Новое художественное общество Мюнхена

1909–1912 (формально до 1920), Мюнхен

Члены-учредители: Т.-Э. Батлер, В. Г. Бехтеев, М. В. Верёвкина, Ф. А. Гартман, О. Виттенштайн, В. В. Кандинский, А. Канольдт, М. Канольдт-Церенер, Й. Канольдт, А. Кубин, Г. Мюнтер, К.-Й. Палми, Г. Фрейтаг, Х. Шиммель, Х. Шнабель, А. Эрбслё, А. Г. Явленский.

Участники: П. Баум, Э. Босси, Ж. Брак, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. Вламинк, В. И. Денисов, А. Дерен, К. ван Донген, П.-П. Жирье, В. А. Издебский, Э. Калер, М. Г. Коган, А. Макке, Ф. Марк, А. П. Могилевский, А. Нидер, П. Пикассо, Ж. Руо, А. С. Сахаров, С. Н. Судьбинин, О. Фишер, А. ле Фоконье, Х. Халлер (Галлер), Б. Хётгер, К. Хофер, Э.-П. Шарф и другие.

Выставки: 1-я (1909, Мюнхен) — 3-я (1911, Мюнхен).

Интернациональное творческое объединение экспрессионистов; было основано в январе 1909 по инициативе В. В. Кандинского. Созданию предшествовало так называемое «Братство св. Луки» — творческий союз, члены которого собирались в мюнхенском доме М. В. Верёвкиной в районе Швабинг. В деятельности Общества помимо художников участвовали теоретики искусства, музыканты, танцоры, литераторы. 22 января 1909 подписан устав Общества. Президентом избран В. В. Кандинский, первым заместителем — А. Г. Явленский, вторым заместителем и казначеем — Й. Канольдт, секретарем — О. Виттенштайн (с 1910 — А. Эрбслё).

В устав был включен пункт, согласно которому каждый действительный член Общества «имеет право представить на выставке без предварительного одобрения жюри до двух произведений при условии, что общая площадь поверхности работы не превышает 4 кв. м».

10 мая 1909 Общество было зарегистрировано в городском реестре объединений Мюнхена.

НХОМ провело 3 выставки.

Первая состоялась 1–15 декабря 1909 в Moderne Galerie Heinrich Thannhauser в Мюнхене. Участвовало 16 художников, которые представили 128 произведений. Впоследствии выставка была показана в ряде других городов (Брюнн, Эльберфельд, Бармен (ныне оба — Вупперталь), Гамбург, Дюссельдорф, Висбаден, Шверин, Франкфурт-на-Майне). Предполагался показ выставки в Петербурге (не осуществлено).

Сам В. В. Кандинский написал для журнала «Аполлон» рецензию на 1-ю выставку: «Оставаясь объективным, я смело утверждаю, что созданная первой выставкой Общества атмосфера не похожа на обычный характер здешних выставок: поверхностного воздействия на глаз и щекотания (иногда нехорошего) нервов. Вся сила и все действие этой небольшой выставки в том и заключается, что каждый из ее участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать. Разные души — разные душевные звуки, а следовательно, и разные формы: разные гаммы красок, разные “ключи” строя, разный рисунок. И тем не менее все проникнуто общим стремлением — говорить от души к душе. Отсюда — большое, радостное единство выставки».

Состав второй выставки (1–14 сентября 1910; Moderne Galerie Heinrich Thannhauser) был наиболее представительным: наряду с основателями, в ней участвовали авангардные парижские и русские художники — П. Пикассо, Ж. Брак, А. Дерен, К. ван Донген, А. Ле Фоконье, М. Вламинк, Ж. Руо, Д. Д. Бурлюк, В. Д. Бурлюк, С. Н. Судьбинин и другие. Всего было экспонировано 115 произведений; после Мюнхена выставка была показана в Карлсруэ, Манхайме, Хагене, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре.

К 1911 в Обществе назрел конфликт между прогрессивно настроенными и более консервативными членами, которые выступали против увеличения доли абстрактных работ на выставках. В январе 1911 В. В. Кандинский сложил с себя полномочия президента НХОМ. Новым президентом избран А. Эрбслё. На общем собрании 4 февраля 1911 О. Виттенштайн избран заместителем президента, А. Канольдт — первым секретарем, Й. Канольдт — вторым секретарем и казначеем. Председателем выставочного жюри стал А. Эрбслё.

При подготовке 3-й выставке разногласия между членами НХОМ переросли в скандал. 2 декабря 1911 выставочное жюри отклонило картину В. В. Кандинского «Страшный суд / Композиция В»; формальным поводом для отклонения стало несоответствие произведения положению об ограничении размеров работ площадью в 4 кв. м, в то время как композиция В. В. Кандинского составляла более 5 кв. м (1,9 х 2,75). В. В. Кандинский был обвинен в провокации, так как на тот момент вместе с Ф. Марком уже обсуждал планы организации независимого альманаха «Синий всадник». В знак протеста художник вместе с Ф. Марком, Г. Мюнтер, А. Кубиным, Ф. А. Гартманом и А. Ле Фоконье вышел из Общества.

В третьей выставке НХОМ (18 декабря 1911 — 1 января 1912; Moderne Galerie Heinrich Thannhauser) участвовало лишь 8 мастеров, которые представили 58 живописных работ. Выставка также была показана в Цюрихе, Кёльне, Эльберфельде, Манхайме, Хайдельберге, Франкфурте-на-Майне, Йене, Бреславе.

В преддверии 4-й выставки, которая планировалась на конец 1912, историк искусства О. Фишер опубликовал монографию «Новая картина» (Das Neue Bild), в которую вошли репродукции работ членов НХОМ. Однако текст и комментарии, в которых критике подвергся покинувший общество В. В. Кандинский, вызвали недовольство ряда художников, в частности А. Г. Явленского, М. В. Верёвкиной, А. П. Могилевского и В. Г. Бехтеева. 4-я выставка не состоялась.

В конце 1912 А. Г. Явленский и М. В. Верёвкина покинули Общество, после чего деятельность НХОМ прекратилась. Формально НХОМ существовало до 1920 года, когда было исключено из реестра Мюнхенских объединений.

Члены НХОМ составили ядро нового объединения «Синий всадник».

Источники:

1. Кандинский В. В. Письмо из Мюнхена // Аполлон, 1909, № 4. С. 28.
2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 216.
3. Buchheim L.-G. Der Blaue Reiter und die „Neue Künstlervereinigung München“. Feldafing, 1959.
4. Friedel H, Hoberg A. Der Blaue Reiter und das Neue Bild. Von der «Neuen Künstlervereinigung München» zum «Blauen Reiter». Ausstellungs-Katalog. Städtische Galerie im Lenbachhaus, München. München, 1999.
5. Friedel H., Hoberg A. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München. München, 2000.

ПУНИ Иван Альбертович (1894–1956) Кувшин с осенними листьями на стуле. 1920–30-е
Текущая ставка
1 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ЦЕЛКОВ Олег Николаевич (1934) Ваза (малая). 2010
Текущая ставка
7 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Композиция с двумя портретами. 1962
Текущая ставка
21 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх