1877–1913
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Нотенберг, Матюшина, Элеонора
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, поэтесса
Из дворянской семьи; дочь генерал-лейтенанта, секретаря штаба Петербургского военного округа Генриха Гельмута Гуро. Детство провела в деревне Новоселье Псковской губернии. Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1890), школе-студии Я. Ф. Ционглинского (1903–1906), школе Е. Н. Званцевой (1906–1907) под руководством М. В. Добужинского и Л. С. Бакста. В Рисовальной школе познакомилась с художником и музыкантом М. В. Матюшиным; в 1906 вышла за него замуж.
Жила в Петербурге, летние месяцы проводила в поселке Большая Ижора близ Ораниенбаума и на даче в Уусикиркко на Карельском перешейке. В квартире Матюшина — Гуро на Петроградской стороне собирались многие представители литературного и художественного авангарда: П. Н. Филонов, К. С. Малевич, О. В. Розанова, М. Ф. Ларионов, В. Е. Татлин, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Кручёных и другие.
В 1905 дебютировала как литератор с рассказом «Ранняя весна» в «Сборнике молодых поэтов». В 1909 Матюшин и Гуро основали на своей квартире издательство «Журавль». В том же году выпустила в нем первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка», в 1912 — вторую книгу, «Осенний сон», получившую положительные рецензии А. А. Блока и В. И. Иванова.
В конце 1900-х сблизилась с группой русских кубофутуристов. В 1910 приняла участие в выпуске первого сборника кубуфутуристов «Садок судей». В те же годы активно занималась живописью; экспонировала свои работы на выставках «Импрессионисты» (1909), «Треугольник» (1910), объединения «Союз молодежи» (1913–1914) в Петербурге. Занималась иллюстрированием собственных книг.
Умерла от лейкемии; похоронена в Уусикиркко (могила не сохранилась). Посмертно были издан сборник произведений «Небесные верблюжата» (1914) и литературный альманах «Трое», посвященный памяти Гуро, (1913; совместно с Кручёных, Хлебниковым; предисловие — Матюшина; иллюстрации — К. С. Малевича).
Выставки произведений художницы прошли в 1919 в Петрограде (совместно с Матюшиным), в 1994 в Петербурге. В доме Матюшина — Гуро на Песочной улице открыт Музей петербургского авангарда (при Государственном музее истории Санкт-Петербурга).
Гуро принадлежит к центральным мастерам русского художественного авангарда первой трети ХХ века. Для ее творчества характерны тесная связь живописи, поэзии и прозы.
В раннем творчестве прошла через увлечение импрессионизмом. В середине 1900-х была близка к символизму, ретроспективизму «мирискусников»; испытала влияние В. Э. Борисова-Мусатова и М. А. Врубеля. Во второй половине 1900-х — начале 1910-х обратилась к неопримитивизму. В своей живописи шла к преодолению предметности, сохраняя при этом лирическую, природную основу образа. Для произведений характерны намеренная этюдность (незавершенность), фрагментарность, деформация формы, светлый прозрачный колорит.
Вместе с Матюшиным занималась разработкой теории «расширенного смотрения», изучала влияние формы на форму, связь звука с формой и цветом. Выступала за обращение к «спасительной природе», постижение скрытой сущности явлений природы.
Творчество Гуро представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российский государственный архив литературы и искусства и другие.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе