1889–1938
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Древиньш, Рудольф-Александр
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Родился в небогатой семье слесаря. В 1895 вместе с родителями переехал из Вендена в Ригу, где в 1903 окончил Екатерининскую школу. В 1904 поступил в Приготовительную мореходную школу при Магнисгофском училище дальнего плавания в Риге. В 1906 арестован за участие в революционных событиях, полгода жил в Смоленской губернии. В 1907 возвратился в Ригу, окончил мореходную школу. Увлекся искусством. В 1908–1914 учился в Рижской городской художественной школе. В 1912 начал участвовать в выставках. Его этюд со 2-ой выставки латышских художников в Риге был приобретен Рижским художественным музеем.
В 1915 в связи с началом Первой мировой войны и угрозой оккупации переехал с семьей в Москву. Принял участие в выставке латышских художников в бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде, все сборы от которой пошли в пользу беженцев. Создал живописный цикл «Беженки». В 1915 вступил в объединение «Бубновый валет».
В 1918 экспонировал произведения на 1‑й выставке картин профсоюза художников-живописцев Москвы. В том же году был назначен на должность заведующего художественной секцией при коллегии Латышского комиссариата, а также заведующего художественно-строительным отделом при коллегии ИЗО Наркомпроса.
Создавал абстрактные работы, которые представил на «Выставке художников-живописцев 9-го латышского стрелкового полка». Участвовал в организации в Москве музея современного искусства. В 1919 вступил в Ассоциацию крайних новаторов живописи, некоторое время возглавлял Музей живописной культуры. В том же году вступил в латышское художественное объединение «Группа экспрессионистов».
В 1920 женился на художнице Н. А. Удальцовой, в 1921 родился сын Андрей. В 1920 был приглашен на должность профессора ВХУТЕМАСа, где преподавал на протяжении десяти лет до самого закрытия Института. В 1921 принял участие в выставке «Мира искусства». Сотрудничал с Институтом художественной культуры (Инхук) и Государственной Академией художественных наук (ГАХН) в Москве. В 1922 работы Древина экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине.
Летние месяцы 1923 жил и работал в деревне Сокольники Савеловской железной дороги, создал серию пейзажей. В 1924 выполнил цикл пейзажей подмосковного Дмитрова.
В 1924–1925 участвовал в выставках объединения «Московские живописцы». Вступил в АХРР, но вскоре вышел из Ассоциации. В 1926–1928 совершил творческие поездки на Урал. В 1927 стал одним из учредителей и активных экспонентов Общества московских художников. В 1928 состоялась совместная выставка произведений Древина и Удальцовой в Государственном Русском музее в Ленинграде.
В 1929–1932 неоднократно бывал на Алтае и в Восточном Казахстане. Работы алтайского цикла были показаны на выставке группы «13» в 1931 и вызвали негативные отклики в прессе. В 1932–1933 принял участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве; часть картин художника была снята с московской выставки. В том же году вышла в свет книга О. Бескина «О формализме в живописи» с резкой критикой творческого метода Древина.
В 1933–1934 совершил творческую поездку в Армению, в 1934 рисунки и картины, выполненные в путешествии, экспонировались на специально организованной выставке в Государственном культурно-историческом музее Еревана. В 1936 получил командировку от общества «Прометей» в латышский колхоз им. Я. Рудздтака, где выполнил серию рисунков и живописных работ. В 1937–1938 неоднократно бывал на Мологе.
16 января 1938 был арестован по сфабрикованному делу латышских стрелков и 26 февраля того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой в 1957 реабилитирован посмертно.
Ретроспективные выставки произведений Древина были организованы в 1979 в Москве и Ленинграде (Государственный Русский музей), в Риге (1981) и Таллине (1982). В 1989 значительная часть работ мастера экспонировалась на выставке группы «13» в Москве. В 1991 в залах Союза художников СССР прошла совместная выставка Древина и Удальцовой.
Александр Древин — один из лидеров русского авангарда 1910-х — 1920-х. Его ранние работы несут на себе отпечаток импрессионистических исканий. Они отличаются свежестью восприятия природы, нежным пастельным колоритом, выдержанным в зеленых, красноватых, голубых, розовых цветах.
В произведениях, созданных в период войны (в частности, цикл «Беженки») преобладающей стала приглушенная гамма коричневых, серых оттенков.
В конце 1910-х — начале 1920-х наряду с фигуративными картинами создавал абстрактные работы, близкие лучизму. В них художник проявлял интерес к чисто живописным проблемам — комбинации цвета, его насыщенности, фактуры.
В середине 1920-х возвратился к фигуративному искусству. Основная часть его творческого наследия позднего периода — пейзажи, созданные по мотивам его многочисленных творческих поездок на Алтай, Урал, в Армению. В них художник стремился к творческому переосмыслению пейзажа, созданию некоего обобщенного образа природы той или иной местности.
Древин был блестящим рисовальщиком. Его графика, в основном натурные рисунки, выполненные бегло акварелью, пером или карандашом, часто ценится не меньше его живописи.
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее современного искусства в Салониках (Греция), Государственном художественном музее в Риге и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе