Art Investment

Художники и цены

Общество московских художников

1927–1932, Москва

Члены-учредители: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, П. П. Кончаловский, Б. Д. Королёв, А. В. Лентулов, Н. Х. Максимов, Н. Н. Масленников, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, С. И. Петров, М. С. Родионов, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, В. Ф. Франкетти, В. Л. Храковский, И. И. Чекмазов.

Действительные члены и сотрудники (экспоненты): М. Н. Аветов, И. К. Алтухов, Б. И. Борисов, С. Н. Бухарев, В. И. Григорьев, Н. Н. Григорьев, Н. М. Григорьев, Д. М. Девинов-Нюренберг, М. А. Добров, А. И. Иванов, Е. Н. Иванов, С. И. Иванов, З. Г. Иванова, В. В. Ижевский, Л. Г. Кантор, В. В. Каптерев, М. Д. Карнеев, С. М. Киров, В. И. Киселёв, Т. М. Кончаловская, А. И. Кравченко, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. А. Лебедев-Шуйский, К. А. Левашова, С. И. Лобанов, И. А. Малютин, Е. О. Машкевич, А. А. Моргунов, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. М. Новожилов, А. В. Павлова, А. Н. Первухин, И. П. Перфильев, А. Г. Полежаев, В. В. Почиталов, С. М. Романович, Г. О. Рублёв, А. А. Рыбаков, В. Ф. Рындин, В. Н. Садков, А. Ф. Сафронова, А. Ф. Сахаров, Н. К. Соколик, М. И. Столпникова, С. М. Таратухин, Г. В. Фёдоров, М. А. Фейгин, М. И. Феокритова, А. В. Фонвизин, Н. М. Чернышёв, А. Н. Чирков, Б. С. Шабль-Табулевич, А. В. Шевченко, Г. М. Шегаль, М. Ф. Шемякин, В. М. Шеришев, Н. И. Шестаков, В. Н. Шифрина, Ф. К. Шмелёв, Б. Р. Эйгес, В. Р. Эйгес, В. А. Эйферт, А. С. Ястржемский.

Выставки: 1928 (Москва), 1929 (Москва).

Возникло при ГАХН (Государственной академии художественных наук) и в результате объединения бывших членов обществ «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие». Основной целью являлось создание синтетического искусства, которое могло бы вырасти на основе единства идейно-художественных убеждений. 23 июня 1928 был принят устав, согласно которому общество намеревалось «способствовать поднятию и развитию художественной культуры РСФСР, а также приближение ее к массам, …художественное отображение жизни и идей советской современности в живописных пластических формах нового реализма, исключающего как графический, так и стилистический уклоны и преодолевающего формальные искания последних десятилетий».

В декларации Общество заявляло: «Мы, художники ОМХа, решительно отбрасываем прежнее понимание живописи и скульптуры как “камерного” искусства, как мастерства, рассчитанного на узкий круг эстетствующих ценителей. Равным образом мы считаем окончательно похороненными скороспелые суждения некоторых теоретиков и группировок о “смерти живописи” и ее ненужности для нашей эпохи… Живопись — не созерцание, не статическое “повторение” быта, не пассивно-натуралистическое отображение действительности и не средство только познания этой действительности, а мощное оружие творческого воздействия на мир, орудие активной перестройки жизни… ОМХ отдает свои силы на службу этим боевым задачам эпохи, стремясь картиной, скульптурой, плакатом, фреской, народной картиной, иллюстрацией делать то же дело, какое творится на стройке новых заводов, на колхозных полях, на машинно-тракторных станциях, во всех цехах той гигантской фабрики, которая зовется страной строящегося социализма. Мы рассматриваем себя как один из цехов этой фабрики…»

Первым председателем стал И. Э. Грабарь, с 1929 председателем правления являлся А. В. Лентулов, заместителем председателя — С. В. Герасимов, секретарем — А. А. Осмёркин, казначеем — Н. М. Чернышёв.

Общество провело две отчетные выставки: в феврале 1928 в залах Вхутеина (Мясницкая, 21) и июне 1929 в павильоне «Шестигранник» («Механизация») ЦПКиО. На выставках доминирующее положение занимали пейзаж и натюрморт; вместе с тем художники предпринимали попытки создания исторической и тематической картины. Выставки были чрезвычайно успешны, в частности 2-ю выставку в ЦПКиО посетило 20 000 «платных посетителей» и свыше 200 экскурсионных групп; 32 работы с выставки намечены для приобретения в Государственную Третьяковскую галерею.

В 1927–1930 ОМХ организовало также более 50 передвижных выставок по московским рабочим клубам и промышленным центрам области: в клубе Трехгорной мануфактуры в Москве, на Каширстрое, Голутвине, на фабрике «Ока» в Бескино, на цементном заводе в Песках, в Раменском, Люберцах, селах Быково, Мячниково. Одновременно с выставками проводились публичные лекции.

Отдельной группой члены общества участвовали в передвижных выставках, организованных Наркомпросом по городам РСФСР (1929 и 1930) и «Художественно-кустарной выставке СССР» по городам США (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт).

Первоначально ведущую роль в объединении играли бывшие члены «Бубнового валета». Вместе с тем состав Общества был неоднороден и постоянно менялся. В 1928–1929 в ОМХ вступили многие бывшие члены обществ «Цех живописцев», «Бытие», «4 искусства», «РОСТ», «Жар-цвет». В начале 1928 в Общество влилась молодежная группировка «Крыло», которая первоначально составляла автономную секцию — ОМХ-2 (ее суверенитет был специально оговорен в «Проекте системы взаимоотношений групп ОМХа», принятом на общем собрании). В 1929 в результате конфликта между молодым и старшим поколениями разделение Общества на группы было отменено, и члены «Крыла» вошли в ОМХ на общих основаниях. Вместе с тем к началу 1931 из Общества вышли И. И. Машков, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов и ряд других членов.

В марте 1928 при ОМХ были созданы художественно-производственные мастерские — МастОМХ, в задачу которых входило выполнение социального заказа и облегчение материального положения членов Общества. Программа включала изготовление плакатов, лубков на политические и производственные темы, роспись общественных зданий, оформление клубов и массовых шествий, издание открыток, репродукций, альбомов.

Деятельность МастОМХ на первых порах была убыточной, в результате чего к декабрю 1928 образовался дефицит в 18–20 тысяч рублей. В начале 1929 во главе МастОМХ встал Б. Д. Королёв, который стремился упорядочить работу мастерских. Было создано 8 секций: живописно-декоративная, плакатно-графическая, металло-керамическая, скульптурная, архитектурно-планировочная, художественно-заочного обучения, выставочная, изобразительная (однако реально существовали и работали лишь живописно-декоративная, плакатно-графическая, скульптурная, металлическая и выставочная секции). Утвержден производственный план. Металлической секции было поручено изготовление значков «Медсантруд», «Всекохотсоюз»; был объявлен конкурс на изготовление чернильного набора. Работа живописной секции направлялась на выполнение договоров с рядом предприятий (например, с заводом Гужона) на оформление красных уголков и клубов. Также решался вопрос об оформлении Дворца Культуры в Сормово. Скульптурная секция выполняла договор с Переславль-Залесским Горсоветом на изготовление монумента В. И. Ленину. Предполагался выпуск статуэток с изображением деятелей революции, бюстов вождей революции для массового распространения, а также «статуэток-частушек» на общественно-политические темы. Графической секции отводилось изготовление плакатов на различные темы (Текстильщиков, Милиции, Перевыборов). К концу 1929 план был почти полностью выполнен, в результате чего удалось погасить большую часть долга. К началу 1930 структура МастОМХ изменилась: сформировано 3 секции — издательско-плакатная (зав. А. А. Моргунов), клубная (т. е. секция, занимающаяся оформлением клубов; зав. В. Н. Садков), скульптурная (зав. Б. Д. Королёв).

Идеологическая платформа ОМХ во многих пунктах перекликалась с программами АХР и объединения «Октябрь»; деятельность Общества на протяжении всего существования критиковалась теоретиками этих объединений (в частности, в журнале АХР «Искусство в массы»). В ответ члены ОМХ опубликовали статью: «ИЗО-критика в роли могильщика» («Искусство в массы», 1929, № 7–8, с. 36), а также вызвали конкурентов на социалистическое соревнование, выдвигая его условиями: «1. Энергичную работу над созданием произведений, по своей тематике и характеру стимулирующих трудящиеся массы к осуществлению пятилетнего плана. 2. Приближение искусства к массам через районные и передвижные выставки. 3. Участие художников… в работе клубных изокружков. 4. Установление систематической связи с советской общественностью через организацию художественных советов… 5. Участие в создании… произведений, рассчитанных на массового потребителя».

В декабре 1930 ОМХ было подвергнуто жесткой критике со стороны сектора искусств Наркомпроса. В резолюции сектора искусства по докладам московских обществ ОМХ предписывалось усилить политико-воспитательную работу среди своих членов, провести «классовую дифференциацию» и чистку рядов; рекомендовалось привлечь в свои ряды художников-производственников, полиграфистов, декораторов. МастОМХ предлагалось передать кооперативу «Художник» и ИЗОГИЗу. В 1931 руководящим органом ОМХ являлся секретариат, который был разделен на три сектора — общественно-идеологический (зав. С. В. Герасимов), производственный (зав. А. В. Лентулов), организационный (зав. Д. М. Девинов-Нюренберг). Генеральным секретарем 16 февраля 1931 избран А. В. Лентулов, казначеем — З. Г. Иванова, секретарем президиума — В. Р. Эйгес.

Под влиянием этой резолюции большая группа членов ОМХ обратилась к пленуму Центрального совета АХР с заявлением о вхождении в АХР. Окончательно Общество прекратило свою деятельность после 23 апреля 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Источники:

1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 224–225.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 251–252, 297–298.
3. Президиум ОМХ. ИЗО-критика в роли могильщика // Искусство в массы, 1929, №№7–8. С. 36.
4. Меледина М. В. Общество московских художников (ОМХ) // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 362–384.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 173–175.
6. Щекотов Н. Выставка ОМХ // Искусство в массы. 1929, № 3–4. С. 43–46.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».