Художник недели: Сергей Чехонин
История, ценовые и маркетинговые показатели Сергея Чехонина, художника, раскрывшего декоративный потенциал ностальгирующего по прошлому русского модерна для атрибутики нового политического строя, вписав его в канву интернационального стиля ар-деко
… Он сорвал императорские буквы, наложил на александровский мундир эмблемы серпа и молота, — и убежденно, как если бы это был официально-утвержденный «stile sovietique», вошел в таком наряде в строй рабоче-крестьянской государственности1.
Годы жизни: 1878–1936
Направление: модернизм
Вид искусства: графика, декоративно-прикладное искусство, монументальная живопись, сценография
Жизнь и творчество
Сергей Васильевич Чехонин родился 21 сентября 1878 года в селе Лыкошино Новгородской губернии. Его отец был машинистом Николаевской железной дороги. Семья жила скромно, и будущему художнику пришлось рано учиться зарабатывать. Начиная с 15 лет он испробовал несколько профессий — конторщика, чертёжника, кассира на пароходной станции, но свое призвание нашел в изобразительном искусстве, когда переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896–1897). После художник поступил в Школу княгини М. К. Тенишевой (1897–1900), там одним из его учителей был И. Е. Репин, а затем учился в Свободной студии в Петербурге (1904–1906).
Знакомство с художниками, собравшимися вокруг Тенишевой, одной из крупнейших фигур среди меценатов Серебряного века, стало важнейшим истоком творчества Чехонина. На рубеже веков возникло общемировое стремление к синтезу различных видов искусства, стремление, которое увенчалось впоследствии унифицированностью и утилитарностью модернизма, но в начале своего существования непременно соединялось с интересом к народному творчеству, развитием кустарных промыслов. В России оно нашло свое отражение в деятельности Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова под Москвой и в учрежденных княгиней мастерских в Талашкино Смоленской губернии. Чехонин успел поработать и там, и там, в Абрамцевском кружке — под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина.
Развивать свои умения в изготовлении и росписи керамики Чехонин продолжил в мастерской Ваулина на гончарном заводе Кикерино под Петербургом. Как известно, в Талашкино действовали не только гончарная, но и резная, эмальерная и вышивальная мастерские. Занятия в них, очевидно, внесли неоценимый вклад в его творческие навыки в декоративных ремеслах, диапазон которых простирался от работы в технике финифти до создания масштабных настенных росписей. Как раз наименее известны его многочисленные произведения в области монументального искусства. Среди них особенно примечательно участие в оформлении гостиницы Метрополь в Москве, в частности в росписи Русской палаты по эскизам П. С. Уткина, А. Т. Матвеева, П. В. Кузнецова (1905) и создании панно «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы по эскизу М. А. Врубеля (1900–1901), а также в декоративном оформлении интерьеров Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге (1914–1916).
В 1913 художник участвовал в организации Второй Всероссийской кустарной выставки в Санкт-Петербурге, на которой было представлено достигшее к тому времени пика своей популярности русское народное искусство. После нее Чехонин был приглашен на должность консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия. В течение последующих пяти лет он также руководил школой финифти в Ростове, мастерской по производству художественной мебели в Тульской губернии, золотошвейной и тачальной мастерскими в Торжке (1914–1917).
Начиная с 1905 года Чехонин много работал в области книжной и журнальной графики — в том числе рисовал карикатуры для петербургских сатирических журналов «Галчонок», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», издавал журнал «Маски». В 1910 вошел в воссозданное объединение «Мир искусства» и регулярно иллюстрировал пришедшее на смену одноименному с группой журналу издание «Аполлон» (1910–1918). Оформил книги «Зовы древности» К. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (1911), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта.
В 1914 году художник участвовал в подготовке русской экспозиции в рамках Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге. В качестве ее своеобразного каталога вышла книга «Der moderne Buchschmuck in Russland» («Современная русская графика») под редакцией С. К. Маковского и Н. Э. Радлова, вобравшая в себя лучшие образцы творчества художников-графиков Серебряного века. Титульный лист украсила собой работа Чехонина.
Итак, Чехонин соответствует идеальному образу художника в представлении эпохи artnoveau. «Это был очарователь и дамский кумир, это был эмальер, ювелир, фарфоровщик, акварелист богатой жизни, это был созидатель виньет и миниатюр для коллекционеров, это был гербовщик родовой плутократии и формовщик дворянских эмблем, это был поэт вековой государственности, это был воскреситель старой эстетики дней Александровых, это был чистейший чувственник прелести ампира, это был образец ретроспективизма, пай-дитя “Мира Искусства”, это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс»2, — пишет о нем Александр Эфрос.
Тем более удивительным для многих стало принятие Чехониным революционных событий. Более того, это было не просто принятие режима, а деятельное участие в создании символики новой власти: он оформлял уличные празднества и театральные зрелища, исполнил проект Государственного герба РСФСР, агитационные плакаты, эскизы денежных купюр, серебряных монет, а также печати Совнаркома. Тогда же он начал заниматься тем, что уже гораздо позже определило особую востребованность его творчества для отечественных и зарубежных коллекционеров, — агитационным фарфором. В 1918–1923 и 1925–1927 он работал художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде), в 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших заводов Кузнецовых в Новгородской губернии).
В своем послереволюционном творчестве Чехонин соединяет декоративизм, свойственный мирискусникам, и последние достижения кубистов и футуристов, активно при том используя оказавшуюся весьма релевантной новому режиму классическую образность. Он вовсе не отвергает свою предыдущую манеру, а лишь развивает ее: «Если бы еще он изменил своему искусству, забыл свое старинное мастерство, отказался от нежнейших гирлянд и гербов, повернулся спиной к ампирному этикету… Чехонин ни от чего не отказался, своего искусства не изменил <…> — и однако же его перо и его кисть тончайше выписывали не императорские вензеля, а октябрьскую аббревиатуру “РСФСР”, и нежнейшим голоском фарфора, два века привыкшим грассировать про “веру, царя и отечество”,— выводили советскую сюиту: “долой помещиков и капиталистов”, “пролетарии всех стран, соединяйтесь”, “да здравствует октябрьская революция” и “царству рабочих и крестьян не будет конца”»3.
В действительности уникальный авторский стиль Чехонина замечательно вписывается в контекст формировавшегося тогда ар-деко, вбиравшегося в себя своеобразный историзм модерна, но уже знакомый с достижениями авангарда, который плавно перетек затем в новый расцвет классики. Неудивительно, что на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже 1925 года, давшей название этому стилю в искусстве, работы Чехонина заслужили две золотых медали.
Параллельно Чехонин продолжал работать как график — сотрудничал с многочисленными большевистскими периодическими изданиями, писал портреты композиторов для обложек серии монографий «Жизнь замечательных людей» (1921–1922); оформил книги «Фауст и город» наркома просвещения А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927).
В то же время он вел выставочную деятельность за границей: участвовал в международных выставках книжного искусства во Флоренции (1922), Лейпциге (1927), художественных выставках в Париже (1921), Берлине (1922), США (1924, 1925), Токио (1927), его работы были представлены в экспозиции русского павильона на XIV Венецианской биеннале (1924).
В 1928 году Чехонин отправился в Париж для подготовки выставки фарфора и плакатов советских художников, но на родину уже не вернулся. В эмиграции жил во Франции и Германии. Еще в 1916 году он попробовал себя в качестве театрального художника, выполнив эскизы костюмов к пьесе Э. Ростана «Принцесса Грёза» для театра К. Незлобина в Москве. За рубежом же наступил расцвет его творчества как сценографа: для театра-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» он оформил ряд постановок — «Слепой музыкант» (1928–1929), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1929); сотрудничал с Русским балетом Веры Немчиновой в театре Елисейских полей, где создал костюмы и декорации к спектаклям «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова.
Художник продолжил свою деятельность в области печатной графики, сотрудничал с французскими издательствами, в конце 1920-х годов работал для журнала Vogue. В 1928 и 1929 годах в Париже прошли его персональные выставки. Чехонин участвовал в экспозициях русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (1931), включающих в себя созданные им фарфор, станковую живопись, театральные эскизы, предметы декоративно-прикладного искусства.
Последний период его творчества связан преимущественно с декоративно-прикладным искусством. Особого внимания заслуживают его работы в сфере текстильного дизайна, которым художник увлекся в конце жизни. Эскизы тканей Чехонина нередко сочетают в себе орнаментальность artnouveau с уже авангардным осмыслением формы. В 1933 году художник заявил патент на оригинальный способ многоцветной печати на ткани с одного цилиндра ротационной машины. В 1935 году на красильно-печатной фабрике под Базелем по его чертежам была построена промышленная установка для многоцветной печати. 23 февраля 1936 года, во время первых ее испытаний, Сергей Чехонин умер от инфаркта в городе Лёррах в Германии.
В 2008 году работы художника приняли участие в групповой выставке «Неоклассицизм в России», организованной Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. В 2011–2012 годах графика Чехонина выставлялась на ярмарке Design Miami (Майами) и в составе групповой экспозиции The Small Utopia («Маленькая утопия») в Фонде Прада (Венеция). За пределами РФ художником занимается Galerie Zlotowski (Париж).
Произведения Чехонина находятся в Лувре и Музее Люксембургского дворца (оба — Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальном музее современного искусства (Токио), Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-заповеднике «Царицыно» в Москве, в Государственном Эрмитаже, Государственном музее-заповеднике «Петергоф» в Санкт-Петербурге и региональных музеях, а также в частных коллекциях.
Финансовые показатели
Тройка самых дорогих работ Сергея Чехонина была продана в разные периоды на торгах в Великобритании. Третий по стоимости результат был достигнут летом 2019 года: небольшая по размеру графика «Зверь и яйцо» (1917, бумага, карандаш, чернила, акварель) ушла с торгов за $110 810 на Christie’s. Второе место занимает «Натюрморт с кувшином» (доска, масло), проданный за $155 194 в 2009 году на MacDougall’s. Самая дорогая работа художника нашла покупателя через тот же лондонский Christie's: большеформатная живопись «Фантазия» (1929, холст, масло) установила аукционный рекорд художника на отметке $221 593.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 268 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 223 работы, тиражная продукция — 22 работы, керамика и фарфор — 9 работ, смешанная техника — 7 работ, живопись — 5 работ, книги и декоративно-прикладное искусство — по одной работе. Средняя стоимость проданных работ — $16,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,31 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 196 к 72 (73 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1989–2010 |
83 |
50 |
60 |
33 |
2011–2015 |
80 |
66 |
83 |
14 |
2016–2020 |
105 |
80 |
76 |
25 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
Великобритания |
144 |
128 |
89 |
16 |
РФ |
52 |
37 |
71 |
15 |
Франция |
29 |
13 |
45 |
16 |
Германия |
14 |
2 |
14 |
12 |
США |
9 |
7 |
78 |
2 |
Австрия |
7 |
3 |
43 |
4 |
Монако |
5 |
0 |
0 |
5 |
Израиль |
4 |
2 |
50 |
2 |
Бельгия |
2 |
2 |
100 |
0 |
Швеция |
2 |
2 |
100 |
0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок владения, лет |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
|||||||
1 |
Художник и модель |
2013 |
8 624 |
2010 |
3 000 |
1 |
Совком, Москва |
–5 624 |
–65,2 |
|
2 |
Портрет Пьера Ино |
2016 |
3 610 |
2018 |
1 034 |
2 |
Литфонд, Москва |
–2 576 |
–35,7 |
|
3 |
Персонаж балета «Исламей», играющий на струнном инструменте |
2008 |
7 277 |
2010 |
3 123 |
2 |
Aguttes, Париж |
–4 154 |
–28,5 |
|
4 |
Клавесин |
2016 |
3 610 |
2016 |
2 640 |
1 |
Литфонд, Москва |
–970 |
–26,9 |
|
5 |
Портрет Пьера Ино |
2019 |
1 163 |
2020 |
896 |
1 |
Литфонд, Москва |
–267 |
–23,0 |
|
6 |
Декоративный цветочный мотив на зеленом фоне. Эскиз ткани |
2018 |
988 |
2020 |
748 |
2 |
Литфонд, Москва |
–240 |
–12,1 |
|
7 |
Портрет Пьера Ино |
2019 |
1 318 |
2019 |
1 163 |
1 |
Литфонд, Москва |
–155 |
–11,8 |
|
8 |
Фантастические цветы на красном фоне |
2013 |
5 361 |
2016 |
4 860 |
3 |
Литфонд, Москва |
–501 |
–3,1 |
|
9 |
Женский портрет |
2007 |
21 275 |
2011 |
20 553 |
4 |
Sotheby's, Лондон |
–722 |
–0,8 |
|
10 |
Мальчик с бабушкой |
2012 |
2 003 |
2018 |
1 976 |
6 |
Литфонд, Москва |
–27 |
–0,2 |
|
11 |
Клоун |
2003 |
5 750 |
2007 |
6 900 |
4 |
Montefiore, Тель-Авив |
1 150 |
5,0 |
|
12 |
Пери |
2003 |
14 926 |
2006 |
17 496 |
3 |
Bloomsbury, Лондон |
2 570 |
5,7 |
|
13 |
Эскиз костюма Снегурочки и двух ее подруг |
1998 |
12 603 |
2003 |
17 673 |
5 |
Sotheby's, Лондон |
5 070 |
8,0 |
|
14 |
Портрет Пьера Ино |
2018 |
1 034 |
2019 |
1 318 |
1 |
Литфонд, Москва |
284 |
27,5 |
|
15 |
Урожайные поля |
1993 |
1 200 |
2006 |
11 630 |
13 |
MacDougall's, Лондон |
10 430 |
66,9 |
|
16 |
Морской пейзаж |
2008 |
1 585 |
2013 |
7 700 |
5 |
Совком, Москва |
6 115 |
77,2 |
|
17 |
Скалистый берег |
2012 |
4 005 |
2013 |
8 624 |
1 |
Совком, Москва |
4 619 |
115,3 |
|
18 |
Зимовье в лесу после снегопада |
2018 |
644 |
2019 |
1 454 |
1 |
Литфонд, Москва |
810 |
125,8 |
Работы Сергея Чехонина имеют 18 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 12,4 %. При этом работы в ценовой категории до $2 тыс. имеют средний CAGR 23,8 %, а свыше этой суммы — 7,4 %. Распределение работ по срокам владения данных для однозначного вывода не предоставляет: успешные и неудачные сделки были при перепродажах отдельных работ как в течение одного года, так и свыше 10 лет. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 301 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму в три раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 64 % продаж.
Сергей Чехонин — из тех редких художников, которые успели активно поработать в советской России (в частности, создать значительное количество исторических «артефактов» в революционные годы), а после благополучно нашли себя за рубежом (от театральных «Русских сезонов» до персональных выставок в Париже и архитектурных проектов в Базеле). Ответом на вопрос, почему он пока не стоит в одном ряду с Кандинским, Ларионовым, Гончаровой и Шагалом, будут два тезиса: он покинул СССР слишком поздно (1928) и продолжал оставаться для Европы «русским», а не «сбежавшим» художником. Диверсификация деятельности (от фарфора и обложек Vogue до сценографии и проекта печатного станка) также не способствовала его продвижению как художника определенного продаваемого формата.
Тем временем направление ар-деко, у истоков которого стоял Чехонин, переживает третье рождение: после переосмысления эстетики модернизма в 1960-х сегодня приходит новое прочтение «легкого, стремительного и функционального» искусства. Аукционные торги ювелирных украшений и предметов дизайна, выполненных в эстетике ар-деко современными художниками, бьют ценовые рекорды, а художники и скульпторы находят в 1930-х годах ответ на вопрос, как средствами художественной выразительности противостоять пандемии (как их предшественники — Великой депрессии). На этом фоне кураторы и галеристы вспоминают и про родоначальников ар-деко — в частности, на готовящейся к онлайн-показу ярмарке TEFAF в Нью-Йорке многие работы будут представлены именно этим периодом.
На этом фоне будущее творческого наследия Сергея Чехонина — художника, чьи работы де-юре находятся в собраниях Лувра и Метрополитен-музея, а де-факто все еще не перешагнули из «русских торгов» в международную аукционную обойму, — видится весьма оптимистичным. Однако едва фамилия Чехонина встанет в одном аукционном каталоге с Малевичем и Ротко с припиской «автор русского происхождения», мы услышим традиционное: «Какого художника мы потеряли!». С большой долей вероятности, это скажут те, кто не успел приобрести его по «русским» ценам.
На текущем, 348-м AI Аукционе стиль ар-деко представлен сразу двумя работами его крупнейших мастеров: Сергею Чехонину принадлежит эскиз ткани «Орнамент с геометрическими формами» (начало 1930-х), а бронзовая скульптура «Фантазия» (1987), выполненная по рисунку 1920 года, — произведение кудесника стиля Эрте.
1 С. Чехонин / Абрам Эфрос и Николай Пунин. Москва; Петроград: Государственное издательство, [1924]. С. 11.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200921_chekhonin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200921_chekhonin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.