Общество художников им. И.Е.Репина

1924–1930, Москва

Члены и экспоненты: Л. П. Альбрехт, В. И. Андреев, А. Ф. Андронов, Л. М. Антокольский, Н. Л. Аронсон, М. В. Баженов, Н. В. Барабанов, Н. С. Бом-Григорьева, И. И. Бродский, Г. Г. Бурданов, Л. Я. Виленкин, И. И. Воронов, Д. Д. Воропаев, Г. Н. Горелов, К. Н. Горский, И. Э. Грабарь, В. И. Гранди, А. В. Григорьев, Э. А. Густавсон, С. А. Детинов, И. Д. Дмитриев-Лютич, П. С. Добрынин, И. Ф. Еханин, М. Ф. Иванов, А. Н. Комаров, И. В. Косьмин, И. С. Куликов, А. А. Куренной, Б. М. Кустодиев, А. С. Лебедева, Э. Э. Лисснер, П. К. Лихин, А. И. Любимов, Ф. А. Малявин, А. В. Маренков, В. Н. Мешков, А. Н. Михайловский, К. Ф. Морозов, Ф. П. Нестеров, К. В. Николаев, П. С. Пахатуридис, С. И. Пичугин, Н. А. Протопопов, С. М. Прохоров, И. Е. Репин, А. Л. Ржевская, П. И. Серёгин, А. К. Симонов, А. И. Соколов, Е. Г. Соколов, М. Г. Соколов, Е. И. Столица, Б. И. Тупицын, Н. И. Фешин, С. И. Фролов, А. П. Хотулев, Я. А. Чахров, Н. П. Шлейн, А. А. Штатц (Стаатс), В. С. Щербаков, Д. А. Щербиновский, А. Р. Эберлинг, В. О. Эльский, М. Д. Янков, Н. И. Янченко и др.

Выставки: 1-я: 1927 (Москва) — 3-я: 1929 (Москва)

Основано в честь 80-летия со дня рождения И. Е. Репина его бывшими учениками и художниками, разделявшими основные принципы и установки репинского искусства. В 1928 была принята декларация Общества. В ней провозглашалось: «художник должен быть зеркалом, отражающим ту современность и эпоху, в которой он живет, — в дальнейших произведениях своего художественного творчества отражать жизнь современного пролетарски-революционного момента в его историческом развертывании в направлении великого социалистического идеала всех трудящихся масс от рабочего до крестьянина, от труженика-интеллигента до обывателя…» Таким образом, членами Общества впервые был сформулирован принцип «социалистического реализма»: утверждение в общедоступной реалистической форме социалистических идеалов, образов новых людей и общественных отношений.

Собрания членов проводились в Центральном Доме работников искусств. Первая выставка открылась 17 апреля 1927 (участвовало 34 художника, экспонировалось 314 произведений), вторая — 6 мая 1928 года (участвовало 49 художников, экспонировалось 329 произведений); обе проходили в Центральном Доме ученых на Кропоткинской улице. 3-я выставка открылась 28 апреля 1929 года в здании на углу улицы Сретенки и Большого Сергиевского переулка (участвовало 30 художников, экспонировалось 203 произведения). В составе 1-й выставки была развернута посмертная экспозиция Д. А. Щербиновского, в составе 2-й — посмертная экспозиция Б. М. Кустодиева.

А. В. Григорьев (Григорьев-Мари) в каталоге 2-й выставки писал: «В повестку дня государственной и общественной жизни поставлен вопрос о культурной революции… Правда, мы слышим много слов… об искусстве, но не видим прекрасного искусства… К. Маркс говорит, что эпоха диктатуры пролетариата не есть еще эпоха новой культуры, что мы должны прежде всего усвоить культурные достижения прошлых эпох (курсив наш. — AI.) и через них проложить дорогу к новой культуре. В период усвоения достижений прошлого изоискусства, когда перед нами проходит вереница школ и имен, имя Репина, его искусство должно иметь одно из первых мест, на нем должно быть сосредоточено особенное внимание… Как нельзя именно сейчас — в период культурной революции в Стране Советов, поднято знамя, на котором начертано имя величайшего художника И. Е. Репина…. Искусство Репина есть искусство синтетическое, многогранное. В него впитались лучшие достижения прошлого изоискусства. Имя ему — репинизм…»

Вместе с тем Общество на протяжении всего периода существования подвергалось резкой критике. Я. А. Тугендхольд охарактеризовал его как «убежище совсем изживших себя “академиков”, тихую пристань последних осколков мещанского бытовизма и сантиментальности»; он писал: «Как ни заверяют, например, нас “нео-репинцы” в том, что и они “тоже” за Октябрь и что именно поэтому они подняли “тяжелое, не величественное знамя” учителя Репина, однако между мощным реализмом лучшей репинской поры и господствующими на их выставке этюдиками, светскими портретами или даже “советскими мотивами” — дистанция огромного размера…» Близкой точки зрения придерживался один из идеологов АХРР — АХР В. М. Лобанов: «Репинцы… питаются передвижническими традициями не эпохи его расцвета, а упадка, и поэтому их натурализм, даже подогретый у некоторых художников современной тематикой, является совершенно неубедительным и лишенным всякой социальной зарядки».

В 1929 объединение прекратило существование.

Источники:

1. Борьба за реализм в искусстве 1920-х годов. Сборник материалов. М., 1962. С. 242.

2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 216–217.

3. Тугендхольд Я. А. Формальный элемент в нашей живописи // Советское искусство, 1928, № 6. С. 24.

ЗАБИРОНИН Андрей Николаевич (1961) Кремлевская лыжня
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ПИВОВАРОВ Виктор Дмитриевич (1937) Без названия. 1999
Текущая ставка
18 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Композиция с двумя портретами. 1962
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх