Художник недели: Сергей Чехонин
ARTinvestment.RU   21 сентября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Сергея Чехонина, художника, раскрывшего декоративный потенциал ностальгирующего по прошлому русского модерна для атрибутики нового политического строя, вписав его в канву интернационального стиля ар-деко

… Он сорвал императорские буквы, наложил на александровский мундир эмблемы серпа и молота, — и убежденно, как если бы это был официально-утвержденный «stile sovietique», вошел в таком наряде в строй рабоче-крестьянской государственности1.

Годы жизни: 1878–1936

Направление: модернизм

Вид искусства: графика, декоративно-прикладное искусство, монументальная живопись, сценография

Жизнь и творчество

Сергей Васильевич Чехонин родился 21 сентября 1878 года в селе Лыкошино Новгородской губернии. Его отец был машинистом Николаевской железной дороги. Семья жила скромно, и будущему художнику пришлось рано учиться зарабатывать. Начиная с 15 лет он испробовал несколько профессий — конторщика, чертёжника, кассира на пароходной станции, но свое призвание нашел в изобразительном искусстве, когда переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896–1897). После художник поступил в Школу княгини М. К. Тенишевой (1897–1900), там одним из его учителей был И. Е. Репин, а затем учился в Свободной студии в Петербурге (1904–1906).

Знакомство с художниками, собравшимися вокруг Тенишевой, одной из крупнейших фигур среди меценатов Серебряного века, стало важнейшим истоком творчества Чехонина. На рубеже веков возникло общемировое стремление к синтезу различных видов искусства, стремление, которое увенчалось впоследствии унифицированностью и утилитарностью модернизма, но в начале своего существования непременно соединялось с интересом к народному творчеству, развитием кустарных промыслов. В России оно нашло свое отражение в деятельности Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова под Москвой и в учрежденных княгиней мастерских в Талашкино Смоленской губернии. Чехонин успел поработать и там, и там, в Абрамцевском кружке — под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина.

Развивать свои умения в изготовлении и росписи керамики Чехонин продолжил в мастерской Ваулина на гончарном заводе Кикерино под Петербургом. Как известно, в Талашкино действовали не только гончарная, но и резная, эмальерная и вышивальная мастерские. Занятия в них, очевидно, внесли неоценимый вклад в его творческие навыки в декоративных ремеслах, диапазон которых простирался от работы в технике финифти до создания масштабных настенных росписей. Как раз наименее известны его многочисленные произведения в области монументального искусства. Среди них особенно примечательно участие в оформлении гостиницы Метрополь в Москве, в частности в росписи Русской палаты по эскизам П. С. Уткина, А. Т. Матвеева, П. В. Кузнецова (1905) и создании панно «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы по эскизу М. А. Врубеля (1900–1901), а также в декоративном оформлении интерьеров Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге (1914–1916).

В 1913 художник участвовал в организации Второй Всероссийской кустарной выставки в Санкт-Петербурге, на которой было представлено достигшее к тому времени пика своей популярности русское народное искусство. После нее Чехонин был приглашен на должность консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия. В течение последующих пяти лет он также руководил школой финифти в Ростове, мастерской по производству художественной мебели в Тульской губернии, золотошвейной и тачальной мастерскими в Торжке (1914–1917).

Начиная с 1905 года Чехонин много работал в области книжной и журнальной графики — в том числе рисовал карикатуры для петербургских сатирических журналов «Галчонок», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», издавал журнал «Маски». В 1910 вошел в воссозданное объединение «Мир искусства» и регулярно иллюстрировал пришедшее на смену одноименному с группой журналу издание «Аполлон» (1910–1918). Оформил книги «Зовы древности» К. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (1911), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта.

В 1914 году художник участвовал в подготовке русской экспозиции в рамках Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге. В качестве ее своеобразного каталога вышла книга «Der moderne Buchschmuck in Russland» («Современная русская графика») под редакцией С. К. Маковского и Н. Э. Радлова, вобравшая в себя лучшие образцы творчества художников-графиков Серебряного века. Титульный лист украсила собой работа Чехонина.

Итак, Чехонин соответствует идеальному образу художника в представлении эпохи artnoveau. «Это был очарователь и дамский кумир, это был эмальер, ювелир, фарфоровщик, акварелист богатой жизни, это был созидатель виньет и миниатюр для коллекционеров, это был гербовщик родовой плутократии и формовщик дворянских эмблем, это был поэт вековой государственности, это был воскреситель старой эстетики дней Александровых, это был чистейший чувственник прелести ампира, это был образец ретроспективизма, пай-дитя “Мира Искусства”, это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс»2, —  пишет о нем Александр Эфрос.

Тем более удивительным для многих стало принятие Чехониным революционных событий. Более того, это было не просто принятие режима, а деятельное участие в создании символики новой власти: он оформлял уличные празднества и театральные зрелища, исполнил проект Государственного герба РСФСР, агитационные плакаты, эскизы денежных купюр, серебряных монет, а также печати Совнаркома. Тогда же он начал заниматься тем, что уже гораздо позже определило особую востребованность его творчества для отечественных и зарубежных коллекционеров, — агитационным фарфором. В 1918–1923 и 1925–1927 он работал художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде), в 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших заводов Кузнецовых в Новгородской губернии).

В своем послереволюционном творчестве Чехонин соединяет декоративизм, свойственный мирискусникам, и последние достижения кубистов и футуристов, активно при том используя оказавшуюся весьма релевантной новому режиму классическую образность. Он вовсе не отвергает свою предыдущую манеру, а лишь развивает ее: «Если бы еще он изменил своему искусству, забыл свое старинное мастерство, отказался от нежнейших гирлянд и гербов, повернулся спиной к ампирному этикету… Чехонин ни от чего не отказался, своего искусства не изменил <…> — и однако же его перо и его кисть тончайше выписывали не императорские вензеля, а октябрьскую аббревиатуру “РСФСР”, и нежнейшим голоском фарфора, два века привыкшим грассировать про “веру, царя и отечество”,— выводили советскую сюиту: “долой помещиков и капиталистов”, “пролетарии всех стран, соединяйтесь”, “да здравствует октябрьская революция” и “царству рабочих и крестьян не будет конца”»3.

В действительности уникальный авторский стиль Чехонина замечательно вписывается в контекст формировавшегося тогда ар-деко, вбиравшегося в себя своеобразный историзм модерна, но уже знакомый с достижениями авангарда, который плавно перетек затем в новый расцвет классики. Неудивительно, что на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже 1925 года, давшей название этому стилю в искусстве, работы Чехонина заслужили две золотых медали.

Параллельно Чехонин продолжал работать как график — сотрудничал с многочисленными большевистскими периодическими изданиями, писал портреты композиторов для обложек серии монографий «Жизнь замечательных людей» (1921–1922); оформил книги «Фауст и город» наркома просвещения А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927).

В то же время он вел выставочную деятельность за границей: участвовал в международных выставках книжного искусства во Флоренции (1922), Лейпциге (1927), художественных выставках в Париже (1921), Берлине (1922), США (1924, 1925), Токио (1927), его работы были представлены в экспозиции русского павильона на XIV Венецианской биеннале (1924).

В 1928 году Чехонин отправился в Париж для подготовки выставки фарфора и плакатов советских художников, но на родину уже не вернулся. В эмиграции жил во Франции и Германии. Еще в 1916 году он попробовал себя в качестве театрального художника, выполнив эскизы костюмов к пьесе Э. Ростана «Принцесса Грёза» для театра К. Незлобина в Москве. За рубежом же наступил расцвет его творчества как сценографа: для театра-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» он оформил ряд постановок — «Слепой музыкант» (1928–1929), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1929); сотрудничал с Русским балетом Веры Немчиновой в театре Елисейских полей, где создал костюмы и декорации к спектаклям «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова.

Художник продолжил свою деятельность в области печатной графики, сотрудничал с французскими издательствами, в конце 1920-х годов работал для журнала Vogue. В 1928 и 1929 годах в Париже прошли его персональные выставки. Чехонин участвовал в экспозициях русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (1931), включающих в себя созданные им фарфор, станковую живопись, театральные эскизы, предметы декоративно-прикладного искусства.

Последний период его творчества связан преимущественно с декоративно-прикладным искусством. Особого внимания заслуживают его работы в сфере текстильного дизайна, которым художник увлекся в конце жизни. Эскизы тканей Чехонина нередко сочетают в себе орнаментальность artnouveau с уже авангардным осмыслением формы. В 1933 году художник заявил патент на оригинальный способ многоцветной печати на ткани с одного цилиндра ротационной машины. В 1935 году на красильно-печатной фабрике под Базелем по его чертежам была построена промышленная установка для многоцветной печати. 23 февраля 1936 года, во время первых ее испытаний, Сергей Чехонин умер от инфаркта в городе Лёррах в Германии.

В 2008 году работы художника приняли участие в групповой выставке «Неоклассицизм в России», организованной Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. В 2011–2012 годах графика Чехонина выставлялась на ярмарке Design Miami (Майами) и в составе групповой экспозиции The Small Utopia («Маленькая утопия») в Фонде Прада (Венеция). За пределами РФ художником занимается Galerie Zlotowski (Париж).

Произведения Чехонина находятся в Лувре и Музее Люксембургского дворца (оба — Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальном музее современного искусства (Токио), Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-заповеднике «Царицыно» в Москве, в Государственном Эрмитаже, Государственном музее-заповеднике «Петергоф» в Санкт-Петербурге и региональных музеях, а также в частных коллекциях.

Финансовые показатели

Тройка самых дорогих работ Сергея Чехонина была продана в разные периоды на торгах в Великобритании. Третий по стоимости результат был достигнут летом 2019 года: небольшая по размеру графика «Зверь и яйцо» (1917, бумага, карандаш, чернила, акварель) ушла с торгов за $110 810 на Christie’s. Второе место занимает «Натюрморт с кувшином» (доска, масло), проданный за $155 194 в 2009 году на MacDougall’s. Самая дорогая работа художника нашла покупателя через тот же лондонский Christie's: большеформатная живопись «Фантазия» (1929, холст, масло) установила аукционный рекорд художника на отметке $221 593.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 268 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 223 работы, тиражная продукция — 22 работы, керамика и фарфор — 9 работ, смешанная техника — 7 работ, живопись — 5 работ, книги и декоративно-прикладное искусство — по одной работе. Средняя стоимость проданных работ — $16,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,31 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 196 к 72 (73 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1989–2010

83

50

60

33

2011–2015

80

66

83

14

2016–2020

105

80

76

25

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

144

128

89

16

РФ

52

37

71

15

Франция

29

13

45

16

Германия

14

2

14

12

США

9

7

78

2

Австрия

7

3

43

4

Монако

5

0

0

5

Израиль

4

2

50

2

Бельгия

2

2

100

0

Швеция

2

2

100

0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Художник и модель

2013

8 624

2010

3 000

1

Совком, Москва

–5 624

–65,2

2

Портрет Пьера Ино

2016

3 610

2018

1 034

2

Литфонд, Москва

–2 576

–35,7

3

Персонаж балета «Исламей», играющий на струнном инструменте

2008

7 277

2010

3 123

2

Aguttes, Париж

–4 154

–28,5

4

Клавесин

2016

 3 610

2016

2 640

1

Литфонд, Москва

–970

–26,9

5

Портрет Пьера Ино

2019

1 163

2020

896

1

Литфонд, Москва

–267

–23,0

6

Декоративный цветочный мотив на зеленом фоне. Эскиз ткани

2018

988

2020

748

2

Литфонд, Москва

–240

–12,1

7

Портрет Пьера Ино

2019

1 318

2019

1 163

1

Литфонд, Москва

–155

–11,8

8

Фантастические цветы на красном фоне

2013

5 361

2016

4 860

3

Литфонд, Москва

–501

–3,1

9

Женский портрет

2007

21 275

2011

20 553

4

Sotheby's, Лондон

–722

–0,8

10

Мальчик с бабушкой

2012

2 003

2018

1 976

6

Литфонд, Москва

–27

–0,2

11

Клоун

2003

5 750

2007

6 900

4

Montefiore, Тель-Авив

1 150

5,0

12

Пери

2003

14 926

2006

17 496

3

Bloomsbury, Лондон

2 570

5,7

13

Эскиз костюма Снегурочки и двух ее подруг

1998

12 603

2003

17 673

5

Sotheby's, Лондон

5 070

8,0

14

Портрет Пьера Ино

2018

1 034

2019

1 318

1

Литфонд, Москва

284

27,5

15

Урожайные поля

1993

1 200

2006

11 630

13

MacDougall's, Лондон

10 430

66,9

16

Морской пейзаж

2008

1 585

2013

7 700

5

Совком, Москва

6 115

77,2

17

Скалистый берег

2012

4 005

2013

8 624

1

Совком, Москва

4 619

115,3

18

Зимовье в лесу после снегопада

2018

644

2019

1 454

1

Литфонд, Москва

810

125,8

Работы Сергея Чехонина имеют 18 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 12,4 %. При этом работы в ценовой категории до $2 тыс. имеют средний CAGR 23,8 %, а свыше этой суммы — 7,4 %. Распределение работ по срокам владения данных для однозначного вывода не предоставляет: успешные и неудачные сделки были при перепродажах отдельных работ как в течение одного года, так и свыше 10 лет. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 301 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму в три раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 64 % продаж.

Сергей Чехонин — из тех редких художников, которые успели активно поработать в советской России (в частности, создать значительное количество исторических «артефактов» в революционные годы), а после благополучно нашли себя за рубежом (от театральных «Русских сезонов» до персональных выставок в Париже и архитектурных проектов в Базеле). Ответом на вопрос, почему он пока не стоит в одном ряду с Кандинским, Ларионовым, Гончаровой и Шагалом, будут два тезиса: он покинул СССР слишком поздно (1928) и продолжал оставаться для Европы «русским», а не «сбежавшим» художником. Диверсификация деятельности (от фарфора и обложек Vogue до сценографии и проекта печатного станка) также не способствовала его продвижению как художника определенного продаваемого формата.

Тем временем направление ар-деко, у истоков которого стоял Чехонин, переживает третье рождение: после переосмысления эстетики модернизма в 1960-х сегодня приходит новое прочтение «легкого, стремительного и функционального» искусства. Аукционные торги ювелирных украшений и предметов дизайна, выполненных в эстетике ар-деко современными художниками, бьют ценовые рекорды, а художники и скульпторы находят в 1930-х годах ответ на вопрос, как средствами художественной выразительности противостоять пандемии (как их предшественники — Великой депрессии). На этом фоне кураторы и галеристы вспоминают и про родоначальников ар-деко — в частности, на готовящейся к онлайн-показу ярмарке TEFAF в Нью-Йорке многие работы будут представлены именно этим периодом.

На этом фоне будущее творческого наследия Сергея Чехонина — художника, чьи работы де-юре находятся в собраниях Лувра и Метрополитен-музея, а де-факто все еще не перешагнули из «русских торгов» в международную аукционную обойму, — видится весьма оптимистичным. Однако едва фамилия Чехонина встанет в одном аукционном каталоге с Малевичем и Ротко с припиской «автор русского происхождения», мы услышим традиционное: «Какого художника мы потеряли!». С большой долей вероятности, это скажут те, кто не успел приобрести его по «русским» ценам.

На текущем, 348-м AI Аукционе стиль ар-деко представлен сразу двумя работами его крупнейших мастеров: Сергею Чехонину принадлежит эскиз ткани «Орнамент с геометрическими формами» (начало 1930-х), а бронзовая скульптура «Фантазия» (1987), выполненная по рисунку 1920 года, — произведение кудесника стиля Эрте.

1 С. Чехонин / Абрам Эфрос и Николай Пунин. Москва; Петроград: Государственное издательство, [1924]. С. 11.

2 Там же. С. 9–10.

3 Там же. С. 10.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200921_chekhonin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200921_chekhonin_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх