1884–1958
Живописец, график, сценограф
Родился в семье художника П. А. Крымова. Первоначальное художественное образование получил под началом отца. В 1904 поступил в МУЖВЗ на архитектурное отделение, в 1907 перевелся на живописное. Занимался у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина.
Еще будучи учеником, приобрел известность в художественных кругах. В 1906 был приглашен участвовать в выставке Союза русских художников, впоследствии стал одним из членов (1910) и постоянных экспонентов: принимал участие во всех выставках Союза до 1923. В 1907 Совет Третьяковской галереи по предложению Серова приобрел этюд Крымова «Крыши под снегом».
Сблизился с членами содружества «Голубая роза», в 1907 участвовал в единственной выставке объединения в доме М. С. Кузнецова на Мясницкой улице в Москве. В 1907–1908 совершил творческую поездку в Крым. В 1906–1910 много работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналами «Золотое руно», «Весы», «Аполлон».
С 1910 занимался сценографией, оформлял представления в Петербурге и Москве — в «Доме интермедий» и литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака». В 1911 создал эскизы костюмов и декораций спектакля «Не было ни гроша, да вдруг алтын» по пьесе А. Н. Островского в театре К. Н. Незлобина (постановка не осуществлена). В том же году экспонировал свои произведения на Международной выставке в Риме.
Летние месяцы 1913–1915 жил в поселке Красково под Москвой, лето с 1916 по 1918 проводил в имении В. С. Мамонтова Горки в Рязанской губернии.
После революции участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Был одним из организаторов журнала «Путь освобождения», который ставил своей целью популяризацию искусства среди солдат. В 1919–1920 преподавал на факультете изобразительного искусства при Московском Пречистенском практическом институте, в 1920–1922 — во ВХУТЕМАСе, в 1920-х (точные годы неизвестны) — в Московском полиграфическом институте. Летом с 1920 по 1927 жил и работал в Саввинской слободе, близ Звенигорода, с 1928 проводил летние месяцы в Тарусе.
В 1921–1922 участвовал в выставках «Мира искусства», в 1922 — в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В том же году в Государственной Третьяковской галерее открылась первая персональная выставка Крымова. В 1924–1925 работы Крымова экспонировались на выставке русского искусства в Центральном дворце в Нью-Йорке, в 1925 — в АХРР, в 1925–1926 — в выставках объединения «Маковец». С 1928 член Общества московских художников.
Создал костюмы и декорации к постановкам «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова (1922), «Горячее сердце» по А. Н. Островскому (1926), «Унтиловск» по Л. М. Леонову (1928), «Таланты и поклонники» по А. Н. Островскому (1933) во МХАТе, «Амуры в лапоточках» по пьесе П. С. Сухотина (1927) в Малом театре, «Волки и овцы» (1928), «Бесприданница» по А. Н. Островскому (1932) в театре «Комедия» (бывший театр Ф. И. Корша). Оформлял также постановки 4-й студии МХАТ и музыкальной студии К. С. Станиславского
С середины 1920-х разрабатывал метод преподавания пейзажной живописи на основе определения тональных отношений, опубликовал ряд статей по этой теме. В 1934–1939 преподавал в Московском изотехникуме памяти 1905 года.
Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве из-за болезни. В 1942 Крымову присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1949 он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1954 прошла вторая персональная выставка художника в залах Академии художеств в Москве. В 1956 Крымов был удостоен звания «Народный художник» РСФСР.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ретроспективные выставки Крымова состоялись в 1967 в Академии художеств СССР, в 1984–1985 — в Центральном доме художника в Москве.
Крымов — один из наиболее значительных живописцев первой половины ХХ столетия, чьи произведения еще при жизни были признаны «классикой пейзажа». Он выработал собственный узнаваемый стиль в живописи. С самых первых работ художник выступил как сложившийся мастер. В его ранних картинах 1900-х сказалось увлечение символизмом, для них характерны декоративность цвета, тонкий лиризм, недосказанность изображения, утверждение изменчивости в состоянии природы, в нюансах освещения, вибрации воздуха. В дальнейшем творчестве Крымова проявился интерес к искусству примитива, творчеству импрессионистов, в особенности А. Сислея, Э. Дега и К. Моне, театру, классическому пейзажу XVII века. В 1910-х перестал работать исключительно с натуры и начал, подобно К. Лоррену и Н. Пуссену, «сочинять» свои пейзажи.
Выделить какой-то определенный этап в его биографии достаточно сложно. Искусство Крымова хоть и претерпевало определенную эволюцию с течением времени, но при этом всегда сохраняло внутреннюю цельность и не было подвержено конъюнктуре времени. При работе над картиной художник выполнял значительное число набросков, часто на обрывках бумаги, тетрадных листах и так далее.
Творческое наследие художника поистине огромно. Крымов работал очень много до самых последних дней жизни. Его произведения находятся во многих музеях России и ближнего зарубежья, а также в частных коллекциях. Среди музейных собраний — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, музей МХАТ, областные музеи изобразительных искусств в Ростове-на-Дону, Ульяновске, Туле, Брянске, Нижнем Тагиле, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Национальный художественный музей республики Беларусь в Минске, Киевский музей русского искусства, Одесский художественный музей и другие.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе