Скульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства
Родился в семье крепостных крестьян. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца, работавшего модельщиком на бронзолитейном заводе Р. Я. Кохуна в Петербурге. В начале 1850-х переехал в Петербург, был определен в артель лепщиков и штукатуров. Недолгое время занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников, затем, до 1864, работал в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена, помогал ему в выполнении орнаментальных и декоративных работ. При содействии Иенсена в 1859 получил вольную и право на посещение скульптурного класса ИАХ в качестве вольноприходящего ученика. В 1862 награжден малой серебряной медалью за барельеф «Ангел, возвещающий пастухам Рождество Христово» и малой золотой медалью за «лепку с натуры». В 1864 за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» получил звание неклассного (свободного) художника.
В период ученичества принимал участие в работе над памятником «Тысячелетие России» в Новгороде по проекту М. О. Микешина, для которого вылепил статую Петра I и фигуру гения. В 1869 за представленные на академической выставке бюсты М. О. Микешина, О. И. Комиссарова-Костромского и купца Е. Посохова удостоен звания классного художника 2-й степени. Годом позже — звания классного художника 1-й степени за бюст госпожи Веймарн и медальон с изображением графини Шуваловой. В 1872 за произведение «Петр I» и портрет цесаревича Николая Александровича избран академиком. В том же году за бюст Петра I награжден большой золотой медалью на выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I, в залах Политехнического музея в Москве.
В начале 1870-х совместно с Микешиным создал памятник адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве, а также выполнил девять статуй сподвижников Екатерины II для памятника императрице в Петербурге.
В 1872 впервые принял участие в конкурсе на сооружение памятника А. С. Пушкину в Москве. Проект 1875 был принят к установке и торжественно открыт в 1880 на Тверском бульваре. Это произведение принесло Микешину широкую известность. Скульптор выполнил серию уменьшенных авторских повторений памятника для продажи и подарков. Кроме того, создал памятники Пушкину в Петербурге (открыт в 1884) и Кишиневе (1885).
Среди других монументальных произведений Опекушина следует отметить памятники ученому-естествоиспытателю академику К. Э. Бэру в Дерпте (открыт в 1885), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889), генералу-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (открыт в 1891), Александру II в Московском Кремле (открыт в 1898, не сохранился), Александру III в Москве (открыт в 1912, не сохранился).
Помимо монументальной скульптуры, работал в области декоративно-прикладного искусства. Сотрудничал с ювелирной фирмой П. А. Овчинникова, для которой совместно с архитектором Д. Н. Чичаговым создавал проекты ваз, ларцов, фонтанов, каминов.
Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1964 и 1998 в Ярославле.
Опекушин — крупнейший русский скульптор-монументалист второй половины XIX века, представитель академизма. Несмотря на некоторую эклектичность художественного языка, свойственную в целом искусству этого времени, произведения Опекушина отличаются техническим мастерством, уравновешенностью композиций, выразительностью поз, силуэтов и «внутренней» значительностью.
Его произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Ярославском художественном музее.
Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе