Московские живописцы

1924–1925, Москва

Члены-учредители: П. П. Кончаловский, Б. Д. Королёв, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, Г. В. Фёдоров, В. П. Ясиновский.

Действительные члены и экспоненты: М. Н. Аветов, В. Г. Баар, Б. И. Борисов, Н. Г. Буров, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, А. И. Иванов, Е. Н. Иванов, М. Д. Карнеев, М. А. Кузнецов, А. А. Лебедев-Шуйский, Е. П. Левина-Розенгольц, Л. А. Литвиненко, П. И. Львов, Г. А. Назаревская, В. М. Новожилов, А. М. Нюренберг, Д. М. Нюренберг-Девинов, С. И. Петров, Р. М. Рабинович, О. И. Синицына, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова, В. В. Фаворская, В. Л. Храковский, И. И. Чекмазов, Б. С. Шабль-Табулевич, Г. М. Шегаль, Н. И. Шестаков, В. М. Шерышев.

Выставки: 1925 (Москва).

Объединение живописцев и скульпторов; возникло по инициативе бывших членов общества «Бубновый валет» при участии молодых художников из числа их учеников по Государственным свободным художественным мастерским — Вхутемасу.

Созданию предшествовали: выставка картин (1923) и «Выставка картин, организованная Российским обществом Красного Креста» (1924) в Москве, которые были составлены преимущественно из работ бубнововалетцев.

Первые организационные собрания состоялись 12 и 21 июня 1924. Председателем объединения был избран П. П. Кончаловский; в правление также вошли Б. Д. Королёв (секретарь), И. И. Машков (товарищ председателя), А. В. Куприн (казначей).

В марте 1925 состоялась единственная выставка Объединения; в ней участвовало 37 художников, которые предоставили для выставки 197 работ (преимущественно пейзажи и натюрморты в характерной для художников «Бубнового валета» «сезаннистской» манере).

В каталоге была опубликована декларация общества; в нем отстаивалась идея преемственности с объединением «Бубновый валет»: «Строгость и профессиональность отношения к живописи и скульптуре в процессе пролетарской революции получали еще большое значение. Группа “Бубновый валет” решительно отбрасывала все новые попытки подменить реализм эстетизмом так называемых беспредметников, производственников в кавычках и других модернистов, эстетствующих по поводу строгой и действительной реальной формы революции. Новая эпоха по своим задачам представляется группе самым глубоким и полным слиянием языка формы с новым содержанием. Отсталые средства выражения — упадок формы — находятся в полном противоречии с пониманием сущности революционного процесса. В социалистическом обществе не найдет себе место искусство, лишенное лучших традиций и культурных завоеваний. Итак, учитывая свою борьбу в прошлом за новую культуру в искусстве, свой профессиональный опыт и всю серьезность и ответственность выдвигаемых революцией проблем в изобразительном искусстве, группа “Бубновый валет” объединила и будет объединять вокруг себя все родственные силы… Это новое общество ставит себе задачей действительный синтез современного содержания и современной реальной формы и считает, что только в этом направлении искусство может идти вперед, а не назад».

А. А. Фёдоров-Давыдов писал: «Конечно, не следует преувеличивать формальные достоинства “Московских живописцев” и их созвучность современности. При всей своей материалистичности это все же типичные “натюрмортисты”, воспринимающие мир совершенно статически… И если их материалистичность в какой-то мере созвучна материалистичности мировоззрения нашей эпохи, то все же это мировозррение прошлого…»

В конце 1925 Общество распалось. В феврале 1926 группа художников во главе с П. П. Кончаловским, А. В. Куприным и А. А. Осмёркиным участвовала в 4-й выставке объединения «Бытие». Большинство членов вошли в АХРР. В 1927 бывшие члены Общества совместно с объединениями «Маковец» и «Крыло» образовали Общество московских художников.

Источники:

1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 223.

2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 150.

3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 124–125.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх