Арт-рынок в период кризиса. Часть 1: Эпидемии
ARTinvestment.RU   17 марта 2020

AI разбирается в показателях рынка искусства во время эпидемий, войн и экономических кризисов

С началом 2020 года рынок искусства переживает серьезные потрясения. Вступление в силу пятой антиотмывочной директивы ЕС и начавшийся Брексит лишили лондонские аукционы первоклассных работ и части европейских коллекционеров, эпидемия коронавируса перевела Art Basel Hong Kong в режим онлайн и отменила с десяток других ярмарок искусства и аукционных торгов, а последовавшее падение индексов фондовых рынков и стоимости основных марок нефти отразилось на личном капитале крупнейших мировых коллекционеров. Инвесторы, не успевшие продать предметы искусства «на пике», сегодня решают, стоит ли спешить с продажей; а те, у кого есть свободные деньги, думают, стоит ли покупать «на спаде». Мысли и тех и других сводятся к одному вопросу: что будет с рынком дальше?

Факторы, которые одновременно негативно и существенно влияют на рынок искусства, можно разделить на три группы: политическая нестабильность (и ее крайняя степень – война), экономический кризис и эпидемия. Анализируя объемы продаж и ценовую динамику искусства во время социально-экономических потрясений, можно составить определенный прогноз, как арт-рынок поведет себя сегодня, но с одной существенной оговоркой: в новейшей истории рынок искусства никогда не сталкивался с эпидемией на уровне пандемии.

Эпидемии являлись историческими спутниками развития искусства и появления арт-рынка. Достаточно вспомнить, что первый прообраз арт-ярмарки в Венеции в XIV веке прекратил свое существование с приходом в Европу бубонной чумы. В последующие три века, между вспышками эпидемии «черной смерти», творили мастера итальянского Возрождения, были унесены чумой Ганс Гольбейн и Тициан, родились Иероним Босх и Питер Брейгель. В частности, в Венеции Тинторетто писал свои величайшие работы в здании, предназначенном для чумного карантина. Отступление чумы из Северной Европы способствовало развитию рынка светского искусства в Нидерландах XVII века. В XVIII–XIX веках основные эпидемии были вызваны уже брюшным тифом, холерой и туберкулезом. Перенесших туберкулез женщин часто брали в жены художники-прерафаэлиты, болезненную красоту романтизировал Тулуз-Лотрек (от туберкулеза художник впоследствии и умер).

В XX веке, с развитием современной медицины, массовые эпидемии, казалось, отступили. В 2016 году вследствие эпидемии вируса Зика во Флориде под вопросом была организация Art Basel Miami Beach, однако ярмарка состоялась в положенные сроки и показала хороший результат посещаемости и продаж. Спустя год Art Basel снова столкнулась с природными катаклизмами – на сей раз проведение ярмарки было поставлено под угрозу из-за разрушительных последствий урагана Ирма. В итоге для художников из Майами, пострадавших от урагана, MCH Group (компания-владелец бренда Art Basel) создала специальный фонд, раздав местным художникам по $500. В 2020 году из-за коронавируса вновь пострадала Art Basel, первой среди крупных игроков рынка отменив проведение намеченной на 19–21 марта ярмарки в Гонконге и перенеся продажи в режим онлайн.

С начала марта объявили об отсрочке или отмене и другие ярмарки: пекинская Jingart, миланская miart, а также Art Paris, Art Berlin и Art Dubai. Ярмарка TEFAF в Маастрихте (Нидерланды), рискнувшая проводить событие в стране с 20 подтвержденными случаями заражения, была закрыта за четыре дня до окончания, 11 марта 2020 года, после обнаружения коронавируса у одного из участвовавших галеристов. При этом сразу после открытия TEFAF успела сообщить о снижении на 27% числа VIP-гостей на вернисаже ярмарки – традиционном дне совершения большинства крупных сделок. 14 марта о закрытии офисов в ряде стран и переносе торгов на более поздний срок заявил аукционный дом Christie’s: в настоящий момент это касается 14 торгов в Нью-Йорке и Париже, которые должны были состояться до конца апреля. Наконец, многие международные музеи (в первую очередь – итальянские) заявили о создании интерактивных версий текущих выставок и постоянных экспозиций для посетителей, которые не могут въехать в страну по причине пандемии.

На первый взгляд, ситуация с пандемией может сыграть арт-рынку в плюс: увеличится количество доступного искусства, переведенного в цифровой формат (как известно с 2011 года, наличие у музея виртуального аналога провоцирует посетителя приехать и увидеть собрание вживую), а перенесенные либо отмененные ярмарки и торги могут создать эффект «отложенного спроса», побудив коллекционеров с удвоенной энергией совершать покупки после разгерметизации рынка. На то, что рынку искусства необходима если не пауза, то перезагрузка, намекали цифры отчетов Art Basel & UBS 2019 и 2020 годов: в частности, рост количества появившихся в продаже предметов (предложения) в процентном отношении уступал ценовой динамике продаж и обороту глобального рынка в целом (спросу). Однако в экономике фактор отложенного спроса работает, только если у покупателя сохраняется свободный капитал, а нынешняя пандемия несет за собой серьезный экономический кризис.

Экономические риски, возникающие во время эпидемий, изучались и ранее. Китайский биржевой индекс MSCI упал на 8,6% после вспышки SARS (атипичной пневмонии) в апреле 2003 года, но восстановился и вырос более чем на 30% по сравнению с докризисной отметкой за следующие три месяца. Индекс акций на Гонконгской фондовой бирже в этот же период снизился на 20%, но так же быстро отыграл позиции. Эпидемия свиного гриппа в 2009 году вызвала падение на 4% индекса MSCI Mexico, который затем вырос более чем на 25%. Однако эти эпидемии были локальными. Экономисты сферы здравоохранения США Виктория Фэн, Дин Джеймисон и Лоуренс Саммерс (последний – экс-министр финансов США) в 2018 году оценили ожидаемый ежегодный убыток от эпидемии пандемического (т.е. мировой эпидемии) гриппа в $500 млрд (0,6% мирового ВВП), включив в эту сумму как потерянные доходы, так и внутренние издержки стран на здравоохранение.

Сегодня, по прошествии двух месяцев с начала реальной пандемии, по оценке аналитического центра Oxford Economics, потери мирового ВВП от распространения коронавируса в 2020 году могут составить до $1,1 трлн, что вдвое больше прогнозируемых убытков. При этом к началу марта 2020 года из-за вируса уже длительное время не работают 11 млн человек, которые не производят и не потребляют товары и услуги в обычном режиме. Как известно, экономические потери, возникающие во время эпидемий, также связаны со страхом и паникой людей, совершающих алогичные поступки – продажи и приобретения.

Вернемся к арт-рынку. Согласно отчету Art Basel & UBS, на арт-ярмарках галереи и дилеры в 2019 году осуществили 45% всех своих продаж. Расходы на участие в ярмарках составили $4,6 млрд (23%) от общих затрат продавцов ($19,9 млрд). Одна лишь упаковка и логистика предметов искусства – это 11% расходов на сумму чуть менее $2,2 млрд. Когда ярмарка отменяется или переносится, это не означает, что галереи не несут расходов. Они их уже понесли, заранее оплатив павильоны и логистику. Сегодня ярмарки не возвращают деньги, они переносят события на неопределенный срок с сохранением (в лучшем случае) условий для галерей. Но будут ли готовы коллекционеры включить новые сроки в свой график международных перелетов? Тем более, что график этот будет в первую очередь подчинен устранению последствий пандемии, другими словами – социальным и бизнес-вопросам. Это – вопрос номер один.

В среднем галереи посещают четыре ярмарки в год, а условия большинства крупных ярмарок предполагают предоплату минимум за полгода. Соответственно, к началу 2020 года среднестатистическая галерея уже оплатила две из четырех ярмарок: из них одна отменилась или перенеслась, другая находится в подвешенном состоянии (например, Art Basel в Базеле в конце июня). Офисы ярмарок функционируют круглогодично – 11 из 12 месяцев сотрудники работают над привлечением коллекционеров, в периоды турбулентности – усиленно. Не имея возможности получить доход от билетов или спонсорских контрактов, сегодня ярмарки поддерживают собственный штат и офис за счет предоплаченных галереями денег в ожидании лучших времен. Когда же они наконец наступят, смогут ли они исполнить обязательства перед галереями? Это – вопрос номер два.

Аукционные дома, на первый взгляд, находятся сегодня в наиболее выигрышном положении – в их распоряжении есть три канала продаж: публичные, частные и онлайн-торги. Однако первые сегодня переносятся, вторые испытывают серьезную конкуренцию с крупными дилерами калибра Ларри Гагосяна и Дэвида Цвирнера, а интернет-пространство обещает на днях испробовать Art Basel взамен физической ярмарки в Гонконге. Добавим сюда необходимость содержать штат и платить аренду (особенно это касается крупных домов с международными филиалами) – крайне невыигрышная ситуация. Онлайн-аукционы также не спасаются от пандемии – они обязаны принимать и инспектировать работы для торгов лично (речь о тех, кто заботится о репутации), следовательно, карантин для них равносилен фактическому прекращению деятельности. Добавим сюда возможные проблемы с логистикой предметов искусства: международные грузоперевозки в целом работают без ограничений, но транспортные компании ожидают увеличения сроков на таможенное оформление грузов. Кто выигрывает на данном этапе, так это арт-юристы, специализирующиеся на неустойках в связи с форс-мажорными обстоятельствами, в разряд которых в большинстве контрактов определены эпидемии.

Суммируя сказанное: к сожалению, эффект «отложенного спроса» в данном случае с арт-рынком не сработает – на выходе из эпидемии коронавируса нас будет ждать экономическая рецессия (плюс последствия Брексита и пятой антиотмывочной директивы ЕС). В прошлые кризисные периоды рынок искусства всегда реагировал на общеэкономический спад с опозданием, тем самым сглаживая резкие перепады в цифровом выражении. В 2020 году период «сглаживания» пока проходит в карантине.

Во второй части материала мы разберем реакцию рынка искусства на другие негативные события, случавшиеся в его истории – экономические кризисы и войны – и сопоставим это с текущей ситуацией. Несмотря на всю ее уникальность, в истории всегда можно найти ответ.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200317_epidemic.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200317_epidemic.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх