1886–1964
Живописец, график, скульптор.
Родился в семье юриста. Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы С. О. Шервуд. В 1903–1905 занимался в школе-студии К. Ф. Юона, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище.
В 1906–1907 продолжил образование в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене. Одновременно слушал лекции К. Фолля по философии в Мюнхенском университете. Путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии. В 1909 возвратился в Москву.
В 1909–1913 учился на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета, защитил дипломную работу по теме «Джотто и его предшественники». В том же году совместно с Н. Б. Розенфельдом перевел на русский язык работу А. Хильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».
В 1915–1917 и 1919–1921 служил в армии. В 1918–1919 сотрудничал с кукольным Театром марионеток, петрушек и теней. В 1922 вступил в объединение «Четыре искусства». Работал преимущественно в технике ксилографии. Много занимался книжной графикой, оформил «Суждения господина Жерома Куньяра» А. Франса (1918), «Кремль. Свердловский зал» (1921), «Эгерия» П. П. Муратова (1921), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1922), «Фрамарь» А. П. Глобы (1923), «Книга Руфь» (1925), «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого (1929), «Рассказы» Б. А. Пильняка (1932), «Новая жизнь» Данте (1934), «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941). В 1925 за свои гравюры на дереве он получил Гран-при на Международной выставке в Париже.
Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1933) во Втором МХАТе и «Мольба о жизни» Ж. Деваля (1934) во МХАТ. Занимался также станковой графикой и монументальной живописью. В 1928 создал серию гравюр «Годы революции». В 1933 выполнил фрески в Музее охраны материнства и младенчества, в 1937 — композиции-сграффито в Доме моделей в Москве (не сохранились). В 1937 художник принял участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Париже и был удостоен Гран-при за эту работу.
В 1921–1929 преподавал во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), заведовал кафедрой ксилографии графического факультета. В 1923–1925 занимал также пост ректора Мастерских. В 1920-х написал ряд работ по теории композиции и оформлению шрифтов. В 1930–1934 был профессором Полиграфического института, в 1934–1938 — профессором Московского института изобразительных искусств. В 1936–1941 — консультантом мастерской монументальной живописи при Всероссийской Академии архитектуры. Среди его учеников А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков и многие другие.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Среднюю Азию. В эвакуации выполнил цикл линогравюр «Самарканд» (1942–1944). В 1942 по 1948 преподавал на кафедре керамики Московского института прикладного и декоративного искусства. Среди наиболее значительных работ послевоенного периода иллюстрации к «Сонетам» У. Шекспира (1948), сборнику «Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950), «Слову о полку Игореве» (1953), «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1956).
В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе был награжден золотой медалью за мозаику «1905 год». В 1962 был удостоен Ленинской премии за работу над изданием «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1963 ему присвоено звание «Народный художник СССР».
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Фаворский вошел в историю искусства как выдающийся художник книги, виртуозный мастер гравюры на дереве. В своем творчестве он развивал синтетическую концепцию оформления книги, предполагающую объединение сюжетных иллюстраций, шрифта и заставок в целостный ансамбль. Его индивидуальный стиль сложился под большим влиянием стилистики символизма и модерна, но вместе с тем он вобрал в себя новации мастеров авангарда, в частности кубизма. Для работ 1910-х — 1930-х характерна лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху. С середины 1930-х художник все чаще использовал белый штрих, позволяющий добиться более живой передачи света и движения.
В целом творчество Фаворского сложно уложить в рамки каких-либо направлений искусства ХХ столетия или русского авангарда 1920-х годов. Вместе с тем он возглавлял институт, выработавший новаторскую систему художественного образования, был реформатором искусства книги.
Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе