Алая роза
1904, Саратов
Участники: А. А. Арапов, М. В. Волгин (Кузнецов), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецов, Н. Н. Нордосский, В. П. Половинкин, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, К. Л. Фельден, Н. П. Феофилактов.
Почетные участники: Е. В. Александрова, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель.
Группа молодых московских и саратовских живописцев; получила название по состоявшейся в мае — июне 1904 в колонном зале Дворянского собрания Саратова выставке, инициаторами которой были учащиеся МУЖВЗ П. В. Кузнецов и П. С. Уткин. Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление символизма в русском искусстве.
Экспонировалось 109 картин (из них 31 работа П. В. Кузнецова, 34 — П. С. Уткина), а также керамические изделия мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова. Был издан каталог, оформленный С. Ю. Судейкиным.
Название было выбрано не случайно: цветок в культуре символизма был знаком надежды, юности, любви. Известна романтическая драма «Алая роза», написанная коллекционером, меценатом и скульптором-керамистом С. И. Мамонтовым.
Выставка не отличалась целостностью и эстетическим единством произведений, что было связано с отсутствием единой программы. Вместе с тем в ней была явственно обозначена связь со старшим поколением художников: это получило выражение в экспонировании работ М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. Выставка была критически встречена прессой: «Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намеки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех. Впрочем, смех этот проявляется весьма у редких весело настроенных посетителей, преимущественно из молодежи, но ненадолго. Как только такой весельчак войдет в Белый зал, где помещается выставка картин, смех как-то сразу обрывается, на лице выступает чувство безнадежного разочарования и скуки. Со всех сторон окружают его какие-то рваные, мятые, грязные лоскутья полотна, бумаги и картона в топорных рамках и без рам и без всякого обреза, а если с обрезом, то непременно в форме асимметрии, развешанные на фоне серого полотна. Переходит он от одной “картины” к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в картинку, в каталог — и ничего не понимает».
Члены группы в дальнейшем участвовали в выставках Московского товарищества художников (с 1905), сотрудничали в журнале «Весы», а также составили ядро группы «Голубая роза» (1907), где «декоративно-романтическое» направление получило дальнейшее развитие.
В 2004, к 100-летнему юбилею выставки «Алая роза», в Саратове был организован ряд выставок, в том числе экспозиция живописи и графики участников группы из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.
Источники:
1. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 10.
3. Становление русского и живописного символизма. К 90-летию выставки «Алая роза». Каталог. Саратов, 1998.