Art Investment

Художники и цены

БИОГРАФИЯ

ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич

26 марта (в некоторых источниках 4 января) 1882 (с. Ворона Пензенской губернии, в некоторых источниках — с. Нижнее Ломово и с. Черная Пятина) — 15 апреля 1943 (Москва)

Живописец, график, сценограф

Родился в семье священника. Учился первоначально в Пензенском духовном училище и духовной семинарии (1889–1898), затем, с перерывами, в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905–1906), занимался у Н. К. Грандковского, П. И. Коровина, А. Ф. Афанасьева. В 1901–1905 жил в Киеве, с 1903 посещал занятия в Киевском художественном училище, где учился у В. Менка и Н. Пимоненко.

В 1906 приехал в Петербург, продолжил образование в частной студии Д. Н. Кардовского. В 1907–1908 принял участие в авангардных выставках «Стефанос» и «Венок». В 1909 переехал в Москву. В 1910 вместе с И. И. Машковым, П. П. Кончаловским, А. В. Куприным, М. Ф. Ларионовым, Р. Р. Фальком составил ядро объединения «Бубновый валет», первая выставка которого состоялась в том же году. С 1910 стал постоянным экспонентом возобновленного «Мира искусства».

В 1911–1912 совершил поездки по Италии и Франции. В Париже занимался в академии Ла Палетт у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже, сблизился с Ф. Леже и Р. Делоне. В Италии познакомился с творчеством футуристов.

В 1912 выставил свои первые кубистические работы. В 1913 написал картину «Василий Блаженный», которая явилась своего рода программным произведением мастера. В 1913–1916 создал целую серию живописных и графических работ, в которых обыгрывал мотивы древнерусского зодчества (в том числе «Звон. Колокольня Ивана Великого» и другие).

В 1914 вместе с К. С. Малевичем и В. В. Маяковским работал в издательстве «Сегодняшний лубок». В 1916 дебютировал как театральный художник, оформив постановку «Виндзорские проказницы» У. Шекспира на сцене Московского Камерного театра (режиссер А. Я. Таиров). Сразу после революции создал костюмы и декорации нескольких камерных и экспериментальных постановок, таких как «Прометей» А. Н. Скрябина в Большом театре, «Демон» А. Г. Рубинштейна в Театре оперы Моссовета, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в Новом театра и «Незнакомка» А. Блока в кафе «Питтореск». В 1919–1920 работал над оформлением балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского для Большого театра (постановка не осуществлена).

В 1917 в числе других художников участвовал в оформлении интерьеров кафе «Питтореск», а также литературно-артистического кабаре «Кафе поэтов» в Москве.

Стал членом коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Принимал участие в оформлении Москвы к 1 Мая 1918. В 1919–1920 входил в ученый совет Инхука. В 1918–1920 преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920–1927 — профессор ВХУТЕМАСа, в 1927–1934 — ВХУТЕИНа.

В 1925 был одним из членов-учредителей объединения «Московские живописцы». В 1926 вошел в АХРР. В 1928 основал «Общество московских живописцев», куда вошли многие мастера «Бубнового валета». В 1933 прошла персональная выставка художника.

Последние годы жизни (1937–1943) преподавал в Московском художественном институте.

В 1968 в Москве была организована мемориальная ретроспективная выставка Лентулова.

Лентулов — один из наиболее значительных живописцев 1910-х — 1920-х. Его творческая манера сложилась в начале 1910-х под влиянием кубизма, футуризма, фовизма, экспрессионизма и орфизма, сочетавшихся с интересом к древнерусскому зодчеству, иконописи и лубку. Художник создал свой собственный стиль в огромных картинах-панно, составленных из динамически сталкивающихся звучно окрашенных плоскостей. В начале 1920-х манера Лентулова претерпела значительные изменения: он обратился к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; от масштабных картин-панно перешел к произведениям более камерного характера. В 1930-х создавал индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты, эстетика которых была близка к принципам соцреализма.

Произведения Лентулова находятся в собраниях многих российских и зарубежных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке. В Пензенской картинной галерее открыт мемориальный музей художника.

Рекомендуем прочитать

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна (1944) Манекены. 2003 (120,5 × 100,5 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

ГРИГОРЬЕВ Александр Ефимович (1949) Композиция. Из серии «Перекресток». 1968 (42 × 41,8 см, ромб)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

КАНТОР Максим Карлович (1957) Портрет женщины (Анна). 1992 (64,6 × 47 см, лист)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».