Маковец
1921–1926, Москва
До 1924 — Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь».
Члены-учредители: Н. Н. Барютин (Амфион Решетов), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, К. К. Зефиров, К. К. Кадлубинский, В. Е. Пестель, Н. М. Рудин, В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышёв, Н. М. Чернышёв.
Участники: Т. Б. Александрова, П. П. Бабичев, В. С. Барт, Е. М. Белякова, П. И. Бромирский, Л. А. Бруни, Н. М. Григорьев, И. Ф. Завьялов, С. И. Иванов, К. Н. Истомин, Н. П. Крымов, Н. Х. Максимов, Е. О. Машкевич, И. Г. Николаевцев, М. С. Родионов, С. М. Романович, В. Ф. Рындин, Н. Я. Симонович-Ефимова, Н. В. Синезубов, И. С. Соболев, Л. А. Фёдоров, Р. А. Флоренская, П. А. Флоренский, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко, А. С. Ястржемский.
Выставки: 1-я (1922, Москва) — 3-я (1925/1926, Москва).
Объединение было основано весной — летом 1921 по инициативе молодых художников и литераторов, которые декларировали высокую духовность искусства и преемственность классических традиций. Основу общества составили участники выставок «Московского салона» и «Мира искусства», а также примкнувшие к ним молодые художники. Наряду с ними в создании объединения участвовали литераторы, ранее (в 1914–1916) группировавшиеся вокруг журнала «Млечный путь»: Амфион Решетов (Н. Н. Барютин), Н. М. Рудин, П. А. Флоренский, А. М. Чернышёв.
На организационном собрании в июне 1921 был принят манифест «Наш пролог», основные положения которого сформулировал В. Н. Чекрыгин: «Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного. Мы ни с кем не боремся, мы не создаем какого-либо очередного -изма. Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь простой мудрости вдохновенных».
Первым председателем союза был избран А. В. Шевченко, в конце 1924 его сменил Н. М. Чернышёв; обязанности секретаря исполнял Л. Ф. Жегин.
В 1922 члены объединения издавали под редакцией А. М. Чернышёва журнал «Маковец» («Маковец» — старинное название холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра, или, по словам П. А. Флоренского, «средоточенная возвышенность русской культуры»). Обложку первого номера (январь 1922) оформил С. М. Романович, второго (июль 1922) — украшал рисунок В. Н. Чекрыгина. Третий номер (май 1923), оформленный В. А. Фаворским, был подготовлен к печати, но не был издан. В журнале публиковались работы художников, печатались литературные и критические эссе, а также стихи Б. Л. Пастернака, Н. Н. Асеева, В. В. Хлебникова, П. Г. Антокольского, К. А. Большакова. Издание журнала являлось частью обширной литературной программы, включавшей выпуск поэтических книг и трудов по теории искусства, но оставшейся в основном не осуществленной из-за недостатка средств. К концу 1923 литературная группа фактически прекратила участие в деятельности союза.
Объединение устроило три выставки: в апреле — мае 1922, январе — феврале 1924 (обе — в залах ГМИИ), и декабре 1925 — январе 1926 (в помещениях Вхутемаса; ул. Рождественка, 11), а также выставку рисунков в феврале — марте 1925 (Государственная Цветковская галерея, Отдел рисунков Государственной Третьяковской галереи, Кропоткинская набережная, 29), которая затем была показана в Нижнем Новгороде. Выставки сопровождались изданием каталога. В составе первой выставки была организована посмертная экспозиция работ В. Н. Чекрыгина, на которой экспонировалось более 200 его произведений, в частности рисунки углем и карандашом из цикла «Воскрешение мертвых» (фрагменты-эскизы к росписи Собора Воскрешающего музея; кат. №№ 201–280), живописные произведения «Смерть брата Захария» (кат. № 401), «Огонь» (кат. № 402); в процессе работы выставки в экспозиции осталось 15 рисунков, так как основная масса отсыревших в неотапливаемом помещении музея работ упала со стен.
К 1926 в художественной деятельности «Маковца» сложились два основных направления. Одно из них с наибольшей силой воплотилось в творчестве В. Н. Чекрыгина, Л. Ф. Жегина, С. М. Романовича, которые тяготели к символичности, драматически-философской насыщенности образов, обращались к традициям европейского романтизма и символизма, русской иконописи, лубка; опирались на историко-литературные, библейские реминисценции. Творчество представителей другого направления — С. В. Герасимова, К. К. Зефирова, М. С. Родионова, Н. М. Чернышёва характеризовалось эмоционально-лирическим осмыслением образов городской и сельской жизни, природы и строилось на более традиционных формах. После смерти в 1922 В. Н. Чекрыгина, работы которого определяли лицо первой выставки, второе направление стало преобладающим.
Критика упрекала объединение в отсутствии эстетического единства. Так, Д. Аранович писал в журнале «Красная Новь» (1926, кн. 10, с. 225–226): «Организовавшись в самые первые годы после революции, раньше всех других группировок, когда важно было объединиться хоть как-нибудь, — “Маковец” включил в себя художников весьма различных, подчас чуждых друг другу направлений. Пока связующий их лозунг был актуальным, они относительно еще представляли собой нечто целое; когда “реализм” стал всеобщим и подчас весьма неярким девизом каждой художественной группировки, — “Маковец” оказался уже не столько группировкой, художественным течением, сколько чисто житейским, организованным объединением».
Отсутствие внутреннего единства привело объединение к расколу и последующему упразднению. В начале 1926 при обсуждении состава предполагаемой выставки Л. Ф. Жегин предложил показать на ней работы своих учеников, но получил отказ. Это побудило его с группой единомышленников (Т. Б. Александрова, П. П. Бабичев, И. Г. Николаевцев, В. Е. Пестель) выйти из «Маковца» и создать самостоятельное объединение «Путь живописи». После этого С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, В. Ф. Рындин, А. В. Фонвизин перешли в Общество московских художников. Н. М. Чернышёв и К. Н. Истомин стали членами объединения «4 искусства».