1882–1973
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: фон Визен, Артур Вильгельм, Вольдемарович
ВСЕ РАБОТЫ 121
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
1882. Родился 30 декабря (по старому стилю) в Риге в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ ученого лесовода Вольдемара Карловича фон Визена. При крещении в лютеранской церкви был наречен Артуром Вильгельмом. В семье кроме него — старший брат и сестра. Вскоре после рождения младшего сына семья переезжает в Петербург.
1889–1899. Отец получает назначение в Тульскую губернию. Семья переезжает по месту службы отца в Тулу, где младшего сына определяют в прогимназию. С семилетнего возраста начинает заниматься рисованием. Отца переводят по службе во Владимирскую, а затем в Костромскую губернию. Зимой живут в городе, где дети учатся в гимназии; лето проводят в деревнях.
1900. Оставляет учебу в 5-м классе костромской мужской гимназии. Приезжает к родителям в деревню Петровское на реке Вохме, где готовится к поступлению в художественное училище.
После сдачи экзаменов зачислен в 3-й общеобразовательный (художественный) класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учится у А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, К. Н. Горского.
Знакомство и начало дружбы с Михаилом Ларионовым, также студентом училища, будущим лидером русского авангарда. Сближается с кружком Павла Кузнецова — будущими «голуборозовцами».
1901. Во время учебы посещает музеи, театры, выставки, цирк. Предоставляет две работы на Рождественскую акварельную выставку, организованную Московским обществом любителей художеств в залах Исторического музея. Получает одобрительный отзыв художника В. Поленова.
1902. Лето проводит у родителей в уездном городе Мологе Ярославской губернии. Читает произведения Ф. Достоевского, Э. По, Э. Т. А. Гофмана. Работает над пейзажами и сюжетными композициями. Пишет портреты отца и матери.
Переходит в головной (живописный) класс. Учится у К. А. Коровина и В. А. Серова.
1903. Знакомится с живописью западноевропейских художников в частном собрании С. И. Щукина. Увлекается живописью Сезанна и Гогена.
1904. Вместе с Ларионовым устраивает в классной аудитории самовольный показ работ. Во время обсуждения происходит инцидент со студентом Сергеем Судейкиным. Постановлением Совета преподавателей исключен из учебного заведения «за то, что позволили себе в Училище ударить по лицу товарища». Уезжает к родителям в уездный город Кологрив Костромской губернии.
Работы А. фон Визена экспонируются на 27-й ученической выставке в залах Училища живописи, ваяния и зодчества.
1905. Получает от Ларионова каталог 27-й ученической выставки со своим рисунком на обложке. Возвращается в Москву, где вместе с Ларионовым снимает комнату на Пятницкой, в районе Замоскворечья. Три рисунка фон Визена приобретает московский коллекционер И. И. Трояновский.
Лето проводит в Тирасполе у родителей Ларионова. Работает над пейзажами с натуры. После ссоры с Ларионовым уезжает к брату в город Александрополь Эриваньской губернии. Путешествует по Кавказу. Совершает поездку в Харьков.
1906. Уезжает в Мюнхен, где обосновалась колония русских художников, обучающихся в свободных академиях и школах: И. Грабарь, К. Петров-Водкин, Д. Бурлюк, В. Кандинский, А. Явленский, М. Верёвкина и другие.
Поступает в студию Эрнста Гертнера, позже учится у Морица Геймана. Снимает комнату под мастерскую. Живет замкнуто. Проводит время в Пинакотеке, где копирует произведения старых мастеров. Переживает увлечение живописью Веласкеса. Знакомится с акварелями и рисунками французского художника Константена Гиса. Работает с натуры. Пишет городские пейзажи. Знакомится с приехавшим в Мюнхен художником Константином Зефировым.
1907. Ненадолго приезжает в Москву. Принимает участие в выставке картин художников-символистов «Голубая роза».
Возвращается в Мюнхен.
По договоренности с Ларионовым высылает написанные в Мюнхене произведения в Москву. Живет на средства, полученные от продажи Ларионовым работ.
В Москве открывается выставка «Стефанос» (в переводе с греч. «Венок»). Ларионов включает в состав экспозиции произведения А. фон Визена.
1908. В Петербурге открывается выставка кружка молодых художников, объединенных критиком С. Маковским в общество «Венок». Среди участников-москвичей — «голуборозовцы», в ряду которых А. фон Визен.
Присылает работы на выставку картин русских и французских художников «Салон “Золотого руна”», организованную в Москве.
Произведения А. фон Визена экспонируются на выставке «Звено», организованной в Киеве.
1909. Ларионов включает произведения А. фон Визена в экспозицию второй выставки картин «Золотое руно».
Произведения А. фон Визена экспонируются выставке «Венок — Стефанос», открывшейся в Петербурге.
В составе группы Ларионова принимает участие в «Интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюры и рисунка», организованной скульптором В. Издебским в Одессе.
Произведения А. фон Визена экспонируются на последней, третьей выставке картин «Золотое руно».
1910. Возвращается в Россию. Живет попеременно в Мологе у родителей и в Москве. Приезжая в Москву, останавливается у Ларионова.
Участвует в выставке «Бубновый валет» в Москве. Специально для выставки А. фон Визен привозит в Москву написанные в Мологе произведения, которые решительно отвергаются Ларионовым. На выставке экспонируются 8 более ранних работ. После закрытия выставки происходит охлаждение взаимоотношений между Ларионовым и фон Визеном.
1911. Принимает участие в 1-й выставке общества художников «Московский салон».
По инициативе Ларионова произведения А. фон Визена экспонируются на 2-й выставке картин общества художников «Союз молодежи» в Петербурге. Получает заказ на оформление столовой в доме своего товарища по училищу — художника Всеволода Шервуда. В доме Шервуда встречает Константина Зефирова. Начало дружбы и творческого союза двух художников.
Вместе с Зефировым уезжает в Мологу.
1912. В Мологе снимают мастерскую, приобретают гипсовые фигуры, слепки, череп и скелет. Работают над рисунком и композицией. Весной переезжают на дачу. Пишут пейзажи и портреты.
Ларионов включает 15 произведений А. фон Визена в экспозицию авангардной выставки «Ослиный хвост». Дистанцируется от Ларионова, не желая принимать участие в последующих выставках художников-авангардистов.
1913. Вместе с Зефировым едет в Петербург с намерением поступить в Академию художеств, но вскоре отказывается от своих планов.
Принимает участие в выставке «Мир искусства» (Петербург, Москва).
1914. Начало Первой мировой войны. Живет в Мологе у родителей. По состоянию здоровья не подлежит мобилизации в действующую армию. В связи с ростом антигерманских настроений среди местного населения вынужден уехать в Москву, откуда вместе с Зефировым отправляется под Самару, на родину Зефирова. Зиму проводят в летнем домике в деревне Зубчаниновке, где работают по семь часов в день над пейзажами и натюрмортами.
1915. Возвращается в Москву. Пишет в основном автопортреты. Служит чертежником на Снаряжательном заводе промышленника Н. А. Второва в Хамовниках. Ларионов принимает предложение С. Дягилева работать в его антрепризе и уезжает в Париж.
1916. Переезжает на станцию Затишье (современный город Электросталь) под Богородском, где были построены новые корпуса Снаряжательного завода Н. А. Второва. Оставляет занятия живописью за отсутствием свободного времени.
1917. После Февральской революции проходит повторную воинскую комиссию, получает «чистый» билет и увольняется с завода.
Во время событий Октябрьского вооруженного восстания находится в Москве.
Вместе с Константином Зефировым уезжает к его семье в деревню Карандеевку Инжавинского уезда Тамбовской губернии.
1918. Женится на крестьянской девушке Елене Николаевне Богомоловой, родной сестре жены Зефирова. Вместе с Зефировым организует культурно-просветительский кружок для карандеевских детей.
Присоединяется к тамбовскому Товариществу художников, вместе с которыми пишет лозунги, транспаранты, портреты вождей революции. Принимает участие в учредительной конференции тамбовского отделения Пролеткульта, занимавшегося вопросами науки и искусства в первые годы Советской власти (1917–1922). Вместе с другими художниками оформляет город к празднованию первой годовщины революции. Подписывает свои работы фамилией Фонвизин.
1919. Возглавляет в Тамбове студию изобразительного искусства Пролеткульта, в которой занимаются от 40 до 60человек учащейся и рабочей молодежи. Преподает живопись и рисунок. Во время захвата города белогвардейскими частями генерала Мамонтова спасает фонды тамбовского Товарищества художников и художественные произведения от уничтожения.
1920. Принимает активное участие в разных формах агитационно-массовой работы, включая росписи вагонов-передвижек, оформление выпусков «живой» газеты «Красная деревня», изготовление походных декораций для выездных спектаклей Первого пролетарского театра-студии.
Пишет большую многофигурную композицию на тему торжества Октябрьской революции (не сохранилась). Вместе с группой художников приступает к работе над тематическим произведением «Расправа над крестьянами деревни Серединовка» Работает над композицией центральной части картины и ряда жанровых сцен, размещенных им как клейма на православных иконах (не сохранилась).
1921. Приезжает в Москву. Принимает участие в организации будущего союза художников и поэтов «Искусство — жизнь» («Маковец»).
1922. Принимает участие в 1-й выставке картин Союза художников и поэтов «Искусство — жизнь». Экспонирует 25 произведений
1923. Преподает в Нижегородском художественном техникуме (1923–1925). Живописью почти не занимается. Пишет на заказ картину «Ленин на трибуне».
1924. Ненадолго приезжает в Москву. Живет в сторожке Румянцевского музея. Испытывает голод и нужду. Выполняет эскиз обложки журнала «Маковец».
1925. Принимает участие в выставке «Рисунки группы художников “Маковцы”».
Возвращается в Тамбов, где участвует в создании тамбовского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). Избирается заместителем председателя.
На выставке «Мастера “Голубой розы”», открывшейся в Третьяковской галерее, экспонируется единственная картина Фонвизина — «Арабские сказки».
1926. Преподает рисунок и живопись в художественной студии тамбовского филиала АХРР. В технике масляной живописи работает над пейзажами с видами окрестных тамбовских сел, пишет портреты и натюрморты.
1927. Организует первую выставку местных художников АХРР.
Уезжает в Москву. Живет у своего друга Константина Зефирова. Знакомится с художницей Наталией Осиповной Малкиной, с которой связывает свою дальнейшую жизнь.
Работает для журналов «Пионер», «Зорька» и в газете «Гудок».
1928. По приглашению Аристарха Лентулова вступает в Общество московских художников, в состав которого вливаются художники «Бубнового валета» и художники «Маковца». Участвует в выставке объединения.
1929. Произведения художника включены в экспозицию ряда выставок, проводимых ВОКСом за рубежом: «Русская графика» (Рига); «Графическое и книжное искусство в СССР» (Голландия); «Выставка современного искусства Советской России» (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт); «Выставка русского искусства» (Швейцария).
Совместная с К. Зефировым выставка работ. Экспонирует 96 произведений.
Разводится с первой женой.
Уезжает в Ленинград, где знакомится с лидером ленинградской школы книжной графики Владимиром Лебедевым, возглавляющим художественную редакцию детской литературы Детгиз. По его рекомендации начинает заниматься иллюстрацией. Создает серию городских пейзажей.
1930. Окончательно переезжает в Москву. Вместе с Наталией Осиповной Малкиной поселяется в коммунальной квартире дома художников на Мясницкой улице, 17. Принимает участие в «Выставке произведений революционной и советской тематики».
1931. Исполняет акварель «Ленин за “Правдой”», которая репродуцируется в виде открытки в издательстве ИЗОГИЗ. Принимает участие в выставке «Советские графики книги, плаката, фотографии и художественной промышленности» (Йоганнесбург, ЮАР).
1932. Опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Образование единого творческого Союза советских художников. Совершает творческую поездку в Керчь для знакомства с местной индустрией. Пишет морские и индустриальные пейзажи и картину «Пуск новой домны». Командируется в Ржев для творческой работы в частях Красной армии. Пишет картину «Проводы частей Красной армии в лагеря» для юбилейной выставки «XV лет РККА». Работает над серией портретов ударников социалистического труда на Октябрьской железной дороге. Пишет картину «Новый способ обточки колес».
1933. Принимает участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» (Москва). Совершает творческую поездку в Одессу.
1934. Выполняет иллюстрации к «Сказкам» Г. Х. Андерсена (М.: Детгиз, 1935). Приступает к работе над иллюстрациями к сборнику «Немецкая романтическая повесть» (М.-Л.: Academia, 1935).
1935. Пишет акварельный портрет балерины Большого театра Марины Семёновой.
1936. В Музее изобразительных искусств открывается «Выставка произведений к 30-летию художественной деятельности». Экспонирует около 200 произведений. В газете «Правда» опубликована статья, в которой художник обвинялся в формализме.
Работает над иллюстрациями к сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т.А. Гофмана для издательства «Academia» (не осуществлено).
1937. После выхода статьи в газете «Правда» издательства «Academia», Детгиз и «Молодая гвардия» отказываются от сотрудничества с художником.
Дело художника Артура Фонвизина обсуждается на заседании городского отдела ИЗО Управления по делам искусств. В его защиту выступают А. Древин, Д. Моор, С. Герасимов и другие.
1939. Пишет портрет своего друга — художника Владимира Татлина.
Выполняет рисунки к «Сказкам и стихам» В. А. Жуковского (М.-Л.: Детгиз, 1942) и иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (М.-Л.: Детгиз, 1945).
1940. Пишет серию портретов артистов московских драматических театров. Персональная выставка «Советская актриса» в Доме актера. Экспонирует 24 акварельных портрета.
1941. Начало Великой Отечественной войны. Вместе с семьей остается в Москве.
1942. Исполняет работы на военные темы для выставки в Доме Красной армии.
Как немец депортирован с семьей в Караганду.
1943. Архитектор А. Веснин обращается в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о возвращении семьи художника в Москву. Коллективное письмо подписывают П. Кончаловский, В. Мухина, В. Татлин и другие. Возвращается с семьей в Москву. Работает по заказу главного режиссера Московского театра драмы (ныне Московский государственный академический театр им. В. Маяковского) Н. Охлопкова над серией акварельных портретов артистов театра.
1944. Создает серию акварелей «Старая Караганда». Пишет 9 акварельных портретов для Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина.
Персональная выставка акварелей в Центральном доме работников искусств.
1947. Вторая персональная выставка в Центральном доме работников искусств.
1948. Преподает в художественной студии при Доме архитектора. Среди учеников — Алла Белякова, Вера Яснопольская, Евгения Резникова и другие.
1955. Персональная выставка в Центральном доме литераторов. Экспонирует новые портреты артистов, серии акварелей «Цирк» и «Старая Караганда».
1956. Приступает к работе над серией портретов балерин Большого театра.
1958. Персональная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности в выставочных залах МОСХа.
Удостоен медали на Всемирной выставке в Брюсселе за акварельный портрет балерины ГАБТ М. Семёновой.
1960. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина приобретает иллюстрации к сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т.А. Гофмана. Семья Фонвизиных покупает дом в деревне Пирогово на Истре.
1962. Исполняет совместно с художницей Аллой Беляковой серии литографий «Наездницы» и «Песни и романсы».
1969. Персональная выставка акварелей в Доме Союза художников СССР.
1970. Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1973. 19 августа скончался в Москве.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе