1885–1964
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график.
Родился в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. В 1901 приехал в Москву, поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался у С. В. Иванова и С.-В. Ноаковского (1901–1907). Продолжил образование в МУЖВиЗ у К. А. Коровина (1907–1911). Одновременно осваивал технику литографии под руководством С. С. Глаголя и практиковался в типографии Товарищества И. Д. Сытина. С 1906 участвовал в выставках Московского салона.
В 1912–1914 преподавал живопись и рисунок в Художественной школе при типографии Сытина. В 1914 призван на военную службу. После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии (бывш. Типография Сытина). Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам.
Жил в Москве, летние месяцы работал в Можайске, где в 1915 построил себе мастерскую. В 1921 вступил в «Мир искусства», с 1922 стал членом и постоянным экспонентом общества «Маковец». В 1920–1927 преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1927–1929 — во ВХУТЕИНе, получил профессорское звание. В 1925 совершил поездку в Италию, Грецию, Турцию. В 1926 посетил Новгород и Псков, создал ряд рисунков и картин с изображением быта местных крестьян и природы края.
В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 — в Ассоциацию художников революции (АХР). В 1930–1936 преподавал в Московском полиграфическом институте, в 1936–1950 — в Московском художественном институте, где занимал пост декана живописного факультета, а в 1946–1948 должность директора Института. Снискал себе репутацию осторожного либерала, что стало причиной увольнения с поста директора.
Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва — Самарканд — Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького. Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. В 1966 (посмертно) был удостоен Ленинской премии.
Сергей Герасимов — один из ведущих мастеров советского искусства. В его ранней живописи заметны черты сезаннизма. В 1920-х он создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые принадлежат к лучшим творческим достижениям художника. Писал также картины на темы революционной истории, в частности «Фронтовик» (1926), «Клятва сибирских партизан» (1933), решая их в монументально-эпическом ключе. Его произведения 1920-х — первой половины 1930-х отличаются простотой композиционного решения, аскетичным, подчас монохромным колоритом, экспрессивным рисунком.
В середине 1930-х живописная манера Герасимова претерпела изменения. Художник обратился к традициям русской пленэрной живописи, выступив в своих жанровых картинах и, особенно, пейзажах последователем К. А. Коровина и В. А. Серова. Пейзажи художника отличает поэтичность, тонкое ощущение жизни природы, гармоничность и свежесть цветов. Много работал в технике акварели (цикл «Можайские пейзажи», 1954). В ряду наиболее значительных тематических картин 1940-х — 1960-х выделяются «Мать партизана» (1943, переработана в 1949–1950) и «За власть Советов» (1957).
Произведения Герасимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Можайске в открыт мемориальный Дом-музей С. В. Герасимова.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе