Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
Продолжаем изучать пространственную структуру развивающегося арт-рынка и ее внутренние связи с разных точек зрения
В первой части материала мы рассмотрели арт-рынок с позиции его баланса, основных движущих сил, объема продаж и потенциального масштабирования. Продолжая изучать экосистему рынка искусства, рассмотрим понятие его открытости.
Деление арт-рынка на публичный и приватный — пожалуй, самое очевидное дифференцирование. Начнем с очевидного: публичный арт-рынок представлен аукционными домами, приватный — галереями и дилерами. Несложно догадаться, что данные определения происходят от самой сути сделок, точнее — от степени раскрытия информации о свершившихся торгах. С момента своего создания аукционные дома ведут «летопись» — базу данных — поскольку торги происходят открыто.
На приватном рынке сделки с искусством подкреплены в лучшем случае письменными договорами. И то не все, что позже оборачивается нехорошими обстоятельствами для владельца. Тем не менее если мы посмотрим на рис. 4, то увидим, что аукционы немного, но проигрывают в объемах продаж приватному рынку. Это связано с тем, что не все коллекционеры — продавцы и покупатели — хотят посвящать посторонних в свои дела.
Понятно, что каждый коллекционер желает заключить максимально выгодную для себя сделку и поэтому между аукционом и арт-дилером нередко выбирает последнего. Логика вполне понятна: каждый следующий шаг на аукционе ведет к повышению ставки, а каждый следующий шаг в сделке приватной — к уступке в цене. Говоря словами Кисы Воробьянинова, на аукционе «торг неуместен», тогда как частная продажа (согласно устойчивому мнению ее участников) обязана завершиться результатом, устраивающим обе стороны.
На рис. 4 мы также видим пересечение публичного и приватного рынков в виде отделов приватных продаж крупнейших аукционов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Обороты там не столь велики по сравнению с общей выручкой аукционов и галерей, и составляют 3–5 % объема рынка искусства в год.
Следующий срез арт-рынка — его разделение на первичный и вторичный сегменты. Первичный рынок представляют работы, которые были либо недавно созданы, либо появляются на рынке впервые (последних, как правило, меньше как по количеству вещей, так и по объемам продаж). Тем не менее, говоря о первичном рынке, мы прежде всего имеем в виду молодых — или, правильнее сказать, ныне живущих — художников, работы которых по умолчанию изначально попадают на первичный рынок. Чаще всего они обретают своего первого владельца либо в мастерской художника, либо в галерее современного искусства, которая этого художника представляет. Реже — через агента, который работает с данным художником.
Небольшое отступление. Исторически агенты художников долгое время на рынке искусства не задерживаются. Если художник неуспешен — инициатива разорвать отношения будет исходить от агента. Но если художник заключает контракт с галереей —точку в отношениях с агентом ставит он сам (порой — неожиданно и крайне болезненно для агента). Поэтому нашим читателям, желающим стать агентами художников, напомним: это очень скоротечная и неблагодарная профессия.
Что касается цифр, то весь первичный рынок составляет от 8 % до 12 % объема продаж рынка искусства в год. Что достаточно логично: именно на рынке вторичном, заключаются самые крупные сделки; предметов искусства, созданных умершими художниками, во-первых, больше по количеству, во-вторых — они исторически дороже.
Кто же задействован в сделках на вторичном рынке искусства? Прежде всего — аукционные дома и дилеры, которые занимаются продажами между коллекционером и коллекционером (а не художником с первичного рынка — и коллекционером). Сюда же мы включим мошенников: на первичном рынке таковых практически нет — информацию можно проверить, обратившись к галерее или к самому художнику (смошенничать могут разве что авторы самих работ, создав дополнительные работы к существующей успешной серии или изменив датировку своей работы на более востребованную). А вот на вторичном рынке мошенничество процветает!
Ярмарки несовременного искусства, такие как TEFAF и Frieze Masters, также включены нами в экосистему вторичного арт-рынка; сюда же отнесем галереи несовременного искусства, а также антикварные рынки и распродажи выморочного имущества. В целом объем продаж на вторичном рынке искусства в год занимает от 88 % до 92 % общего объема рынка.
Обратим внимание, что существует и еле заметное пересечение двух рынков. Это — аукционы, которые берут работы для торгов напрямую у художников. Напомним читателю AI, что на Западе все аукционы договорились столетие тому назад работать только на вторичном рынке и вписали это в свои уставы. Сегодня большинство западных аукционных домов так и работают, то есть, подключаясь со второй продажи, осуществляют сделку между коллекционером-продавцом и коллекционером-покупателем. Хотя бывают и отступления от этого правила. Например, Phillips в 2020 году пояснил обращение к первичному рынку «желанием открыть перспективных авторов для своих коллекционеров», таким образом став конкурентом галереям современного искусства.
У нас ситуация иная, и связана она с тем, что в бэкграунде российских галерей и аукционов нет, в отличие от западных, десятков лет становления и развития — и количественного, и качественного, и географического. С развитием российского арт-рынка мы безусловно придем к общемировой схеме работы.
Напоследок обратимся к формату самих продаж. А именно — продается ли искусство офлайн (в физическом пространстве) или онлайн (в пространстве виртуальном, то есть — в Интернете). Несмотря на влияние пандемии и летящие отовсюду сообщения об эффективности онлайн-продаж, сегодня до 80 % объема рынка в год формируют сделки, осуществленные в аукционных залах, в помещениях галерей, в шоурумах арт-дилеров и на арт-ярмарках — где представлены те же самые галереи.
От 15 % до 18% объема рынка в последние три года пришлось на онлайн-продажи. Во время пандемии, напомним, доля онлайн продаж достигала чудовищных 70 %, потому что все игроки ушли в онлайн. Но далее, с возобновлением физического рынка и активности коллекционеров, а также снижением требований по медицинской безопасности, арт-рынок вернулся и онлайн-продажи практически возвратились к своим прежним значением (увеличившись с доковидных 11–12 % до 15–18 % по окончании пандемии).
Значительное количество (около 30 % всех лотов) продаются по интернет-заявкам или по телефону. При этом подобные сделки считаются произведенными в оффлайн-режиме, то есть рынок относит их к продажам «физическим» потому, что сами торги происходят в режиме реального времени и торгуемая работа находится, как правило, в аукционном зале (а телефонную связь с коллекционерами поддерживают сотрудники аукционных домов). А вот интернет-торги аукционов — когда аукционный день или вечер заменяется приемом интернет-ставок — принято считать частью онлайн-продаж. Сюда же относятся продажи через сайты галерей и цифровые маркетплейсы — как физического искусства, так и цифрового.
Напоследок — «экзотический» вариант: сегодня некоторые аукционы продают цифровое искусство с онлайн-ставками, но при наличии в зале физической работы (оригинала или принта, с которого сделана цифровая копия). В этом случае сделка также относится к онлайн-продажам. Тем не менее, стремясь к пунктуальности, мы обязаны были выделить этот сегмент — как видим на рис. 6, он составляет менее 2 % объема продаж на арт-рынке в год.
Вот такой он, рынок искусства, с шести различных точек зрения. Надеемся, теперь вы разбираетесь в нем лучше.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241108_ArtMarketInfographics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241108_ArtMarketInfographics.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.