Венок — Стефанос
1907–1910, Москва
Участники группы и выставок: А. А. Арапов, В. Д. Баранов-Россине, А. К. Богомазов, П. И. Бромирский, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, Л. Д. Бурлюк, А. Ф. Гауш, А. С. Глаголева, Н. С. Гончарова, Е. Г. Гуро, В. П. Дриттенпрейс, К. В. Дыдышко, В. В. Каменский, И. А. Кнабе, П. Коваленко, Н. П. Крымов, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. В. Матюшин, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, Л. Л. Сюрваж, Н. П. Ульянов, Л. Ф. Шмит-Рыжова, А. А. Экстер, А. Б. и Г. Б. Якуловы.
Выставки: «Венок» (1907/1908, Санкт-Петербург), «Звено» (1908, Киев), «Выставка современных течений в искусстве» (1908, Санкт-Петербург), «Венок — Стефанос» (1909, Санкт-Петербург), «Венок» (1909, Херсон); «Треугольник — Венок — Стефанос» (1910, Санкт-Петербург); «Областная Южно-Русская выставка» (1910, Екатеринославль).
Неофициальная художественная группировка; ядро ее составляли В. Д., Д. Д. и Л. Д. Бурлюк, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, А. А. Экстер. Объединяла молодых художников, увлеченных поисками новых живописных решений, изучавших и пропагандировавших новейшее искусство. Какой-либо определенной эстетической программы не имела; участники провели ряд групповых выставок, основное место на которых занимали произведения, созданные под влиянием постимпрессионизма, фовизма, пуантилизма, неопримитивизма.
Первая выставка под названием «Стефанос» была проведена на средства братьев Бурлюков и М. Ф. Ларионова 17 декабря 1907 — 15 января 1908 в новом здании Строгановского училища. На ней В. Д. Бурлюк выставил разграфленные геометрическими фигурами холсты (сеть). После Москвы выставка была показана в Киеве под названием «Звено». На ней посетителям раздавалась листовка с первой декларацией Д. Д. Бурлюка «Голос импрессиониста в защиту живописи».
В апреле — мае 1908 группа «Венок» представляла московский авангард на «Выставке современных течений в искусстве», организованной в Петербурге Н. И. Кульбиным. 20 марта — 8 апреля 1909 года В. Д. Баранов, В. Д. Бурлюк, А. Ф. Гауш, А. В. Лентулов и А. А. Экстер провели в Петербурге выставку «Венок — Стефанос». В сентябре 1909 выставка «Венок» состоялась в Херсоне, после чего работы с нее попали в передвижной «Салон» В. А. Издебского. В декабре того же года В. Д. и Д. Д. Бурлюки представляли группу на выставке «кульбинистов» «Импрессионисты» в Вильно.
Следующее выступление группы состоялось в марте — апреле 1910 на петербургской выставке «Треугольник — Венок — Стефанос», организованной Н. И. Кульбиным, который одновременно выставил свои работы в группе «Венок — Стефанос» и группе «Треугольник». На выставке распространялась листовка Д. Д. Бурлюка в ответ на статью А. Н. Бенуа «Выставка Союза» (газета «Речь», 1910, 26 февраля), содержащая негативную оценку творчества авангардистов на выставке Союза русских художников; обложка каталога была изготовлена из грубой мешковины.
В июле — сентября 1910 по приглашению Екатеринославского художественно-артистического общества группа в расширенном составе (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, К. В. Дыдышко, П. Коваленко, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Л. И. Михневич, Л. Ф. Шмит-Рыжова) участвовала в «Областной Южно-Русской выставке» в Екатеринославле, составив отдел неоимпрессионистов.
По словам А. Тимофеева, представители этого направления «преследуют… больше всего чисто технические задачи — довести до минимума рисунок, стилизовать краски, найти новый, более выразительный, более нервный мазок…»
В дальнейшем члены группы участвовали в создании основных авангардных объединений «Бубновый валет», «Союз молодежи», «Ослиный хвост» и других.
Источники:
1. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 37–38.