Алая роза

1904, Саратов

Участники: А. А. Арапов, М. В. Волгин (Кузнецов), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецов, Н. Н. Нордосский, В. П. Половинкин, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, К. Л. Фельден, Н. П. Феофилактов.

Почетные участники: Е. В. Александрова, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель.

Группа молодых московских и саратовских живописцев; получила название по состоявшейся в мае — июне 1904 в колонном зале Дворянского собрания Саратова выставке, инициаторами которой были учащиеся МУЖВЗ П. В. Кузнецов и П. С. Уткин. Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление символизма в русском искусстве.

Экспонировалось 109 картин (из них 31 работа П. В. Кузнецова, 34 — П. С. Уткина), а также керамические изделия мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова. Был издан каталог, оформленный С. Ю. Судейкиным.

Название было выбрано не случайно: цветок в культуре символизма был знаком надежды, юности, любви. Известна романтическая драма «Алая роза», написанная коллекционером, меценатом и скульптором-керамистом С. И. Мамонтовым.

Выставка не отличалась целостностью и эстетическим единством произведений, что было связано с отсутствием единой программы. Вместе с тем в ней была явственно обозначена связь со старшим поколением художников: это получило выражение в экспонировании работ М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. Выставка была критически встречена прессой: «Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намеки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех. Впрочем, смех этот проявляется весьма у редких весело настроенных посетителей, преимущественно из молодежи, но ненадолго. Как только такой весельчак войдет в Белый зал, где помещается выставка картин, смех как-то сразу обрывается, на лице выступает чувство безнадежного разочарования и скуки. Со всех сторон окружают его какие-то рваные, мятые, грязные лоскутья полотна, бумаги и картона в топорных рамках и без рам и без всякого обреза, а если с обрезом, то непременно в форме асимметрии, развешанные на фоне серого полотна. Переходит он от одной “картины” к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в картинку, в каталог — и ничего не понимает».

Члены группы в дальнейшем участвовали в выставках Московского товарищества художников (с 1905), сотрудничали в журнале «Весы», а также составили ядро группы «Голубая роза» (1907), где «декоративно-романтическое» направление получило дальнейшее развитие.

В 2004, к 100-летнему юбилею выставки «Алая роза», в Саратове был организован ряд выставок, в том числе экспозиция живописи и графики участников группы из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.

Источники:

1. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 10.
3. Становление русского и живописного символизма. К 90-летию выставки «Алая роза». Каталог. Саратов, 1998.

  • 07.03.2023 Художник недели: Николай Силис История жизни и творчества Николая Андреевича Силиса (1928–2018), скульптора, участника знаменитого творческого коллектива ЛеСС (Лемпорт — Сидур — Силис)
  • 07.03.2023 Открыт 156-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Станислава Кириллова, Игоря Кислицына, Алексея Ланцева, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Анри Матисса, Наты Новы, Бориса Чёрствого
  • 28.02.2023 Открыт 155-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Владимира Акулинина, Даниила Архипенко, Дмитрия Воронина, Ильи Комова, Александра Лозового, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Юрия Петроченкова, Александра Пучко, Леонида Ракова, Светланы Семёновой, Льва Табенкина
  • 27.02.2023 Мировой рынок русского искусства и арт-рынок России. Главные итоги 2022 года Оборот внутреннего рынка снизился незначительно; покупательская активность выросла. На торгах продолжают появляться выдающиеся работы, и спрос на них остается стабильно высоким. Несмотря на отмену международных русских торгов, русское искусство продолжает появляться на мировом рынке
  • 20.02.2023 Открыт 154-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Андрея Асерьянца, Сергея Борисова, Марии Васильевой, Анастасии Вахненко, Марины Венедиктовой, Дмитрия Врубеля, Галины Дулькиной, Александра Жатова, Наталии Жерновской, Мелика Казаряна, Александра Кацалапа, Сергея Кривцова
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх