Художник недели: Аристарх Лентулов
ARTinvestment.RU   15 февраля 2021

История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»

Годы жизни: 1882–1943

Направление: кубофутуризм, реализм

Вид искусства: живопись, графика, сценография

Жизнь и творчество

Творчество Аристарха Лентулова сложно свести к емким и исчерпывающим определениям, обозначающим то или иное живописное направление. С азартом откликаясь на всякую новую тенденцию в искусстве, Лентулов предлагает ее самую индивидуальную интерпретацию: от великого разнообразия стилистики своих ранних работ он переходит к кубофутуризму, причудливо смешивает в зрелом творчестве сезаннизм и кубизм с мотивами древнерусского искусства, блестяще проявляет себя как сценограф, а в 1920-х в компании бубнововалетцев отправляется на поиски нового реализма. Искусствовед Абрам Маркович Эфрос, отмечая «неизменную улыбчивость его дарования», дает необычайно красноречивую в своем лаконизме характеристику этому удивительному живописцу и провокатору: «Он был самым веселым художником своего поколения, пожалуй даже веселее Ларионова, “Миши Ларионова”, — главного изобретателя наших “измов”…»1.

«Кто в десятых годах сооружал страхальные, кубистические автопортреты такого вида и размера, что слабонервным рекомендовалось не подходить? — Лентулов! Кто в пятнадцатых годах под футуристическим самоизображением, пестрополосным, вызолоченным, высеребренным, подписал название: “Grand Peintre Russe” — “Великий русский живописец”? — Лентулов! Кто в первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками... — Лентулов! Кто в октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации? — Лентулов! К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, что он не делал»2.

Аристарх Васильевич Лентулов родился 26 марта 1882 года селе Воронье Пензенской губернии в семье сельского священника. Следуя примеру отца, он окончил Духовное училище и семинарию в Пензе (1889–1896).

С системой художественного образования у Лентулова сложились непростые отношения. В 1898-м он поступил в Пензенское художественное училище (в то время здесь преподавали видные мастера К. А. Савицкий, Н. К. Грандковский, скульптор К. А. Клодт), но уже в 1900 году вместе с несколькими товарищами покинул училище, не согласившись с предложенными темами по композиции. В 1901-м он стал вольнослушателем в Киевском художественном училище, но, проучившись четыре года, был исключен за «непосещение уроков». Тогда будущий художник вернулся в ПХУ, где начал заниматься в старшем натурном классе под руководством известного иллюстратора русских сказок А. Ф. Афанасьева. Там же он познакомился с В. Д. Бурлюком.

В 1906 году Лентулов решил поступить в Академию художеств, но выбыл из конкурса еще во время вступительного экзамена — за то, что нарисовал зеленую тень на носу натурщицы. Тем не менее его заметил один из преподавателей, Д. Н. Кардовский, который пригласил молодого бунтаря заниматься в своей мастерской. Пробыв учеником Кардовского около года, Лентулов подружился с Н. И. Кульбиным и художниками общества «Мир искусства». Так он вошел в круги прогрессивных художественных течений, принял участие в ряде выставок объединения «Венок—Стефанос». В 1908 году живописец переехал в Москву.

Как и целый ряд современников, первыми шагами в мире «большого» искусства Лентулов был обязан А. Н. Бенуа, который активно содействовал многообещающим молодым художникам. Произведения Лентулова на одной из выставок «Венка» получили лестный отзыв критика: «Лентулов — прекрасный красочный дар… Картины его поют красками и веселят душу»3. Благодаря покровительству Бенуа живописец в 1909–1910 годах принял участие в выставке Союза русских художников, экспонировался на международных выставках. Впрочем, вскоре Лентулов утратил расположение критика, в целом разочаровавшегося в «крайнем авангарде молодежи». Но это уже не имело значения: знакомство в 1910 году с П. П. Кончаловским и И. И. Машковым стало отправным пунктом в творческой судьбе Лентулова. Он экспонировал свои работы на первых шести выставках «Бубнового валета» (1911–1916), одно время входил в состав правления общества. В 1911 году художник отправился в Париж, где обучался в академии Ла Палет у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. В 1912 году посетил Милан, Падую, Флоренцию и Рим.

Именно в составе «Бубнового валета» Лентулов сформировался как зрелый мастер. В ранний период творчества он попробовал себя во множестве направлений, уделив особое внимание немецкому экспрессионизму. Поездка во Францию привнесла в его живопись приемы кубизма и орфизма. В середине 1910-х годов Лентулов подошел к наиболее яркому и самобытному этапу в своей творческой практике — соединил кубофутуризм с традициями древнерусской живописи. Главным героем подобных работ выступала старинная церковная архитектура — это знаменитые «Небо­звон (Декоративная Москва)» (1915) и «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915), серия пейзажей с видами Новоиерусалимского монастыря (1917), «Тверской бульвар. Страстной монастырь» (1917). Постепенно увлечение кубизмом уступило место художественным методам сезаннизма, что хорошо читается в произведениях «Кремль» (1919–1920) и «Пейзаж с Лаврой» (1920).

В то же время Лентулов оформлял различные печатные издания (журнал «Московские мастера», нотные обложки произведений Н. А. Рославца, 1915–1916), дебютировал как сценограф («Виндзорские проказницы», Камерный театр, 1915–1916). Последняя работа связала Лентулова дружбой с А. Я. Таировым и А. Г. Коонен.

С приходом Февральской революции художник оказался всецело вовлечен в амбициозный план монументальной пропаганды — обновления мировосприятия советского человека посредством создания нового, революционного искусства. Лентулов вместе с А. В. Куприным, Машковым и П. В. Кузнецовым украсил Театральную площадь в Москве к празднованию годовщины революции, встал у истоков Музея живописной культуры. Он продолжил заниматься театром — одним из главных проводников новых идей в массы, переживавшим бурное развитие. В 1918–1919 годах Лентулов сотрудничал с Таировым в постановке оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» в Московском театре Совета рабочих депутатов (кстати, за нее художник получил золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1925 году), исполнил декорации к симфонической поэме А. Н. Скрябина «Прометей» (1918, Большой театр), декорации и костюмы к оперетте Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1918, Бывший театр В. Ф. Комиссаржевской, Петроград), декорации к «Незнакомке» А. А. Блока (1918, кафе «Питтореск»).

Сценография тесно сплелась с преподавательской деятельностью Лентулова: вместе с Г. Б. Якуловым и Ф. Ф. Федоровским он возглавил декорационные мастерские Государственных свободных художественных мастерских, а когда они переродились во ВХУТЕМАС, был назначен руководителем декорационного отделения на отделении живописи.

1920-е годы для Лентулова, как и для большинства бубнововалетцев, стали временем пересмотра творческих позиций. В разгоревшейся борьбе за значимость станковой картины, «похороненной» конструктивистами, от осмысления наследия Сезанна он перешел к поискам нового реализма в живописи — к идее, которая сопровождала и последующее его творчество. Он принял участие в «Выставке картин» (1923), а в 1926 году даже присоединился к Ассоциации художников революционной России (АХХР). Однако живописец очень быстро осознал, насколько большая пропасть лежала между его взглядом на искусство и программой объединения, опиравшейся на академические традиции передвижников. В 1927-м Лентулов покинул Ассоциацию. Он содействовал организации юбилейной выставки «Бубнового валета», а через год участвовал в создании Общества московских художников (с 1929 года — его председатель), объединившего многих бывших бубнововалетцев.

В 1933 году в Москве прошла выставка Лентулова, приуроченная к 25-летней годовщине его творческой деятельности. В последние годы жизни (1937–1943) художник преподавал в Московском художественном институте. Аристарх Васильевич умер 15 апреля 1943 года в Москве. В 1968 в столице состоялась мемориальная ретроспектива творчества Лентулова. С момента распада СССР первая персональная выставка Аристарха Лентулова «Плоть вещей», включившая как музейные работы, так и предметы из частных коллекций, прошла в галерее «Наши художники» в 2014 году.

Произведения художника находятся в собраниях российских и зарубежных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Аристарха Лентулова входит живопись, проданная на британских аукционах в разные периоды. Что примечательно, аукционные рекорды очень близки между собой. Третий результат был достигнут осенью 2013 года на «русских неделях» Christie's в Лондоне: живопись «Церковь в Алупке» (1916, холст, масло) ушла с торгов за $3 387 818. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника годом позже обеспечил Sotheby’s: в 2014-м за работу «Дети с зонтиками» (холст, масло) заплатили $3 514 568. Ныне действующий рекорд был установлен еще в 2007-м: на торгах Sotheby’s живопись «Город на юге России» (1914–1916, холст, масло) купили за $3 521 395 при эстимейте $2 070 800–$3 106 200.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 118 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 56 работ, графика — 53 работы, тиражная продукция — 5 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $296,9 тыс., медианная стоимость — $7,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $17,52 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 59 к 59 (50 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1990–2007 36 20 56 16
2008–2014 41 21 51 20
2015–2021 41 18 44 23

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 50 21 42 29
Великобритания 35 20 57 15
США 9 5 56 4
Германия 8 5 63 3
Франция 5 2 40 3
Италия 4 3 75 1
Бельгия 2 2 100 0
Монако 1 0 0 1
Швейцария 1 0 0 1
Израиль 1 1 100 0
Армения 1 0 0 1
Швеция 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Беседка на реке 2013 70 610 2020 44 880 7 Литфонд, Москва –25 730 –5,2
2 Натюрморт с сиренью 2007 150 053 2012 121 637 5 MacDougall's, Лондон –28 416 –3,8
3 Три эскиза костюмов к спектаклю «Илья Муромец» 2016 3 747 2017 4 841 1 Sotheby's, Лондон 1 094 29,2
4 Без названия 2017 871 2017 1 371 0 The Bru Sale, Брюссель 500 57,4
5 Берег озера 1992 8 002 2005 62 000 13 Sotheby's, Нью-Йорк 615 998 592,2

Работы Аристарха Лентулова имеют 5 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 134,0 %. Медианный CAGR составляет 29,2 %. Корреляция между периодом владения и уровнем доходности сделки не поддается анализу ввиду скромности выборки. При этом стоит отметить, что две успешные сделки с графикой Лентулова принесли владельцам от $500 до $1 тыс. — учитывая локации аукционных домов (при условии легального вывоза с территории РФ), транспортировка работ обошлась продавцам в бóльшую сумму. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 139 % от среднего эстимейта — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму почти в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 43 % продаж.

Публичный рынок работ Аристарха Лентулова после роста в 2005–2007 гг. пережил после серьезный спад, однако впоследствии не только восстановился, но и превзошел свои прошлые показатели. Подписчики базы данных аукционных продаж AI, имеющие доступ к индексам ARTIMX, могут заметить, что условные $100, вложенные в художника в 2007 году, превратились в $4 (!) в 2012-м — а уже в 2014-м поднялись до $124: за два года с начала восстановления рынка русского искусства работы Лентулова показали рост на 2975 %. Отметим, что подобные колебания в ценовой динамике характерны для всего русского авангарда.

Судьба Лентулова повторяет судьбу русского авангарда и по части международного признания — если точнее, судьбу произведений той части художников «Бубнового Валета», которые приняли решение вернуться в СССР после успехов на Западе начала 1920-х. Опущенный вскоре железный занавес не только скрыл от международного художественного мира перевоплощение многих авангардных бунтарей в художников-реалистов, но заставил на десятилетия забыть о существовании русского авангарда вне круга просочившихся в Европу эмигрантов — Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Марка Шагала, Александры Экстер и немногих других. Лишь в 2006 году, с подачи резонансной выставки Russia! в Музее Гуггенхайма в Бильбао, широкая мировая публика вспомнила о существовании других крупных имен — Ильи Машкова, Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова.

Тем временем в здании Новой Третьяковки в Москве, на Крымском Валу, из 4-х живописных работ Лентулова, входящих в собрание музея, в постоянной экспозиции представлена лишь одна — «Василий Блаженный» (1913). Иногда рядом выставляется другой кубофутуристический шедевр художника — «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915). Но именно Аристарха Лентулова выделяют среди других русских авангардистов заезжие иностранцы — в частности, перед «Василием Блаженным» надолго остановился арт-критик The New York Times Майкл Киммельман, считая эту работу во многом определившей развитие конструктивизма в СССР. И это хорошо понимают коллекционеры — не случайно подавляющее большинство работ на выставке 2014 года были предоставлены частными владельцами. Лентуловым дорожат: его произведения на публичном рынке — редкие гости, в особенности живопись.

Несомненно, в будущем, при очередной реструктуризации арт-рыночного устройства, и русский авангард, и Аристарх Лентулов займут свое место в мировой истории искусства — две выставки в Музее Гуггенхайма в Бильбао и Королевской академии искусства в Лондоне в 2006–2008 гг. этот процесс запустили, но для успешного завершения ему не хватило последующей финансовой поддержки. Откуда она придет на это раз — со стороны государства, частных инициатив или партнерства тех и других — сказать сложно. Но то, что рано или поздно мировое арт-сообщество оценит в полной мере яркость звезды Аристарха Лентулова в плеяде русского авангарда, сомнению не подлежит.

Источник: rusavangard.ru

1 Эфрос А. М. Об Аристархе Лентулове. // Новый мир. 1933. №9. С. 243-246.

2  Там же. С. 244.

3 Бенуа А. Выставка «Венок» // Речь. 1909. 22 марта (4 апреля).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210215_lentulov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210215_lentulov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх