- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
Новое художественное общество Мюнхена
1909–1912 (формально до 1920), Мюнхен
Члены-учредители: Т.-Э. Батлер, В. Г. Бехтеев, М. В. Верёвкина, Ф. А. Гартман, О. Виттенштайн, В. В. Кандинский, А. Канольдт, М. Канольдт-Церенер, Й. Канольдт, А. Кубин, Г. Мюнтер, К.-Й. Палми, Г. Фрейтаг, Х. Шиммель, Х. Шнабель, А. Эрбслё, А. Г. Явленский.
Участники: П. Баум, Э. Босси, Ж. Брак, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. Вламинк, В. И. Денисов, А. Дерен, К. ван Донген, П.-П. Жирье, В. А. Издебский, Э. Калер, М. Г. Коган, А. Макке, Ф. Марк, А. П. Могилевский, А. Нидер, П. Пикассо, Ж. Руо, А. С. Сахаров, С. Н. Судьбинин, О. Фишер, А. ле Фоконье, Х. Халлер (Галлер), Б. Хётгер, К. Хофер, Э.-П. Шарф и другие.
Выставки: 1-я (1909, Мюнхен) — 3-я (1911, Мюнхен).
Интернациональное творческое объединение экспрессионистов; было основано в январе 1909 по инициативе В. В. Кандинского. Созданию предшествовало так называемое «Братство св. Луки» — творческий союз, члены которого собирались в мюнхенском доме М. В. Верёвкиной в районе Швабинг. В деятельности Общества помимо художников участвовали теоретики искусства, музыканты, танцоры, литераторы. 22 января 1909 подписан устав Общества. Президентом избран В. В. Кандинский, первым заместителем — А. Г. Явленский, вторым заместителем и казначеем — Й. Канольдт, секретарем — О. Виттенштайн (с 1910 — А. Эрбслё).
В устав был включен пункт, согласно которому каждый действительный член Общества «имеет право представить на выставке без предварительного одобрения жюри до двух произведений при условии, что общая площадь поверхности работы не превышает 4 кв. м».
10 мая 1909 Общество было зарегистрировано в городском реестре объединений Мюнхена.
НХОМ провело 3 выставки.
Первая состоялась 1–15 декабря 1909 в Moderne Galerie Heinrich Thannhauser в Мюнхене. Участвовало 16 художников, которые представили 128 произведений. Впоследствии выставка была показана в ряде других городов (Брюнн, Эльберфельд, Бармен (ныне оба — Вупперталь), Гамбург, Дюссельдорф, Висбаден, Шверин, Франкфурт-на-Майне). Предполагался показ выставки в Петербурге (не осуществлено).
Сам В. В. Кандинский написал для журнала «Аполлон» рецензию на 1-ю выставку: «Оставаясь объективным, я смело утверждаю, что созданная первой выставкой Общества атмосфера не похожа на обычный характер здешних выставок: поверхностного воздействия на глаз и щекотания (иногда нехорошего) нервов. Вся сила и все действие этой небольшой выставки в том и заключается, что каждый из ее участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать. Разные души — разные душевные звуки, а следовательно, и разные формы: разные гаммы красок, разные “ключи” строя, разный рисунок. И тем не менее все проникнуто общим стремлением — говорить от души к душе. Отсюда — большое, радостное единство выставки».
Состав второй выставки (1–14 сентября 1910; Moderne Galerie Heinrich Thannhauser) был наиболее представительным: наряду с основателями, в ней участвовали авангардные парижские и русские художники — П. Пикассо, Ж. Брак, А. Дерен, К. ван Донген, А. Ле Фоконье, М. Вламинк, Ж. Руо, Д. Д. Бурлюк, В. Д. Бурлюк, С. Н. Судьбинин и другие. Всего было экспонировано 115 произведений; после Мюнхена выставка была показана в Карлсруэ, Манхайме, Хагене, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре.
К 1911 в Обществе назрел конфликт между прогрессивно настроенными и более консервативными членами, которые выступали против увеличения доли абстрактных работ на выставках. В январе 1911 В. В. Кандинский сложил с себя полномочия президента НХОМ. Новым президентом избран А. Эрбслё. На общем собрании 4 февраля 1911 О. Виттенштайн избран заместителем президента, А. Канольдт — первым секретарем, Й. Канольдт — вторым секретарем и казначеем. Председателем выставочного жюри стал А. Эрбслё.
При подготовке 3-й выставке разногласия между членами НХОМ переросли в скандал. 2 декабря 1911 выставочное жюри отклонило картину В. В. Кандинского «Страшный суд / Композиция В»; формальным поводом для отклонения стало несоответствие произведения положению об ограничении размеров работ площадью в 4 кв. м, в то время как композиция В. В. Кандинского составляла более 5 кв. м (1,9 х 2,75). В. В. Кандинский был обвинен в провокации, так как на тот момент вместе с Ф. Марком уже обсуждал планы организации независимого альманаха «Синий всадник». В знак протеста художник вместе с Ф. Марком, Г. Мюнтер, А. Кубиным, Ф. А. Гартманом и А. Ле Фоконье вышел из Общества.
В третьей выставке НХОМ (18 декабря 1911 — 1 января 1912; Moderne Galerie Heinrich Thannhauser) участвовало лишь 8 мастеров, которые представили 58 живописных работ. Выставка также была показана в Цюрихе, Кёльне, Эльберфельде, Манхайме, Хайдельберге, Франкфурте-на-Майне, Йене, Бреславе.
В преддверии 4-й выставки, которая планировалась на конец 1912, историк искусства О. Фишер опубликовал монографию «Новая картина» (Das Neue Bild), в которую вошли репродукции работ членов НХОМ. Однако текст и комментарии, в которых критике подвергся покинувший общество В. В. Кандинский, вызвали недовольство ряда художников, в частности А. Г. Явленского, М. В. Верёвкиной, А. П. Могилевского и В. Г. Бехтеева. 4-я выставка не состоялась.
В конце 1912 А. Г. Явленский и М. В. Верёвкина покинули Общество, после чего деятельность НХОМ прекратилась. Формально НХОМ существовало до 1920 года, когда было исключено из реестра Мюнхенских объединений.
Члены НХОМ составили ядро нового объединения «Синий всадник».
Источники:
1. Кандинский В. В. Письмо из Мюнхена // Аполлон, 1909, № 4. С. 28.
2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 216.
3. Buchheim L.-G. Der Blaue Reiter und die „Neue Künstlervereinigung München“. Feldafing, 1959.
4. Friedel H, Hoberg A. Der Blaue Reiter und das Neue Bild. Von der «Neuen Künstlervereinigung München» zum «Blauen Reiter». Ausstellungs-Katalog. Städtische Galerie im Lenbachhaus, München. München, 1999.
5. Friedel H., Hoberg A. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München. München, 2000.
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 20.01.2021 Рынок художника: жизнь после смерти Принято считать, что рынок известного художника резко активизируется после ухода автора. Так ли это? Artprice предложил свой взгляд на этот вопрос
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 12.01.2021 Комикс о Бэтмене идёт на рекорд За экземпляр комикса 1940 года «Бэтмен № 1» уже предложили заочно $1,53 млн — больше, чем за комикс про Тёмного рыцаря в ноябре 2020. Финальная цена «Бэтмена № 1» станет известна на торгах 14 января
- 25.12.2020 Итоги AI аукциона № 361 Суммарная выручка превысила 8 млн рублей
- 24.12.2020 Работы из коллекции Deutsche Bank принесли около €4 млн немецкому аукциону Мюнхенский дом Ketterer Kunst добился годового оборота в €60 млн; свой вклад в этот высокий результат внесла продажа работ из корпоративного собрания Deutsche Bank
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 11.01.2021 Художник недели: Иосиф Крачковский История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Иосифа Евстафьевича Крачковского, «удивительно тонкого поэта Крыма и Кавказа»
- 11.01.2021 Персона недели: Алексей Беляев-Гинтовт Алексей Беляев-Гинтовт — художник-визионер, осмысляющий будущее путем обращения к традиции
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки