Art Investment

«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок

Практические советы коллекционерам, впервые открывающим для себя мир ярмарок искусства

В преддверии главной ярмарки года — Art Basel в Майами-Бич, одновременно считающейся основной среди четырех «базелей», — мы решили создать небольшой справочник-путеводитель. Его цель — помочь молодым коллекционерам получить максимум от посещения ярмарки во всех возможных смыслах: эстетическом (насмотренность), профессиональном (полезные связи) и коммерческом (приобретение искусства). Поездка на зарубежную арт-ярмарку — это прежде всего эмоционально-культурологическое шоу, действо, в котором рациональные факторы на площадке работают с серьезной пробуксовкой; следовательно, к подобным путешествиям нужно готовиться заранее и тщательно, чтобы в атмосфере ярмарочной эйфории как минимум не отвлекаться на технические и бытовые вопросы.

Общая информация

Арт-ярмарки — это коммерческий показ галерей искусства, собранных вместе в отдельных павильонах без дверей. Смысл в том, что потенциальный покупатель за один визит видит весь спектр искусства — местного или международного.

Серьезные ярмарки работают с галереями, а не с художниками. Для того чтобы художнику получить павильон на ярмарке, он должен сотрудничать с галереей-участником. Либо обратиться к менее крупным ярмаркам. Тот факт, что некоторые топ-ярмарки (Art Basel и Frieze) выделяют павильоны для презентации отдельных художников, не должен смущать: это средство продвижения автора располагается неподалеку от галереи, его представляющей (конечно, с рекламой и картой, как до нее добраться), и оплачивается ею же.

Как правило, арт-ярмарки проходят в течение 4–5 дней и делятся на VIP-дни (вернисаж) и остальные — для «простых смертных». Кто первым зашел, тот первым и купил. Потому все так бьются за VIP-карты, обеспечивающие проход на вернисаж.

Ярмарки любят «группироваться». Например, одновременно с крупнейшими игроками — Art Basel, Frieze и TEFAF — рядом работают по 10–15 ярмарок-сателлитов. Это небольшие арт-ярмарки, цель которых — встретить коллекционеров, которые ничего не успели купить на «базелях», и затащить их к себе. Иногда получается.

Крупные и средние арт-ярмарки обычно представляют галереи современного искусства, а галереи, в свою очередь, выставляют предметы первичного рынка, то есть из мастерских художников. Исключения составляют крупнейшая ярмарка старых мастеров и антиквариата TEFAF (Маастрихт и Нью-Йорк), ярмарка «для русских после Куршавеля» BRAFA (Брюссель, середина января) и пара десятков мелких ярмарок, больше напоминающих блошиные рынки в Анси.

На самых крупных арт-ярмарках — Art Basel в Базеле и Майами-Бич — искусства выставляется примерно на $2,5 млрд. Продается в итоге на $2 млрд с хвостиком. Оценочная стоимость всего, что ежегодно выставляется на TEFAF, — в пределах $4 млрд. И это при том, что за неделю до ярмарки Интерпол и другие спецслужбы арестовывают до 25 % всего готовящегося к показу искусства (подделывать — нехорошо!).

Немного истории

Первой арт-ярмаркой считается толкучка на мосту Риальто в Венеции XV века, где купцы продавали пигменты для красок, доставленные из Африки и с Ближнего Востока. Там же местные художники стали продавать свои пейзажи. До 1968 года Венецианская биеннале, по сути, тоже была арт-ярмаркой: все искусство можно было купить. В 1970 году, с появлением Art Basel, полномочия разделились: Венеция стала показывать, а Базель — продавать. Тем не менее первой из европейских ярмарок искусства принято считать Art Cologne в Кёльне, впервые проведенную в 1967 году.

К середине 2010-х арт-ярмарки стали для галерей современного искусства главным каналом продаж: на них приходилось до 50 % их годового оборота. Средняя международная галерея участвовала в среднем в 4 ярмарках в году — по одной в квартал. А чтобы нащупать «свои» ярмарки (там, где неожиданно сойдутся нужные потоки коллекционеров и флюиды представленного арта) — молодым галереям требовалось участвовать в 6–8 арт-ярмарках в году в течение нескольких сезонов.

Эксперименты с доставкой искусства потенциальным покупателям, предпринятые некоторыми арт-ярмарками, успеха не имели. Например, Art Southampton — эрзац-версия Art Basel, проведенная в 2013–2015 годах на «острове миллионеров» Лонг-Айленде, запомнилась обилием коллекционеров в пижамах, необходимостью убирать за их собаками и… очень низкими результатами продаж. Так опытным путем было доказано: чем дольше и сложнее состоятельному человеку добираться на арт-ярмарку — тем больше денег он там оставляет.

Больше всего арт-ярмарок прошло в 2019 году (перед пандемией): целых 362. Ковид очень серьезно проредил организаторов: переход в онлайн ярмаркам впрок не пошел — физическое посещение и общая атмосфера культурной поездки (искусство, архитектура, местная мода и кухня, а также возможность установить личные профессиональные связи в арт-мире) оказались важнее возможности купить желаемое искусство. В итоге онлайн-версии ярмарок коллекционеры приравняли к вебсайтам галерей и оставили без коммерческого внимания. Многие фигуранты рынка не пережили двухлетнего застоя: начиная с 2022 года в мире проводится чуть более 230 арт-ярмарок.

Планирование поездки

Для первого посещения международной арт-ярмарки правильнее выбирать крупные события, окруженные сателлитными площадками: в данном случае Art Basel в Базеле или Майами-Бич — наилучшие варианты из возможных (Гонконг и Париж пока в плане достойного окружения отстают).

Будем считать, что визовые вопросы решены. Главное в планировании поездки — забронировать билеты и отель максимально заранее (и существенно дешевле, и вообще есть в наличии). Следует учесть, что на «базелевскую» неделю гостиницы взвинчивают цены в 3–4 раза; тем не менее в шаговой доступности (до получаса ходьбы) загодя всегда можно найти неплохой вариант. Предположение, что можно поселиться вдалеке и дважды в день пользоваться такси, ошибочно: круглосуточный калейдоскоп мероприятий все же предполагает смену одежды в течение дня (особенно перед вечерними событиями). К тому же на арт-неделю всегда приходится максимальная плотность пробок: если вы не хотите в сумме потерять 3–4 часа в машине, пропустив половину событий, лучше потратить деньги на отель.

Определите ярмарки, которые хотите посетить (в случае Майами-Бич основные площадки c серьезным кураторским подходом — Art Basel, Untitled, NADA; менее требовательные к качеству экспонируемого искусства — Art Miami, Red Dot, Aqua, SCOPE). Найдите их местоположение на карте и расставьте приоритеты в зависимости от типа и локации — например, запланируйте площадки «у океана» на один день, а «за мостом» — на другой.

Заранее решите, какие галереи или художники вас интересуют. В этом обычно помогает официальный сайт ярмарки, который выкладывает основную информацию об участниках и содержании их стендов; отдельные ярмарки рассылают полные каталоги зарегистрировавшимся (или купившим VIP-статус) коллекционерам.

Если вы всерьез нацелились на покупку определенных работ (и вопрос лишь в том, чтобы увидеть их лично и принять окончательное решение), свяжитесь с галереями до начала ярмарки, чтобы сообщить о своей заинтересованности в них. Как минимум вас оповестят в случае наличия других предложений.

Крайне полезны мобильные приложения, выпускаемые как самими ярмарками, так и крупными аналитическими платформами. Так, сам Art Basel c 2023 года предложил коллекционерам приложение Access от своей дочерней техно-компании Arcual, а главный информационный ресурс в области академических заслуг художников и галерей ArtFacts еще в 2021 году разработал приложение Limna — эдакий карманный Shazam для искусства. С 2023 года, как водится, Limna снабжено поддержкой ИИ и при наведении на ту или иную картину выдает не только проверенную информацию, но и вполне обоснованный совет коллективного технического разума: брать или нет.

Озаботьтесь получением VIP-карты на главную ярмарку (в нашем случае — Art Basel). Во-первых, вы сможете увидеть работы чуть раньше других посетителей (одновременно с пятью тысячами таких же VIP-коллекционеров и арт-консультантов — но это относительно небольшая цифра, поверьте). Во-вторых, сможете попасть в VIP-зону (на Art Basel она называется Collectors Lounge, хотя коллекционеров там можно встретить в самую последнюю очередь), т. е. обеспечить себе полезные знакомства и качественные связи. В-третьих, вы получите доступ к экскурсиям, организованным ярмаркой, где также пополните багаж контактов (в дополнение к посещению частных коллекций и других мест, которые обычным зрителям редко доступны). Четвертый — но также немаловажный бонус: большинство сателлитных ярмарок с радостью впустят вас по карте «главной» арт-площадки, посчитав не самым пропащим человеком в экосистеме рынка искусства. VIP-карты можно получить тремя путями: подать заявку на сайте ярмарки, описав свои достижения в качестве коллекционера (регулярность покупок, средний чек, приобретенных художников и пр.), попросив об этом участвующую галерею или спонсора (они имеют свою квоту карт), а также… просто купив данный статус, причем официально.

На ярмарке

Общая модель поведения коллекционеров на ярмарках примерно такова: за считаные дни (или часы) найти самое стоящее произведение искусства по самой невысокой цене. Другими словами, это полноценная охота — со своей экипировкой, подготовкой, расстановкой флажков и определением угла обстрела.

Помните: на средних по значимости ярмарках 15 % продаж происходит до их открытия, на крупных ярмарках — до 30 %. А сами работы все равно везут и выставляют, поскольку купить предмет первичного рынка не просто в галерее, а в галерее на ярмарке — значит добавить к ее стоимости хорошую маркетинговую наценку. Впрочем, эту же наценку галерея включит в итоговую цену, можете не сомневаться. Тем не менее вы уже приобретете работу с «первичным провенансом»: вроде только увидела свет — но это свет Art Basel.

Часто возникает вопрос: в какие дни лучше покупать? В последние годы вопрос этот наложился на распространившуюся практику галерей менять экспозиции по 2–3 раза в ходе ярмарки. Ошибочно полагать, что самое ценное выставляют в первые дни, — наиболее значимые работы, как правило, держат в подсобках, чтобы шепнуть коллекционеру на ухо: «Но только для Вас у нас имеется нечто особенное». В первые же дни выставляют работы с наивысшими шансами понравиться самым капризным покупателям (или шокировать их, что тоже приводит к продаже), а также те произведения, которые купили заранее — для удовлетворения самолюбия новых владельцев. Далее те и другие покидают ярмарку, и экспозиция меняется — уровень художников остается прежним, но больше ориентирован на начинающих коллекционеров с меньшим бюджетом. Посему интересные работы можно найти и на поздних этапах ярмарки — причем с дисконтом (точнее, из стоимости вычтут транспортные расходы на возврат вещи к месту постоянной работы галереи, которой выгоднее продать дешевле, чем везти назад).

Посещайте образовательные программы и лекции, организованные ярмарками. Это дает возможность и оставаться в курсе последних веяний рынка искусства, и завести теплые отношения с топ-персонами мира искусства. Давно подмечено: если к спикеру панели подойти после ее завершения — он отреагирует на знакомство с вами гораздо более открыто, чем при встрече в VIP-зоне. Внимание к профессиональным аспектам работы функционеров арт-рынка (а не общее увлечение шампанским) способно творить чудеса установления и поддержания рабочей дружбы!

Раньше основным вопросом во второй половине дня на ярмарках был: «На какую вечеринку вы сегодня идете?» Галереи наперебой снимали помещения неподалеку от основного павильона, раздавая (строго по секрету… всему свету) пригласительные и формируя огромные очереди на входе. Это до сих пор работает в швейцарском Базеле, но в Майами-Бич коктейли от галерей уступили своему нежданному конкуренту — крипто-вечеринкам (куда хотят попасть и «классические» коллекционеры). Тем не менее эталоном в памяти арт-рынка до сих пор остается вечеринка галереи Perrotin, организованная в 2016 году в костеле, со световым шоу и миксом органной и электронной музыки в стиле Жан-Мишеля Жарра. Умели раньше творить, одним словом. А сегодня развесят NFT «скучающих обезьян» на плазмах у бассейна — и аудитория скучает следом.

Вы еще не забыли про сателлитные ярмарки в суматохе Art Basel? Они не обязательно представляют галереи более низкого качества — просто среди 290 экспонентов основной ярмарки всем хорошим галереям не уместиться. Для многих начинающих коллекционеров это отличный способ открыть новые таланты по более доступным ценам; к тому же завести разговор с галереей на ярмарке калибром поменьше гораздо проще. Печатные визитки вам не пригодятся: их забудут в ярмарочной суматохе, поэтому потрудитесь создать электронную визитку с QR-кодом на заставке вашего смартфона.

Немного о самих разговорах. Если вы активно смотрите на представленное искусство (записываете, фотографируете, сверяете или даже кому-то звоните), а к вам не спешит подойти представитель галереи — значит вы (пока) не выглядите как человек, способный это купить. Галеристы и их помощники научены по мельчайшим деталям определять статус посетителя: богат ли, как давно и насколько, коллекционер или представитель третьей стороны. Не возбраняется (и даже приветствуется) завести разговор самому, главное — не перебивать галериста в момент общения с другим потенциальным покупателем.

Напоследок о самом большом ляпе, который может допустить образованный человек в отношении арт-ярмарки: случайно (или нет) назвать ее «выставкой». Не допускайте такого промаха, чтобы не показаться невежественным.

Надеемся, эти советы сделают ваше посещение арт-ярмарок не только более эмоциональным, но и осмысленно-продуктивным. Дерзайте!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20241126_ArtFairs_Guide.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20241126_ArtFairs_Guide.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».