- Поль Мак: графика
- Коллекционеры классического искусства
- А.И.Мещерский предположительно
- Коллекционеры современного искусства
- Котлов Борис Васильевич - да или нет?
- Графика советского периода
- Тарелка Жако атрибуция
- В.Гусевский, "Полнолуние над Парижем", 1996 год
- Прошу помощи в определении автора
- Нас покидают...
Голубая роза
1907–1910, Москва
Участники: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. Д. Милиоти, Н. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, А. В. Фонвизин.
Содружество молодых московских художников; получило название по выставке, состоявшейся 18 марта — 29 апреля 1907 в доме фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. Ее авторский состав и содержание в значительной степени были подготовлены выставкой «Алая роза» в Саратове (1904). Выставка «Голубой розы» была устроена по инициативе и на средства издателя журнала «Золотое руно», мецената, коллекционера и художника-любителя Н. П. Рябушинского. Название группы, предположительно, принадлежит поэту В. Я. Брюсову; распространенный в русском символизме образ голубой розы олицетворял тоску по неведомому, недостижимому, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса, а также ассоциировался «голубой (синей) птицей» М. Метерлинка. Вместе с тем в названии подчеркивалась преемственность с «Алой розой».
На выставке экспонировалось 58 работ, среди которых картины: «К весне» Н. П. Крымова, «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова, «Портрет Л. Н. Гауш», «Пастораль» Н. Д. Милиоти, «Маскарад» Н. Н. Сапунова, «У гранатового дерева» (из цикла «Сказки и сны») М. С. Сарьяна, скульптуры: «Сон», «Группа детей» А. Т. Матвеева. Был издан каталог, оформленный Н. Н. Сапуновым. Предполагавшееся первоначально участие в выставке В. И. Денисова не состоялось.
Характерная особенность экспозиции — изящное убранство залов, обставленных «стильной» мебелью, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, украшенных живыми цветами. Все призвано было погрузить зрителя в иллюзию сна и сказки. По воспоминаниям современников, открытие было устроено «с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувственно играл, красота мягких нежных красок в картинах, наряднейшая, красивая толпа… все так сгармонировано, чарующе, так цельно, красиво и радостно». Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Сопровождала выставку поэтическая и музыкальная программа, по субботам организовывались чтения, на которых выступали Андрей Белый, В. Я. Брюсов, А. М. Ремизов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, играл К. Н. Игумнов.
Выставка вызвала диаметрально противоположные отзывы в прессе, стала причиной острой полемики между И. Э. Грабарем (журнал «Весы») и В. Д. Милиоти («Золотое руно»). С. К. Маковский в журнале «Золотое руно» писал: «Голубая роза» — красивая выставка-часовня. Для очень немногих…. Светло. Тихо. И картины — как молитвы… Когда войдешь в эту маленькую часовню, декорированную с умением старого вкуса, сразу чувствуешь, что “голубая роза” не только цветок теплицы, но весенний цветок мистической любви. Так далеко — и от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева».
Выставка не сопровождалась каким-либо манифестом, но продемонстрировала внутреннее единство группы. Многие художники «Голубой розы» почти одновременно участвовали в выставках «Венок — Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Санкт-Петербург), «Золотое руно» (1908, 1909, Москва), 4-й и 5-й выставках Союза русских художников (1906/1907, 1907/1908, Москва, Санкт-Петербург).
Программа «Голубой розы» была связана с идеями символизма и отчасти живописными установками фовизма; общим для голуборозовцев явился наметившийся переход от импрессионизма к постимпрессионизму, тяга к декоративности, символике, стилизаторству, иногда к примитивизации образов в духе лубка или детского творчества. В целом эстетическая направленность была близка принципам французской группы «Наби». Мастера «Голубой розы» оказали значительное влияние на формирование неопримитивизма в русской живописи; их идеи получили развитие в творчестве Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича.
В 1925 в Москве (ГТГ) состоялась ретроспективная выставка «Мастера Голубой розы», которая значительно отличалась от 1-й выставки как по составу и количеству участников (не были представлены: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, В. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов; участвовал Г. Б. Якулов), так и по экспонировавшимся произведениям.
В советские годы деятельность «Голубой розы» была предана забвению как «буржуазное и чуждое явление». Лишь в последние два десятилетия она стала предметом пристального внимания ученых. Выставки, посвященные этому творческому содружеству, были проведены в 1999–2000 в ГМИИ им. А. С. Пушкина («Голубая роза. Живопись, графика и скульптура из частных собраний Москвы и Петербурга»), в 2005–2006 — в Музее Иксель в Брюсселе и Государственной Третьяковской галерее («Русский символизм. Голубая роза»); на выставке 2005–2006 был показан ряд произведений с 1-й выставки «Голубой розы».
Источники:
1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 131–132.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 152.
3. Дудаков В. А. Мастера «Голубой розы» // Наше наследие, 1989, № 3. С. 136–143.
4. Маковский С. К. Силуэты русских художников. М., 1999. С. 241–222.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 54–56.
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 25.01.2023 Система распознавания лиц помогла идентифицировать картину Рафаэля Ее сравнение с «Сикстинской Мадонной» проводилось с использованием искусственного интеллекта
- 25.01.2023 Artprice публикует предварительные итоги 2022 года Полный отчет о состоянии арт-рынка будет выпущен в марте
- 24.01.2023 Наследники коллекционера подали иск против Музея Гуггенхайма Они требуют вернуть шедевр Пикассо или заплатить им $100–200 млн
- 23.01.2023 На арт-рынке появится первая в мире биржа акций искусства Общая стоимость работ, которые планируют выставить на продажу, составляет €1 млрд
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 26.01.2023 Торги искусством старых мастеров принесли Christie’s $62,7 млн Установлен новый рекорд на произведения Франсиско Гойи
- 23.01.2023 Найденный на американской ферме эскиз оказался ранней работой Ван Дейка Теперь работу выставляют на торги с эстимейтом в $2–3 млн
- 20.01.2023 Christie’s экспериментирует с рынком старых мастеров, проводя торги без резервных цен В таком формате аукционный дом распродает коллекцию Жаки Эли Сафра
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 21.11.2022 Открыт 143-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Владимира Акулинина, Яна Антонышева, Рубена Апресяна, Нисо Атахановой, Сергея Бордачёва, Сергея Борисова, Эдуарда Гороховского, Марины Колдобской, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Paata (Пааты Мерабишвили), Николая Рудавина
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
- 24.01.2023 В Третьяковской галерее проходит ретроспектива Ивана Шадра Проект приурочен к 135-летию со дня рождения советского скульптора
- 19.01.2023 Американская ретроспектива Модильяни проливает свет на его творческую биографию При изучении работ исследователи активно применяют современные технологии
- 17.01.2023 Музей «Новый Иерусалим» готовит выставку русского и туркестанского авангарда В экспозицию войдут работы из коллекции музея Игоря Савицкого в Нукусе
- 13.01.2023 В Музее русского импрессионизма готовят выставку «Отличники» Проект посвящен европейским путешествиям выпускников Императорской Академии художеств
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Поль Мак: графика
- Коллекционеры классического искусства
- А.И.Мещерский предположительно
- Коллекционеры современного искусства
- Котлов Борис Васильевич - да или нет?
- Графика советского периода
- Тарелка Жако атрибуция
- В.Гусевский, "Полнолуние над Парижем", 1996 год
- Прошу помощи в определении автора
- Нас покидают...