Маковец
1921–1926, Москва
До 1924 — Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь».
Члены-учредители: Н. Н. Барютин (Амфион Решетов), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, К. К. Зефиров, К. К. Кадлубинский, В. Е. Пестель, Н. М. Рудин, В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышёв, Н. М. Чернышёв.
Участники: Т. Б. Александрова, П. П. Бабичев, В. С. Барт, Е. М. Белякова, П. И. Бромирский, Л. А. Бруни, Н. М. Григорьев, И. Ф. Завьялов, С. И. Иванов, К. Н. Истомин, Н. П. Крымов, Н. Х. Максимов, Е. О. Машкевич, И. Г. Николаевцев, М. С. Родионов, С. М. Романович, В. Ф. Рындин, Н. Я. Симонович-Ефимова, Н. В. Синезубов, И. С. Соболев, Л. А. Фёдоров, Р. А. Флоренская, П. А. Флоренский, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко, А. С. Ястржемский.
Выставки: 1-я (1922, Москва) — 3-я (1925/1926, Москва).
Объединение было основано весной — летом 1921 по инициативе молодых художников и литераторов, которые декларировали высокую духовность искусства и преемственность классических традиций. Основу общества составили участники выставок «Московского салона» и «Мира искусства», а также примкнувшие к ним молодые художники. Наряду с ними в создании объединения участвовали литераторы, ранее (в 1914–1916) группировавшиеся вокруг журнала «Млечный путь»: Амфион Решетов (Н. Н. Барютин), Н. М. Рудин, П. А. Флоренский, А. М. Чернышёв.
На организационном собрании в июне 1921 был принят манифест «Наш пролог», основные положения которого сформулировал В. Н. Чекрыгин: «Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного. Мы ни с кем не боремся, мы не создаем какого-либо очередного -изма. Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь простой мудрости вдохновенных».
Первым председателем союза был избран А. В. Шевченко, в конце 1924 его сменил Н. М. Чернышёв; обязанности секретаря исполнял Л. Ф. Жегин.
В 1922 члены объединения издавали под редакцией А. М. Чернышёва журнал «Маковец» («Маковец» — старинное название холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра, или, по словам П. А. Флоренского, «средоточенная возвышенность русской культуры»). Обложку первого номера (январь 1922) оформил С. М. Романович, второго (июль 1922) — украшал рисунок В. Н. Чекрыгина. Третий номер (май 1923), оформленный В. А. Фаворским, был подготовлен к печати, но не был издан. В журнале публиковались работы художников, печатались литературные и критические эссе, а также стихи Б. Л. Пастернака, Н. Н. Асеева, В. В. Хлебникова, П. Г. Антокольского, К. А. Большакова. Издание журнала являлось частью обширной литературной программы, включавшей выпуск поэтических книг и трудов по теории искусства, но оставшейся в основном не осуществленной из-за недостатка средств. К концу 1923 литературная группа фактически прекратила участие в деятельности союза.
Объединение устроило три выставки: в апреле — мае 1922, январе — феврале 1924 (обе — в залах ГМИИ), и декабре 1925 — январе 1926 (в помещениях Вхутемаса; ул. Рождественка, 11), а также выставку рисунков в феврале — марте 1925 (Государственная Цветковская галерея, Отдел рисунков Государственной Третьяковской галереи, Кропоткинская набережная, 29), которая затем была показана в Нижнем Новгороде. Выставки сопровождались изданием каталога. В составе первой выставки была организована посмертная экспозиция работ В. Н. Чекрыгина, на которой экспонировалось более 200 его произведений, в частности рисунки углем и карандашом из цикла «Воскрешение мертвых» (фрагменты-эскизы к росписи Собора Воскрешающего музея; кат. №№ 201–280), живописные произведения «Смерть брата Захария» (кат. № 401), «Огонь» (кат. № 402); в процессе работы выставки в экспозиции осталось 15 рисунков, так как основная масса отсыревших в неотапливаемом помещении музея работ упала со стен.
К 1926 в художественной деятельности «Маковца» сложились два основных направления. Одно из них с наибольшей силой воплотилось в творчестве В. Н. Чекрыгина, Л. Ф. Жегина, С. М. Романовича, которые тяготели к символичности, драматически-философской насыщенности образов, обращались к традициям европейского романтизма и символизма, русской иконописи, лубка; опирались на историко-литературные, библейские реминисценции. Творчество представителей другого направления — С. В. Герасимова, К. К. Зефирова, М. С. Родионова, Н. М. Чернышёва характеризовалось эмоционально-лирическим осмыслением образов городской и сельской жизни, природы и строилось на более традиционных формах. После смерти в 1922 В. Н. Чекрыгина, работы которого определяли лицо первой выставки, второе направление стало преобладающим.
Критика упрекала объединение в отсутствии эстетического единства. Так, Д. Аранович писал в журнале «Красная Новь» (1926, кн. 10, с. 225–226): «Организовавшись в самые первые годы после революции, раньше всех других группировок, когда важно было объединиться хоть как-нибудь, — “Маковец” включил в себя художников весьма различных, подчас чуждых друг другу направлений. Пока связующий их лозунг был актуальным, они относительно еще представляли собой нечто целое; когда “реализм” стал всеобщим и подчас весьма неярким девизом каждой художественной группировки, — “Маковец” оказался уже не столько группировкой, художественным течением, сколько чисто житейским, организованным объединением».
Отсутствие внутреннего единства привело объединение к расколу и последующему упразднению. В начале 1926 при обсуждении состава предполагаемой выставки Л. Ф. Жегин предложил показать на ней работы своих учеников, но получил отказ. Это побудило его с группой единомышленников (Т. Б. Александрова, П. П. Бабичев, И. Г. Николаевцев, В. Е. Пестель) выйти из «Маковца» и создать самостоятельное объединение «Путь живописи». После этого С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, В. Ф. Рындин, А. В. Фонвизин перешли в Общество московских художников. Н. М. Чернышёв и К. Н. Истомин стали членами объединения «4 искусства».
- 05.07.2022 Директор Sotheby’s рассказал Wall Street Journal, почему арт-рынок на подъеме Он считает, что потенциал блокчейна для мира искусства еще не раскрыт до конца
- 05.07.2022 Эрмитаж экспериментирует с расписанием В разгар «высокого сезона» он открыл свои двери в понедельник
- 04.07.2022 Artsy называет самых перспективных современных художников этого лета Все они переосмысляют традиции фигуративной живописи
- 04.07.2022 Самые дорогие и заметные работы на лондонской ярмарке Masterpiece Абстракция Герхарда Рихтера за €4,5 млн, работы женщин-художниц и многое другое
- 01.07.2022 Продажи на рынке NFT достигли рекордно низких показателей По итогам июня объем продаж составил менее $1 млрд
- 01.07.2022 Итоги AI аукциона № 436 Общая выручка составила 4,9 млн рублей
- 01.07.2022 Копия «Мыслителя» Родена продана на торгах Christie’s Работа ушла с молотка за €10,7 млн
- 29.06.2022 Серия торгов Christie’s «Искусство XX—XXI веков» принесла $248 млн Топ-лотами стали работы Моне и Кунса, отдельные торги были посвящены Шагалу
- 24.06.2022 Итоги AI аукциона № 435 Общая выручка составила 8,4 млн рублей
- 21.06.2022 На торги Christie’s выставят 20 работ Марка Шагала Топ-лотом станет картина 1984 года с оценкой в £1–2 млн
- 16.06.2022 Егор Молчанов: «Голубые фишки» искусства: как заработать на инвестициях в арт-рынок Интервью порталу pro.rbc.ru
- 08.06.2022 Новые вызовы и новые возможности: современное российское искусство в эпоху перемен Президент корпорации «Синергия», сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia Вадим Лобов — об отечественной арт-индустрии в новых реалиях
- 30.05.2022 Открыт 118-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Андрея Медведева, Pata, Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кати-Анны Тагути, Наталии Турновой, Ольги Фадейкиной, Константина Худякова, Бориса Чёрствого, Янины Ческидовой, Анатолия Чечика
- 23.05.2022 Открыт 117-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Нисо Атахановой, Сергея Базилева, Антона Богатова, Анастасии Вахненко, Анатолия Горяинова, Михаила Ермолова, Евгения Зевина, Андрея Марца, Андрея Молчановского, Такаси Мураками, Владимира Чибисова, Марии Шалито
- 16.05.2022 Персоны недели: Группа «Движение» и Владимир Акулинин Впервые на нашем аукционе выставлена работа Владимира Петровича Акулинина, одного из первых участников группы «Движение»
- 30.06.2022 Музей «Новый Иерусалим» знакомит посетителей с искусством шестидесятников В экспозицию вошли более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов
- 30.06.2022 В Музее Фаберже открылась выставка «Русский эпос в камне» В экспозиции — произведения современных уральских мастеров-камнерезов
- 28.06.2022 В Русском музее открылась выставка работ Кустодиева и Добужинского Проект приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I
- 23.06.2022 В Третьяковке готовят расширенную экспозицию в честь 100-летия Хлебникова В экспозицию войдут работы Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и других художников
- 21.06.2022 В Третьяковке показывают искусство второй половины XX — начала XXI века Работы Кабакова и Булатова соседствуют с произведениями молодых авторов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн