Художник недели: Аристарх Лентулов
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Годы жизни: 1882–1943
Направление: кубофутуризм, реализм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Творчество Аристарха Лентулова сложно свести к емким и исчерпывающим определениям, обозначающим то или иное живописное направление. С азартом откликаясь на всякую новую тенденцию в искусстве, Лентулов предлагает ее самую индивидуальную интерпретацию: от великого разнообразия стилистики своих ранних работ он переходит к кубофутуризму, причудливо смешивает в зрелом творчестве сезаннизм и кубизм с мотивами древнерусского искусства, блестяще проявляет себя как сценограф, а в 1920-х в компании бубнововалетцев отправляется на поиски нового реализма. Искусствовед Абрам Маркович Эфрос, отмечая «неизменную улыбчивость его дарования», дает необычайно красноречивую в своем лаконизме характеристику этому удивительному живописцу и провокатору: «Он был самым веселым художником своего поколения, пожалуй даже веселее Ларионова, “Миши Ларионова”, — главного изобретателя наших “измов”…»1.
«Кто в десятых годах сооружал страхальные, кубистические автопортреты такого вида и размера, что слабонервным рекомендовалось не подходить? — Лентулов! Кто в пятнадцатых годах под футуристическим самоизображением, пестрополосным, вызолоченным, высеребренным, подписал название: “Grand Peintre Russe” — “Великий русский живописец”? — Лентулов! Кто в первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками... — Лентулов! Кто в октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации? — Лентулов! К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, что он не делал»2.
Аристарх Васильевич Лентулов родился 26 марта 1882 года селе Воронье Пензенской губернии в семье сельского священника. Следуя примеру отца, он окончил Духовное училище и семинарию в Пензе (1889–1896).
С системой художественного образования у Лентулова сложились непростые отношения. В 1898-м он поступил в Пензенское художественное училище (в то время здесь преподавали видные мастера К. А. Савицкий, Н. К. Грандковский, скульптор К. А. Клодт), но уже в 1900 году вместе с несколькими товарищами покинул училище, не согласившись с предложенными темами по композиции. В 1901-м он стал вольнослушателем в Киевском художественном училище, но, проучившись четыре года, был исключен за «непосещение уроков». Тогда будущий художник вернулся в ПХУ, где начал заниматься в старшем натурном классе под руководством известного иллюстратора русских сказок А. Ф. Афанасьева. Там же он познакомился с В. Д. Бурлюком.
В 1906 году Лентулов решил поступить в Академию художеств, но выбыл из конкурса еще во время вступительного экзамена — за то, что нарисовал зеленую тень на носу натурщицы. Тем не менее его заметил один из преподавателей, Д. Н. Кардовский, который пригласил молодого бунтаря заниматься в своей мастерской. Пробыв учеником Кардовского около года, Лентулов подружился с Н. И. Кульбиным и художниками общества «Мир искусства». Так он вошел в круги прогрессивных художественных течений, принял участие в ряде выставок объединения «Венок—Стефанос». В 1908 году живописец переехал в Москву.
Как и целый ряд современников, первыми шагами в мире «большого» искусства Лентулов был обязан А. Н. Бенуа, который активно содействовал многообещающим молодым художникам. Произведения Лентулова на одной из выставок «Венка» получили лестный отзыв критика: «Лентулов — прекрасный красочный дар… Картины его поют красками и веселят душу»3. Благодаря покровительству Бенуа живописец в 1909–1910 годах принял участие в выставке Союза русских художников, экспонировался на международных выставках. Впрочем, вскоре Лентулов утратил расположение критика, в целом разочаровавшегося в «крайнем авангарде молодежи». Но это уже не имело значения: знакомство в 1910 году с П. П. Кончаловским и И. И. Машковым стало отправным пунктом в творческой судьбе Лентулова. Он экспонировал свои работы на первых шести выставках «Бубнового валета» (1911–1916), одно время входил в состав правления общества. В 1911 году художник отправился в Париж, где обучался в академии Ла Палет у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. В 1912 году посетил Милан, Падую, Флоренцию и Рим.
Именно в составе «Бубнового валета» Лентулов сформировался как зрелый мастер. В ранний период творчества он попробовал себя во множестве направлений, уделив особое внимание немецкому экспрессионизму. Поездка во Францию привнесла в его живопись приемы кубизма и орфизма. В середине 1910-х годов Лентулов подошел к наиболее яркому и самобытному этапу в своей творческой практике — соединил кубофутуризм с традициями древнерусской живописи. Главным героем подобных работ выступала старинная церковная архитектура — это знаменитые «Небозвон (Декоративная Москва)» (1915) и «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915), серия пейзажей с видами Новоиерусалимского монастыря (1917), «Тверской бульвар. Страстной монастырь» (1917). Постепенно увлечение кубизмом уступило место художественным методам сезаннизма, что хорошо читается в произведениях «Кремль» (1919–1920) и «Пейзаж с Лаврой» (1920).
В то же время Лентулов оформлял различные печатные издания (журнал «Московские мастера», нотные обложки произведений Н. А. Рославца, 1915–1916), дебютировал как сценограф («Виндзорские проказницы», Камерный театр, 1915–1916). Последняя работа связала Лентулова дружбой с А. Я. Таировым и А. Г. Коонен.
С приходом Февральской революции художник оказался всецело вовлечен в амбициозный план монументальной пропаганды — обновления мировосприятия советского человека посредством создания нового, революционного искусства. Лентулов вместе с А. В. Куприным, Машковым и П. В. Кузнецовым украсил Театральную площадь в Москве к празднованию годовщины революции, встал у истоков Музея живописной культуры. Он продолжил заниматься театром — одним из главных проводников новых идей в массы, переживавшим бурное развитие. В 1918–1919 годах Лентулов сотрудничал с Таировым в постановке оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» в Московском театре Совета рабочих депутатов (кстати, за нее художник получил золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1925 году), исполнил декорации к симфонической поэме А. Н. Скрябина «Прометей» (1918, Большой театр), декорации и костюмы к оперетте Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1918, Бывший театр В. Ф. Комиссаржевской, Петроград), декорации к «Незнакомке» А. А. Блока (1918, кафе «Питтореск»).
Сценография тесно сплелась с преподавательской деятельностью Лентулова: вместе с Г. Б. Якуловым и Ф. Ф. Федоровским он возглавил декорационные мастерские Государственных свободных художественных мастерских, а когда они переродились во ВХУТЕМАС, был назначен руководителем декорационного отделения на отделении живописи.
1920-е годы для Лентулова, как и для большинства бубнововалетцев, стали временем пересмотра творческих позиций. В разгоревшейся борьбе за значимость станковой картины, «похороненной» конструктивистами, от осмысления наследия Сезанна он перешел к поискам нового реализма в живописи — к идее, которая сопровождала и последующее его творчество. Он принял участие в «Выставке картин» (1923), а в 1926 году даже присоединился к Ассоциации художников революционной России (АХХР). Однако живописец очень быстро осознал, насколько большая пропасть лежала между его взглядом на искусство и программой объединения, опиравшейся на академические традиции передвижников. В 1927-м Лентулов покинул Ассоциацию. Он содействовал организации юбилейной выставки «Бубнового валета», а через год участвовал в создании Общества московских художников (с 1929 года — его председатель), объединившего многих бывших бубнововалетцев.
В 1933 году в Москве прошла выставка Лентулова, приуроченная к 25-летней годовщине его творческой деятельности. В последние годы жизни (1937–1943) художник преподавал в Московском художественном институте. Аристарх Васильевич умер 15 апреля 1943 года в Москве. В 1968 в столице состоялась мемориальная ретроспектива творчества Лентулова. С момента распада СССР первая персональная выставка Аристарха Лентулова «Плоть вещей», включившая как музейные работы, так и предметы из частных коллекций, прошла в галерее «Наши художники» в 2014 году.
Произведения художника находятся в собраниях российских и зарубежных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Аристарха Лентулова входит живопись, проданная на британских аукционах в разные периоды. Что примечательно, аукционные рекорды очень близки между собой. Третий результат был достигнут осенью 2013 года на «русских неделях» Christie's в Лондоне: живопись «Церковь в Алупке» (1916, холст, масло) ушла с торгов за $3 387 818. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника годом позже обеспечил Sotheby’s: в 2014-м за работу «Дети с зонтиками» (холст, масло) заплатили $3 514 568. Ныне действующий рекорд был установлен еще в 2007-м: на торгах Sotheby’s живопись «Город на юге России» (1914–1916, холст, масло) купили за $3 521 395 при эстимейте $2 070 800–$3 106 200.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 118 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 56 работ, графика — 53 работы, тиражная продукция — 5 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $296,9 тыс., медианная стоимость — $7,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $17,52 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 59 к 59 (50 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2007 | 36 | 20 | 56 | 16 |
2008–2014 | 41 | 21 | 51 | 20 |
2015–2021 | 41 | 18 | 44 | 23 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 50 | 21 | 42 | 29 |
Великобритания | 35 | 20 | 57 | 15 |
США | 9 | 5 | 56 | 4 |
Германия | 8 | 5 | 63 | 3 |
Франция | 5 | 2 | 40 | 3 |
Италия | 4 | 3 | 75 | 1 |
Бельгия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Израиль | 1 | 1 | 100 | 0 |
Армения | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швеция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Беседка на реке | 2013 | 70 610 | 2020 | 44 880 | 7 | Литфонд, Москва | –25 730 | –5,2 | |
2 | Натюрморт с сиренью | 2007 | 150 053 | 2012 | 121 637 | 5 | MacDougall's, Лондон | –28 416 | –3,8 | |
3 | Три эскиза костюмов к спектаклю «Илья Муромец» | 2016 | 3 747 | 2017 | 4 841 | 1 | Sotheby's, Лондон | 1 094 | 29,2 | |
4 | Без названия | 2017 | 871 | 2017 | 1 371 | 0 | The Bru Sale, Брюссель | 500 | 57,4 | |
5 | Берег озера | 1992 | 8 002 | 2005 | 62 000 | 13 | Sotheby's, Нью-Йорк | 615 998 | 592,2 |
Работы Аристарха Лентулова имеют 5 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 134,0 %. Медианный CAGR составляет 29,2 %. Корреляция между периодом владения и уровнем доходности сделки не поддается анализу ввиду скромности выборки. При этом стоит отметить, что две успешные сделки с графикой Лентулова принесли владельцам от $500 до $1 тыс. — учитывая локации аукционных домов (при условии легального вывоза с территории РФ), транспортировка работ обошлась продавцам в бóльшую сумму. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 139 % от среднего эстимейта — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму почти в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 43 % продаж.
Публичный рынок работ Аристарха Лентулова после роста в 2005–2007 гг. пережил после серьезный спад, однако впоследствии не только восстановился, но и превзошел свои прошлые показатели. Подписчики базы данных аукционных продаж AI, имеющие доступ к индексам ARTIMX, могут заметить, что условные $100, вложенные в художника в 2007 году, превратились в $4 (!) в 2012-м — а уже в 2014-м поднялись до $124: за два года с начала восстановления рынка русского искусства работы Лентулова показали рост на 2975 %. Отметим, что подобные колебания в ценовой динамике характерны для всего русского авангарда.
Судьба Лентулова повторяет судьбу русского авангарда и по части международного признания — если точнее, судьбу произведений той части художников «Бубнового Валета», которые приняли решение вернуться в СССР после успехов на Западе начала 1920-х. Опущенный вскоре железный занавес не только скрыл от международного художественного мира перевоплощение многих авангардных бунтарей в художников-реалистов, но заставил на десятилетия забыть о существовании русского авангарда вне круга просочившихся в Европу эмигрантов — Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Марка Шагала, Александры Экстер и немногих других. Лишь в 2006 году, с подачи резонансной выставки Russia! в Музее Гуггенхайма в Бильбао, широкая мировая публика вспомнила о существовании других крупных имен — Ильи Машкова, Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова.
Тем временем в здании Новой Третьяковки в Москве, на Крымском Валу, из 4-х живописных работ Лентулова, входящих в собрание музея, в постоянной экспозиции представлена лишь одна — «Василий Блаженный» (1913). Иногда рядом выставляется другой кубофутуристический шедевр художника — «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915). Но именно Аристарха Лентулова выделяют среди других русских авангардистов заезжие иностранцы — в частности, перед «Василием Блаженным» надолго остановился арт-критик The New York Times Майкл Киммельман, считая эту работу во многом определившей развитие конструктивизма в СССР. И это хорошо понимают коллекционеры — не случайно подавляющее большинство работ на выставке 2014 года были предоставлены частными владельцами. Лентуловым дорожат: его произведения на публичном рынке — редкие гости, в особенности живопись.
Несомненно, в будущем, при очередной реструктуризации арт-рыночного устройства, и русский авангард, и Аристарх Лентулов займут свое место в мировой истории искусства — две выставки в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Королевской академии искусства в Лондоне в 2006–2008 гг. этот процесс запустили, но для успешного завершения ему не хватило последующей финансовой поддержки. Откуда она придет на это раз — со стороны государства, частных инициатив или партнерства тех и других — сказать сложно. Но то, что рано или поздно мировое арт-сообщество оценит в полной мере яркость звезды Аристарха Лентулова в плеяде русского авангарда, сомнению не подлежит.
Источник: rusavangard.ru
1 Эфрос А. М. Об Аристархе Лентулове. // Новый мир. 1933. №9. С. 243-246.
2 Там же. С. 244.
3 Бенуа А. Выставка «Венок» // Речь. 1909. 22 марта (4 апреля).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210215_lentulov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210215_lentulov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.