Общество художников им. А. И. Куинджи
1909 — 1931, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
Члены-учредители: В. А. Беклемишев, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Берггольц, Ф. Г. Беренштам, А. А. Борисов, Ф. Ф. Бухгольц, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, А. И. фон Гоген, И. А. Дженеев, В. И. Зарубин, С. М. Зейденберг, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, В. П. Лобойков, В. П. Овсянников, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Н. А. Сергеев, Е. И. Столица, Н. П. Химона, А. С. Хренов, А. В. Щусев, А. Р. Эберлинг.
Почетные члены: А. К. Глазунов, великая княгиня Мария Павловна, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, В. Е. Савинский, граф В. Б. Фредерикс.
Члены и экспоненты: М. И. Авилов, Л. П. Альбрехт, В. А. Апостоли, С. Н. Архипов, А. Ф. Афанасьев, Р. Р. Бах, А. Ф. Белый, В. В. Беляшин, М. П. Бобышов, И. Ф. Борисов, И. И. Бродский, Л. А. Бруни, Н. Е. Бубликов, П. Д. Бучкин, А. Ф. Васютинский, А. И. Вахрамеев, И. А. Вельц, К. А. Вещилов, Э. О. Визель, И. А. Владимиров, С. А. Власов, В. В. Волков, А. Ф. Гауш, П. И. Геллер, К. Э. Гефтлер, Р. Р. Голике, К. И. Горбатов, И. М. Грабовский, М. М. Гужавин, М. М. Далькевич, С. Е. Девяткин, Г. В. Дерюжинский, И. Г. Дроздов, Н. Н. Дубовской, С. М. Дудин, К. В. Дыдышко, А. А. Егоров, А. К. Жаба, Н. К. Жаба, В. А. Зверев, М. Ф. Иванов, С. П. Иванов, С. К. Ивковский, А. Д. Кайгородов, Е. А. Калачёв, Г. О. Калмыков, Т. И. Катуркин, Ю. Ю. Клевер (сын), С. Ф. Колесников, Г. П. Кондратенко, И. Е. Крачковский, И. В. Крестовский, П. С. Ксидиас, А. И. Кудрявцев, В. А. Кузнецов, В. П. Кузнецов, М. К. Кулеша, И. С. Куликов, В. Н. Кучумов, А. Б. Лаховский, К. М. Лепилов, Ф. К. Лехт, В. В. Лишев, Я. И. Лысов, М. Л. Маймон, А. Ф. Максимов, Е. М. Малешевская, Е. И. Малышев, М. А. Маркичев, М. Я. Мизернюк, Б. М. Микешин, П. Н. Михайлов, Ф. А. Модоров, В. И. Навозов, Ю. М. Непринцев, Ф. П. Нестеров, В. П. Никитин, А. Г. Новиков, М. Е. Новиков, А. М. Опекушин, М. Н. Панин, И. В. Петровский, М. Г. Платунов, М. Н. Плачек, В. А. Плотников, З. Г. Подушко, П. Д. Покаржевский, А. Н. Попов, Н. А. Протопопов, И. А. Радимов, А. Н. Разчубкин, Ю. И. Репин, В. И. Репина, Г. К. Савицкий, Н. С. Самокиш, В. С. Сварог, Н. С. Сергеев, М. Г. Слепян, Е. М. Сотников, М. С. Судковский, Ф. В. Сычков, В. И. Ткаченко, Я. А. Троупянский, А. А. Улин, В. Н. Федорович, Н. В. Харитонов, Л. А. Хныгин, Б. И. Цветков, Н. Г. Цириготи, А. М. Черкасский, В. К. Штемберг, В. М. Шульц, С. С. Эскин, В. Н. Яковлев и другие.
Выставки: 1-я (1917, Петроград) — 7-я (1930, Ленинград); 1923 — выставка петроградских художников всех направлений (Петроград); 1927 — юбилейная выставка изобразительных искусств (Ленинград); 1928/1929 — «Современные ленинградские художественные группировки» (Ленинград); 1930 — 1-я общегородская выставка изобразительных искусств (Ленинград).
Общество основано по инициативе и на средства А. И. Куинджи усилиями его учеников; по замыслу А. И. Куинджи должно было стать профессиональным союзом художников различных школ и направлений, не зависимых от власти рынка и официальных учреждений. 6 декабря 1908 на квартире К. Я. Крыжицкого состоялось первое заседание учредителей, на котором было объявлено, что А. И. Куинджи жертвует в пользу нового общества 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму. 2 февраля 1909 был принят проект устава (утвержден 1 октября), в соответствии с которым целью Общества считалось «оказывать как материальную, так и иную художественную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам». 19 февраля того же года — в день ангела Куинджи — в конференц-зале ИАХ состоялось торжественное открытие Общества, на котором присутствовала президент Академии великая княгиня Мария Павловна. С октября 1909 Общество находилось под покровительством Николая II. В марте 1910, незадолго до смерти, А. И. Куинджи завещал Обществу почти весь свой капитал, составлявший почти один миллион рублей.
Высшим органом Общества считалось собрание его членов, созываемое ежегодно 19 февраля. Исполнительной властью было правление из двенадцати членов, избираемое сроком на три года. Первым председателем правления стал К. Я. Крыжицкий (1909–1911), затем этот пост занимали Н. Д. Ермаков (1911–1913), Н. П. Богданов-Бельский (1913–1918), К. К. Вроблевский (1918–1920).
В 1910-е в Общество входило от 80 до 100 действительных членов, многие из них были членами других петербургских объединений (Товарищества художников, Санкт-Петербургского общества художников, Нового общества художников, Общества русских акварелистов и других).
Первыми мероприятиями стало увековечивание памяти А. И. Куинджи. Членами Общества была подготовлена монография о художнике со списком картин, составленным С. М. Дудиным (СПб., 1913), проведены мемориальные выставки (1913, 1914). Осенью 1914 на средства Общества на Смоленском кладбище был сооружен надгробный памятник А. И. Куинджи, выполненный по проекту А. В. Щусева. В собственность Общества перешла коллекция работ А. И. Куинджи, которую предполагалось целиком продать в Русский музей, но из-за недостатка места ее пришлось частично распределить по провинциальным музеям. Около 400 произведений остались в помещении Общества.
Обществом был учрежден «Второй конкурс им. А. И. Куинджи» с тремя премиями: а) им. императора Николая Александровича (3 000 рублей и золотая медаль им. А. И. Куинджи); б) им. императрицы Александры Фёдоровны (2 000 рублей); в) им. великого князя Владимира Александровича (1 000 рублей). Конкурс проводился ежегодно в конце весеннего выставочного сезона. Произведения отбирались специальной комиссией, которая выносила их на суд общего собрания Общества. Среди лауреатов — И. Е. Репин (1-я премия за картину «Пушкин на экзамене в лицее», 1912; от премии отказался как принципиальный противник всяких премий), А. Е. Архипов (3-я премия за картину «Гости», 1915). В течение ряда лет премии никому не присуждались.
Общество выдавало пособия нуждающимся художникам, ежегодно закупало картины с выставок для безвозмездной передачи провинциальным музеям. Библиотека Общества насчитывала более 1 000 книг по искусству, сотни фотографий с картин русских художников, репродукций, открыток и газетных вырезок. В 1915–1916 велась подготовка к изданию журнала, которое, однако, не осуществилось из-за организационных трудностей.
Каждую пятницу члены Общества собирались в квартире на улице Гоголя, 17. С началом Первой мировой войны «пятницы» приобрели характер литературно-художественных вечеров и ставили целью сбор средств для помощи раненым. На вечерах выступали многие артисты и литераторы, в частности А. Я. Ваганова, Т. П. Карсавина, Е. П. Корчагина-Александровская, И. И. Мозжухин, Ф. И. Шаляпин, А. С. Лурье, Н. А. Тэффи и другие. Проводились художественные лотереи, для которых члены Общества предоставляли свои работы.
В марте 1917 по инициативе Общества был создан Союз деятелей пластических искусств, который затем вошел в Союз деятелей искусств. Куинджисты входили в различные общественные комиссии, участвовали в реорганизации Академии художеств и создании Пролеткульта.
В 1918 по распоряжению Наркомпроса капитал Общества был национализирован. С этого времени бюджет складывался только из членских взносов, а в 1920-е стал пополняться за счет пособия Главнауки. Конкурсы, закупки картин, выдача денежных сумм для помощи нуждающимся были прекращены. Вместе с тем Обществу были сохранены его помещение, художественное собрание и библиотека.
В ноябре 1917 и мае 1918 Общество провело большие выставки (в залах Общества поощрения художеств и Академии художеств); в составе второй выставки была показана посмертная выставка произведений В. А. Плотникова. Выставки сопровождались каталогом. После них был устроен ряд небольших выставок, которые в целом положительно оценивались художественной критикой. Так, Э. Ф. Голлербах писал в журнале «Среди коллекционеров» (1921, № 10, с. 59): «Общество художников им. А. И. Куинджи организовало периодическую выставку работ своих членов (восьмую по счету). На выставке господствует искусство пейзажа, как и подобает “Куинджистам”. Портретов и натюрмортов очень немного, свободная композиция, графика и гравюра отсутствуют вовсе. Экспонаты подобраны в границах безусловной художественной грамотности».
В 1921 в Обществе возобновились «пятницы», на которые по-прежнему приглашались знаменитости артистического мира. Выступления артистов оплачивались пожертвованными специально для этих целей произведениями художников; в год жертвовалось до двухсот работ.
Для организации систематических докладов и лекций по искусству при Обществе был создал культотдел во главе с Я. А. Чахровым; с докладами выступали художники и искусствоведы, традиционно заслуживались доклады о жизни и творчестве А. И. Куинджи. Устраивались совместные рисовальные вечера.
В 1922 был принят новый устав, в котором главной целью провозглашалось содействие «единению художников для развития художественно-культурно-просветительской деятельности путем устройства выставок, художественных мастерских, концертов, и тем самым способствовать популяризации искусства среди широких масс народа». Председателем правления был избран А. А. Рылов, в 1928 его сменил А. И. Кудрявцев.
В 1923 члены Общества участвовали в выставке петроградских художников всех направлений. В 1926–1930 Общество ежегодно проводило большие выставки (в залах Общества поощрения художеств и Академии художеств), в которых участвовало от 70 до 80 художников, а также устроило несколько выставок в домах культуры и рабочих клубах. Выставки сопровождались каталогами; в составе выставки 1927 года была показана посмертная выставка А. И. Вахрамеева.
В конце 1920-х куинджисты планировали основать «Дом художников», надстроив для этого три этажа в здании на улице Гоголя, 17. Однако эти планы не осуществились: Общество стало систематически подвергаться резкой критике, обвинениям в буржуазности, устарелом характере искусства и несоответствии требованиям нового времени.
Для укрепления позиций общества председатель правления А. И. Кудрявцев в начале 1930 уступил пост И. И. Бродскому, обладавшему высоким политическим авторитетом. Однако нападки продолжились и достигли апогея весной 1930, в связи с последней выставкой Общества, состоявшейся в залах Академии художеств. Группа выпускников Вхутеина обратилась с открытым письмом в печатный орган АХР журнал «Искусство в массы» (1930, № 4, с. 32): «Считая, что в период величайшего напряжения сил пролетариата в борьбе с частно-капиталистическими элементами города и деревни, когда все силы должны быть брошены на фронт социалистического строительства, основными задачами изо-фронта должны быть задачи обслуживания идеологических запросов и политических задач рабочего класса. Мы, молодые художники… протестуем против вылазки мелкобуржуазной, мещанской идеологии, выразившейся в лице проходящей в залах Вхутеина выставки Общества им. Куинджи. Все эти “Опавшие листья” (имелась в виду работа И. И. Бродского. — AI.), сказки с фавнами и русалками (видимо, работы М. Г. Платунова. — AI.), златоглавые церкви “Спаса на Сенях” несут в себе запах мещанства, тянущего назад поступательный ход советского искусства. Мы настойчиво требуем закрытия выставки Куинджи!»
Одновременно по инициативе руководителей Художественно-промышленного техникума и Института пролетарского изобразительного искусства была подготовлена резолюция о закрытии Общества. Благодаря усилиям и влиянию И. И. Бродского, удалось создать Комиссию при Главнауке, которая отменила резолюцию, признав деятельность Общества плодотворной и ценной. Тем не менее левое крыло куинджистов вместе с Общиной художников и Обществом художников-индивидуалистов организовало новое объединение — «Цех художников». Общество художников им. А. И. Куинджи прекратило существование; его имущество и библиотека перешли в собственность «Цеха», а собрание — в Русский музей.