украшения и часы | 444 | 247 | –44 |
Европейское искусство | 53 | 45 | –15 |
Другие нишевые сегменты | 731 | 333 | –54 |
Общий объем продаж, $ млн | 5 664 | 2 875 | –49 |
Таблица 2. Объемы продаж искусства по трем международным аукционным домам за I полугодие 2018, 2019 и 2020 годов
Аукционный дом | Объем продаж в I-м полугодии, $ млн | ||
---|---|---|---|
2018 | 2019 | 2020 | |
Sotheby's | 2 900 | 2 500 | 1 560 |
Christie's | 3 600 | 2 780 | 1 110 |
Phillips | 518 | 384 | 205 |
Общий объем продаж, $ млн | 7 018 | 5 664 | 2 875 |
Таблица 3. Общий объем продаж искусства и объем онлайн-продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Категория продаж | Объем продаж в I полугодии, $ млн | Разница между показателями 2020 и 2019, % | |
---|---|---|---|
2019 | 2020 | ||
Общий объем продаж, $ млн | 5 664 | 2 875 | –49 |
Онлайн-продажи, $ млн | 69,1 | 412,3 | +497 |
Таблица 4. Средние цены проданных лотов на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Средняя цена проданных лотов в I полугодии, $ тыс | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Среднее за полугодие |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2019 | 26,6 | 164,1 | 72,1 | 62,3 | 216,1 | 84,1 | 43,5 | 95,5 |
2020 | 89,3 | 195,2 | 36,1 | 15,1 | 21,2 | 83,8 | 214,9 | 93,7 |
Таблица 5. Сравнительные показатели эстимейтов и цены молотка на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2020 года
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Средний эстимейт, $ млн | 122 | 531 | 120 | 40 | 128 | 742 | 980 |
Цена молотка, $ млн | 144 | 560 | 131 | 45 | 111 | 799 | 1 085 |
Разница цены молотка и среднего эстимейта, % | +18,5 | +5,5 | +9,6 | +12,5 | –13,3 | +7,7 | +10,7 |
Комментарий AI: прежде всего отчет ArtTactic положил конец двум векторам спекулятивных заявлений, которыми полнилось информационное пространство последние месяцы: «Все плохо, аукционные продажи упали на 97 %» и «Все отлично, онлайн-продажи выросли впятеро». Мы увидели (а тот, кто умеет считать, увидел и раньше. — AI.), что объем продаж ведущих аукционных домов действительно снизился, практически вполовину. С таким падением рынок уже сталкивался, тогда как с пандемией встретился лицом к лицу впервые. На этом фоне недостача в 49 %, настаиваем, очень хорошая цифра для периода тотальной (и не имеющей исторических прецедентов) неопределенности. Добавим сюда логистический коллапс, ограничивший круг покупателей до локальных (либо тех, кто согласен купить, оплатить хранение и ожидать доставки или же прислать за работой частный самолет), — и мы получим укрепившиеся позиции Нью-Йорка, активизацию Гонконга и Парижа и стагнацию зависящего от ближневосточных покупателей Лондона.
Рост онлайн-продаж, как видим из сравнения в Таблице 3, вывез на себе лишь 14 % общего объема аукционных сделок, то есть в своей «чистой» форме, без аукциониста в студии, Интернет пока проигрывает эмоциональному интерактиву с человеческим фактором. Однако старые мастера показали отличный рывок: увеличение объема их продаж посредством онлайн-сделок в полтора раза опередило динамику всех интернет-продаж вместе взятых. Что еще раз доказывает: основу инвестиционной привлекательности искусства составляет не капитализация на пике рынка, а его устойчивость в кризис. А устойчивость, как известно, базируется на быстрой адаптации к новым обстоятельствам. В случае старых мастеров — к онлайн-сделкам.
Тем временем — в подтверждение прогнозов мартовских материалов AI — ценовая динамика проданных лотов была удержана титанической работой аукционных домов с покупателем: разница между средними ценами молотка в первых полугодиях 2019 и 2020 годов составляет всего 1,97 % (не в пользу 2020-го). Суммарный результат всех продаж (по молотку) превышает сумму средних эстимейтов в среднем на 7,3 %, что в очередной раз подтверждает работу аукционных домов как публичных регуляторов спроса и предложения. При этом карантин вычерчивает совершенно новую кривую аукционной активности по месяцам: традиционно ударно-рекордный, май теперь сместился на июль, превратив привычно-скучное лето в интригующее.
Как поведет себя кривая дальше и какие календарные даты останутся в итоговом графике коллекционера? Об этом мы узнаем поближе к выходу отчета ArtTactic за второе полугодие 2020 года. Пока же главный вывод: текущий кризис стабилизировался и стал похож на обычный, привычный большинству, типовой кризис.
Можно открывать шампанское.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200728_Half1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200728_Half1.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"