1832–1898
Живописец, рисовальщик, гравер, педагог.
Родился в семье купца. В 1852–1856 учился в МУЖВиЗ у А. Н. Мокрицкого. В 1856–1865 продолжил образование в петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. В 1857 получил малую серебряную медаль. В 1858–1859 предпринял поездку на Валаам, где познакомился с игуменом Дамаскином. По возвращении был удостоен большой серебряной медали за рисунки и живописные этюды, написанные на Валааме. В 1859 получил малую золотую медаль за пейзаж, созданный в окрестностях Санкт-Петербурга, в 1860 за два валаамских пейзажа — большую золотую медаль и право на заграничную поездку.
В 1861 ездил в Елабугу на этюды. В 1862 в качестве пенсионера Академии отправился за границу, посетив Берлин, Дрезден, Прагу, Мюнхен, Цюрих, Женеву, Дюссельдорф. В 1863 в Цюрихе посетил мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где познакомился с техникой офорта. В 1865 вернулся в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.
Неоднократно предпринимал путешествия с художественной целью по России, изучая ее природу.
Почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1869 картину «Полдень. В окрестностях Москвы» приобрел П. М. Третьяков. В 1870 совершил поездку в Нижний Новгород. Стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку офортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое не оставлял до конца своей жизни. В 1871 экспонировал свои работы на первой выставке ТПХВ и продолжал участвовать в его выставках в последующие годы. В 1872 на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, выставил картину «Мачтовый лес в Вятской губернии». В 1873 получил звание профессора за картину «В лесной глуши». В 1879 вместе с семьей и учениками Е. Е. Волковым и А. Н. Шильдером ездил на этюды в Крым. В 1890 совершил поездку в Тверскую губернию. В 1893 был назначен руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Иван Иванович Шишкин — признанный мастер пейзажной живописи II половины ХIХ в. В своих работах «Рожь» (1878), «Сосновый бор» (1872), «Корабельная роща» (1898), «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887), «Туманное утро» (1885), «Среди долины ровныя…» (1883), «Утро в сосновом лесу» (1889) и других создал эпический образ русской природы, полной мощи и величия, проникнутой жизнеутверждающим началом. Его работам свойственна панорамная композиция, четкое построение пространственных планов, преобладание рисунка и светотени над цветом. Художник не стремился отразить смену природных состояний, а, напротив, изображал природу статичной, подчеркивая ее вечные, незыблемые черты. С удивительной точностью передавал богатство и разнообразие растительных форм.
В 1870-х увлекся искусством офорта, которое стало самостоятельной областью творчества мастера. Выпускал эстампы отдельными листами и целыми сериями, объединяя их в альбомы. Офорты Шишкина, стилистически и по содержанию близкие его живописным произведениям, способствовали возрождению этого вида гравюры в России.
В настоящее время работы мастера находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нижегородского художественного музея, Киевского музея русского искусства, Государственного художественного музея в Минске и т. д.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе