Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
Aidan Studio — творческое сообщество молодых художников, индивидуальностей, работающих на стыке концептуальных идей и современных художественных форм
Каталог 557-го аукциона AI и 238-го кураторского аукциона, «Айдан Салахова и Aidan Studio».
Aidan Studio объединяет учеников студии Айдан Салаховой, сформировавшейся в стенах Суриковского института и переросшей в самостоятельную образовательную институцию.
Айдан Салахова и ее ученики — это редкий пример творческого сообщества с горизонтальным взаимодействием, где каждый художник сохраняет свою индивидуальность и стиль, а связь между участниками группы происходит на ценностном уровне. Художники работают «от идеи» и реализуют свои проекты в различных медийных и художественных формах, создают необычный синтез мысли, генерируют новизну и первичность, отказываясь от тиражности и заимствования.
Айдан Салахова — российский и азербайджанский художник, скульптор, профессор, заслуженный деятель культуры РФ, входящий в топ-50 самых влиятельных фигур на российском арт-рынке. Художник активно участвует в международных арт-событиях, таких как ярмарка Art Dubai и Венецианская биеннале, проводит множество персональных и групповых проектов. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.
Среди участников группы — Ольга Гончарова, Александра Грановская, Наталья Гудович, Татьяна Капранчикова, Люба Кондратьева, Юлия Кривозубова, Фёдор Петрик, Екатерина Розенберг, Анна Селина, Юлия Степанова, Елизавета Тульчинская, Полина Филатова, Светлана Чимитд, Андрей Шкарин и Мария Ефимова и другие. Рожденные в новой образовательной среде, работы этих авторов посвящены исследованию языковых, психологических и культурологических дискурсов современного мира.
Двое художников Aidan Studio — Света Чимитд и Александра Грановская — фокусируются на вопросе самоидентификации в контексте социального. Главный предмет их поиска — соотношение масштабов отдельной личности и коллективных взаимодействий, и каждая из них находит уникальную пластическую форму воплощения своих идей.
Так, в работах Светы Чимитд водоворот или капля воды, застывшая в ледяном кристалле, слеза или множащиеся буквы «Я» — все это автопортреты. «Я думаю о себе, следовательно, я существую», — слова, звучащие в каждом художественном жесте художницы. Эгоцентричное самолюбование — обманчивое предположение. В работах Светы по-буддистски прочитанная бесконечность Вселенной схлопывается до конкретного человека, и наоборот — человек расширяется до Вселенной.
«Не хочу ради приличия думать о других, тема “Я” — это то, что меня действительно интересует», — сказала художница в интервью на своей выставке в галерее Sistema. Ее образы написаны широкой кистью, пастозно и смело, при этом в изображении есть и пространственная структура, и композиционный цветовой акцент.
В творчестве Александры Грановской цвет кожи изображенных персонажей символически отражает психологическое состояние героя, диалог между внутренним миром и его внешним проявлением: Анима — розовато-лилового оттенка, а Анимус — неестественный бирюзовый.
«Когда ты влюблен в кого-то, все окрашивается в оттенок человека, к которому у тебя есть сильные чувства, а фон служит соединяющим элементом между двумя людьми; он — как воздух, который сгущается, когда ты рядом с тем, кого любишь или в ком, наоборот, разочаровался, но продолжаешь окрашиваться в его оттенок, потому что ваши цвета уже были смешаны», — говорит автор.
Сферы чувственного и рационального часто смешиваются в интересных пропорциях, дополняют друг друга или вступают в конфликт. Однако есть и третий инструмент творческого воздействия — символизм, который в современной метамодернистской интерпретации становится неотъемлемой частью повседневности.
Ольга Гончарова исследует в своем творчестве абстрактные метафизические структуры, которые материализуются в форме шара как символа вечности и стабильности. Разрушая эту форму, художник дает выход новой энергии, переворачивает мир, изменяя точку опоры вопреки законам физики.
Татьяна Капранчикова обращается к теме времени, к размышлению о конечности жизни и её бесконечных началах. «Я мультидисциплинарная художница, работаю в смешанных техниках, часто использую в своих работах зеркало и стекло как средство для визуализации этой философской рефлексии. Тема времени для меня — это не только наблюдение за течением дней, недель и лет, но и глубокое понимание моментов конечности, переосмысление их в свете новых начал».
Проект ANTI(GONE) Любы Кондратьевой — это рассуждение о судьбах друзей и близких художника. Название отсылает к трагедии Софокла и одновременно отображает статус этих людей как исчезнувших из жизни автора.
В контексте афинской мудрости «Выше всего в жизни людской — закон» художник исследует напряжение между вечным неписаным законом, основанным на человечности, и временными писаными законами. Эти композиции становятся метафорой нарушения связей и переживания утраты в условиях непредсказуемости человеческой судьбы.
Юлия Кривозубова в серии THE WHITE GROTTO создаёт вселенную, состоящую из единого живого организма, отображая архитектурные формы и биоформы как часть единого мира. Темы «живой» архитектуры и образ пульсирующей материи проходят через всю её практику: «Меня захватывали идеи о планетах, мирах, вселенных, состоящих из одного живого организма. Я рисовала “карту” этого магического мира: движения земли, океанов и небес; растущие в этом мире биоформы, которые являются одновременно как частью единого организма, так и отдельными сущностями. В графике такие биоформы трансформировались сначала в архитектурные элементы, затем в архитектурные ансамбли. Тема “живой” архитектуры встречается во всех следующих проектах, а образ пульсирующей, движущейся материи стал ключевым мотивом для живописных экспериментов (в моей) художественной практике».
Серия абстрактных работ Фёдора Петрика Other worlds представляет собой трансформацию представлений художника о макро- и микрокосмосе. Вдохновленный теорией эволюции реальности Анри Бергсона, Петрик создает фрагменты нового пространства, где каждая картина становится самостоятельным миром, одновременно наполненным и пустым. В работе над этой серией он использует геометрические формы, круги и линии, играя с универсальными элементами, которые напоминают стиль супрематизма Казимира Малевича и минимализм Аниша Капура. Картины из этой серии, такие как «Луч» (2022), стремятся передать идеи движения, энергии и света и вызывают ассоциации с бесконечностью и параллельными мирами.
Задача Екатерины Розенберг — трансформация реального в символ. Символ возможности перехода в другое пространство и открытия новых перспектив. Особое место в ее творчестве занимает тема эмоций и внутренних переживаний человека в современном мире. Для достижения максимальной выразительности образов художница экспериментирует с материалами и техникой, сочетая живопись с декоративными элементами, текстом или орнаментом.
Интересна и новая серия работ Анны Селиной «Игра в классики», где автор в ироничном ключе обращается к «Культуре-2»: «Мне нравится замечать, как некоторые вещи из прошлого становятся обыденными, как, например, образ “Давида” Микеланджело, который вызывал восхищение, но стал настолько растиражирован в наше время в океане визуальных шумов, что перестал внушать прежний трепет. В принципе, человек может и не быть знакомым ни со скульптурой, ни с персонажем, ни с его историей. Образ Давида становится просто очередным принтом для клеёнки на кухне».
О месте классической красоты в современном мире рассуждает Юлия Степанова. «Страсть» — одна из работ серии «Жизнь богов», где автор помещает героев классических скульптур в современную реальность. Здесь художник интерпретирует фрагмент скульптурной группы итальянского скульптора Джамболоньи «Похищение сабинянок», сохраняя основной жест, но изменяя атрибутику времени.
Художник считает, что будущее — за эклектикой, поэтому в своих работах сочетает классические и современные приемы, объединяя в одной плоскости проверенные временем и новые решения.
В работах Полины Филатовой у портрета современности нет лица: «От переизбытка множества идей и образов человек современности не может сделать выбор, из этого родился мой первый персональный проект “Белый шум”. Что любить, какую музыку слушать, как одеваться, каких взглядов придерживаться? За обилием выбора, идей и предложений человек теряет лицо, становится таким же, как и масса людей, которая не может определиться.
Единственное, что помогает сфокусировать свои мысли, — это отказ от всего внешнего и любого потока информации, поэтому я в своих работах использую белый фон, как отказ от обстоятельств и для фокусировки внимания».
Восприятие временного потока — тема, которая очень волнует художников современности последние 30 лет. Это связанно и со вступившей в свои права эрой пост-интернета, и с развитием информационных технологий, и с эволюционными процессами, которые набирают интенсивность. Взаимоотношения времени и информации рассматривает художник Елизавета Тульчинская, обращаясь при этом к эстетике пост-интернета: «Время диктует свои правила, и человек должен адаптировать себя под новые реалии. При создании работы я перевожу компьютерную эстетику 3D-моделирования на холст, используя традиционный метод масляной живописи, совмещая старые и новые традиции. Работа “Деформация” — это модель сферы, где внутри форма рушится, приобретая новые очертания. Эта абстрактная работа символизирует мир, в котором мы живем, деформацию как адаптацию к новым запросам времени».
Художник Наталья Гудович и дуэт Андрея Шкарина и Марии Ефимовой также используют новые технологии при создании своих работ.
Серия New Humanity — это работа Натальи Гудович с иконическими образами мирового искусства. Переживание опыта великих мастеров — своеобразный процесс обучения у них, который становится также процессом переосмысления основных человеческих ценностей. Каждый человек несет в себе опыт предыдущих поколений, и понятия любви, семьи, уважения, трудолюбия для нас имеют несколько иное значение, чем для людей, которые жили пять столетий назад. Сегодня мы мыслим глобально, категориями стран, национальностей, корпораций, мы имеем опыт мировых войн и использования Интернета, и для меня в этом контексте, наоборот, становятся интересны истории частные, микронарративы. Именно поэтому я изображаю только фрагменты великих произведений — лица и руки, которые вступают с нами в личный диалог, коммуницируют в необычном для нас информационном поле и из глубины веков спрашивают только тебя о вечном и единственно важном.
Это вторичное использование эмоции. Искусство налагаешь на искусство и получаешь новое впечатление, а первичный экспириенс становится не нужен, как само действие, первопричина. Этот опыт уже рожден, и нам не надо его повторять, мы можем просто его переосмысливать и накладывать на нашу действительность, создавая вторую и последующие производные. Такой симулякр классического искусства.
Я пытаюсь нащупать образ человека будущего. Каким он станет после всех активных трансформаций и перестроений нашего времени, какие ценности он будет разделять и какими качествами обладать? В это мне помогают нейросети — ведь любой алгоритм описается на коллективно сформированную базу данных, на личный опыт и вкусовые предпочтения миллионов людей. Нейросеть — это глобальный культурный код, и он очень показателен в антропологическом исследовании.
Андрей Шкарин и Мария Ефимова собирают свои объекты из множества деталей, спроектированных в 3D-редакторах и напечатанных на 3D-принтере. Их «Сад», барочный и невероятно эстетичный в своей форме, содержит важный посыл о ценностях взаимной любви. Работы художников находятся во многих частных и институциональных коллекциях, в том чиcле в коллекции фонда RuArts.
Одной из своих глобальных задач коллектив Aidan Studio ставит формирование образа нового российского искусства.
Сейчас, когда мир перекраивается и смещаются точки полярности, мы все чувствуем необходимость нового высказывания, такого, каким в свое время стал русский авангард. Новое поколение, диджитал-аборигены, априори существуют в двух реальностях — виртуальной и физической, и эта дихотомия человеческого присутствия, вероятно, станет определенной точкой отсчета, ракурсом обзора. При этом главными остаются созидательные процессы — любовь, уважение и доверие. Это искусство, которое необходимо обществу для формирования устойчивого ценностного ряда, развития толерантности и ответственности за собственную жизнь и жизнь сообщества.
Кураторский аукцион AI № 238 «Айдан Салахова и Aidan Studio» открывается сегодня, 18 ноября, и завершится 22 ноября в 12:00.
Кураторы: Наталья Гудович и Дмитрий Гайков.
Наталья Гудович — художник, преподаватель в мастерской современного искусства Айдан Салаховой в МГАХИ им. В.И. Сурикова (с 2018), куратор выставки мастерской Айдан Салаховой и Сергея Оссовского (2019, Цех Белого, ЦСИ «Винзавод»), куратор павильона Айдан Студии в проекте «Здесь и сейчас» (2019, ГВЗ «Манеж), эксперт форума «Таврида», смена Contemporary art (2019, 2023).
Дмитрий Гайков — куратор, соучредитель фонда поддержи молодых российских художников.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20241118_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20241118_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.