- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Общество художников им. А. И. Куинджи
1909 — 1931, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
Члены-учредители: В. А. Беклемишев, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Берггольц, Ф. Г. Беренштам, А. А. Борисов, Ф. Ф. Бухгольц, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, А. И. фон Гоген, И. А. Дженеев, В. И. Зарубин, С. М. Зейденберг, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, В. П. Лобойков, В. П. Овсянников, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Н. А. Сергеев, Е. И. Столица, Н. П. Химона, А. С. Хренов, А. В. Щусев, А. Р. Эберлинг.
Почетные члены: А. К. Глазунов, великая княгиня Мария Павловна, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, В. Е. Савинский, граф В. Б. Фредерикс.
Члены и экспоненты: М. И. Авилов, Л. П. Альбрехт, В. А. Апостоли, С. Н. Архипов, А. Ф. Афанасьев, Р. Р. Бах, А. Ф. Белый, В. В. Беляшин, М. П. Бобышов, И. Ф. Борисов, И. И. Бродский, Л. А. Бруни, Н. Е. Бубликов, П. Д. Бучкин, А. Ф. Васютинский, А. И. Вахрамеев, И. А. Вельц, К. А. Вещилов, Э. О. Визель, И. А. Владимиров, С. А. Власов, В. В. Волков, А. Ф. Гауш, П. И. Геллер, К. Э. Гефтлер, Р. Р. Голике, К. И. Горбатов, И. М. Грабовский, М. М. Гужавин, М. М. Далькевич, С. Е. Девяткин, Г. В. Дерюжинский, И. Г. Дроздов, Н. Н. Дубовской, С. М. Дудин, К. В. Дыдышко, А. А. Егоров, А. К. Жаба, Н. К. Жаба, В. А. Зверев, М. Ф. Иванов, С. П. Иванов, С. К. Ивковский, А. Д. Кайгородов, Е. А. Калачёв, Г. О. Калмыков, Т. И. Катуркин, Ю. Ю. Клевер (сын), С. Ф. Колесников, Г. П. Кондратенко, И. Е. Крачковский, И. В. Крестовский, П. С. Ксидиас, А. И. Кудрявцев, В. А. Кузнецов, В. П. Кузнецов, М. К. Кулеша, И. С. Куликов, В. Н. Кучумов, А. Б. Лаховский, К. М. Лепилов, Ф. К. Лехт, В. В. Лишев, Я. И. Лысов, М. Л. Маймон, А. Ф. Максимов, Е. М. Малешевская, Е. И. Малышев, М. А. Маркичев, М. Я. Мизернюк, Б. М. Микешин, П. Н. Михайлов, Ф. А. Модоров, В. И. Навозов, Ю. М. Непринцев, Ф. П. Нестеров, В. П. Никитин, А. Г. Новиков, М. Е. Новиков, А. М. Опекушин, М. Н. Панин, И. В. Петровский, М. Г. Платунов, М. Н. Плачек, В. А. Плотников, З. Г. Подушко, П. Д. Покаржевский, А. Н. Попов, Н. А. Протопопов, И. А. Радимов, А. Н. Разчубкин, Ю. И. Репин, В. И. Репина, Г. К. Савицкий, Н. С. Самокиш, В. С. Сварог, Н. С. Сергеев, М. Г. Слепян, Е. М. Сотников, М. С. Судковский, Ф. В. Сычков, В. И. Ткаченко, Я. А. Троупянский, А. А. Улин, В. Н. Федорович, Н. В. Харитонов, Л. А. Хныгин, Б. И. Цветков, Н. Г. Цириготи, А. М. Черкасский, В. К. Штемберг, В. М. Шульц, С. С. Эскин, В. Н. Яковлев и другие.
Выставки: 1-я (1917, Петроград) — 7-я (1930, Ленинград); 1923 — выставка петроградских художников всех направлений (Петроград); 1927 — юбилейная выставка изобразительных искусств (Ленинград); 1928/1929 — «Современные ленинградские художественные группировки» (Ленинград); 1930 — 1-я общегородская выставка изобразительных искусств (Ленинград).
Общество основано по инициативе и на средства А. И. Куинджи усилиями его учеников; по замыслу А. И. Куинджи должно было стать профессиональным союзом художников различных школ и направлений, не зависимых от власти рынка и официальных учреждений. 6 декабря 1908 на квартире К. Я. Крыжицкого состоялось первое заседание учредителей, на котором было объявлено, что А. И. Куинджи жертвует в пользу нового общества 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму. 2 февраля 1909 был принят проект устава (утвержден 1 октября), в соответствии с которым целью Общества считалось «оказывать как материальную, так и иную художественную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам». 19 февраля того же года — в день ангела Куинджи — в конференц-зале ИАХ состоялось торжественное открытие Общества, на котором присутствовала президент Академии великая княгиня Мария Павловна. С октября 1909 Общество находилось под покровительством Николая II. В марте 1910, незадолго до смерти, А. И. Куинджи завещал Обществу почти весь свой капитал, составлявший почти один миллион рублей.
Высшим органом Общества считалось собрание его членов, созываемое ежегодно 19 февраля. Исполнительной властью было правление из двенадцати членов, избираемое сроком на три года. Первым председателем правления стал К. Я. Крыжицкий (1909–1911), затем этот пост занимали Н. Д. Ермаков (1911–1913), Н. П. Богданов-Бельский (1913–1918), К. К. Вроблевский (1918–1920).
В 1910-е в Общество входило от 80 до 100 действительных членов, многие из них были членами других петербургских объединений (Товарищества художников, Санкт-Петербургского общества художников, Нового общества художников, Общества русских акварелистов и других).
Первыми мероприятиями стало увековечивание памяти А. И. Куинджи. Членами Общества была подготовлена монография о художнике со списком картин, составленным С. М. Дудиным (СПб., 1913), проведены мемориальные выставки (1913, 1914). Осенью 1914 на средства Общества на Смоленском кладбище был сооружен надгробный памятник А. И. Куинджи, выполненный по проекту А. В. Щусева. В собственность Общества перешла коллекция работ А. И. Куинджи, которую предполагалось целиком продать в Русский музей, но из-за недостатка места ее пришлось частично распределить по провинциальным музеям. Около 400 произведений остались в помещении Общества.
Обществом был учрежден «Второй конкурс им. А. И. Куинджи» с тремя премиями: а) им. императора Николая Александровича (3 000 рублей и золотая медаль им. А. И. Куинджи); б) им. императрицы Александры Фёдоровны (2 000 рублей); в) им. великого князя Владимира Александровича (1 000 рублей). Конкурс проводился ежегодно в конце весеннего выставочного сезона. Произведения отбирались специальной комиссией, которая выносила их на суд общего собрания Общества. Среди лауреатов — И. Е. Репин (1-я премия за картину «Пушкин на экзамене в лицее», 1912; от премии отказался как принципиальный противник всяких премий), А. Е. Архипов (3-я премия за картину «Гости», 1915). В течение ряда лет премии никому не присуждались.
Общество выдавало пособия нуждающимся художникам, ежегодно закупало картины с выставок для безвозмездной передачи провинциальным музеям. Библиотека Общества насчитывала более 1 000 книг по искусству, сотни фотографий с картин русских художников, репродукций, открыток и газетных вырезок. В 1915–1916 велась подготовка к изданию журнала, которое, однако, не осуществилось из-за организационных трудностей.
Каждую пятницу члены Общества собирались в квартире на улице Гоголя, 17. С началом Первой мировой войны «пятницы» приобрели характер литературно-художественных вечеров и ставили целью сбор средств для помощи раненым. На вечерах выступали многие артисты и литераторы, в частности А. Я. Ваганова, Т. П. Карсавина, Е. П. Корчагина-Александровская, И. И. Мозжухин, Ф. И. Шаляпин, А. С. Лурье, Н. А. Тэффи и другие. Проводились художественные лотереи, для которых члены Общества предоставляли свои работы.
В марте 1917 по инициативе Общества был создан Союз деятелей пластических искусств, который затем вошел в Союз деятелей искусств. Куинджисты входили в различные общественные комиссии, участвовали в реорганизации Академии художеств и создании Пролеткульта.
В 1918 по распоряжению Наркомпроса капитал Общества был национализирован. С этого времени бюджет складывался только из членских взносов, а в 1920-е стал пополняться за счет пособия Главнауки. Конкурсы, закупки картин, выдача денежных сумм для помощи нуждающимся были прекращены. Вместе с тем Обществу были сохранены его помещение, художественное собрание и библиотека.
В ноябре 1917 и мае 1918 Общество провело большие выставки (в залах Общества поощрения художеств и Академии художеств); в составе второй выставки была показана посмертная выставка произведений В. А. Плотникова. Выставки сопровождались каталогом. После них был устроен ряд небольших выставок, которые в целом положительно оценивались художественной критикой. Так, Э. Ф. Голлербах писал в журнале «Среди коллекционеров» (1921, № 10, с. 59): «Общество художников им. А. И. Куинджи организовало периодическую выставку работ своих членов (восьмую по счету). На выставке господствует искусство пейзажа, как и подобает “Куинджистам”. Портретов и натюрмортов очень немного, свободная композиция, графика и гравюра отсутствуют вовсе. Экспонаты подобраны в границах безусловной художественной грамотности».
В 1921 в Обществе возобновились «пятницы», на которые по-прежнему приглашались знаменитости артистического мира. Выступления артистов оплачивались пожертвованными специально для этих целей произведениями художников; в год жертвовалось до двухсот работ.
Для организации систематических докладов и лекций по искусству при Обществе был создал культотдел во главе с Я. А. Чахровым; с докладами выступали художники и искусствоведы, традиционно заслуживались доклады о жизни и творчестве А. И. Куинджи. Устраивались совместные рисовальные вечера.
В 1922 был принят новый устав, в котором главной целью провозглашалось содействие «единению художников для развития художественно-культурно-просветительской деятельности путем устройства выставок, художественных мастерских, концертов, и тем самым способствовать популяризации искусства среди широких масс народа». Председателем правления был избран А. А. Рылов, в 1928 его сменил А. И. Кудрявцев.
В 1923 члены Общества участвовали в выставке петроградских художников всех направлений. В 1926–1930 Общество ежегодно проводило большие выставки (в залах Общества поощрения художеств и Академии художеств), в которых участвовало от 70 до 80 художников, а также устроило несколько выставок в домах культуры и рабочих клубах. Выставки сопровождались каталогами; в составе выставки 1927 года была показана посмертная выставка А. И. Вахрамеева.
В конце 1920-х куинджисты планировали основать «Дом художников», надстроив для этого три этажа в здании на улице Гоголя, 17. Однако эти планы не осуществились: Общество стало систематически подвергаться резкой критике, обвинениям в буржуазности, устарелом характере искусства и несоответствии требованиям нового времени.
Для укрепления позиций общества председатель правления А. И. Кудрявцев в начале 1930 уступил пост И. И. Бродскому, обладавшему высоким политическим авторитетом. Однако нападки продолжились и достигли апогея весной 1930, в связи с последней выставкой Общества, состоявшейся в залах Академии художеств. Группа выпускников Вхутеина обратилась с открытым письмом в печатный орган АХР журнал «Искусство в массы» (1930, № 4, с. 32): «Считая, что в период величайшего напряжения сил пролетариата в борьбе с частно-капиталистическими элементами города и деревни, когда все силы должны быть брошены на фронт социалистического строительства, основными задачами изо-фронта должны быть задачи обслуживания идеологических запросов и политических задач рабочего класса. Мы, молодые художники… протестуем против вылазки мелкобуржуазной, мещанской идеологии, выразившейся в лице проходящей в залах Вхутеина выставки Общества им. Куинджи. Все эти “Опавшие листья” (имелась в виду работа И. И. Бродского. — AI.), сказки с фавнами и русалками (видимо, работы М. Г. Платунова. — AI.), златоглавые церкви “Спаса на Сенях” несут в себе запах мещанства, тянущего назад поступательный ход советского искусства. Мы настойчиво требуем закрытия выставки Куинджи!»
Одновременно по инициативе руководителей Художественно-промышленного техникума и Института пролетарского изобразительного искусства была подготовлена резолюция о закрытии Общества. Благодаря усилиям и влиянию И. И. Бродского, удалось создать Комиссию при Главнауке, которая отменила резолюцию, признав деятельность Общества плодотворной и ценной. Тем не менее левое крыло куинджистов вместе с Общиной художников и Обществом художников-индивидуалистов организовало новое объединение — «Цех художников». Общество художников им. А. И. Куинджи прекратило существование; его имущество и библиотека перешли в собственность «Цеха», а собрание — в Русский музей.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор