Общество художников им. И.Е.Репина
1924–1930, Москва
Члены и экспоненты: Л. П. Альбрехт, В. И. Андреев, А. Ф. Андронов, Л. М. Антокольский, Н. Л. Аронсон, М. В. Баженов, Н. В. Барабанов, Н. С. Бом-Григорьева, И. И. Бродский, Г. Г. Бурданов, Л. Я. Виленкин, И. И. Воронов, Д. Д. Воропаев, Г. Н. Горелов, К. Н. Горский, И. Э. Грабарь, В. И. Гранди, А. В. Григорьев, Э. А. Густавсон, С. А. Детинов, И. Д. Дмитриев-Лютич, П. С. Добрынин, И. Ф. Еханин, М. Ф. Иванов, А. Н. Комаров, И. В. Косьмин, И. С. Куликов, А. А. Куренной, Б. М. Кустодиев, А. С. Лебедева, Э. Э. Лисснер, П. К. Лихин, А. И. Любимов, Ф. А. Малявин, А. В. Маренков, В. Н. Мешков, А. Н. Михайловский, К. Ф. Морозов, Ф. П. Нестеров, К. В. Николаев, П. С. Пахатуридис, С. И. Пичугин, Н. А. Протопопов, С. М. Прохоров, И. Е. Репин, А. Л. Ржевская, П. И. Серёгин, А. К. Симонов, А. И. Соколов, Е. Г. Соколов, М. Г. Соколов, Е. И. Столица, Б. И. Тупицын, Н. И. Фешин, С. И. Фролов, А. П. Хотулев, Я. А. Чахров, Н. П. Шлейн, А. А. Штатц (Стаатс), В. С. Щербаков, Д. А. Щербиновский, А. Р. Эберлинг, В. О. Эльский, М. Д. Янков, Н. И. Янченко и др.
Выставки: 1-я: 1927 (Москва) — 3-я: 1929 (Москва)
Основано в честь 80-летия со дня рождения И. Е. Репина его бывшими учениками и художниками, разделявшими основные принципы и установки репинского искусства. В 1928 была принята декларация Общества. В ней провозглашалось: «художник должен быть зеркалом, отражающим ту современность и эпоху, в которой он живет, — в дальнейших произведениях своего художественного творчества отражать жизнь современного пролетарски-революционного момента в его историческом развертывании в направлении великого социалистического идеала всех трудящихся масс от рабочего до крестьянина, от труженика-интеллигента до обывателя…» Таким образом, членами Общества впервые был сформулирован принцип «социалистического реализма»: утверждение в общедоступной реалистической форме социалистических идеалов, образов новых людей и общественных отношений.
Собрания членов проводились в Центральном Доме работников искусств. Первая выставка открылась 17 апреля 1927 (участвовало 34 художника, экспонировалось 314 произведений), вторая — 6 мая 1928 года (участвовало 49 художников, экспонировалось 329 произведений); обе проходили в Центральном Доме ученых на Кропоткинской улице. 3-я выставка открылась 28 апреля 1929 года в здании на углу улицы Сретенки и Большого Сергиевского переулка (участвовало 30 художников, экспонировалось 203 произведения). В составе 1-й выставки была развернута посмертная экспозиция Д. А. Щербиновского, в составе 2-й — посмертная экспозиция Б. М. Кустодиева.
А. В. Григорьев (Григорьев-Мари) в каталоге 2-й выставки писал: «В повестку дня государственной и общественной жизни поставлен вопрос о культурной революции… Правда, мы слышим много слов… об искусстве, но не видим прекрасного искусства… К. Маркс говорит, что эпоха диктатуры пролетариата не есть еще эпоха новой культуры, что мы должны прежде всего усвоить культурные достижения прошлых эпох (курсив наш. — AI.) и через них проложить дорогу к новой культуре. В период усвоения достижений прошлого изоискусства, когда перед нами проходит вереница школ и имен, имя Репина, его искусство должно иметь одно из первых мест, на нем должно быть сосредоточено особенное внимание… Как нельзя именно сейчас — в период культурной революции в Стране Советов, поднято знамя, на котором начертано имя величайшего художника И. Е. Репина…. Искусство Репина есть искусство синтетическое, многогранное. В него впитались лучшие достижения прошлого изоискусства. Имя ему — репинизм…»
Вместе с тем Общество на протяжении всего периода существования подвергалось резкой критике. Я. А. Тугендхольд охарактеризовал его как «убежище совсем изживших себя “академиков”, тихую пристань последних осколков мещанского бытовизма и сантиментальности»; он писал: «Как ни заверяют, например, нас “нео-репинцы” в том, что и они “тоже” за Октябрь и что именно поэтому они подняли “тяжелое, не величественное знамя” учителя Репина, однако между мощным реализмом лучшей репинской поры и господствующими на их выставке этюдиками, светскими портретами или даже “советскими мотивами” — дистанция огромного размера…» Близкой точки зрения придерживался один из идеологов АХРР — АХР В. М. Лобанов: «Репинцы… питаются передвижническими традициями не эпохи его расцвета, а упадка, и поэтому их натурализм, даже подогретый у некоторых художников современной тематикой, является совершенно неубедительным и лишенным всякой социальной зарядки».
В 1929 объединение прекратило существование.
Источники:
1. Борьба за реализм в искусстве 1920-х годов. Сборник материалов. М., 1962. С. 242.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 216–217.
3. Тугендхольд Я. А. Формальный элемент в нашей живописи // Советское искусство, 1928, № 6. С. 24.