Арт-рынок в период кризиса. Часть 2: Депрессии
AI продолжает разбираться в показателях рынка искусства во время экономических кризисов
Первую часть материала вы можете прочесть здесь.
Перед тем как анализировать влияние экономических кризисов на рынок искусства, считаем необходимым освежить читательский глоссарий. Любой кризис делится на следующие периоды: рецессия (падение рынка), депрессия (полная остановка процессов без движения рынка), рост (неизбежный процесс, как бы ни хотелось обратного некоторым пессимистичным СМИ) и стагнация (относительно устойчивый рынок в период между пиком и началом новой рецессии — без общей паники, но и без инноваций и роста). Как правило, экономические кризисы сотрясают наш мир каждые 10–15 лет.
Обращаем внимание на терминологию, связанную с рынком искусства: в этом материале и далее будут встречаться два отличных друг от друга понятия — объем продаж (сумма всех проведенных транзакций за определенный период, как правило за год) и ценовая динамика (изменение средней стоимости работ отдельно взятого художника в определенный период времени). Почему важно не путать эти два понятия, вы поймете ниже.
Данные, собранные The Sotheby's Mei Moses Indices за периоды 27 экономических кризисов с 1875 по 2001 год, показывают общую закономерность:
- во время рецессий (падения общего рынка) происходил отток капитала с рынка искусства, что сказывалось на объемах продаж — в среднем они уменьшались на 20 % от пиковых докризисных показателей;
- при этом арт-рынок показывал и отрицательную ценовую динамику: средняя стоимость работ всех продаваемых художников в период рецессии снижалась в среднем на 0,7 %
- изменения в ценовой динамике и объемах продаж не проявлялись до второго года кризиса;
- после периода депрессии, вслед за ростом общего рынка, следовало восстановление и показателей рынка искусства — в 90 % случаев с превышением докризисных объемов продаж.
Суммы отдельных сделок с предметами искусства были непредсказуемы даже в разгар кризиса. Например, в период рецессий 1960–1961, 1980 и 1981–1982 снижения средней стоимости работ ни в одном из сегментов искусства не наблюдалось. В 1960–1961 значительно выросли средние цены на работы старых мастеров, в 1980 году поднялись показатели трех основных аукционных сегментов (старых мастеров, импрессионистов и модернистов и послевоенного американского искусства), в 1981–1982 в среднем подорожало искусство импрессионистов. Рецессия рынков с переходом в депрессию не накладывалась на мировые войны, но часто сопутствовала войнам локальным. Так, экономические кризисы, случившиеся во время войны во Вьетнаме и конфликта в Персидском заливе, вызвали снижение средних цен на искусство в среднем на 20 % в 1973–1975 и 1990–1991 соответственно.
Не лишним будет напомнить, что становлению рынка искусства в современном виде способствовал кризис американской экономики 1981–1982, переключивший внимание инвесторов с фондового рынка на альтернативные долгосрочные активы, в первую очередь предметы искусства. В свою очередь, интерес к искусству спровоцировал его изучение в качестве финансового инструмента, появился Artprice и первые ценовые индексы. Одновременно правительство США приняло поправки к закону о меценатской деятельности, сделав более привлекательной благотворительность в области культуры и искусства.
Падение на мировых финансовых рынках, которое началось в 2007 году, существенно не влияло на объем продаж искусства вплоть до 2009 года, когда в наиболее дорогом сегменте произошло резкое сокращение числа приобретаемых предметов искусства. Это еще раз подтверждает отставание арт-рынка от фондовых рынков на 6–18 месяцев. При этом объемы продаж не уменьшились повсеместно — например, в феврале 2009 года коллекция Ива Сен-Лорана была продана за $483,8 млн, рекордную на тот момент для сделки с частной коллекцией сумму. В целом объем аукционных продаж в 2009 сократился с $32,9 млрд (2007 год) до $18,3 млрд — но к 2011 году уже восстановился, превысив отметку в $30 млрд.
Заметим, что уже в 2009 году, когда рынок искусства переживал спад, индекс S&P500 (отражающий изменение стоимости акций 500 крупнейших публичных компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже) уже стал расти, пережив период депрессии. Однако акциям, в отличие от рынка искусства, потребовалось еще два года, чтобы выйти на докризисный уровень торговли: фондовый рынок США стабилизировался лишь к 2013 году. По данным The Sotheby's Mei Moses Indices, с 2007 по 2009 год ценовые индексы искусства (показатели инвестиционной привлекательности, рассчитанные на основе повторных продаж одних и тех же работ; подробнее см. здесь) на публичном рынке упали примерно на 27,2 %. Между тем S&P 500 упал на 57 % и достиг 12-летнего минимума в начале марта 2009 года. Примечательно, что в кризис 2008–2010 средние цены в различных сегментах искусства также упали неравномерно: послевоенное и современное искусство в среднем подешевело на 29,9 %, импрессионисты и модернисты всего на 10,1 %.
Интересна и стратегия аукционных домов в периоды кризиса. В 2007–2009 и 2016–2017 аукционы отказывались от практики ставить продавцов в лист ожидания и фокусировали свое внимание на работах, которые не требовали от будущего покупателя дополнительных непомерных затрат на доставку и установку. Другими словами, принимали к продаже наиболее мобильные и эргономичные предметы искусства. На второй год кризиса аукционные дома существенно снижают количество работ, выставленных на аукцион со средним эстимейтом более $10 млн, — объем продаж уменьшается, но процент проданных лотов удерживается в районе средних исторических значений. К слову сказать, в период между 2007 и 2008 годами стоимость акций дома Sotheby's (который на тот момент еще был публичной компанией) упали на 83 % — свидетельство того, что продавцы на рынке искусства могут пострадать не меньше, чем коллекционер или инвестор.
Какое искусство и в какой степени подвержено экономическому кризису? Для начала обратимся к ценовым диапазонам. В лидеры по устойчивости на рынке в кризисные периоды выходят лоты, проданные в ценовом диапазоне от $100 тыс. до $1 млн. Средние цены на такие работы в 2009 году снизились всего на 1,5 %, а в 2016 году, наоборот, выросли на 0,3 %. Объемы продаж искусства в диапазоне $100 тыс. — $1 млн также показали наименьшее падение в 2009 и 2016 годах (при том, что весь аукционный рынок сократился более чем на 20 % по сравнению с предыдущими сезонами). Для примера: в 2009 году количество сделок с предметами искусства с нижней границей эстимейта от $1 млн до $10 млн сократилось почти на 60 %, а свыше $10 млн — на 75 %. Во время гибридного кризиса 2016 года продажи искусства показывали ровно ту же динамику относительно ценовых диапазонов.
Отсюда вытекает второй вопрос: как приведенная статистика коррелирует с именами художников? Другими словами, диапазон от $100 тыс. до $1 млн. — это дорогой Оскар Мурильо или дешевый Жан-Мишель Баския? Статистика показывает: ни тот и ни другой. С наибольшей вероятностью на рынке будет продан третий тип художника — тот, чьи средние цены наиболее значимого художественного периода как раз находятся в пределах от ста тысяч до миллиона. Например, работы Энди Уорхола в сезонах 2007–2009 лучше всего продавались в диапазоне $1–5 млн (19 % непроданных лотов), а наибольшее количество непроданных лотов (57 %) имело средний эстимейт в $500 тыс. (тиражные и менее значимые работы). Продажи живописи Герхарда Рихтера — в 2007 году уже признанного современного топ-художника — имели схожие показатели: 55 % непроданных лотов. В следующем, 2008 году количество лотов авторства немецкого абстракциониста искусственно сократили, в особенности ценовой сегмент свыше $1 млн. Спустя три аукционных сезона, к осени 2010 года объем публичных продаж работ Рихтера уже превышал докризисные показатели — $76,9 млн.
Однако работы художников, находящихся на момент рецессии на пике маркетингового продвижения, кризис затронул наименьшим образом. В течение 2008 и 2009 годов одни из лучших результатов на аукционном рынке показали кинетические скульптуры Александра Колдера. В течение всех 18 месяцев кризиса чуть более 50 % лотов были проданы с превышением эстимейта, что сделало Колдера одним из лучших «кризисных» авторов. Допускаем, что многие покупатели держали в уме скорое открытие музея художника в Филадельфии, которое должно было состояться в 2008 году и заставить существенно вырасти цены. К слову сказать, строительство музея было заморожено в связи с кризисом и не возобновлено до сих пор — возможно, о нем снова вспомнят в 2020 году, чтобы активизировать продажи.
Чуть иначе ситуация обстоит с ныне живущими художниками. Портал Artsy в 2018 году провел исследование изменений капитализации мировых топ-художников — другими словами, посчитал общую сумму продаж каждого автора на аукционных торгах. В подтверждение сказанному выше, в период кризиса 2007–2009 свои места в рейтинге капитализации «Топ-10 ныне живущих художников» потеряли Ричард Принс и Уйэн Тибо, также существенно пошатнулись позиции Дэмьена Херста. Их места в первой десятке в кризис заняли Джаспер Джонс и Кристофер Вул — более устойчивые и менее эпатажные. За последующие 10 лет, к 2018 году, ни Принс, ни Тибо в рейтинг не вернулись, вслед за ними рейтинг покинули Такаши Мураками и Фрэнк Стелла. Ближе всех «к выходу» стоят все тот же Дэмьен Херст и самый дорогой современный художник Джефф Кунс. Тем временем в рейтинг капитализации молниеносно вошли активно продвигаемые Дэвид Хокни и Яёи Кусама. Как себя покажут красные мухоморы японской художницы в кризис? Статистика говорит, что им придется ждать восстановления рынка.
Итоговый комментарий AI: история экономических потрясений последних 150 лет показывает, что даже на стремительную рецессию рынок искусства реагирует с запозданием. Если после нескольких месяцев спада начинается затяжная депрессия, большинство коллекционеров с высококачественными работами будут держать их до следующего роста рынка. Те из владельцев, кто будет нуждаться в денежном потоке для поддержания основного бизнеса, попробуют продать искусство и столкнутся с двумя негативными сценариями: на приватном (галерейном) рынке им будет предложено сделать большой дисконт, а на публичном их намерениям помешает искусственная регуляция рынка. Одновременно аукционные дома будут искусственно сдерживать предложение, понимая, что из двух зол — снижения объемов продаж и уменьшения количества проданных лотов — они сделают выбор в пользу первого. В результате сокращения предложения цены, как правило, остаются относительно стабильными для произведений известных художников и тех, кто находился на пике маркетингового продвижения на момент рецессии. Современные авторы с более короткой историей испытывают большую волатильность цен (буквально: сильное отклонение от средних цен, как в сторону увеличения, так и уменьшения), которая затем может сказаться на выстраиваемой репутации из-за негативного баланса проданных и непроданных лотов.
Другими словами, в периоды экономического кризиса рынок искусства не падает — падает покупательная способность большинства игроков. Причем падает не сразу: в первый год общемирового кризиса коллекционеры с деньгами покупают работы у тех, чьи нервы сдали от одного слова «рецессия». В той же последовательности рынок и восстанавливается: сначала общеэкономическая ситуация, а затем и объемы продаж искусства (поскольку оно не является предметом первой необходимости после окончания периода депрессии).
Последняя группа факторов, влияющих на рынок искусства, — войны и политическая турбулентность. В завершающей части материала мы поговорим о них, а также предложим коллекционерам, инвесторам в искусство и художникам ряд рекомендаций, как вести себя в кризисные периоды.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200325_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200325_crisis.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.