Алая роза

1904, Саратов

Участники: А. А. Арапов, М. В. Волгин (Кузнецов), И. А. Кнабе, П. В. Кузнецов, Н. Н. Нордосский, В. П. Половинкин, Е. С. Потехина, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Д. Симпол, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, К. Л. Фельден, Н. П. Феофилактов.

Почетные участники: Е. В. Александрова, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель.

Группа молодых московских и саратовских живописцев; получила название по состоявшейся в мае — июне 1904 в колонном зале Дворянского собрания Саратова выставке, инициаторами которой были учащиеся МУЖВЗ П. В. Кузнецов и П. С. Уткин. Это была первая попытка консолидации творческих сил художников, составивших направление символизма в русском искусстве.

Экспонировалось 109 картин (из них 31 работа П. В. Кузнецова, 34 — П. С. Уткина), а также керамические изделия мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова. Был издан каталог, оформленный С. Ю. Судейкиным.

Название было выбрано не случайно: цветок в культуре символизма был знаком надежды, юности, любви. Известна романтическая драма «Алая роза», написанная коллекционером, меценатом и скульптором-керамистом С. И. Мамонтовым.

Выставка не отличалась целостностью и эстетическим единством произведений, что было связано с отсутствием единой программы. Вместе с тем в ней была явственно обозначена связь со старшим поколением художников: это получило выражение в экспонировании работ М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. Выставка была критически встречена прессой: «Среди розоватых, синих и зеленых грубых мазков виднеются какие-то намеки на человеческие фигуры, вызывающие недоумение и смех. Впрочем, смех этот проявляется весьма у редких весело настроенных посетителей, преимущественно из молодежи, но ненадолго. Как только такой весельчак войдет в Белый зал, где помещается выставка картин, смех как-то сразу обрывается, на лице выступает чувство безнадежного разочарования и скуки. Со всех сторон окружают его какие-то рваные, мятые, грязные лоскутья полотна, бумаги и картона в топорных рамках и без рам и без всякого обреза, а если с обрезом, то непременно в форме асимметрии, развешанные на фоне серого полотна. Переходит он от одной “картины” к другой, читает безграмотные надписи, заглядывает в картинку, в каталог — и ничего не понимает».

Члены группы в дальнейшем участвовали в выставках Московского товарищества художников (с 1905), сотрудничали в журнале «Весы», а также составили ядро группы «Голубая роза» (1907), где «декоративно-романтическое» направление получило дальнейшее развитие.

В 2004, к 100-летнему юбилею выставки «Алая роза», в Саратове был организован ряд выставок, в том числе экспозиция живописи и графики участников группы из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.

Источники:

1. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 10.
3. Становление русского и живописного символизма. К 90-летию выставки «Алая роза». Каталог. Саратов, 1998.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх