Теория заблуждений: ошибка Мэя-Мозеса
ARTinvestment.RU 05 февраля 2020
В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
В декабре 2002 года американские экономисты Майкл Мозес и Дэвид Мэй написали научную статью в издании The American Economic Review, озаглавленную «Искусство как объект инвестиций и недостаточная эффективность шедевров». Проанализировав данные аукционных торгов с 1850 года, авторы пришли к двум основным выводам:
1. Для использования предметов искусства в качестве финансового инструмента у инвестиционного рынка есть достаточно данных для анализа — следует лишь перевести «язык искусства» на понятный инвестору язык;
2. Шедевры классической живописи, известные рынку как Old Masters, могли бы «работать» в пользу инвестора поэффективнее, зато они хорошо балансируют портфель включающий, скажем, послевоенное и современное искусство.
Среди прочего статья содержала одну неосторожную фразу, которая ввергла в восторг одних читателей и серьезно озадачила других: «За последние 50 лет средняя доходность от вложений в искусство составила 12,6 %, в то время как доходность S&P500 — 11,8 %». Словно брошенная в стог сена спичка, цитата мгновенно разошлась по СМИ, вызвав глобальный пожар. На эти данные ссылались все: от арт-дилеров в частных беседах с коллекционерами до аукционных домов в пресс-релизах, обращенных к покупателям; от специализированных изданий об искусстве до профильных бизнес-дайджестов. В первоисточник никто заглянуть не решился, и в головах коллекционеров прочно осел следующий посыл: искусство имеет свыше 12 % годовой доходности и в качестве объекта для инвестиций более привлекательно, чем акции на фондовом рынке.
Предлагаем вместе разобраться, где в абсолютно верной (в оригинале) фразе засела неверная трактовка:
- Во-первых, выборка за такой длинный период некорректна по отношению к рынку искусства. Арт-рынок в современном виде сформировался только в середине 1980-х годов. Когда Мэй и Мозес запустили свой вебсайт с настраиваемыми индексами, дотошные исследователи рынка выбрали период 1984–2014 и увидели цифру 7,6 %, что чуть менее привлекательно, но максимально правдиво.
- Словосочетание «средняя доходность» (авторы имели в виду CAGR, совокупный среднегодовой темп роста) в вольном цитировании изменилось на «прибыль» (который инвесторы трактуют как ROI, возврат на инвестиции). Соответственно, они рассчитывали, что 12,6 % или 7,6 % — ставка после «очистки» суммы продажи от отрицательного денежного потока: расходов на содержание, комиссий за транзакции и прочих. Ан нет: из этого значения еще предстоит вычесть 1–3 % на грамотное управление коллекцией — без которого предмет искусства будет оттягивать инвестиционный портфель мертвым грузом.
- А кто вообще сказал, что сравнение с S&P500 (индексом акций пятисот крупнейших по капитализации компаний, торгующихся на Нью-йоркской фондовой бирже) — это показатель, на который стоит равняться? Волатильность акций гораздо выше предметов искусства, к тому же что за 50, что за 30 последних лет из числа «пятисот» вымылось больше половины компаний. В то время как изменения в ТОП-500 самых дорогих художников коснулись не более 10 % участников: этот рейтинг более стабилен в именах — а следовательно, и в цифрах.
- Четвертый пункт, к которому первым пришел Андерс Петерсон из ArtTactic: почему мы накладываем данные S&P500 на всех художников рынка с аукционными продажами (более 15 тыс.), а не, допустим, на ТОП-100? Сказано — сделано: исследования Андерса совместно с Artnet в отчете Deloitte Art & Finance Report 2019 показывают, что CAGR первой сотни самых продаваемых художников в период с 2000 по конец 2018 года составляет 8 % (а S&P500 всего 3 %).
Выводы от AI: несомненно, 8 % CAGR в ТОП-100 художников и около 7 % в среднем по рынку звучат менее привлекательно, чем 12,6 %, но гораздо важнее информировать инвестора на входе, чем иметь его недовольство в процессе или на выходе. Более того, любой актив, имеющий прогнозируемый ROI свыше 5 %, но подтвержденный внятной аналитикой, воспринимается инвестором положительно и служит поводом для дальнейшего обсуждения. Главное — не стоит полагать, что издержки на управление коллекцией непременно съедят 3 % в год от ожидаемых 8 % прироста стоимости. Грамотное управление коллекцией может значительно повысить капитализацию собрания и отдельной работы — просто не все владельцы из числа «средних значений по рынку» об этом догадываются.
Начав работу над индексом в 2001 году с базой данных в 4,5 тыс. повторных продаж, Майкл Мозес и Дэвид Мэй к 2016 году довели базу до 45 тыс. и продали механику индекса Sotheby’s за неразглашенную сумму. Сейчас пара неразлучных экономистов готовит новые инструменты для инвестиционного анализа предметов искусства, которые должны появиться на обновленном сайте в 2020 году. Специальное интервью Майкла Мозеса для AI ожидайте в скором времени на нашем ресурсе.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200205_moses.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200205_moses.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн