1856–1910
Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор.
Родился в состоятельной семье военного юриста и дочери астраханского губернатора вице-адмирала Г. Г. Басаргина. Рано увлекся искусством. В 1864, 1866–1869 занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. В 1865–1867 брал частные уроки рисования у преподавателя Саратовской гимназии А. Година. В 1870 и 1872 учился в Одесской рисовальной школе. В 1874 по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1880. Параллельно продолжал художественное образование: в 1877–1879 посещал вечерние занятия в натурном классе ИАХ у П. П. Чистякова. В 1880 стал постоянным учеником ИАХ. Одновременно изучал рисунок в частной мастерской Чистякова, а также осваивал технику акварели в студии И. Е. Репина. В 1884 за рисунок и живописный этюд был награжден малой серебряной медалью.
В 1884–1889 жил в Киеве. Был привлечен А. В. Праховым к росписи и реставрации Кирилловской церкви, а также принимал участие в реставрации купола Софийского собора. В 1884–1885 несколько месяцев жил в Венеции, где изучал технику мозаики. С июля по декабрь 1885 жил в Одессе, работал над образом Демона в живописи и скульптуре. Недолгое время преподавал в Киевской рисовальной школе. В 1887–1889 создал эскизы росписей Владимирского собора в Киеве; из задуманного были написаны лишь орнаменты.
В 1889 переехал в Москву, сблизился с С. И. Мамонтовым, стал членом основанного им Абрамцевского художественного кружка. С 1890 регулярно бывал в Абрамцево, много работал в гончарной мастерской, с 1892 фактически выполнял обязанности ее руководителя. В 1890–1891 исполнил первые блюда, вазы, камины, в которых активно использовал и развивал традиционную русскую орнаментику. По его эскизам были изготовлены печи и камины в главном усадебном доме и церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево. В 1891 создал иллюстрации к юбилейному изданию сочинений М. Ю. Лермонтова.
В 1891–1892 вместе с семьей Мамонтовых совершил путешествие в Италию: в Неаполе осваивал технику керамики в мастерской Молелли. В 1892 сопровождал С. И. Мамонтова в поездке по Италии, Франции и Германии. В 1894 вместе с С. И. Мамонтовым посетил Константинополь.
В 1892 создал проект пристройки к московскому дому Мамонтовых, руководил работами по ее возведению. В 1893 оформил особняк Е. Д. Дункер, в 1894–1899 — С. Т. Морозова, в 1896 — А. В. Морозова в Москве.
Принимал участие в постановках домашнего театра Мамонтовых, в частности в 1890 вместе с В. А. Серовым создал декорации к спектаклю «Царь Саул» по пьесе С. И. и С. С. Мамонтовых. Сотрудничал также с Русской частной оперой С. И. Мамонтова. В 1891 выполнил для нее эскиз занавеса «Италия». В 1895 оформил оперу «Гензель и Гретель» Э. Гумпердинка, поставленную на сцене Панаевского театра в Петербурге, затем входившую в репертуар Русской частной оперы. Создал также эскизы костюмов и декораций к операм «Риголетто» Дж. Верди, «Миньон» А. Тома, «Рогнеда» А. Н. Серова (все — в 1896), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899) Н. А. Римского-Корсакова, «Кавказский пленник» Ц. И. Кюи (1899), «Мазепа» П. И. Чайковского, «Ася» М. М. Ипполитова-Иванова, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (все — в 1900), «Тангейзер» Р. Вагнера, «Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (все — 1901) и многим другим. В 1898 написал плафон на тему оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в восстановленном после пожара Театре Г. Г. Солодовникова (не сохранился). В конце 1890-х в керамической мастерской Мамонтова «Абрамцево» в Бутырках создал серию декоративных скульптур, изображающих персонажей произведений Н. А. Римского-Корсакова: «Садко», «Волхова», «Морская царевна», «Купава», «Весна», «Мизгирь», «Берендей», «Лель».
С 1895 экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников. В 1896 по заказу Мамонтова выполнил декоративные панно для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде.
В том же году женился в Женеве на певице Н. И. Забеле, в августе 1896 семья жила в Люцерне, весной 1897 — в Италии. Летние месяцы 1897–1898 и 1900–1901 проводил в имении Н. Н. Ге в Черниговской губернии, в 1899 — в усадьбе княгини М. К. Тенишевой Талашкино Смоленской губернии.
В 1898 был приглашен преподавать в Строгановское художественно-промышленное училище, но дал лишь несколько занятий. В 1899–1903 работал над панно «Принцесса Греза» для фасада гостиницы «Метрополь». В 1900 керамический камин «Микула Селянинович и Вольга» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В том же году вступил в «Мир искусства», участвовал в выставках объединения в 1900–1903 и 1906. В 1901 произведения Врубеля экспонировались в Венском Сецессионе, в 1904 — на выставке «Алая роза» в Саратове, в 1905 — на портретной выставке в Таврическом дворце. В 1903 он стал одним из основателей и постоянных экспонентов Союза русских художников. В 1906 работы Врубеля экспонировались в отдельном зале на выставке русского искусства в Париже, организованной С. П. Дягилевым.
В 1905 он был избран академиком ИАХ. С 1906 жил в Петербурге, подолгу находился в лечебнице доктора Бари в связи с тяжелым психическим заболеванием, первые симптомы которого появились в 1902.
Мемориальные выставки Врубеля состоялись в 1910 в Киеве, в 1912–1913 — в Санкт-Петербурге. Ретроспективы произведений художника неоднократно устраивались в России и за рубежом, в частности в Киевском Государственном музее русского искусства (1940, 1956, 1976–1977), Государственном Русском музее в Ленинграде (1956), Государственной Третьяковской галерее в Москве (1957, 1981–1982, 1997–1998), Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (1996). В 1997 в Дюссельдорфе и Мюнхене прошла выставка «Михаил Врубель и русский символизм». В 2006 в Государственной Третьяковской галерее была организована совместная выставка Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова.
Врубель — выдающийся художник рубежа XIX — XX веков, крупнейший представитель русского модерна и символизма, виртуозный рисовальщик. В своем творчестве выступал как новатор, решавший сложные пластические и колористические задачи. Он выработал собственный стиль в искусстве, который нашел множество последователей и подражателей. Для его манеры характерны «граненость» форм, стремление к декоративной изысканности линий и цветов. Он постоянно находился в поиске новых выразительных возможностей материалов, с чем связано его обращение к керамике. Однако необходимо учитывать тот факт, что керамика Врубеля, по сути, является тиражной: изделия по его формам изготавливались даже после смерти мастера, а некоторые из них датируются 1940-ми годами и значительно уступают в качестве прижизненным работам.
Произведения Врубеля находятся в крупнейших музейных собраниях России: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе