1852–1936
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Альбер
ВСЕ РАБОТЫ 330
Живописец, график, архитектор
Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Первоначальное художественное образование получил в домашних условиях. Окончил общеобразовательную гимназию К. И. Мая. В 1871–1877 учился в ИАХ на архитектурном отделении. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци. В 1876 был удостоен большой поощрительной медали и малой золотой медали за программу «Проект университета». В 1877 за программу «Вокзал в парке близ станции» был признан достойным получения большой золотой медали, дающей право на заграничное пенсионерство; однако награды не получил, так как женился во время конкурса, что не допускалось правилами. В том же году выпущен из Академии со званием классного художника-архитектора 1-й степени.
Еще в период ученичества выполнил проект дачи Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875–1876), ставший одной из немногочисленных реализованных работ художника в архитектуре. В 1883 по приглашению Александра III сопровождал Царскую семью в летней экскурсии по финским шхерам на яхте «Царевна».
После окончания ИАХ сосредоточился на акварельной живописи; принимал участие в академических выставках. В 1883 Совет ИАХ подал ходатайство об отправлении Бенуа в пенсионерскую поездку за границу для совершенствования в технике акварели. В 1883–1885 — пенсионер ИАХ в Италии, Франции, Испании. В 1884 за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика.
По возвращении в Петербург назначен преподавателем акварели в ИАХ; в 1894–1905 — член Совета, с 1894 — действительный член ИАХ. В 1890-х — 1910-х много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.
В 1880 стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 — Общество русских акварелистов), в 1887–1897 — член Правления Общества, в 1897–1918 — почетный член Общества). Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909, 1915) и Киеве (1904, 1909).
С 1895 — хранитель Русского музея императора Александра III, на этой должности провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 — инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры.
В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнил пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке картин художников членов Дома искусств (1920), XVI выставке картин Товарищества художников (1922), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде. Провел персональные выставки в Доме искусств в Петрограде (1920–1921).
В 1924 эмигрировал, поселился в Париже. В 1928–1931 провел четыре персональных выставки в галерее «Пти» и «Гиршман», однако добиться признания в европейской художественной среде не смог. Умер в пансионате для больных в предместье Парижа.
Альберт Бенуа — крупнейший мастер акварельной живописи второй половины XIX — начала ХХ столетия. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций. Для его работ характерны тщательно выполненный карандашный рисунок, лежащий в основе композиции, внимание к деталям, плотный, насыщенный колорит; для придания репрезентативной выразительности акварели часто покрывал поверхность листа лаком.
Произведения Бенуа находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе