13

1928–1932, Москва

Члены: О. Н. Гильдебрант (Арбенина), Д. Б. Даран, А. Д. Древин, Л. Я. Зевин, С. Д. Ижевский, Н. В. Кашина, Н. В. Кашина (Памятных), Н. В. Кузьмин, З. Р. Либерман, Т. А. Маврина (Лебедева), В. А. Милашевский, М. И. Недбайло, С. Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, Р. М. Семашкевич, А. Ф. Софронова, Ч. К. Стефанский, Н. А. Удальцова, Ю. И. Юркун, В. М. Юстицкий.

Выставки: 1-я (1929, Москва) — 3-я (2-я) (1931, Москва)

Группа художников, состоявшая преимущественно из графиков, ставивших целью разработку определенных стилистических задач в области акварели и рисунка; названа по первоначальному числу участников.

Ядро группы составили члены Ассоциации художников графиков — Н. В. Кузьмин, В. А. Милашевский, Д. Б. Даран, С. Н. Расторгуев. Ведущая роль в формировании платформы принадлежала В. А. Милашевскому и Н. В. Кузьмину, которые опирались на формулу: «искания пластического языка, адекватного современности; борьба с академизмом — старым и новым». Общая творческая линия группы основывалась на стремлении передать живое впечатление от натуры в форме выразительного этюда или наброска, который должен рассматриваться как цельное и законченное произведение искусства. По воспоминаниям Б. Ф. Рыбченкова (Из воспоминаний о «Тринадцати» // Искусство, 1987, № 6, с. 29), ценилось умение работать «над рисунком или акварелью на одном дыхании, быстро, легко в заданном ритме и так сноровисто, чтобы не утомлять бумагу».

Первая выставка была открыта 10 февраля 1929 в помещении Дома печати на Никитском бульваре, 8 (ныне — Центральный дом журналиста). Экспонировалось 144 произведения. Во вступительной статье каталога Б. Н. Терновец писал: «В чем можно искать оправдания возникновению новой художественной группировки? Не в новом ли восприятии мира, не в желании ли выразить его, произнести не высказанное другим слово? Не в живом ли и трепетном ощущении несущейся мимо нас жизни? Если так, то не заслуживает ли внимания эта молодая группировка, ибо в богатую, сложную, многообразную ткань искусства русского рисунка она вносит свою, свежую и красочную струю».

На выставку откликнулись многие периодические издания — журналы «Новый мир» (1929, № 8, с. 306–307) и «Прожектор» (1929, № 16), газеты «Правда» (1929, 20 марта) и «Гудок» (1929, 13 марта): отмечались тщательность в подборе участников и высокий культурный уровень выставки. И. Берзарк в журнале «Гудок» писал: «Эти художники работают в той области изобразительного искусства, где в последнее время заметна некоторая спячка, усталость, даже некоторые трафареты. Работа всех тринадцати художников ценна именно тем, что каждый из них стремится по-своему этот трафарет преодолеть, найти новые пути работы рисовальщика…».

Работы двенадцати из тринадцати художников (за исключением художника-любителя Ю. И. Юркуна) были приобретены закупочной комиссией Главискусства. Заявление принять его в группу подал Г. И. Рублёв.

Вторая выставка, намеченная на весну 1930, не состоялась из-за конфликта внутри группы. Толчком к нему, по-видимому, послужили разногласия между Н. В. Кузьминым и художественным критиком С. М. Ромовым, а также расхождение во взглядах с другими членами «Тринадцати». В результате Ромов забрал вступительную статью к каталогу 2-й выставки, из группы вышли сестры Надежда и Нина Кашины, Михаил Недбайло и Сергей Расторгуев. Каталог 2-й выставки со вступительной статьей «Разговор на выставке» — своеобразным манифестом группы, составленным Н. В. Кузьминым из собственных цитат, цитат С. М. Ромова и Ф. Рогинской (критик), был издан.

Одновременно группу пополнили новые члены, благодаря которым заметно изменилось направление, в частности утратилась чисто графическая специфика.

Третья выставка открылась 18 апреля в актовом зале 1-го МГУ. Было представлено 146 произведений; помимо живописи и графики членов группы, экспонировался ряд работ Д. Д. Бурлюка, проживающего в США. По просьбе участников выставку посетил А. В. Луначарский, который высоко оценил экспозицию и дал рекомендации по приобретению ряда работ в центральные музеи.

Несмотря на это, выставка получила резко отрицательные отзывы в прессе (статьи Герсонского в журнале «Бригада художников», 1931, № 4; А. Усса в журнале «За пролетарское искусство», 1931, № 6): художников обвиняли в нарочитой детскости взгляда на мир, аполитичности, индивидуализме, эстетстве. Герсонский писал: «“13” — не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют». Р. Черняк в газете «Комсомольская правда» (1931, № 125) замечал: «выставку можно рассматривать только как вылазку буржуазных художников… сознательно работающих на буржуазного западного потребителя» и предупреждал «об активизации буржуазных группировок, об их попытках окопаться в траншеях “высокого мастерства”, чтобы оттуда обстреливать позиции буржуазного искусства». Художники направили в адрес «Комсомольской правды» полемическую статью (не опубликована) и планировали подготовку следующей выставки.

Деятельность объединения прекратилась в 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх