График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге у Я. Ф. Ционглинского (1896–1897), в Школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1897–1900), Свободной студии в Петербурге (1904–1906). Жил попеременно в Петербурге и Москве.
С 1904 работал в Абрамцевской гончарной мастерской С. И. Мамонтова под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина, позднее — в мастерской Ваулина на гончарном заводе Кикерино под Петербургом и мастерских княгини Тенишевой в Талашкино. В 1902–1909 занимался изготовлением майоликовых панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве, в 1914 — для храма в память 300-летия Дома Романовых на Полтавской улице и церкви Лейб-гвардии Московского полка на Сампсониевском проспекте в Петербурге.
Много работал в области книжной и журнальной графики. В 1905–1906 рисовал для петербургских сатирических журналов «Галчонок», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», издавал журнал «Маски». Сотрудничал в издательствах «Просвещение», «Шиповник», «Брокгауз-Ефрон», «Творчество», издательстве Общины Св. Евгении, выполняя обложки, виньетки, издательские марки. Оформил книги «Зовы древности» К.. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (1911), а также собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта.
В 1910 стал членом и постоянным экспонентом (до 1924) возобновленного объединения «Мир искусства».
В 1913–1915 работал над декорированием интерьеров Юсуповского дворца на Мойке. В 1913 участвовал в организации 2-й Всероссийской кустарной выставки, после которой был приглашен на должность консультанта Отдела кустарной промышленности министерства земледелия. В 1913–1917 руководил школой росписи по финифти в Ростове и Торжке, мастерской по производству художественной мебели в Кологриве Тульской губернии.
После революции принимал участие в агитационном оформлении улиц и площадей Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Входил в художественную коллегию Отдела ИЗО Наркомпроса.
В 1918–1923 и 1925–1927 был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде). В 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших заводов Кузнецовых в Новгородской губернии). Исполнил первые образцы агитационного фарфора. Занимался разработкой советской геральдики, в частности создал проект герба РСФСР, печати Совнаркома, бумажных и серебряных денег. В 1925 принял участие в Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, в 1926 — во Всесоюзной выставке советского фарфора в Москве.
Продолжал так же много работать в области книжной графики, сотрудничал в издательствах «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательстве Э. И. Гржебина. Участвовал в выставках книжного искусства во Флоренции (1922) и Лейпциге (1927).
В 1928 эмигрировал во Францию, поселился в Париже. В том же году экспонировал фарфор на Осеннем салоне. Провел персональные выставки в салоне на Рю де ля Пе (1928) и галерее «Ренессанс» (1929). Был участником многих групповых выставок русского искусства: в Берлине (1922), Нью-Йорке (1924), Лос-Анджелесе (1925), Токио (1927), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929).
В эмиграции обратился к театрально-декорационному искусству. Работал для театра-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», оформив ряд постановок, в том числе «Слепой музыкант» (1928–1929), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1929). Также сотрудничал с Русским балетом Веры Немчиновой в театре Елисейских полей, создавал костюмы и декорации к спектаклям «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова. В 1929 работал для журнала Vogue. В последние годы жизни разрабатывал эскизы ювелирных украшений, мебели, часов, создавал рисунки тканей, занимался росписью и реставрацией фарфора.
Сергей Чехонин больше всего известен как художник по фарфору, где он создал свой стиль, в особенности же стиль и школу так называемого агитационного фарфора начала 1920-х. Именно благодаря Чехонину в русском художественном фарфоре первых двух десятилетий ХХ столетия преобладала ориентация на стилистику «Мира искусства» (по существу, стилистику модерна). Оставил заметный след в книжном искусстве и станковой графике. Блестяще владел техникой рисования кистью.
Ярко выраженные стилевые особенности искусства Чехонина позволяют узнавать его произведения с первого взгляда: приверженность «своему» стилю была у художника неуклонной, в какой бы области он ни работал, вплоть до миниатюрных портретов.
Произведения Чехонина находятся во множестве музейных собраний в России и за рубежом, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Люксембургском музее в Париже, а также в частных коллекциях.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе