Голубая роза

1907–1910, Москва

Участники: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. Д. Милиоти, Н. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, А. В. Фонвизин.

Содружество молодых московских художников; получило название по выставке, состоявшейся 18 марта — 29 апреля 1907 в доме фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. Ее авторский состав и содержание в значительной степени были подготовлены выставкой «Алая роза» в Саратове (1904). Выставка «Голубой розы» была устроена по инициативе и на средства издателя журнала «Золотое руно», мецената, коллекционера и художника-любителя Н. П. Рябушинского. Название группы, предположительно, принадлежит поэту В. Я. Брюсову; распространенный в русском символизме образ голубой розы олицетворял тоску по неведомому, недостижимому, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса, а также ассоциировался «голубой (синей) птицей» М. Метерлинка. Вместе с тем в названии подчеркивалась преемственность с «Алой розой».

На выставке экспонировалось 58 работ, среди которых картины: «К весне» Н. П. Крымова, «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова, «Портрет Л. Н. Гауш», «Пастораль» Н. Д. Милиоти, «Маскарад» Н. Н. Сапунова, «У гранатового дерева» (из цикла «Сказки и сны») М. С. Сарьяна, скульптуры: «Сон», «Группа детей» А. Т. Матвеева. Был издан каталог, оформленный Н. Н. Сапуновым. Предполагавшееся первоначально участие в выставке В. И. Денисова не состоялось.

Характерная особенность экспозиции — изящное убранство залов, обставленных «стильной» мебелью, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, украшенных живыми цветами. Все призвано было погрузить зрителя в иллюзию сна и сказки. По воспоминаниям современников, открытие было устроено «с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувственно играл, красота мягких нежных красок в картинах, наряднейшая, красивая толпа… все так сгармонировано, чарующе, так цельно, красиво и радостно». Выставку посетило более пяти тысяч человек.

Сопровождала выставку поэтическая и музыкальная программа, по субботам организовывались чтения, на которых выступали Андрей Белый, В. Я. Брюсов, А. М. Ремизов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, А. А. Спендиарова, играл К. Н. Игумнов.

Выставка вызвала диаметрально противоположные отзывы в прессе, стала причиной острой полемики между И. Э. Грабарем (журнал «Весы») и В. Д. Милиоти («Золотое руно»). С. К. Маковский в журнале «Золотое руно» писал: «Голубая роза» — красивая выставка-часовня. Для очень немногих…. Светло. Тихо. И картины — как молитвы… Когда войдешь в эту маленькую часовню, декорированную с умением старого вкуса, сразу чувствуешь, что “голубая роза” не только цветок теплицы, но весенний цветок мистической любви. Так далеко — и от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева».

Выставка не сопровождалась каким-либо манифестом, но продемонстрировала внутреннее единство группы. Многие художники «Голубой розы» почти одновременно участвовали в выставках «Венок — Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Санкт-Петербург), «Золотое руно» (1908, 1909, Москва), 4-й и 5-й выставках Союза русских художников (1906/1907, 1907/1908, Москва, Санкт-Петербург).

Программа «Голубой розы» была связана с идеями символизма и отчасти живописными установками фовизма; общим для голуборозовцев явился наметившийся переход от импрессионизма к постимпрессионизму, тяга к декоративности, символике, стилизаторству, иногда к примитивизации образов в духе лубка или детского творчества. В целом эстетическая направленность была близка принципам французской группы «Наби». Мастера «Голубой розы» оказали значительное влияние на формирование неопримитивизма в русской живописи; их идеи получили развитие в творчестве Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича.

В 1925 в Москве (ГТГ) состоялась ретроспективная выставка «Мастера Голубой розы», которая значительно отличалась от 1-й выставки как по составу и количеству участников (не были представлены: А. А. Арапов, П. П. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, В. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов; участвовал Г. Б. Якулов), так и по экспонировавшимся произведениям.

В советские годы деятельность «Голубой розы» была предана забвению как «буржуазное и чуждое явление». Лишь в последние два десятилетия она стала предметом пристального внимания ученых. Выставки, посвященные этому творческому содружеству, были проведены в 1999–2000 в ГМИИ им. А. С. Пушкина («Голубая роза. Живопись, графика и скульптура из частных собраний Москвы и Петербурга»), в 2005–2006 — в Музее Иксель в Брюсселе и Государственной Третьяковской галерее («Русский символизм. Голубая роза»); на выставке 2005–2006 был показан ряд произведений с 1-й выставки «Голубой розы».

Источники:

1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 131–132.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 152.
3. Дудаков В. А. Мастера «Голубой розы» // Наше наследие, 1989, № 3. С. 136–143.
4. Маковский С. К. Силуэты русских художников. М., 1999. С. 241–222.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 54–56.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх