Татьяна Маврина. Ню. Лица. Образы
В галерее ARTinvestment.RU «21-й век» 4 декабря 2025 открывается персональная выставка Татьяны Мавриной (1900–1996)
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) — одна из самых самобытных фигур русского искусства XX века, художница, чье имя стало синонимом цвета, свободы и светлой поэзии. Она окончила ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1929), училась у Роберта Фалька, Николая Синезубова и Григория Федорова, а в конце 1920-х вступила в объединение «Группа 13», где, по словам исследователей, «манера быстрого рисования стала сознательно выбранным творческим принципом», позволив Мавриной развить подлинную легкость и внутренний темперамент линии.
С 1930 года художница подписывалась фамилией матери — Маврина, а ее личная и творческая судьба была тесно связана с мужем, художником Николаем Васильевичем Кузьминым, с которым они составили редкий по гармонии творческий союз. Лауреат Государственной премии СССР (1975) и Международной премии имени Ганса Христиана Андерсена (1976), оформившая свыше двухсот книг, Маврина вошла в историю как художница, сумевшая соединить модернизм, народное искусство и собственную неутомимую любовь к цвету.
Выставка «Ню. Лица. Образы» раскрывает в портретах Татьяны Мавриной самое важное — пластику тела, лицо как отражение характера модели и символичность образа.
В первой части экспозиции — «Ню» — представлены ранние холсты и акварели 1930-х годов: «Обнаженная с часами» (1939), «Рыжая (Обнаженная с пудреницей / Сюзанна)» (1939), «Обнаженная в желтой шляпе» (1936), «Брюнетка (Обнаженная в шляпке)» (1937), «Олимпия» (1937), «Обнаженная на красном фоне» (1938), а также многочисленные графические листы — «Три купальщицы» (1938), «Обнаженная с простыней» (1940), «Модель с книгой на зеленом диване» (1939), «Сидящая перед зеркалом» (1940), «Две обнаженные на желтом фоне» (1940). Эти работы принадлежат к ее предвоенному живописному пику, когда, по ее собственным словам, «щенячий восторг перед любой вещью, а особенно перед обнаженной моделью» подталкивал ее к свободе цвета и непосредственности письма. «Чтобы писать натуру — надо всем этим жить», — говорила она. Суть этого периода творчества художницы — «увлечение цветом, его динамикой, интерес к взаимодействию одного цвета с другим помогали превращать все, что она видела, в цветовую феерию». Ее живопись этого времени — праздник света, свободная композиция и внутренний диалог с искусством Матисса, чей декоративный гений дал ей ключ к пониманию цвета как живого организма. Цитата Мавриной, записанная в 1980-е, звучит здесь хрестоматийно: «…сейчас гляжу на них [холсты] глазами совсем другого человека и, может быть, даже завидую тому щенячьему восторгу перед любой вещью, а особенно вышедшей сейчас из моды — обнаженной моделью. Чтобы писать натуру — надо всем этим жить. Я и сейчас рисую натурщиц с большим удовольствием. Но не в этом моя жизнь». Серия холстов в экспозиции точно отражает эти слова художницы.
Вторая часть — «Лица» — включает портреты 1940–70-х годов: «Портрет матери» (1939), «Дама с зонтом» (1940), «Сусанна с зонтиком» (1939), «Шляпница» (1964), «Модница» (1968), «Сектант» (1963), «Старики» (1963), «Лесничий» (1962), «София» (1971), «Египтолог Трофимова» (1977), «Ира Гришина» (1980), «Писательница» (1978), «Две сестры» (1967), «Сотрудник музея Рублёва» (1974). Здесь Маврина уходит от телесной пластики к исследованию характера модели. Эти портреты объединяет фирменная мавринская интонация — теплая ирония, мягкий гротеск, «веселая насмешливость, воспринятая ею из произведений народных художников». По словам писателя Ефима Дороша, близкого друга семьи, Маврина в творчестве была «родной сестрой городецким мастерам», и это родство проявлялось не в орнаментике, а в мировидении: ее лица — теплые, ироничные, лишенные трагизма, они существуют там, где реальное легко соседствует с чудесным. «Мир гармонии и повседневности» — так определяет исследователь Анна Чудецкая манеру Мавриной соединять собственный облик модели с легким гротеском. В этих работах важно не совершенное портретное сходство, а внутренний образ, индивидуальность, превращенная в знак.
Третья часть выставки — «Образы» — объединяет позднюю графику, акварели, иллюстрации и декоративные предметы. Это тот этап, о котором Ирина Лейтес пишет как о путешествии «в страну цвета», где художница «видела кругом только красоту и умела это изобразить». Представленные в этой части экспозиции произведения раскрывают художницу как тонкого фольклориста и сказительницу. В экспозицию входят вдохновленные волшебными сказками А. С. Пушкина работы 1950-х — «Там леший бродит» (1955), «Там лес и дол видений полны» (1955), «Пленяет грозного царя» (1955), «Егорий Храбрый» (1965), а также три варианта авторского воплощения сюжета «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1952). Во всех этих произведениях уже заметны та «дерзость», свобода и яркость, которые выделяют Маврину среди иллюстраторов XX века. Эти работы — мост между станковой графикой и ее поздней сказочной образностью.
Особым разделом в экспозиции представлены оригинальные плакаты и лубки: «Стой! Прочти рассказ о том…» (1941), фронтовой лубок «Иван — красный боец» (1941), эскиз афиши «Русский народный лубок XVII–XIX вв.» (1958), афиша выставки «Народное искусство Горьковской области. Резьба и роспись по дереву» (1965), а также редкий плакат выставки в ГТГ 1973 года, что позволяет впервые увидеть Маврину как мастера художественного плаката. Эти редкие произведения составляют важную часть творчества художницы: именно в эти годы Маврина «умеет превращать даже документальный материал в декоративный образ, наделенный внутренним светом».
В экспозицию входят и уникальные предметы декоративного искусства из собрания А. Г. Шелудченко: расписные бутылки («Всадник. Городецкий мотив» (1955), «Сказочные звери» (1964, 1967), «Красные яблоки» (1967)), туески, тарелка «Волшебный корабль» (1957) — все они принадлежат к «мавринскому миру», декоративному, народному, сказочному, яркому.
О народных мастерах художница говорила: «У них был какой-то дар видеть вокруг только красоту…» Татьяна Маврина сама обладала этим даром, с профессиональным мастерством художника она сумела развить его в себе и пронести через всю жизнь. Эволюция ее творчества проходит несколько циклов: раннее «ню и город», середина — портреты и жанровые сцены, зрелость — иллюстрация и декоративно-символический образ. Но во всех циклах неизменна свобода цвета, энергетика линии и уникальная способность видеть мир праздничным. Журнал «Третьяковская галерея» точно подытоживает: «ее искусство — путь от наблюдения к образу, от формы к символу». Выставка «Ню. Лица. Образы» — путешествие через всю творческую жизнь Татьяны Мавриной, через ее раннюю живописную дерзость, портретную человечность и позднюю образную мудрость. Она показывает, как тело превращается в лицо, лицо — в образ, а образ — в поэзию цвета, соединяющую модернизм, народное искусство и вечное русское чувство света.
Выставка открыта: 4–25 декабря 2025, понедельник — пятница, 10:00–19:00 по адресу: галерея ARTinvestment.RU «21-й век», Москва, Гороховский переулок, 7.
Телефон: +7 (495) 632–16–81, e-mail: 21vek@artinvestment.ru.
Вход свободный.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20251128_Mavrina.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20251128_Mavrina.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.







