1862–1937
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Беренштам
График, архитектор, общественный и музейный деятель
Из семьи книготорговца — выходца из Митавы, почетного гражданина Тифлиса. Учился в 1-й классической гимназии (1871–1875) и реальном училище в Тифлисе (1875–1881), затем — на архитектурном отделении ИАХ в Петербурге (1882–1889). В 1888 за проект театра был удостоен малой серебряной медали. В 1889 получил звание классного художника 3-й степени. Одновременно посещал Рисовальные классы общества поощрения художеств.
Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). С 1887 работал в археологической комиссии при Эрмитаже, изучал древнегреческую керамику. Неоднократно участвовал в археологических экспедициях, занимался зарисовкой орнаментов, памятников архитектуры. Совершил поездки в Армению (1887, 1894), на Афон (1897, по приглашению Н. П. Кондакова). Выполнил архитектурную часть надгробных памятников М. А. Балакиреву (1914, некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры), А. Ф. Кони (1928, Литераторские мостки Волковского кладбища). Член Совета Императорского общества архитекторов.
С 1892 — помощник библиотекаря, в 1894–1917 — библиотекарь (заведующий библиотекой) ИАХ. Один из основателей Общества библиотековедения (1908), избирался членом Совета и председателем Общества.
Занимался книжной, журнальной графикой, экслибрисом, плакатом. Рисовал для журналов «Зодчий», «Русская старина», «Театр и музыка», «Задушевное слово». Член Комитета издательства «Общины Св. Евгении» (с 1902), создал более 20 открыток: «Суд Париса» (1899), «Барышня-крестьянка» (1899), «Старый Петербург» (1902), серию «Петербургский возница за 200 лет» (1911). Участвовал в ряде художественных конкурсов: к 100-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина (1899, 1-я премия за открытку на сюжет повести «Барышня-крестьянка»), к 200-летию со дня основания Санкт-Петербурга (1902, 3-я премия за открытку «Старый Петербург»).
Член Общества поощрения художников (с конца 1880-х (?)), член-учредитель Общества художников им. А. И. Куинджи (1909). Занимался выставочной деятельностью: организацией Русского отдела на Международной выставке в Мюнхене (1908, совместно с А. Н. Бенуа). Помощник генерального комиссара Международной художественной выставки в Риме (1911); участвовал в подготовке Международной художественной выставки в Венеции (1914) и других.
Издатель и главный редактор журнала (иллюстрированная хроника открыток) «Открытое письмо» (1904–1906), редактор и член редколлегии архитектурного отдела журнала «Зодчий» (1900-е — 1910-е). Как автор сотрудничал в журналах «Старые годы», «Русский библиофил».
Действительный член ИАХ (с 1908). Чиновник по особым поручениям при президенте ИАХ великой княгине Марии Павловне (1912–1917). Участвовал в Комиссии ИАХ по присуждению премий им. А. И. Куинджи (1910-е), член наблюдательного комитета педагогических курсов для подготовки учителей рисования (с 1916). В 1917 вышел в отставку.
Член Художественно-исторической комиссии Царского Села (1917–1918), с мая 1918 — председатель Художественно-исторической комиссии в Петергофе, хранитель Петергофских дворцов и парков (1918–1924). В 1924–1930 работал в Отделении изящных искусств и технологии Государственной Публичной библиотеки, организатор библиотечных курсов при библиотеке. В 1930 вышел на пенсию.
Участвовал в создании профессионального кукольного театра, Театра юного зрителя в Ленинграде. В 1930-х — заведующий кукольным отделением техникума при Театре юного зрителя; читал лекции по истории кукольных театров мира.
Председатель Художественной секции Ленинградского общества архитекторов (с 1924). Член общества «Старый Петербург» («Старый Петербург — новый Ленинград», с 1921), Пушкинского общества (с 1931; участвовал в организации мемориального музея- квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12), Ленинградского общества экслибрисистов (1922–1930). Член конкурсных комиссий проектов Дворца Труда в Москве (1927), Дома Советов в Иваново-Вознесенске (1927), рабочих домов в Свердловске (1928).
Участвовал в выставках: «Русский книжный знак» в Казани (1923), книжных знаков Ленинградского общества экслибрисистов в Ленинграде (1926).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, среди них — ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источники:
1. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М., 1965, т. 1. С. 122, 184.
2. Кондаков С. Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914. С. 293.
3. nlr.ru
4. rusdeutsch-panorama.ru
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе