1887–1942
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, педагог.
Родился в семье офицера. Начал обучение в курской гимназии. В 1901 семья переехала во Владивосток, к новому месту службы отца. Там, учась в гимназии, Истомин стал посещать школу рисования, увлекся живописью. Познакомился с искусством Китая и Японии; особенное впечатление на него произвели красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
С началом Русско-японской войны семья перебралась в Харьков, где Истомин после завершения среднего образования некоторое время занимался в студии художника Е. Шрейдера. Был вовлечен в революционные события 1905, участвовал в выступлениях рабочих, подвергся аресту, несколько месяцев провел в тюрьме.
Освободившись летом 1906, Истомин уехал в Германию для дальнейшего обучения живописи и до 1909 занимался в Мюнхене у известного венгерского живописца и педагога Ш. Холлоши.
По возвращении в Москву Истомин поступил на искусствоведческое отделение Московского университета, по собственному признанию, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в МГУ привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 совершить путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.
Летом 1913 Истомин был призван в армию. Во время Первой мировой войны командовал артиллерийской батареей, был контужен, оперирован, долго лечился. В 1917 его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Он прибыл в Москву и в 1918 устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам.
В марте 1919 Истомин вступил в Красную Армию, получил ранение, перенес тиф и был окончательно освобожден от воинской повинности. В творческом плане гражданская война принесла художнику только разрозненные заметки, которые легли в основу графической серии к десятилетию Октября «Красная Армия в Донбассе». Остальные батальные рисунки Истомина пропали.
В 1920 Истомин недолгое время занимал дипломатическую должность, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921 и до конца жизни Истомин занимался преподавательской деятельностью.
В звании профессора он сначала был организатором Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАСа), а потом и преподавал в них. Позже читал лекции в Московском полиграфическом институте (1930–39) и МГХИ (1937–42). По воспоминаниям его учеников, Истомин был широко эрудированным и принципиальным человеком, педагогом по призванию.
Истомин состоял членом некоторых художественных объединений и, несмотря на то, что учебная работа отнимала у него много сил, находил время и на личное творчество. В 1920-х участвовал в выставках общества «Четыре искусства», экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины, такие как «Пряхи» (1924), «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дитя», «За чисткой овощей», «Утро» (1928), «Кавказский аул» (1928), «На террасе» (1929), «Читающая женщина» (1931).
В эти годы Истомин был уже вполне зрелым художником. Вступив в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и исповедуя принципы соцреализма, он, однако, стремился сочетать традиции искусства передвижников с выразительной пластикой, типичной для европейского искусства. Для себя он избрал стиль живописи эмоций и цвета.
Наиболее заметным произведением Истомина предвоенных лет стала картина «Вузовки» (1933). Написанное на первый взгляд в бытовом жанре, полотно контрастирует с откровенно пафосными художественными произведениями тогдашней поры.
Классическую базовую основу Истомина выдают и его поздние произведения: строгие этюды с натуры «В комнате у окна» (1928), «Читающая женщина», «Портрет Лидии» (обе 1931), наброски незавершенной картины «Восстание румынских крестьян», крымские морские пейзажи.
Истомин проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
Осенью 1941 вместе со всем Московским художественным институтом имени В. И. Сурикова (бывшем ВХУТЕИНом) эвакуировался в Самарканд.
Умер в эвакуации.
Первую персональную выставку Истомина организовал в Москве в 1961 его ученик И. В. Савицкий, директор Каракалпакского музея. Вторая выставка состоялась в 1975, а в 1985 в Москве был издан альбом репродукций с картин Истомина «Избранные произведения».
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Саратовском государственном художественном музее, в Курской картинной галерее и других собраниях.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе