Art Investment

Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1

Рынок искусства давно ушел от трех точек, определяющих единственную плоскость: продавец — посредник — покупатель. Сегодня это постоянно развивающаяся сложная многомерная пространственная структура, с множеством составляющих и их внутренних связей

Художественные издания, пытаясь визуализировать арт-рынок, очень часто создают всего одну картинку — в которой пытаются разместить всех известных игроков. В то же время арт-рынок — это экосистема, которую нужно рассматривать под несколькими углами в различных измерениях. Сегодня мы предлагаем нашему читателю первые три из шести взглядов на рынок искусства. И начнем собственную визуализацию с позиции экономического баланса.

Базовый принцип любого здорового рынка (макро- или микроэкономического, нишевого — финансового, промышленного, рынка услуг) — баланс между спросом и предложением. Несложно догадаться, что на арт-рынке за предложение отвечают художники, а за спрос — коллекционеры. Есть и третий, очень важный, элемент любого рынка — его регуляторы. По сути, это посредники, которые осуществляют связь между одними и другими, регулируют баланс спроса и предложения, контролируют ценообразование и препятствуют спекуляциям, то есть искусственному продвижению на рынок того или иного автора и созданию повышенного (или пониженного) спроса и неадекватных цен. Так велит теория прозрачного рынка в условиях свободной конкуренции. Как мы помним из материалов AI, посвященных пандемии, функция регуляторов на арт-рынке особенно важна во время кризисных событий: сокращая количество лотов на торгах, аукционные дома сдерживают ценовые провалы искусства и препятствуют росту количества непроданных вещей, то есть не допускают негативной динамики рынка в целом.

Помимо крупных аукционов, регуляторами на арт-рынке являются топ-галереи и ведущие арт-дилеры. Как мы видим на рис. 1, среди более чем 23 тыс. аукционных домов всего лишь 5 являются ведущими. Мы их хорошо знаем: Sotheby’s, Christie’s, Phillips представляют глобальные сетевые аукционные дома; двое китайских аукционов — Poly и China Guardian — в этой пятерке отвечают за локальный азиатский рынок (зато какой!). Среди галерей также мы имеем 8 ведущих игроков (Gagosian, David Zwirner, Pace, Hauser & Wirth, Acquavella, White Cube, Marian Goodman и примкнувший к ним Perrotin), а общее количество «продавцов искусства с четырьмя стенами» превышает 17 тыс.

Так называемых арт-дилеров, или «галеристов без галереи», на рынке искусства единовременно наблюдается около 150 тысяч человек — от арт-консультантов до выпускников и даже студентов летних курсов Sotheby’s и Christie’s. При этом действительно проводят продажи напрямую, то есть сводят коллекционеров-продавцов с коллекционерами-покупателями, менее 1 тысячи — остальные являются посредниками посредников. В конце каждой календарной весны примерно половина их с рынка уходит, так ничего и не заработав (другими словами, рынок «приобретает» 75 тысяч недоброжелателей, клянущих искусство на чем свет стоит), а ближе к осени — пополняется новыми выпускниками с распечатками «эксклюзивных» Ротко и Малевичей на продажу.

В своей работе регуляторы арт-рынка опираются на два типа партнерства: академическое и коммерческое. Академических партнеров можно разделить на институции и медиа. Под институциями мы понимаем школы, музеи, биеннале, кураторов — то есть всех, кто создает академическую базу: тексты, научные работы и другие формы высказывания, формирующие историю искусства. К медиа относятся художественные СМИ, критики, издательства и базы данных — производители контента, влияющего на повестку, моду, популярность определенного искусства сегодня.

Коммерческих партнеров также поделим на группы — площадки, услуги и патроны искусства. Отметим, что многие издания и специалисты ошибочно относят арт-ярмарки к разряду регуляторов. Что в корне неверно: ярмарки не продают искусство — они сдают в аренду площади, на которых выставляются галереи. Тем не менее арт-ярмарки занимают одно из ведущих мест в иерархии рынка искусства, поскольку их сопутствующие действия — издания отчетов, создание общего антуража и поддержание престижа — делают их публичных спикеров (руководителей) заметными персонами, на мнение которых ориентируются и галереи, и коллекционеры, и художественные СМИ.

Услуги — это полный спектр работ, которые сопровождают коллекционера: от финансовых услуг, предоставляемых банками, арт-фондами и залоговыми компаниями, до сервисов по управлению коллекциями, страхования, логистики, хранения, экспертизы, оценки и юридического сопровождения. Сюда же мы добавим IT-приложения — технологические продукты, которые помогают коллекционеру в ежедневной работе (документооборот, структуризация и визуализация коллекции и пр.).

Завершают группу коммерческих партнеров патроны от искусства: спонсоры, меценаты, и собственно «партнеры» — которые в маркетинговых целях поддерживают арт-события, чаще всего в форме бартера услуг или производимых товаров. Типичный пример — сотрудничество Art Basel и BMW (дают прокатиться VIP-коллекционерам квартал-другой).

Может возникнуть вопрос: почему на рисунке стрелочки к академическим и коммерческим партнерам тянутся от регуляторов — а не от художников и коллекционеров? Ровно потому, что свое взаимодействие с институциями, медиа, площадками, услугами и патронами, и художники, и коллекционеры так или иначе осуществляют через регуляторов — аукционы, галереи или дилеров, которым они доверяют. Другой важный момент: как мы видим, круги предложения и спроса визуально «заходят» на территорию регуляторов, но между собой не пересекаются. В этом и состоит задача регуляторов (прежде всего галерей и дилеров) — не допустить прямого контакта спроса и предложения! И это не веяние или требование исключительно арт-рынка — давно известно: без регуляции, при прямом контакте спроса и предложения на рынке наступает анархия. Именно так исторически происходит регуляция на любом из известных экономических рынков. Но для любителей вычурных (но верных) определений добавим также, что по своей структуре арт-рынок является олигопольным — то есть в каждой своей области (аукционы, галереи, ярмарки, СМИ, арт-фонды) управляется одновременно несколькими крупными игроками, по принципу картеля.

Разобравшись с экономическим балансом, переходим к рассмотрению арт-рынка с позиции предмета продаж — а именно, продукта, предлагаемого его участникам. Здесь деление традиционно осуществляется на три части: непосредственную продажу предметов искусства и антиквариата, продажу сопутствующих услуг и реализацию медиаконтента.

Когда мы говорим об арт-рынке в цифрах, первым делом на ум приходит сумма в районе $65–70 млрд. Это годовой оборот предметов искусства и антиквариата по версии отчета Art Basel & UBS. Однако более правильно говорить об арт-рынке, учитывая не только стоимость проданных активов, но и те деньги, которые тратят компании, активами этими торгующие. Так, из открытых источников мы знаем, что сопутствующие продажам издержки аукционных домов и галерей составляют порядка $20 млрд в год. К этой цифре следует добавить расходы на персонал, аренду помещений (за исключением аренды павильонов на арт-ярмарках и бюджетов на продвижение художников, которые есть у крупных галерей) — и получим суммарные затраты на достижение искомого результата в $65–70 млрд.

Третья группа — медиа — в основном представлена художественными СМИ, нередко предоставляющими (как Artnet или наш AI) не только информационные услуги, но и базы аукционных торгов с подпиской. Сюда же включены и рекламные расходы участников арт-рынка на создание и размещение контента. Оборот этой части арт-рынка оценивается от $4 до $6 млрд в год.

Третий взгляд на арт-рынок, который мы рассмотрим сегодня, будет с позиции потенциального масштабирования. Зададимся вопросом: совокупный объем продаж на рынке искусства в районе $70 млрд — это много или мало относительно всего искусства, которое есть в мире? Иначе говоря, сколько продает арт-рынок из всего, что находится в наличии у частных коллекционеров или музеев — но никогда не выводится на торги? Для многих эта цифра прозвучит удивительно, но годовой оборот арт-рынка составляет менее 2 % совокупной стоимости искусства, которое было создано человеком к настоящему моменту.

Как мы видим на рис. 3, «закрытая» часть активов также делится на искусство в частном владении (частных коллекционеров или корпоративных коллекций, принадлежащих крупным компаниям), и предметы в музейной собственности. Необходимо пояснить, что под музейным владением мы понимаем государственные либо частные музеи, а также формат «открытых коллекций». Чем же отнесенные нами к сегменту искусства в частном владении корпоративные коллекции и семейные фонды отличаются от частных музеев и открытых коллекций? Ответ очень простой — он кроется в самом названии, в открытости и доступности художественных фондов.

Почему мы говорим об этих художественных активах, как о потенциальных рыночных? Потому что рано или поздно большинство искусства так или иначе попадет в ежегодный оборот арт-рынка — то есть владелец с ним пожелает расстаться. Не сегодня, не завтра, не через 10 лет; но через столетие — вполне. Причем это касается не только искусства в частном владении, но и искусства в собственности музеев. Ежегодно с предметами искусства происходит более 1 млн сделок купли-продажи, из них 10–12 % (100–120 тыс.!) сделок проводятся музеями. Конечно, чаще всего такие продажи осуществляются в виде бартерного обмена, когда музеи меняются между собой работами, «не особо глядя» на цены — а исходя из художественной и кураторской ценности работ для данного собрания (скажем, обмен «двух Пикассо» на «одного Ван Гога» вполне может иметь место, если в результате добавления одной работы Ван Гога отдельный музей получит самое ценное собрание художника в стране. Тогда и с двумя Пикассо расстаться не жалко). Проще говоря, музеи также активно покупают — и не менее активно продают.

В следующей части материала мы рассмотрим арт-рынок с позиции публичных и частных продаж, а также первичного и вторичного рынков, не забыв разделить экосистему искусства на офлайн- и онлайн-продажи.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241105_AI_2024_Baza.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241105_AI_2024_Baza.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».