1873–1949
Архитектор, рисовальщик
Из семьи смотрителя городской больницы В. П. Щусева. Учился в ИАХ — Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1891–1897) в архитектурном классе у Л. Н. Бенуа; пользовался советами И. Е. Репина. В 1895 получил звание неклассного (свободного) художника по архитектуре, в 1897 — звание художника-архитектора за проект усадьбы и право пенсионерской поездки за границу.
В 1898–1899 — пенсионер ИАХ; посетил Италию, Францию, Бельгию, Англию, Среднюю Азию, Тунис. В Париже занимался в Академии Р. Жюльена (1899). По возвращении поступил на службу в Святейший Синод (с 1901).
Жил в Петербурге (с 1900), Москве (с 1913). В 1900-х — первой половине 1910-х работал преимущественно как мастер церковной архитектуры. Выполнил проекты иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры, церкви-памятника на Куликовом поле, Троицкого собора в Почаевской лавре, Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала в Москве, паломнической гостиницы в Бари, павильона русского отдела на Международной выставке в Венеции; занимался реконструкцией церкви св. Василия в Овруче. В 1908 был удостоен звания действительного члена ИАХ, с 1910 — академик ИАХ.
Принимал участие в выставках Нового общества художников (1904–1907, 1910), Союза русских художников (1906–1907, 1909, 1912), «Мира искусства» (1915, 1917, 1921). Член объединения «4 искусства» (1926–1929).
После Октябрьской революции вместе с И. В. Жолтовским руководил проектом «Новая Москва» (1918–1925): участвовал в разработке Генерального плана Реконструкции Москвы. Занимал должность главного архитектора ВСХВ (1923). Участвовал в проектировании первого кооперативного жилого поселка Сокол (1923–1933). По проектам Щусева была осуществлена постройка деревянного (1924) и каменного (1930) мавзолеев В. И. Ленина. Самостоятельно и в соавторстве с учениками создал проекты санатория в Мацесте (1928), здания Наркомзема (1928–1933), Военно-транспортной академии (1930–1934), Москворецкого моста (1936–1938), станции метрополитена «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952) в Москве, гостиниц в Баку (1937–1938) и Батуми (1924–1938). В 1935 по проекту Щусева была построена первая очередь здания гостиницы «Москва». Составил планы реконструкции г. Истры (1942–1943), Новгорода (1943–1945), Кишинева (1947) после Великой Отечественной войны.
Преподавал в МУЖВЗ — Вторых Государственных художественных мастерских — Вхутемасе (1914–1924), Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1913–1918, по найму), Московском архитектурном институте (1948–1949). Автор работ по истории и проблемам архитектуры.
В 1930 был удостоен звания заслуженного архитектора СССР. Действительный член Академии архитектуры СССР (1939), академик Академии наук СССР (1943). Лауреат четырех Государственных (Сталинских) премий (1941, 1946, 1948, 1952).
В 1926–1929 занимал пост директора Государственной Третьяковской галереи, с 1946 — первый директор Музея русской архитектуры в Москве (ныне — Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Щусев — выдающийся мастер отечественной архитектуры ХХ века, представитель неорусского направления, конструктивизма, «сталинского ампира». В ранний период деятельности (1900-е — 1910-е) исходил из творческой переработки наследия древнерусского зодчества, в особенности памятников Новгорода и Пскова. После Октябрьской революции деятельность архитектора приобрела огромный размах и творческое многообразие, охарактеризовавшееся обращением к традициям самых различных исторических эпох в соединении с принципами современной архитектуры. В своих проектах органично использовал черты архитектуры Древнего мира (Месопотамии, Египта), греческой и римской античности, развивал традиции зодчества народов СССР; прошел через увлечение конструктивизмом.
Наиболее значительной коллекцией графических работ архитектора обладает Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе