Аукционные продажи 1-й половины 2020. Отчет ArtTactic
Анализ объема продаж ведущих аукционных домов в первом полугодии 2020 года
Полугодовой отчет ArtTactic о результатах аукционных продаж в первые шесть месяцев 2020 года традиционно коснулся данных трех ведущих аукционных домов — Christie's, Sotheby's и Phillips (в разные годы у разных аналитиков составляющих то 30 % то 45 % всего публичного рынка. Словом, достаточно, чтобы считать эти данные отражением картины глобальных аукционных продаж. — AI.). Нетрадиционным в отчете было то, что впервые термин «полугодовой» включил в себя целых семь месяцев: неуверенный январь под знаком «Брексита» и следующие шесть — в ожидании выхода из карантина.
Основные данные приведем в виде тезисов и таблиц, а затем прокомментируем наиболее интересные взаимосвязи, которые показал отчет.
• Общий объем аукционных продаж Christie's, Sotheby's и Phillips в первой половине 2020 года снизился на 49 %, и составил $2,88 млрд. По итогам первой половины 2019 года объем составлял $5,47 млрд.
• Объем аукционных продаж, совершенных исключительно онлайн (то есть, не физических торгов и не онлайн-телемостов с аукционистом. — AI.), в первой половине 2020 года вырос на 497 %, составив $412 млн. По итогам первой половины 2019 года объем онлайн-продаж составлял $69 млн.
• Падение объемов продаж в трех ведущих аукционных домах было неоднородным: у Christie’s оно составило –60 % по сравнению с прошлым годом, за ним располагаются Phillips (–46,7 %) и Sotheby’s (–37,6 %). Следует отметить и непростой для публичного рынка 2019 год, по итогам которого общий объем аукционных продаж упал на 19 % по сравнению с годом 2018-м.
• В распределении объемов продаж среди трех ведущих аукционных домов снова-таки победил Sotheby’s: его доля составила 54,1 % от общего объема трех лидеров аукционного рынка (по сравнению с 44,1 % в 2019 году). Доля Christie’s достигла отметки в 38,7 % (в 2019 году — 49,2 %), у Phillips — 7,1 % (практически без изменений: 6,8 % в 2019 году). Конкурентное преимущество Sotheby’s, по мнению ArtTactic, обеспечили лучшие предложения лотов в сегменте искусства импрессионизма и модернизма, а также сильная технологическая база для работы с онлайн-продажами.
• На фоне серьезного падения объемов продаж в сегменте искусства импрессионизма и модернизма (–68 %), снижение продаж послевоенного и современного искусства в денежном выражении было вдвое меньшим (–34 %). В сумме продажи послевоенного и современного искусства по итогам первого полугодия 2020 составили 52 % международных продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips вместе взятых (по сравнению с 40 % в первой половине 2019 года).
• Рынок искусства старых мастеров оказался наименее подвержен влиянию кризиса: объем продаж в этом сегменте по итогам первого полугодия 2020 снизился всего на 22 %. При этом объем онлайн-продаж работ старых мастеров, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, увеличился на 785 %. Это наглядно демонстрирует, что рынок старых мастеров, считавшийся консервативным в плане коллекционеров и основных каналов продаж, также созрел для цифровой трансформации, которую сейчас переживает глобальный арт-рынок.
• Продажи в Нью-Йорке (правильнее сказать, нью-йоркскими офисами аукционных домов. — AI.) доминируют на мировом аукционном рынке: доля их продаж составила 40,8 % (в первом полугодии 2019 на Нью-Йорк приходилось 50,2 % продаж в денежном выражении). Доля рынка Лондона с прошлого года осталась практически неизменной: 26,6 %. Среди географических регионов, которые укрепились на аукционном рынке за период карантина, — Гонконг (доля рынка в 2020-м — 21,9 %, в 2019-м — 15,8 % и 13,5 % в 2018-м) и Париж (6,5 % в 2020-м после 4,1 % в 2019-м).
• Первые шесть месяцев 2020 года (или четыре месяца карантина, как угодно. — AI.) отмечены увеличением финансовых гарантий аукционных домов и третьих лиц (которые приобрели бы непроданный лот по нижней границе эстимейта. — AI.). Так, на смешанных торгах в июне — июле 2020 года объем финансовых гарантий превзошел средние цифры последних лет: предметы искусства, в сумме проданные на $482,7 млн, были подкреплены $413,7 млн гарантий. В целом почти половина (49,4 %) от общего количества лотов имела финансовую гарантию — 58,3 % от совокупной величины нижнего эстимейта и 68,1 % от общей цены продаж (по молотку). Большинство этих гарантий (71,8 %) было предоставлено третьей стороной, что говорит о возвращении доверия международных покупателей к рынку искусства. Отметим, что коэффициент гарантии был выше, чем на продажах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке в мае 2019 года: тогда финансовые гарантии составляли 48,4 % от нижнего эстимейта и 54,5 % от общего объема продаж по цене молотка.
Таблица 1. Объемы продаж искусства по категориям на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Категория искусства | Объем продаж в I полугодии, $ млн | Разница между показателями 2020 и 2019, % | |
---|---|---|---|
2019 | 2020 | ||
Старые мастера | 139 | 109 | –22 |
Импрессионизм и модернизм | 1 580 | 508 | –68 |
Послевоенное и современное искусство | 2 272 | 1 504 | –34 |
Азиатское искусство (включая Китай) | 445 | 129 | –71 |
Ювелирные украшения и часы | 444 | 247 | –44 |
Европейское искусство | 53 | 45 | –15 |
Другие нишевые сегменты | 731 | 333 | –54 |
Общий объем продаж, $ млн | 5 664 | 2 875 | –49 |
Таблица 2. Объемы продаж искусства по трем международным аукционным домам за I полугодие 2018, 2019 и 2020 годов
Аукционный дом | Объем продаж в I-м полугодии, $ млн | ||
---|---|---|---|
2018 | 2019 | 2020 | |
Sotheby's | 2 900 | 2 500 | 1 560 |
Christie's | 3 600 | 2 780 | 1 110 |
Phillips | 518 | 384 | 205 |
Общий объем продаж, $ млн | 7 018 | 5 664 | 2 875 |
Таблица 3. Общий объем продаж искусства и объем онлайн-продаж на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Категория продаж | Объем продаж в I полугодии, $ млн | Разница между показателями 2020 и 2019, % | |
---|---|---|---|
2019 | 2020 | ||
Общий объем продаж, $ млн | 5 664 | 2 875 | –49 |
Онлайн-продажи, $ млн | 69,1 | 412,3 | +497 |
Таблица 4. Средние цены проданных лотов на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2019 и 2020 годов
Средняя цена проданных лотов в I полугодии, $ тыс | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Среднее за полугодие |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2019 | 26,6 | 164,1 | 72,1 | 62,3 | 216,1 | 84,1 | 43,5 | 95,5 |
2020 | 89,3 | 195,2 | 36,1 | 15,1 | 21,2 | 83,8 | 214,9 | 93,7 |
Таблица 5. Сравнительные показатели эстимейтов и цены молотка на смешанных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips за I полугодие 2020 года
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Средний эстимейт, $ млн | 122 | 531 | 120 | 40 | 128 | 742 | 980 |
Цена молотка, $ млн | 144 | 560 | 131 | 45 | 111 | 799 | 1 085 |
Разница цены молотка и среднего эстимейта, % | +18,5 | +5,5 | +9,6 | +12,5 | –13,3 | +7,7 | +10,7 |
Комментарий AI: прежде всего отчет ArtTactic положил конец двум векторам спекулятивных заявлений, которыми полнилось информационное пространство последние месяцы: «Все плохо, аукционные продажи упали на 97 %» и «Все отлично, онлайн-продажи выросли впятеро». Мы увидели (а тот, кто умеет считать, увидел и раньше. — AI.), что объем продаж ведущих аукционных домов действительно снизился, практически вполовину. С таким падением рынок уже сталкивался, тогда как с пандемией встретился лицом к лицу впервые. На этом фоне недостача в 49 %, настаиваем, очень хорошая цифра для периода тотальной (и не имеющей исторических прецедентов) неопределенности. Добавим сюда логистический коллапс, ограничивший круг покупателей до локальных (либо тех, кто согласен купить, оплатить хранение и ожидать доставки или же прислать за работой частный самолет), — и мы получим укрепившиеся позиции Нью-Йорка, активизацию Гонконга и Парижа и стагнацию зависящего от ближневосточных покупателей Лондона.
Рост онлайн-продаж, как видим из сравнения в Таблице 3, вывез на себе лишь 14 % общего объема аукционных сделок, то есть в своей «чистой» форме, без аукциониста в студии, Интернет пока проигрывает эмоциональному интерактиву с человеческим фактором. Однако старые мастера показали отличный рывок: увеличение объема их продаж посредством онлайн-сделок в полтора раза опередило динамику всех интернет-продаж вместе взятых. Что еще раз доказывает: основу инвестиционной привлекательности искусства составляет не капитализация на пике рынка, а его устойчивость в кризис. А устойчивость, как известно, базируется на быстрой адаптации к новым обстоятельствам. В случае старых мастеров — к онлайн-сделкам.
Тем временем — в подтверждение прогнозов мартовских материалов AI — ценовая динамика проданных лотов была удержана титанической работой аукционных домов с покупателем: разница между средними ценами молотка в первых полугодиях 2019 и 2020 годов составляет всего 1,97 % (не в пользу 2020-го). Суммарный результат всех продаж (по молотку) превышает сумму средних эстимейтов в среднем на 7,3 %, что в очередной раз подтверждает работу аукционных домов как публичных регуляторов спроса и предложения. При этом карантин вычерчивает совершенно новую кривую аукционной активности по месяцам: традиционно ударно-рекордный, май теперь сместился на июль, превратив привычно-скучное лето в интригующее.
Как поведет себя кривая дальше и какие календарные даты останутся в итоговом графике коллекционера? Об этом мы узнаем поближе к выходу отчета ArtTactic за второе полугодие 2020 года. Пока же главный вывод: текущий кризис стабилизировался и стал похож на обычный, привычный большинству, типовой кризис.
Можно открывать шампанское.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200728_Half1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200728_Half1.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.