- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора
- Коллекционеры современного искусства
Общество московских художников
1927–1932, Москва
Члены-учредители: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, П. П. Кончаловский, Б. Д. Королёв, А. В. Лентулов, Н. Х. Максимов, Н. Н. Масленников, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, С. И. Петров, М. С. Родионов, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, В. Ф. Франкетти, В. Л. Храковский, И. И. Чекмазов.
Действительные члены и сотрудники (экспоненты): М. Н. Аветов, И. К. Алтухов, Б. И. Борисов, С. Н. Бухарев, В. И. Григорьев, Н. Н. Григорьев, Н. М. Григорьев, Д. М. Девинов-Нюренберг, М. А. Добров, А. И. Иванов, Е. Н. Иванов, С. И. Иванов, З. Г. Иванова, В. В. Ижевский, Л. Г. Кантор, В. В. Каптерев, М. Д. Карнеев, С. М. Киров, В. И. Киселёв, Т. М. Кончаловская, А. И. Кравченко, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. А. Лебедев-Шуйский, К. А. Левашова, С. И. Лобанов, И. А. Малютин, Е. О. Машкевич, А. А. Моргунов, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. М. Новожилов, А. В. Павлова, А. Н. Первухин, И. П. Перфильев, А. Г. Полежаев, В. В. Почиталов, С. М. Романович, Г. О. Рублёв, А. А. Рыбаков, В. Ф. Рындин, В. Н. Садков, А. Ф. Сафронова, А. Ф. Сахаров, Н. К. Соколик, М. И. Столпникова, С. М. Таратухин, Г. В. Фёдоров, М. А. Фейгин, М. И. Феокритова, А. В. Фонвизин, Н. М. Чернышёв, А. Н. Чирков, Б. С. Шабль-Табулевич, А. В. Шевченко, Г. М. Шегаль, М. Ф. Шемякин, В. М. Шеришев, Н. И. Шестаков, В. Н. Шифрина, Ф. К. Шмелёв, Б. Р. Эйгес, В. Р. Эйгес, В. А. Эйферт, А. С. Ястржемский.
Выставки: 1928 (Москва), 1929 (Москва).
Возникло при ГАХН (Государственной академии художественных наук) и в результате объединения бывших членов обществ «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие». Основной целью являлось создание синтетического искусства, которое могло бы вырасти на основе единства идейно-художественных убеждений. 23 июня 1928 был принят устав, согласно которому общество намеревалось «способствовать поднятию и развитию художественной культуры РСФСР, а также приближение ее к массам, …художественное отображение жизни и идей советской современности в живописных пластических формах нового реализма, исключающего как графический, так и стилистический уклоны и преодолевающего формальные искания последних десятилетий».
В декларации Общество заявляло: «Мы, художники ОМХа, решительно отбрасываем прежнее понимание живописи и скульптуры как “камерного” искусства, как мастерства, рассчитанного на узкий круг эстетствующих ценителей. Равным образом мы считаем окончательно похороненными скороспелые суждения некоторых теоретиков и группировок о “смерти живописи” и ее ненужности для нашей эпохи… Живопись — не созерцание, не статическое “повторение” быта, не пассивно-натуралистическое отображение действительности и не средство только познания этой действительности, а мощное оружие творческого воздействия на мир, орудие активной перестройки жизни… ОМХ отдает свои силы на службу этим боевым задачам эпохи, стремясь картиной, скульптурой, плакатом, фреской, народной картиной, иллюстрацией делать то же дело, какое творится на стройке новых заводов, на колхозных полях, на машинно-тракторных станциях, во всех цехах той гигантской фабрики, которая зовется страной строящегося социализма. Мы рассматриваем себя как один из цехов этой фабрики…»
Первым председателем стал И. Э. Грабарь, с 1929 председателем правления являлся А. В. Лентулов, заместителем председателя — С. В. Герасимов, секретарем — А. А. Осмёркин, казначеем — Н. М. Чернышёв.
Общество провело две отчетные выставки: в феврале 1928 в залах Вхутеина (Мясницкая, 21) и июне 1929 в павильоне «Шестигранник» («Механизация») ЦПКиО. На выставках доминирующее положение занимали пейзаж и натюрморт; вместе с тем художники предпринимали попытки создания исторической и тематической картины. Выставки были чрезвычайно успешны, в частности 2-ю выставку в ЦПКиО посетило 20 000 «платных посетителей» и свыше 200 экскурсионных групп; 32 работы с выставки намечены для приобретения в Государственную Третьяковскую галерею.
В 1927–1930 ОМХ организовало также более 50 передвижных выставок по московским рабочим клубам и промышленным центрам области: в клубе Трехгорной мануфактуры в Москве, на Каширстрое, Голутвине, на фабрике «Ока» в Бескино, на цементном заводе в Песках, в Раменском, Люберцах, селах Быково, Мячниково. Одновременно с выставками проводились публичные лекции.
Отдельной группой члены общества участвовали в передвижных выставках, организованных Наркомпросом по городам РСФСР (1929 и 1930) и «Художественно-кустарной выставке СССР» по городам США (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт).
Первоначально ведущую роль в объединении играли бывшие члены «Бубнового валета». Вместе с тем состав Общества был неоднороден и постоянно менялся. В 1928–1929 в ОМХ вступили многие бывшие члены обществ «Цех живописцев», «Бытие», «4 искусства», «РОСТ», «Жар-цвет». В начале 1928 в Общество влилась молодежная группировка «Крыло», которая первоначально составляла автономную секцию — ОМХ-2 (ее суверенитет был специально оговорен в «Проекте системы взаимоотношений групп ОМХа», принятом на общем собрании). В 1929 в результате конфликта между молодым и старшим поколениями разделение Общества на группы было отменено, и члены «Крыла» вошли в ОМХ на общих основаниях. Вместе с тем к началу 1931 из Общества вышли И. И. Машков, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов и ряд других членов.
В марте 1928 при ОМХ были созданы художественно-производственные мастерские — МастОМХ, в задачу которых входило выполнение социального заказа и облегчение материального положения членов Общества. Программа включала изготовление плакатов, лубков на политические и производственные темы, роспись общественных зданий, оформление клубов и массовых шествий, издание открыток, репродукций, альбомов.
Деятельность МастОМХ на первых порах была убыточной, в результате чего к декабрю 1928 образовался дефицит в 18–20 тысяч рублей. В начале 1929 во главе МастОМХ встал Б. Д. Королёв, который стремился упорядочить работу мастерских. Было создано 8 секций: живописно-декоративная, плакатно-графическая, металло-керамическая, скульптурная, архитектурно-планировочная, художественно-заочного обучения, выставочная, изобразительная (однако реально существовали и работали лишь живописно-декоративная, плакатно-графическая, скульптурная, металлическая и выставочная секции). Утвержден производственный план. Металлической секции было поручено изготовление значков «Медсантруд», «Всекохотсоюз»; был объявлен конкурс на изготовление чернильного набора. Работа живописной секции направлялась на выполнение договоров с рядом предприятий (например, с заводом Гужона) на оформление красных уголков и клубов. Также решался вопрос об оформлении Дворца Культуры в Сормово. Скульптурная секция выполняла договор с Переславль-Залесским Горсоветом на изготовление монумента В. И. Ленину. Предполагался выпуск статуэток с изображением деятелей революции, бюстов вождей революции для массового распространения, а также «статуэток-частушек» на общественно-политические темы. Графической секции отводилось изготовление плакатов на различные темы (Текстильщиков, Милиции, Перевыборов). К концу 1929 план был почти полностью выполнен, в результате чего удалось погасить большую часть долга. К началу 1930 структура МастОМХ изменилась: сформировано 3 секции — издательско-плакатная (зав. А. А. Моргунов), клубная (т. е. секция, занимающаяся оформлением клубов; зав. В. Н. Садков), скульптурная (зав. Б. Д. Королёв).
Идеологическая платформа ОМХ во многих пунктах перекликалась с программами АХР и объединения «Октябрь»; деятельность Общества на протяжении всего существования критиковалась теоретиками этих объединений (в частности, в журнале АХР «Искусство в массы»). В ответ члены ОМХ опубликовали статью: «ИЗО-критика в роли могильщика» («Искусство в массы», 1929, № 7–8, с. 36), а также вызвали конкурентов на социалистическое соревнование, выдвигая его условиями: «1. Энергичную работу над созданием произведений, по своей тематике и характеру стимулирующих трудящиеся массы к осуществлению пятилетнего плана. 2. Приближение искусства к массам через районные и передвижные выставки. 3. Участие художников… в работе клубных изокружков. 4. Установление систематической связи с советской общественностью через организацию художественных советов… 5. Участие в создании… произведений, рассчитанных на массового потребителя».
В декабре 1930 ОМХ было подвергнуто жесткой критике со стороны сектора искусств Наркомпроса. В резолюции сектора искусства по докладам московских обществ ОМХ предписывалось усилить политико-воспитательную работу среди своих членов, провести «классовую дифференциацию» и чистку рядов; рекомендовалось привлечь в свои ряды художников-производственников, полиграфистов, декораторов. МастОМХ предлагалось передать кооперативу «Художник» и ИЗОГИЗу. В 1931 руководящим органом ОМХ являлся секретариат, который был разделен на три сектора — общественно-идеологический (зав. С. В. Герасимов), производственный (зав. А. В. Лентулов), организационный (зав. Д. М. Девинов-Нюренберг). Генеральным секретарем 16 февраля 1931 избран А. В. Лентулов, казначеем — З. Г. Иванова, секретарем президиума — В. Р. Эйгес.
Под влиянием этой резолюции большая группа членов ОМХ обратилась к пленуму Центрального совета АХР с заявлением о вхождении в АХР. Окончательно Общество прекратило свою деятельность после 23 апреля 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Источники:
1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 224–225.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 251–252, 297–298.
3. Президиум ОМХ. ИЗО-критика в роли могильщика // Искусство в массы, 1929, №№7–8. С. 36.
4. Меледина М. В. Общество московских художников (ОМХ) // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 362–384.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 173–175.
6. Щекотов Н. Выставка ОМХ // Искусство в массы. 1929, № 3–4. С. 43–46.
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 25.01.2023 Система распознавания лиц помогла идентифицировать картину Рафаэля Ее сравнение с «Сикстинской Мадонной» проводилось с использованием искусственного интеллекта
- 25.01.2023 Artprice публикует предварительные итоги 2022 года Полный отчет о состоянии арт-рынка будет выпущен в марте
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 26.01.2023 Торги искусством старых мастеров принесли Christie’s $62,7 млн Установлен новый рекорд на произведения Франсиско Гойи
- 23.01.2023 Найденный на американской ферме эскиз оказался ранней работой Ван Дейка Теперь работу выставляют на торги с эстимейтом в $2–3 млн
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
- 24.01.2023 В Третьяковской галерее проходит ретроспектива Ивана Шадра Проект приурочен к 135-летию со дня рождения советского скульптора
- 19.01.2023 Американская ретроспектива Модильяни проливает свет на его творческую биографию При изучении работ исследователи активно применяют современные технологии
- 17.01.2023 Музей «Новый Иерусалим» готовит выставку русского и туркестанского авангарда В экспозицию войдут работы из коллекции музея Игоря Савицкого в Нукусе
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора
- Коллекционеры современного искусства