1861–1919
Скульптор, график
Родился в семье художника-декоратора. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца и Д. И. Безперчего во 2-й харьковской гимназии, где учился в 1873–1878. В 1875–1878 посещал также студию Е. В. Шрейдера и Харьковскую рисовальную школу М. Д. Раевской-Ивановой.
В 1878 поступил вольнослушателем на скульптурное отделение ИАХ, учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого, И. И. Подозерова. Получил все существовавшие академические награды: в 1883 и 1884 — две малые серебряные медали за лепку из глины и эскиз из воска, в 1885 — большую и малую серебряные медали за лепку из глины, а также четыре похвальных отзыва Совета ИАХ, в 1886 — малую золотую медаль за программу «Каин, мучимый совестью после убийства брата» и три денежные премии за барельефы («Встреча Соломона с Савской царицей», «Нагорная проповедь», «Моисей источает воду из камня»). В 1887 за конкурсную программу — барельеф «Положение во гроб» — был удостоен большой золотой медали, получил аттестат классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу.
С сентября 1887 по январь 1888 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. С 1888 — пенсионер ИАХ в Риме. Работал самостоятельно. Посетил Париж. В 1891 возвратился в Петербург. В 1892 за произведения, выполненные во время пенсионерства — «Христианка первых веков» (мрамор), «Беглый раб» (гипс), «Горе» (бронза), бюста госпожи Малютиной (мрамор) и другие, — был удостоен звания академика и назначен штатным адъюнкт-профессором.
С 1893 — действительный член ИАХ. В 1894–1895 — заведующий формовочной мастерской Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ; в 1894–1918 — профессор-руководитель скульптурной мастерской училища; в 1900–1903 и 1906–1911 — ректор училища; Много работал по поручениям Совета ИАХ; член различных художественных комиссий и комитетов, участвовал в организации конкурсов на проекты памятников. Среди учеников Беклемишева — В. В. Лишев, М. Г. Манизер, Л. В. Шервуд и другие.
Занимался станковой и монументальной скульптурой, работал со скульптурой малых форм. В творчестве обращался к жанровым темам («Деревенская любовь», 1896), портрету (Н. Н. Бекетова, 1894, 1917; А. А. Риццони, 1902; В. Е. Маковского, 1906; И. Е. Цветкова, 1909; А. И. Куинджи). Выполнил памятники П. И. Чайковскому для Санкт-Петербургской консерватории (1898), А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране (1904), Ермаку для Новочеркасска (1904), С. П. Боткину для Петербурга (1908), бронзовый медальон с изображением Н. В. Гоголя для Рима (1903), надгробие Ф. И. Стравинского на Новодевичьем кладбище в Петербурге (1906, совместно с Л. В. Позеном). В 1900–1901 работал над памятником П. М. Третьякову (не осуществлен). Принимал участие в конкурсах на памятники Александру III для Петербурга (1898–1899), Петру I для Ревеля (1909), святой Ольге для Пскова (1913).
Экспонировал свои произведения на академических выставках (1884–1915, с перерывами), выставках Санкт-Петербургского общества художников (1893–1894), Общества художников исторической живописи (1895), МУЖВЗ (1898–1899), международных выставках в Чикаго (1893), Берлине (1896), Сент-Луисе и Нью-Йорке (1904–1905). На Всемирной выставке в Париже 1900 был награжден золотой медалью по отделу скульптуры. В 1909 стал одним из основателей Общества художников им. А. И. Куинджи (в выставках участия не принимал). С 1917 — член и экспонент ТПХВ.
В 1922 в Петрограде прошла мемориальная выставка Беклемишева.
Беклемишев — один из крупнейших русских скульпторов второй половины XIX — начала ХХ столетия. В его творчестве переплелись традиции позднего академизма и влияние передвижников. Для произведений мастера характерны живописная трактовка форм, часто «подвижная» импрессионистическая лепка, вместе с тем композиционная и пластическая ясность.
Творчество Беклемишева представлено во многих музейных собраниях — в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе