Общество московских художников
1927–1932, Москва
Члены-учредители: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, П. П. Кончаловский, Б. Д. Королёв, А. В. Лентулов, Н. Х. Максимов, Н. Н. Масленников, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, С. И. Петров, М. С. Родионов, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, В. Ф. Франкетти, В. Л. Храковский, И. И. Чекмазов.
Действительные члены и сотрудники (экспоненты): М. Н. Аветов, И. К. Алтухов, Б. И. Борисов, С. Н. Бухарев, В. И. Григорьев, Н. Н. Григорьев, Н. М. Григорьев, Д. М. Девинов-Нюренберг, М. А. Добров, А. И. Иванов, Е. Н. Иванов, С. И. Иванов, З. Г. Иванова, В. В. Ижевский, Л. Г. Кантор, В. В. Каптерев, М. Д. Карнеев, С. М. Киров, В. И. Киселёв, Т. М. Кончаловская, А. И. Кравченко, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. А. Лебедев-Шуйский, К. А. Левашова, С. И. Лобанов, И. А. Малютин, Е. О. Машкевич, А. А. Моргунов, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. М. Новожилов, А. В. Павлова, А. Н. Первухин, И. П. Перфильев, А. Г. Полежаев, В. В. Почиталов, С. М. Романович, Г. О. Рублёв, А. А. Рыбаков, В. Ф. Рындин, В. Н. Садков, А. Ф. Сафронова, А. Ф. Сахаров, Н. К. Соколик, М. И. Столпникова, С. М. Таратухин, Г. В. Фёдоров, М. А. Фейгин, М. И. Феокритова, А. В. Фонвизин, Н. М. Чернышёв, А. Н. Чирков, Б. С. Шабль-Табулевич, А. В. Шевченко, Г. М. Шегаль, М. Ф. Шемякин, В. М. Шеришев, Н. И. Шестаков, В. Н. Шифрина, Ф. К. Шмелёв, Б. Р. Эйгес, В. Р. Эйгес, В. А. Эйферт, А. С. Ястржемский.
Выставки: 1928 (Москва), 1929 (Москва).
Возникло при ГАХН (Государственной академии художественных наук) и в результате объединения бывших членов обществ «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие». Основной целью являлось создание синтетического искусства, которое могло бы вырасти на основе единства идейно-художественных убеждений. 23 июня 1928 был принят устав, согласно которому общество намеревалось «способствовать поднятию и развитию художественной культуры РСФСР, а также приближение ее к массам, …художественное отображение жизни и идей советской современности в живописных пластических формах нового реализма, исключающего как графический, так и стилистический уклоны и преодолевающего формальные искания последних десятилетий».
В декларации Общество заявляло: «Мы, художники ОМХа, решительно отбрасываем прежнее понимание живописи и скульптуры как “камерного” искусства, как мастерства, рассчитанного на узкий круг эстетствующих ценителей. Равным образом мы считаем окончательно похороненными скороспелые суждения некоторых теоретиков и группировок о “смерти живописи” и ее ненужности для нашей эпохи… Живопись — не созерцание, не статическое “повторение” быта, не пассивно-натуралистическое отображение действительности и не средство только познания этой действительности, а мощное оружие творческого воздействия на мир, орудие активной перестройки жизни… ОМХ отдает свои силы на службу этим боевым задачам эпохи, стремясь картиной, скульптурой, плакатом, фреской, народной картиной, иллюстрацией делать то же дело, какое творится на стройке новых заводов, на колхозных полях, на машинно-тракторных станциях, во всех цехах той гигантской фабрики, которая зовется страной строящегося социализма. Мы рассматриваем себя как один из цехов этой фабрики…»
Первым председателем стал И. Э. Грабарь, с 1929 председателем правления являлся А. В. Лентулов, заместителем председателя — С. В. Герасимов, секретарем — А. А. Осмёркин, казначеем — Н. М. Чернышёв.
Общество провело две отчетные выставки: в феврале 1928 в залах Вхутеина (Мясницкая, 21) и июне 1929 в павильоне «Шестигранник» («Механизация») ЦПКиО. На выставках доминирующее положение занимали пейзаж и натюрморт; вместе с тем художники предпринимали попытки создания исторической и тематической картины. Выставки были чрезвычайно успешны, в частности 2-ю выставку в ЦПКиО посетило 20 000 «платных посетителей» и свыше 200 экскурсионных групп; 32 работы с выставки намечены для приобретения в Государственную Третьяковскую галерею.
В 1927–1930 ОМХ организовало также более 50 передвижных выставок по московским рабочим клубам и промышленным центрам области: в клубе Трехгорной мануфактуры в Москве, на Каширстрое, Голутвине, на фабрике «Ока» в Бескино, на цементном заводе в Песках, в Раменском, Люберцах, селах Быково, Мячниково. Одновременно с выставками проводились публичные лекции.
Отдельной группой члены общества участвовали в передвижных выставках, организованных Наркомпросом по городам РСФСР (1929 и 1930) и «Художественно-кустарной выставке СССР» по городам США (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт).
Первоначально ведущую роль в объединении играли бывшие члены «Бубнового валета». Вместе с тем состав Общества был неоднороден и постоянно менялся. В 1928–1929 в ОМХ вступили многие бывшие члены обществ «Цех живописцев», «Бытие», «4 искусства», «РОСТ», «Жар-цвет». В начале 1928 в Общество влилась молодежная группировка «Крыло», которая первоначально составляла автономную секцию — ОМХ-2 (ее суверенитет был специально оговорен в «Проекте системы взаимоотношений групп ОМХа», принятом на общем собрании). В 1929 в результате конфликта между молодым и старшим поколениями разделение Общества на группы было отменено, и члены «Крыла» вошли в ОМХ на общих основаниях. Вместе с тем к началу 1931 из Общества вышли И. И. Машков, И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов и ряд других членов.
В марте 1928 при ОМХ были созданы художественно-производственные мастерские — МастОМХ, в задачу которых входило выполнение социального заказа и облегчение материального положения членов Общества. Программа включала изготовление плакатов, лубков на политические и производственные темы, роспись общественных зданий, оформление клубов и массовых шествий, издание открыток, репродукций, альбомов.
Деятельность МастОМХ на первых порах была убыточной, в результате чего к декабрю 1928 образовался дефицит в 18–20 тысяч рублей. В начале 1929 во главе МастОМХ встал Б. Д. Королёв, который стремился упорядочить работу мастерских. Было создано 8 секций: живописно-декоративная, плакатно-графическая, металло-керамическая, скульптурная, архитектурно-планировочная, художественно-заочного обучения, выставочная, изобразительная (однако реально существовали и работали лишь живописно-декоративная, плакатно-графическая, скульптурная, металлическая и выставочная секции). Утвержден производственный план. Металлической секции было поручено изготовление значков «Медсантруд», «Всекохотсоюз»; был объявлен конкурс на изготовление чернильного набора. Работа живописной секции направлялась на выполнение договоров с рядом предприятий (например, с заводом Гужона) на оформление красных уголков и клубов. Также решался вопрос об оформлении Дворца Культуры в Сормово. Скульптурная секция выполняла договор с Переславль-Залесским Горсоветом на изготовление монумента В. И. Ленину. Предполагался выпуск статуэток с изображением деятелей революции, бюстов вождей революции для массового распространения, а также «статуэток-частушек» на общественно-политические темы. Графической секции отводилось изготовление плакатов на различные темы (Текстильщиков, Милиции, Перевыборов). К концу 1929 план был почти полностью выполнен, в результате чего удалось погасить большую часть долга. К началу 1930 структура МастОМХ изменилась: сформировано 3 секции — издательско-плакатная (зав. А. А. Моргунов), клубная (т. е. секция, занимающаяся оформлением клубов; зав. В. Н. Садков), скульптурная (зав. Б. Д. Королёв).
Идеологическая платформа ОМХ во многих пунктах перекликалась с программами АХР и объединения «Октябрь»; деятельность Общества на протяжении всего существования критиковалась теоретиками этих объединений (в частности, в журнале АХР «Искусство в массы»). В ответ члены ОМХ опубликовали статью: «ИЗО-критика в роли могильщика» («Искусство в массы», 1929, № 7–8, с. 36), а также вызвали конкурентов на социалистическое соревнование, выдвигая его условиями: «1. Энергичную работу над созданием произведений, по своей тематике и характеру стимулирующих трудящиеся массы к осуществлению пятилетнего плана. 2. Приближение искусства к массам через районные и передвижные выставки. 3. Участие художников… в работе клубных изокружков. 4. Установление систематической связи с советской общественностью через организацию художественных советов… 5. Участие в создании… произведений, рассчитанных на массового потребителя».
В декабре 1930 ОМХ было подвергнуто жесткой критике со стороны сектора искусств Наркомпроса. В резолюции сектора искусства по докладам московских обществ ОМХ предписывалось усилить политико-воспитательную работу среди своих членов, провести «классовую дифференциацию» и чистку рядов; рекомендовалось привлечь в свои ряды художников-производственников, полиграфистов, декораторов. МастОМХ предлагалось передать кооперативу «Художник» и ИЗОГИЗу. В 1931 руководящим органом ОМХ являлся секретариат, который был разделен на три сектора — общественно-идеологический (зав. С. В. Герасимов), производственный (зав. А. В. Лентулов), организационный (зав. Д. М. Девинов-Нюренберг). Генеральным секретарем 16 февраля 1931 избран А. В. Лентулов, казначеем — З. Г. Иванова, секретарем президиума — В. Р. Эйгес.
Под влиянием этой резолюции большая группа членов ОМХ обратилась к пленуму Центрального совета АХР с заявлением о вхождении в АХР. Окончательно Общество прекратило свою деятельность после 23 апреля 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Источники:
1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 224–225.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 251–252, 297–298.
3. Президиум ОМХ. ИЗО-критика в роли могильщика // Искусство в массы, 1929, №№7–8. С. 36.
4. Меледина М. В. Общество московских художников (ОМХ) // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 362–384.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 173–175.
6. Щекотов Н. Выставка ОМХ // Искусство в массы. 1929, № 3–4. С. 43–46.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн