БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Во Франции. 1950
Текущая ставка
32 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Джокер. 1991
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ САХАТОВ Валерий Таганович (1947) Портрет в красном. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00

Теория заблуждений: ошибка Мэя-Мозеса
ARTinvestment.RU   05 февраля 2020

В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index

В декабре 2002 года американские экономисты Майкл Мозес и Дэвид Мэй написали научную статью в издании The American Economic Review, озаглавленную «Искусство как объект инвестиций и недостаточная эффективность шедевров». Проанализировав данные аукционных торгов с 1850 года, авторы пришли к двум основным выводам:

1. Для использования предметов искусства в качестве финансового инструмента у инвестиционного рынка есть достаточно данных для анализа — следует лишь перевести «язык искусства» на понятный инвестору язык;

2. Шедевры классической живописи, известные рынку как Old Masters, могли бы «работать» в пользу инвестора поэффективнее, зато они хорошо балансируют портфель включающий, скажем, послевоенное и современное искусство.

Среди прочего статья содержала одну неосторожную фразу, которая ввергла в восторг одних читателей и серьезно озадачила других: «За последние 50 лет средняя доходность от вложений в искусство составила 12,6 %, в то время как доходность S&P500 — 11,8 %». Словно брошенная в стог сена спичка, цитата мгновенно разошлась по СМИ, вызвав глобальный пожар. На эти данные ссылались все: от арт-дилеров в частных беседах с коллекционерами до аукционных домов в пресс-релизах, обращенных к покупателям; от специализированных изданий об искусстве до профильных бизнес-дайджестов. В первоисточник никто заглянуть не решился, и в головах коллекционеров прочно осел следующий посыл: искусство имеет свыше 12 % годовой доходности и в качестве объекта для инвестиций более привлекательно, чем акции на фондовом рынке.

Предлагаем вместе разобраться, где в абсолютно верной (в оригинале) фразе засела неверная трактовка:

  • Во-первых, выборка за такой длинный период некорректна по отношению к рынку искусства. Арт-рынок в современном виде сформировался только в середине 1980-х годов. Когда Мэй и Мозес запустили свой вебсайт с настраиваемыми индексами, дотошные исследователи рынка выбрали период 1984–2014 и увидели цифру 7,6 %, что чуть менее привлекательно, но максимально правдиво.
  • Словосочетание «средняя доходность» (авторы имели в виду CAGR, совокупный среднегодовой темп роста) в вольном цитировании изменилось на «прибыль» (который инвесторы трактуют как ROI, возврат на инвестиции). Соответственно, они рассчитывали, что 12,6 % или 7,6 % — ставка после «очистки» суммы продажи от отрицательного денежного потока: расходов на содержание, комиссий за транзакции и прочих. Ан нет: из этого значения еще предстоит вычесть 1–3 % на грамотное управление коллекцией — без которого предмет искусства будет оттягивать инвестиционный портфель мертвым грузом.
  • А кто вообще сказал, что сравнение с S&P500 (индексом акций пятисот крупнейших по капитализации компаний, торгующихся на Нью-йоркской фондовой бирже) — это показатель, на который стоит равняться? Волатильность акций гораздо выше предметов искусства, к тому же что за 50, что за 30 последних лет из числа «пятисот» вымылось больше половины компаний. В то время как изменения в ТОП-500 самых дорогих художников коснулись не более 10 % участников: этот рейтинг более стабилен в именах — а следовательно, и в цифрах.
  • Четвертый пункт, к которому первым пришел Андерс Петерсон из ArtTactic: почему мы накладываем данные S&P500 на всех художников рынка с аукционными продажами (более 15 тыс.), а не, допустим, на ТОП-100? Сказано — сделано: исследования Андерса совместно с Artnet в отчете Deloitte Art & Finance Report 2019 показывают, что CAGR первой сотни самых продаваемых художников в период с 2000 по конец 2018 года составляет 8 % (а S&P500 всего 3 %).

Выводы от AI: несомненно, 8 % CAGR в ТОП-100 художников и около 7 % в среднем по рынку звучат менее привлекательно, чем 12,6 %, но гораздо важнее информировать инвестора на входе, чем иметь его недовольство в процессе или на выходе. Более того, любой актив, имеющий прогнозируемый ROI свыше 5 %, но подтвержденный внятной аналитикой, воспринимается инвестором положительно и служит поводом для дальнейшего обсуждения. Главное — не стоит полагать, что издержки на управление коллекцией непременно съедят 3 % в год от ожидаемых 8 % прироста стоимости. Грамотное управление коллекцией может значительно повысить капитализацию собрания и отдельной работы — просто не все владельцы из числа «средних значений по рынку» об этом догадываются.

Начав работу над индексом в 2001 году с базой данных в 4,5 тыс. повторных продаж, Майкл Мозес и Дэвид Мэй к 2016 году довели базу до 45 тыс. и продали механику индекса Sotheby’s за неразглашенную сумму. Сейчас пара неразлучных экономистов готовит новые инструменты для инвестиционного анализа предметов искусства, которые должны появиться на обновленном сайте в 2020 году. Специальное интервью Майкла Мозеса для AI ожидайте в скором времени на нашем ресурсе.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200205_moses.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200205_moses.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 11.02.2020 Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
  • 11.02.2020 Менеджмент коллекции. Современные требования В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх