Первый дамский художественный кружок

1882–1918, Санкт-Петербург — Петроград

Члены-учредительницы: Е. Н. Бенуа (Лансере), М. К. Бенуа, И. К. Брендель, Е. К. Врангель, А. П. Вохина, А. В. Вышеславцева, М. Д. Гагарина, Э. К. Гаугер, О. Д. Голицына, С. И. Гончарова, Е. Д. Ермолова, Е. Ф. Жохова, А. А. Имеретинская, В. Н. Корсакова, М. К. Колзакова, П. П. Куриар, М. А. Маркевич, А. Н. Мусина-Пушкина, Н. И. Назимова, М. О. Розен, М. В. Ростовцева, М. А. Сарычева, А. Ф. Стефан, О. А. Толстая, Е. Н. Шебеко.

Почетные члены: И. К. Айвазовский, Е. М. Бём, В. А. Бобров, великий князь Владимир Александрович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, Н. В. Исаков, великая княгиня Ксения Александровна, Л. Ф. Лагорио, великая княгиня Мария Павловна, принцесса Е. М. Ольденбургская, А. А. Орлов, И. И. Паскевич, Е. А. Сабанеев.

Действительные члены и экспоненты: Альб. Н. Бенуа, Ю. Н. Бразоль, В. П. Верещагин, А. В. Вознесенская, М. И. Вуич, В. Ф. Граве, Л. Е. Дмитриев-Кавказский, К. Я. Крыжицкий, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерский, А. Э. Овандер, В. Д. Орловский, Н. Н. Пане, Ж. А. Пашкевич, И. Е. Репин, Е. П. Самокиш-Судковская, О. М. Соловьёва, С. С. Соломко, М. К. Тенишева, И. И. Шишкин, С. И. Юнкер-Крамская и другие.

Выставки: 1882–1914 (?), Санкт-Петербург, Петроград.

Благотворительная организация; основана по инициативе художницы П. П. Куриар и княгини А. А. Имеретинской как собрание дам светского общества, интересующихся искусством и объединенных благотворительными целями. На первом заседании, состоявшемся 26 февраля 1882, председателем кружка была избрана П. П. Куриар, в 1894 ее сменила А. В. Сабанеева. Первоначально кружок входил в состав «Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников» («Мюссаровские понедельники»), с 1884 существовал самостоятельно. Действительными и почетными членами кружка становились меценаты из числа представителей высшего общества, а также деятели искусства. В 1895–1896 он насчитывал 95 действительных членов, 13 почетных членов и двух членов-корреспондентов.

В 1884 был утвержден устав, целями объединения указывались «художественное развитие вообще», а также помощь нуждающимся художникам; кружок имел право: «а) Устраивать еженедельно собрания и художественные вечера, на которых члены Кружка и посетители онаго занимаются живописью и скульптурой. Все произведения, в Кружке исполненные, остаются в пользу Кружка. б) Устраивать выставки, как из указанных в п. а), так и из пожертвованных произведений, продавать их, или вообще отчуждать другими способами с соблюдением установленных правил, и вырученные деньги обращать в кассу Кружка. в) Приглашать лиц, занимающихся искусством в разных его видах, а также и других к пожертвованиям художественными предметами или деньгами». Помимо ежегодного взноса в 10 рублей, члены должны были жертвовать один предмет, созданный личным трудом.

Кружок устраивал еженедельные собрания по средам. С марта 1884 по разрешению великой княгини Екатерины Михайловны они проходили в Михайловском дворце, а после ее смерти, с октября 1894 — в помещении Императорского общества поощрения художеств. На еженедельных собраниях проходили сеансы рисования с натуры, концерты и художественно-музыкальные вечера с «живыми картинами». Проводились чествования художников, в частности торжества по случаю 50-летия художественной деятельности И. К. Айвазовского (1887) и Л. Ф. Лагорио (1899).

Ежегодно проводились выставки, как правило, приуроченные к Пасхе. Первоначально они устраивались во дворце великого князя Николая Николаевича, позже — в залах Пассажа и помещениях Общества поощрения художников, с 1913 — в доме княгини Юсуповой на Литейном проспекте. Выставки часто посещали члены Императорской семьи, которая установила ежегодное денежное пособие на нужды Кружка (500 рублей от императора Николая II, 300 рублей от императрицы Александры Фёдоровны). Выставлялись произведения как профессиональных художников, так и художников-любителей. В общей сложности в выставках принимали участие до 100 экспонентов. Центральное место на выставках занимали акварели и произведения декоративно-прикладного искусства. Большая часть выставок сопровождалось изданием каталогов.

В декабре 1893 Кружок организовал благотворительную выставку И. К. Айвазовского, которую посетило около семи тысяч человек; в 1908 провел выставку мюнхенских художниц.

Пять процентов суммы, вырученной от продажи картин, и средства от художественной лотереи из пожертвованных работ поступали в благотворительный фонд. В 1899 капитал Кружка составлял 11 тысяч рублей. За годы существования Кружка нуждающимся художникам и их семьям было пожертвовано более 100 тысяч рублей. В ознаменование 10-летия Кружка в одной петербургских гимназий была установлена специальная стипендия, на которую должен был учиться сын художника (помимо прочих, ее получал сын художника-передвижника и будущий писатель М. М. Зощенко). В память П. П. Куриар, умершей в 1899, было установлено три именных стипендии. В 1909 Николай II пожертвовал Кружку участок земли в районе Гатчины с целью постройки приюта для престарелых художников.

Члены Кружка основали Санкт-Петербургское общество поощрения женского художественно-ремесленного труда (1892), художественную мастерскую (1898), «Школу народного искусства» (1911). С благотворительными целями были выпущены альбомы картин на исторические и былинные сюжеты (1901) и из жизни Дома Романовых (1907).

В 1911–1912 кружковцы участвовали в работе Всероссийского съезда художников. М. Д. Гагарина выступила с докладом «О расширении благотворительной деятельности Первого дамского художественного кружка». В 1917 Кружок вошел в Союз деятелей искусств. В 1918 его деятельность прекратилась.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх