1888–1944
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Шулим-Вольф Баранов, Владимир Давидович Баранов, Даниэль Россине, Россине
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, скульптор, изобретатель
Из мещанского сословия. В 1903–1908 посещал Одесское художественное училище. В 1908 приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств, но на занятиях не присутствовал и через год за это был отчислен.
С 1907 начал участвовать в первых авангардистских выставках: «Стефанос» (1907, Москва); «Звено» (1908, Киев); «Венок-Стефанос» (1909, Санкт-Петербург); «Импрессионисты» (1909–1910, Петербург, Вильно, Берлин); выставке в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1919, Петроград).
В 1910 уехал в Париж, где поселился в колонии художников «Улей» по соседству с М. Шагалом, О. Цадкиным, А. Архипенко, Х. Сутиным, А. Модильянии и другими. Под псевдонимом Россине (а потом и удвоив фамилию) выставлял в салонах свои футуристические и супрематические композиции, а также скульптуры — например, в Салоне Независимых представил «Симфонию № 2» из металлических труб, проволоки и пружин (1914, не сохранилась).
В те же годы заинтересовался идеей музыкального и цветового синтеза посредством использования основных спектральных цветов и подружился с основоположником орфизма Р. Делоне. Под влиянием Делоне созданы такие картины, как «Война», «Голубой апокалипсис». Познакомился с А. Н. Скрябиным и написал его портрет, на котором композитор оставил автограф: «Музыканту красок — Скрябин».
С началом Первой мировой войны, в 1915 Баранов переехал в Скандинавию, жил в Норвегии. Здесь окончательно оформился стиль художника. Он спроектировал «оптофоническое» пианино и провел на нем первые концерты в Христиании (ныне — Осло) и Стокгольме. В норвежской столице состоялась и первая персональная выставка.
В 1917, вернувшись в Россию, обосновался в Москве, где в должности профессора преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), служил при Наркомпросе в коллегии по делам искусств и художественной промышленности, стоял во главе мастерской в ПГСХУМ.
Одновременно работал и в Петрограде: исполнял революционные панно, участвовал в украшении города к первой годовщине Октября (в соавторстве с Б. М. Кустодиевым и К. С. Петровым-Водкиным). В том же 1917 представил свыше 60 своих работ на выставке в Художественном бюро Добычиной (Петроград), а также на экспозиции картин и скульптур художников-евреев (Москва).
Развивая идеи орфизма, в начале 1920-х обратился к светомузыкальным замыслам Скрябина. Сконструировал клавир — усовершенствованный оптофон, за каждой клавишей которого были закреплены определенные звук и цвет. Свет через оптические фильтры проецировался на так называемый «хромотрон» (экран).
Первые «Оптофонические цвето-зрительные концерты» с использованием такого клавира провел в театре В. Э. Мейерхольда (1923) и в Большом театре (1924); сам исполнял «Партию света» в аранжировке симфонического оркестра под руководством В. Сука.
В 1925 поселился в Париже, где запатентовал и активно демонстрировал свое изобретение. Там он продолжил проводить оптофонические концерты. Основал Оптофоническую академию, в которой занимался аудиовизуальными исследованиями и преподавал.
В 1930-е изобрел и другие агрегаты, такие как «хромофотомер» (для проверки качества драгоценных камней) и «мультиперко» (для производства и очистки химических растворов, стерилизации газированных жидкостей; запатентован в 1934), а также «динамический камуфляж» (для маскировки войск; запатентован в 1939).
В области скульптуры и живописи в этот период создавал цикл абстрактных композиций, прочно связанных с музыкальными ассоциациями. В этих композициях использовались принцип «ленты Мёбиуса», полихромия и материалы разного рода и фактуры. Интересовался любыми новейшими живописными течениями, в частности сюрреализмом. Регулярно экспонировался в Салоне Независимых.
Ради заработка художнику приходилось заниматься бизнесом, одно время торговал недвижимостью.
С началом Второй мировой войны отказался покинуть Францию. В ноябре 1943, когда Париж был оккупирован, художника арестовали как еврея и переправили в Германию, где он погиб в нацистском концлагере Освенцим.
В России творчество Баранова-Россине было надолго позабыто. Но сейчас интерес к нему возрождается, обусловленный, вероятно, возрастающим вниманием к картинам художника за рубежом. В 1954 Салон Независимых устроил посмертную выставку Баранова-Россине.
Выставки прошли в Париже (1970, 1972/1973, 1984), Лондоне (1970), а также в Государственной Третьяковской галерее в России в 2004.
Произведения Баранова-Россине находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в музее Людвига в Кельне.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе