Художник недели: Николай Крымов
История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Николая Петровича Крымова, для которого новейшие течения искусства XX века послужили импульсом к развитию собственной концепции пейзажа
Годы жизни: 1884–1958
Направление: символизм, реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Николай Петрович Крымов — художник удивительной чуткости к видимому, сохранявший верность своему искусству на почтительной дистанции от социальных, политических и культурных перемен, происходивших в России. В ранний период творчество живописца было созвучно тенденциям, сформировавшим основу, на которой развился русский авангард: открытиям постимпрессионизма, эстетике искусства символизма, интересу к примитиву. Однако Крымов не пришел к авангардной трактовке формы — его художественные поиски были сосредоточены на явлениях природы, для правдивого запечатления которых он впоследствии разработал самобытную систему, укорененную в тональных и цветовых взаимоотношениях.
Теоретические установки художника лучше всего иллюстрирует произведение «Изменения в пейзаже отношений по тону и цвету» — учебный пейзаж-таблица, созданный живописцем в 1932 году. Обычный, знакомый и милый русскому глазу сельский дом с красной крышей, слева от которого начинается лес, а справа простирается поле, показан в девяти различных конфигурациях, в метаморфозах чисто оптических, которые он претерпевает со сменой времени дня. Полдень, первые послеобеденные часы, ранние сумерки, яркий закат и, наконец, глубокая, иссиня-черная ночь, когда видно лишь смутные очертания предметов, и желтый свет в окне дома единственный разрывает тьму — Крымов видит и фиксирует тончайшие нюансы света и цвета, всякий час сменяющиеся и формирующие наше восприятие окружающего мира.
Живописец родился 20 апреля 1884 года в Москве, в семье художника-портретиста Петра Алексеевича Крымова. В доме недалеко от Патриарших прудов царил традиционный для Москвы XIX века старинный усадебный быт. В семье было двенадцать детей, и жизнь бурлила: устраивались музыкальные вечера, ставились пьесы и создавались живые картины. Крымов формировался внутри особенного культурного климата столицы рубежа веков — в театрах играли Ермолова и Стрепетова, в гостях у Крымовых часто бывали представители интеллигенции. Дети росли в культурной среде, с особенной чуткостью к формированию которой относился их отец, выпускник МУЖВЗ. Он старался с детства развить в них внимание к вещественной красоте окружающего мира и природы. Николай рано проявил тягу к рисованию, и отец приветствовал ее, обучая мальчика работе с натуры и по памяти. В 1904 году Николай Крымов поступил в МУЖВЗ, где до 1907-го обучался по классу архитектуры, а в 1907-м перевелся в класс пейзажной живописи.
Сосуществование разных художественных школ в начале ХХ века ощущалось и в стенах МУЖВЗ. Учителями Крымова были носитель реалистической традиции, представитель младшего поколения передвижников Николай Касаткин, мастер исторической живописи Аполлинарий Васнецов, художники, сочувствовавшие новейшим течениям в искусстве, — Константин Коровин, Леонид Пастернак, Валентин Серов. Формирование творческого метода Крымова происходило под воздействием не только разносторонней творческой среды училища, но и современного художественного процесса, находившего свое выражение в выставках. Экспозиционная история Крымова началась в 1905 году, с XII выставки Московского товарищества художников, а уже через год, в 1906-м, на выставке ученических работ МУЖВЗ его картина «Крыши под снегом» (1906, ГТГ) намеренной случайностью своей композиции настолько увлекла А. Васнецова, что тот приобрел ее для своей коллекции. Спустя два года, работа была куплена Третьяковской галереей.
Дружба с художником-символистом Николаем Сапуновым и поэтом Георгием Якуловым сблизила Крымова с Всеволодом Мамонтовым, у которого собиралась передовая художественная общественность Москвы тех лет. Вместе с друзьями Крымов работал над декоративным оформлением ресторана «Грек» на Тверском бульваре.
В марте 1907 года Крымов принял участие в выставке «Голубая роза». Критика отмечала неожиданное созвучие между творчеством Крымова и другого участника выставки, Мартироса Сарьяна: интерес обоих художников вызывали технические возможности цвета в передаче тональных особенностей визуального восприятия окружающего мира. Более тесно Крымов сблизился с возникшим после выставки одноименным объединением во время подготовки первого номера журнала «Золотое руно», в графическом оформлении которого он принимал самое прямое участие. В 1910-м Крымов вступил в Союз русских художников. Окончив учебу в МУЖВЗ, стал одним из самых молодых участников русского павильона на Международной выставке в Риме (1911).
Николай Крымов принадлежал к тому типу художников, который, несмотря на участие в объединениях или на вдохновленных одной стилистической идеей групповых выставках, выбирает свой собственный путь. Уже в ранних его работах («Солнечный день», 1906, ГТГ, «Песчаные откосы», 1908, ГТГ) наметился четкий круг тем и мотивов — городская и загородная жизнь, природа в различных ее состояниях. Ранние и поздние пейзажи Крымова пустынны, в них практически нет людей и подробно разработанных деталей. К 1910-м годам Крымов увлекся примитивом («Московский пейзаж. Радуга», 1908, ГТГ, «После весеннего дождя», 1908, ГРМ), исследуя его возможности применительно к решению собственных творческих задач. К этому же времени относится более серьезное и плодотворное исследование Крымовым классического французского пейзажа XVII века, в частности творчества Николя Пуссена («Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Николай Пунин писал: «Крымов усилил необыкновенную прелесть света в своих картинах еще тем, что долго и внимательно учился у Пуссена компоновать пейзаж. От него Крымов заимствовал широту горизонта, и его далекую ласку, и тихое одиночество высоких и темных тополей, от него и эта влага, и почти эллинистическая сила чувства, его простота и гармония. В самом деле, что-то классическое, что-то аполлонически-ясное есть в этом Крымове»1.
Найдя близкие своему искусству импульсы в творчестве Пуссена, Крымов развивал свой творческий метод, то обращаясь к сценам городской и деревенской повседневности, населяя свои картины стаффажными фигурами, то проявляя интерес к условным геометрическим формам предметов, хотя эксперименты русского авангарда никогда не были ему близки. Главной ценностью, основным предметом изображения для него была красота окружающего мира, открывшаяся ему еще в детстве, во время первых занятий с отцом. Стремясь ухватить ее, Крымов проводил много времени на природе. В летние месяцы 1914–1916 годов художник жил в Краскове под Москвой, а с 1920 года каждое лето, «по следам» И. И. Левитана и еще многих пейзажистов, бывал под Звенигородом, в доме художника А. С. Рыбакова в Саввинской слободе.
В 1918 году Крымов участвовал в организации и выпуске журнала «Путь освобождения», нацеленном на популяризацию искусства среди солдатских масс. Участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения. После Октябрьской революции начал преподавать в отделении ИЗО на Пречистенских рабочих курсах. В 1920-м курсы были реформированы в Пречистенский практический институт, на факультете изобразительного искусства которого Крымов работал вместе с К. А. Коровиным, скульптором В. А. Ватагиным и искусствоведом Б. Р. Виппером. Институт просуществовал недолго, и в 1920–1922 годах Крымов преподавал во ВХУТЕМАСе. Наиболее плодотворным стал период его работы в Московском изотехникуме памяти 1905 года (1934–1936).
В 1938 году Николай Крымов написал программную для своего творческого метода статью «О Левитане». Из всех русских художников И. И. Левитан имел для Крымова наибольшее значение, его он считал основным своим учителем, хотя личное знакомство их не состоялось: Крымов поступил в МУЖВЗ уже после смерти Левитана. «Начиная с первых лет моей самостоятельной творческой жизни меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы <…> работая в Звенигороде, я стал часто задумываться над творчеством Левитана и долго не мог понять, почему, каким образом Левитан широким мазком свободно, убедительно и совершенно материально умел изображать траву, избы, деревья и небо. Отделывая все цветочки, все детали пейзажа, я все-таки не мог никак достичь верной передачи этой материальности разных элементов природы. Мучительно отыскивая решение этой задачи, я постепенно стал приближаться к истине. Так, однажды, работая над пейзажем в серый день, я пересветлил общий тон этюда и, как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взятом общем тоне», — писал Крымов в 1938 году2. Общий тон — это главная цель творческих поисков Крымова, основа гармонии в его произведениях, важнейшая нематериальная категория, чуткость к которой он стремился привить своим ученикам.
Николай Крымов умер 6 мая 1958 года в Москве. Он никогда не был за границей, предпочитая путешествиям живописные качества родной природы. Он никогда не вступал в полемику с властями, предпочитая ей жизнь ради собственного искусства. По словам В. М. Бялик, «для молодых художников он был воплощением высоких художественных традиций, олицетворением которых для него самого были Репин, Серов, Левитан, Коровин»3, он выбрал путь провидца самых тонких нюансов в окружающем мире, и прошел по нему, не изменяя себе.
Произведения живописца находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Звенигородского архитектурно-художественного музея, Нижегородского государственного художественного музея и многих других музеев в России, в частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Николая Крымова входит живопись, проданная за пределами России с 2004 по 2018 год. Третий по стоимости результат показал шведский аукционный дом Uppsala Auktionskammare в 2004 году: картина «Вечер, дома у воды» (1915, холст, масло) была продана за $146 966. Следующий в рейтинге результат был установлен в 2018-м: «Перед дождем» (1911, холст, масло) ушла с торгов на MacDougall's в Лондоне за $360 139. Рекорд продаж работ художника также принадлежит MacDougall's: летом 2014 года живопись «Пейзаж с коровами» (1909(10?), холст, масло) ушла с аукциона за $436 862. Необходимо добавить, что продажа последней работы стала для нее повторной (см. Табл. 3), принеся ее прежнему владельцу $253 тыс. валовой прибыли. Этому во многом способствовала информация в аукционном каталоге, называвшая (на наш взгляд, совершенно справедливо. — AI.) период нулевых годов XX века самым сильным в творчестве Николая Крымова.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 101 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 80 работ, графика — 20 работ, смешанная техника — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $37,8 тыс., медианная стоимость — $4,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,54 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 41 к 60 (41 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1994–2008 | 27 | 13 | 48 | 14 |
2009–2014 | 36 | 13 | 36 | 23 |
2015–2020 | 38 | 15 | 39 | 23 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 63 | 18 | 29 | 45 |
Великобритания | 14 | 10 | 71 | 4 |
США | 9 | 4 | 44 | 5 |
Франция | 6 | 6 | 100 | 0 |
Швеция | 5 | 3 | 60 | 2 |
Украина | 2 | 0 | 0 | 2 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Германия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | ||||||
1 | Старый сарай | 2019 | 1,09 | 2020 | 0,80 | 1 | AI Аукцион, Москва | –0,28 | –26,1 |
2 | Тростник. Эскиз | 2004 | 3,31 | 2009 | 10,41 | 5 | Совком, Москва | 7,10 | 42,9 |
3 | Осень приближается | 2007 | 5,38 | 2010 | 20,94 | 3 | MacDougall's, Лондон | 15,56 | 96,5 |
4 | Пейзаж с коровами | 2013 | 183,86 | 2014 | 436,86 | 1 | MacDougall's, Лондон | 253,00 | 137,6 |
Работы Николая Крымова имеют 4 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 62,7 %. Медианный CAGR составляет 69,7 % — и пусть не вводит в заблуждение, что он превышает среднее значение (62,7 %): такое случается, когда в выборке слишком мало данных (в нашем случае — всего четыре прецедента). Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 251 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в два с половиной раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 35 % продаж.
Что можно сказать о рынке Николая Крымова, глядя лишь на цифры, сопровождающие продажи художника? Без знаний о его искусстве и роли в художественной жизни России начала XX века объективной картины, увы, не получится. И это — очередное послание AI коллекционерам всех возрастов: чтобы судить о художнике, необходимо знать искусствоведческий контекст. На основании голых цифр рынок Николая Крымова — это «рынок настроения»: продаются его работы далеко не всегда, но если продаются — то в среднем с 2,5-кратным превышением ожиданий. Художник не избалован ни зарубежными продажами, ни страстями на внутреннем рынке России периода 2006–2008 годов: ценовые рекорды Крымова устанавливались в периоды как роста рынка, так и временного снижения покупательской активности.
Наш современник, прошедший сегодня тем же путем, что и Крымов век назад, однозначно попал бы в категорию молодых международных звезд: самобытный, яркий, не по годам осмысленный автор в активном поиске собственного стиля, предлагающий символистский взгляд на международные живописные тренды через национальные символы — природу, цветовую гамму, быт и людей. В сегодняшних же реалиях у Крымова и художников его круга — русских символистов начала XX века — задача под стать шарику в советском спортлото: при очередном повороте мирового арт-рыночного колеса попасть в свободную нишу и быть утянутым наверх к международному признанию. Пока что «колесо» работало с русским рынком вне хронологической логики: его фаворитами становились соцреализм в конце 1980-х, русский авангард в конце 2000-х, современное искусство в середине 2010-х — а последним из успешно поднявшихся вверх «шариков» стал нонконформизм, начиная в 2018-го. Мы можем только надеяться, что мировой арт-рынок наконец увидит и оценит художников-символистов — к слову, хронологически творивших чуть раньше, чем признанные сегодня русские авангардисты.
Задавшись целью собрать портрет идеального коллекционера работ Николая Крымова в одном предложении (задача, как всегда, не из легких), мы получили бы следующее: это человек, который хорошо знает и рынок, и историю русского искусства и делает ставку на его нераскрытые периоды, полные недооцененных шедевров как среди произведений, так и среди их создателей. Такой человек прежде всего понимает, что возможность недооцененных художников занять свое место в истории искусства значительно выше, чем у переоцененных авторов — в ней задержаться.
На текущем, 360-м AI Аукционе выставлен картон Николая Петровича Крымова «Летний пейзаж с озером» (1906).
1 Пунин Н. Три художника. Последние произведения Н. Крымова, // Аполлон №№8–9, 1915, С. 12.
2 Крымов Н. П. О Левитане. krimov.ru
3 Бялик. В. М. Николай Крымов. М.: Белый город, 2001. Электронная версия: coollib.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201214_krymov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201214_krymov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.