- Забавно
- «Коллекцiонеръ Клуб» представляет выставку «До встречи в Париже»
- Российский миллиардер пострадал от антиквара-мошенника
- Мини-коллекция автопортретов художников ленинградского андеграунда
- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок
- Юлия Марчевская "Лыжница" рисунок
- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург
Голубая роза
1907–1910, Москва
Участники: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. Д. Милиоти, Н. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, А. В. Фонвизин.
Содружество молодых московских художников; получило название по выставке, состоявшейся 18 марта — 29 апреля 1907 в доме фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. Ее авторский состав и содержание в значительной степени были подготовлены выставкой «Алая роза» в Саратове (1904). Выставка «Голубой розы» была устроена по инициативе и на средства издателя журнала «Золотое руно», мецената, коллекционера и художника-любителя Н. П. Рябушинского. Название группы, предположительно, принадлежит поэту В. Я. Брюсову; распространенный в русском символизме образ голубой розы олицетворял тоску по неведомому, недостижимому, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса, а также ассоциировался «голубой (синей) птицей» М. Метерлинка. Вместе с тем в названии подчеркивалась преемственность с «Алой розой».
На выставке экспонировалось 58 работ, среди которых картины: «К весне» Н. П. Крымова, «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова, «Портрет Л. Н. Гауш», «Пастораль» Н. Д. Милиоти, «Маскарад» Н. Н. Сапунова, «У гранатового дерева» (из цикла «Сказки и сны») М. С. Сарьяна, скульптуры: «Сон», «Группа детей» А. Т. Матвеева. Был издан каталог, оформленный Н. Н. Сапуновым. Предполагавшееся первоначально участие в выставке В. И. Денисова не состоялось.
Характерная особенность экспозиции — изящное убранство залов, обставленных «стильной» мебелью, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, украшенных живыми цветами. Все призвано было погрузить зрителя в иллюзию сна и сказки. По воспоминаниям современников, открытие было устроено «с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувственно играл, красота мягких нежных красок в картинах, наряднейшая, красивая толпа… все так сгармонировано, чарующе, так цельно, красиво и радостно». Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Сопровождала выставку поэтическая и музыкальная программа, по субботам организовывались чтения, на которых выступали Андрей Белый, В. Я. Брюсов, А. М. Ремизов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, играл К. Н. Игумнов.
Выставка вызвала диаметрально противоположные отзывы в прессе, стала причиной острой полемики между И. Э. Грабарем (журнал «Весы») и В. Д. Милиоти («Золотое руно»). С. К. Маковский в журнале «Золотое руно» писал: «Голубая роза» — красивая выставка-часовня. Для очень немногих…. Светло. Тихо. И картины — как молитвы… Когда войдешь в эту маленькую часовню, декорированную с умением старого вкуса, сразу чувствуешь, что “голубая роза” не только цветок теплицы, но весенний цветок мистической любви. Так далеко — и от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева».
Выставка не сопровождалась каким-либо манифестом, но продемонстрировала внутреннее единство группы. Многие художники «Голубой розы» почти одновременно участвовали в выставках «Венок — Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Санкт-Петербург), «Золотое руно» (1908, 1909, Москва), 4-й и 5-й выставках Союза русских художников (1906/1907, 1907/1908, Москва, Санкт-Петербург).
Программа «Голубой розы» была связана с идеями символизма и отчасти живописными установками фовизма; общим для голуборозовцев явился наметившийся переход от импрессионизма к постимпрессионизму, тяга к декоративности, символике, стилизаторству, иногда к примитивизации образов в духе лубка или детского творчества. В целом эстетическая направленность была близка принципам французской группы «Наби». Мастера «Голубой розы» оказали значительное влияние на формирование неопримитивизма в русской живописи; их идеи получили развитие в творчестве Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича.
В 1925 в Москве (ГТГ) состоялась ретроспективная выставка «Мастера Голубой розы», которая значительно отличалась от 1-й выставки как по составу и количеству участников (не были представлены: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, В. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов; участвовал Г. Б. Якулов), так и по экспонировавшимся произведениям.
В советские годы деятельность «Голубой розы» была предана забвению как «буржуазное и чуждое явление». Лишь в последние два десятилетия она стала предметом пристального внимания ученых. Выставки, посвященные этому творческому содружеству, были проведены в 1999–2000 в ГМИИ им. А. С. Пушкина («Голубая роза. Живопись, графика и скульптура из частных собраний Москвы и Петербурга»), в 2005–2006 — в Музее Иксель в Брюсселе и Государственной Третьяковской галерее («Русский символизм. Голубая роза»); на выставке 2005–2006 был показан ряд произведений с 1-й выставки «Голубой розы».
Источники:
1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 131–132.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 152.
3. Дудаков В. А. Мастера «Голубой розы» // Наше наследие, 1989, № 3. С. 136–143.
4. Маковский С. К. Силуэты русских художников. М., 1999. С. 241–222.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 54–56.



- 26.01.2021 Выставка искусства вместо пустующих витрин На Лонг-Айленде собственникам зданий, в которых есть закрывшиеся магазины, предложили демонстрировать в витринах работы местных художников. В случае отказа владельцев ждёт штраф
- 26.01.2021 Решается судьба коллекции главы Samsung Работы Ротко, Бэкона и Джакометти из коллекции недавно скончавшегося председателя концерна Samsung Ли Гон Хи, вероятно, будут проданы наследниками для выплаты многомиллиардных налогов на наследство
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 25.01.2021 Коллекция карточек с покемонами продана за $408 тысяч Мировой аукционный рекорд для карточной игры «Покемон» был установлен на торгах Heritage Auctions в Далласе
- 25.01.2021 Загадки портрета Боттичелли за $80 млн Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 19.01.2021 Художник недели: Александр Родченко История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
- 18.01.2021 Открыты 49-е торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Каталог составили работы Дмитрия Беловолова, Марины Колдобской, Владимира Коркодыма, Олега Кулика, Анны Лавровой, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Бориса Смотрова и Максима Татаринцева
- 18.01.2021 Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Забавно
- «Коллекцiонеръ Клуб» представляет выставку «До встречи в Париже»
- Российский миллиардер пострадал от антиквара-мошенника
- Мини-коллекция автопортретов художников ленинградского андеграунда
- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок
- Юлия Марчевская "Лыжница" рисунок
- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург