Художник недели: Александр Древин
История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Давидовича Древина — одного из лидеров русского авангарда 1920–30-х годов
Что может быть для художника более необходимо, Александр Древин. 1934 г.
как чувствовать, что черпаешь силы
из двух великих источников:
сильная жизнь и сильная природа.
Годы жизни: 1889–1938
Период: авангард
Направления: живопись, графика
Жизнь и творчество
За свою сравнительно недолгую, около 30 лет, творческую жизнь художник Александр Древин успел очень многое: создал живописные и графические работы в стиле экспрессионизма, абстракции, близкой лучизму, и несколько десятков фигуративных и пейзажных композиций, участвовал в выставках «Бубнового валета», руководил музеями и преподавал во ВХУТЕМАСе, был высоко ценим современниками, особенно Владимиром Татлиным.
Александр (Александр Рудольф) Давидович Древин (Древиньш) родился 3 июля 1889 года в городе Венден Лифляндской губернии Российской империи (сегодня — город Цесис, Латвия). В 1895 году семья будущего художника переехала Ригу, а в 1914 году началась Первая мировая война и вынудила их бежать и Риги и перебраться в Москву.
В отличие от множества других художников Древин был не из тех, кто рисовал с самого детства. Заинтересовался искусством будущий художник уже после того, как отучился в мореходной школе (1904–1907) и принял участие в революционной деятельности (и даже побыл какое-то время под арестом в 1906 году). Однако взлет начинающего автора был стремительным: уже с 1912 года, еще студентом Рижской городской художественной школы, где он учился с 1908 по 1914, Древин начал принимать участие в городских выставках. Более того, в том же 1912-м году, на 2-й выставке латышских художников в Риге одна из трех работ художника была приобретена Рижским художественным музеем прямо из экспозиции.
Огромное влияние на творческую жизнь Древина оказал его переезд в Москву в самом конце 1914 года. В первые годы на новом месте, с 1915 по 1917, художник был занят работой над близкой ему серией картин «Беженки», в которой он переосмысливал недавно пережитое его семьей бегство от войны. Тогда же, в 1915 году, он принял участие в выставке группы «Бубновый валет», однако, как позже он писал, до 1917 года он не был знаком с русскими художниками.
«Сближение с русскими художниками произошло после того, как 9-й латышский стрелковый полк выдвинул меня на общественную работу в Национальный латышский комиссариат; тогда же я принимал участие в выставке в Кремле, устроенной стрелками, где я выставил примитивы и беспредметные работы. После 1-й выставки Союза художников Москвы, где я впервые выставился с русскими художниками, В. Е. Татлин пригласил меня в Отдел изобразительных искусств, где я проработал до 1920 года», — писал Древин в своей автобиографии. Факт руководства художественной студией для латышских стрелков при Национальном латышском комиссариате сыграет в его жизни не последнюю роль.
В 1920-м году в жизни художника произошло сразу несколько важных перемен. Он был приглашен на должность профессора ВХУТЕМАСа, где преподавал на протяжении десяти лет, до самого закрытия Института в 1930 году. В этом же году он женился на одной из «амазонок авангарда», ученице Малевича и одной из выдающихся художниц первой половины XX века Надежде Андреевне Удальцовой.
Изменилась и творческая манера Древина: от ранних, созданных во многом под влиянием импрессионизма (за исключением лаконичной серии «Беженки) композиций он, под влиянием окружения, в первую очередь Удальцовой, переходит к более авангардной, абстрактной, напоминающей лучизм Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, манере.
Однако уже к середине 1920-х годов художник обращается к пейзажной живописи и более фигуративным сюжетам. Пейзажи станут основным направлением его живописи на протяжении следующих 10 лет.
В поисках вдохновения и новых видов природы Древин, с первой половины 1920-х годов и до начала 1930-х, совершает несколько творческих поездок, каждая из которых впоследствии воплощается в отдельный живописный цикл.
Так, летние загородные поездки 1923 и 1924 годов вдохновили его на создание цикла пейзажей деревни Сокольники Савеловской железной дороги и подмосковного Дмитрова. Творческие поездки на Урал в 1926–1928 годах воплотились в обширном «уральском цикле», а работы «алтайского цикла», созданные по мотивам поездок на Алтай и в Восточный Казахстан, были показаны на знаменитой выставке группы «13» в 1931 году.
О годах упорных творческих поисков художник писал: «Я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства... С 1930 года я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность».
Пейзажи, написанные после 1930 года, в поздний период творчества художника, также находили своего зрителя. В 1934 рисунки и картины, выполненные Древиным во время творческой поездки в Армению в 1933–1934 годах, экспонировались на специально организованной выставке в Государственном культурно-историческом музее Еревана.
Не случайно 1930-е годы оцениваются специалистами как самые плодотворные (и ценные для рынка) в творчестве художника. В многочисленных мастерски выполненных пейзажах помимо уникальных по своей интерпретации видов природы чувствуется рука мастера и неуловимый, но узнаваемый с первого взгляда дух свободы, силы и бесконечного, словно вибрирующего пространства, присущего произведениям Древина. В 1937 году художник неоднократно бывал на реке Мологе и, вероятно, планировал новый пейзажный цикл.
18 декабря 1937 года Александр Древин был вызван в качестве свидетеля на допрос в органы НКВД. 17 января 1938 года — арестован и 26 февраля — расстрелян на Бутовском полигоне в Москве, осужденный по делу «латышских стрелков». В 1957 году художник был реабилитирован посмертно, спустя два года его работы впервые появились на групповой выставке художников — «латышских стрелков» в Риге. В 1979 году в Москве и Ленинграде прошли первые ретроспективные выставки Александра Древина.
С середины 1970-х годов работы Александра Древина неоднократно выставлялись и за рубежом: в Дюссельдорфе (1977, выставка из собрания Г. Костаки), в Нью-Йорке (1981–1982, музей Соломона Р. Гуггенхайма), в Кёльне (1984, «Семь русских художников. 1910–1930»), в Токио, Будапеште и Вене (1987–1988, «Искусство и революция»), в Хельсинки (1988, «Русский авангард»). В XXI веке его работы экспонировались в Музее современного искусства в Салониках, Греция (2005), Nadja Brykina Gallery, Цюрих, Швейцария (2007) и музее Casa del Mantegna, Мантуя, Италия (2009).
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина (оба — Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного искусства в Салониках (Греция), Государственном художественном музее в Риге, музее в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США), Музее Людвига в Кёльне и частных коллекциях в России, Европе и США. За пределами России художника на регулярной основе представляют Galerie Gmurzynska (Цюрих, Швейцария) и Galerie Karenina (Вена, Австрия).
Финансовые показатели
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 54 аукционные продажи. Средняя стоимость проданной работы — $39,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,18 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 30 на 24 (56 % всех торгов завершились продажей). Рейтинги ARTIMX:
- Индекс живописи: 34 (2014) → 43 (2019), рост
- Индекс графики: 148 (2014) → 84 (2016), падение
Тройку самых дорогих работ автора составляют живописные произведения, относящиеся к одному творческому периоду, концу 1920-х — началу 1930-х годов:
- Пейзаж с фигурами ($157 388, 2013, Macdougall, Лондон);
- Вид из окна. Меншикова башня ($145 000, 2005, Совком, Москва);
- Керженец. Жнивье ($141 400, 2007, Совком, Москва).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Всего продаж, ед. |
Успешных, ед. |
Неуспешных, ед. |
Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
2001–2009 |
19 |
9 |
10 |
47 |
2010–2015 |
17 |
10 |
7 |
59 |
2016– март 2020 |
18 |
11 |
7 |
61 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи |
Всего продаж, ед. |
Успешных, ед. |
Неуспешных, ед. |
Доля успешных, % |
РФ |
27 |
15 |
12 |
56 |
Великобритания |
18 |
9 |
9 |
50 |
США |
3 |
3 |
0 |
100 |
Германия |
3 |
1 |
2 |
33 |
Италия |
2 |
2 |
0 |
100 |
Швеция |
1 |
0 |
1 |
0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок владения, лет |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
||
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
||||||
1 |
Всадники |
2005 |
1 500 |
2006 |
1 700 |
1 |
Совком, Москва |
200 |
13,3 |
2 |
Три фигуры |
2007 |
1 945 |
2007 |
1 346 |
0 |
Совком, Москва |
–599 |
–30,8 |
3 |
Моховые болота |
2006 |
70 000 |
2008 |
94 160 |
2 |
Совком, Москва |
24 160 |
17,3 |
4 |
Водопой |
2008 |
9 419 |
2014 |
5 000 |
6 |
Chelsea Auctions, США |
–4 419 |
–7,8 |
5 |
Группа |
2008 |
9 419 |
2014 |
3 250 |
6 |
Chelsea Auctions, США |
–6 169 |
–10,9 |
6 |
Портрет сына Андрея |
2006 |
45 000 |
2014 |
14 640 |
8 |
Совком, Москва |
–30 360 |
–8,4 |
7 |
Армения. Женщины в саду / Портрет Н. А. Удальцовой |
2014 |
1 405 |
2016 |
1 500 |
2 |
AI Аукцион, Москва |
95 |
3,4 |
8 |
Армения. Женщины в саду / Портрет Н. А. Удальцовой |
2016 |
1 500 |
2016 |
1 550 |
0 |
AI Аукцион, Москва |
50 |
3,3 |
9 |
Пейзаж |
2017 |
306 |
2018 |
100 |
1 |
Kodner Galleries, США |
–206 |
–67,3 |
10 |
Моховые болота |
2008 |
94 160 |
2019 |
23 811 |
11 |
Sotheby's, Лондон |
–70 349 |
–6,8 |
Александр Древин имеет 10 повторных продаж, из них 2 работы были проданы на аукционных торгах 3 раза. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR): –12,0 %. Основные причины отрицательного значения среднегодового темпа роста — осуществление покупки на «перегретом» рынке 2007–2009 годов и небольшой для русского авангарда период владения теми работами, которые были куплены в 2010-х.
Обращает на себя внимание рост количества успешных продаж с течением времени, а также возобновившийся в последнее десятилетие интерес к художнику среди зарубежных выставочных площадок и дилеров.
На текущем, 323-м AI Аукционе выставлена работа Александра Древина «Заводь. Река Молога» (1937).
Источники: latvjustrelnieki.lv, artinvestment.ru, w.histrf.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200330_drevin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200330_drevin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.