- Выставка в Саратовском музее Сергея Федотова
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
- Дмитрий Сеник
- Оценка (2 картины)
- Юлия Селиверстова - «Гармония»
- Юлия Селиверстова - «Спят усталые игрушки…»
- П.Т.Мальцев, эскиз панно “К 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой"
- А.И.Билибин, "Охота на волка"
- Я покупаю картины литовских авторов
- Оценка копии Куинджи
13
1928–1932, Москва
Члены: О. Н. Гильдебрант (Арбенина), Д. Б. Даран, А. Д. Древин, Л. Я. Зевин, С. Д. Ижевский, Н. В. Кашина, Н. В. Кашина (Памятных), Н. В. Кузьмин, З. Р. Либерман, Т. А. Маврина (Лебедева), В. А. Милашевский, М. И. Недбайло, С. Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, Р. М. Семашкевич, А. Ф. Софронова, Ч. К. Стефанский, Н. А. Удальцова, Ю. И. Юркун, В. М. Юстицкий.
Выставки: 1-я (1929, Москва) — 3-я (2-я) (1931, Москва)
Группа художников, состоявшая преимущественно из графиков, ставивших целью разработку определенных стилистических задач в области акварели и рисунка; названа по первоначальному числу участников.
Ядро группы составили члены Ассоциации художников графиков — Н. В. Кузьмин, В. А. Милашевский, Д. Б. Даран, С. Н. Расторгуев. Ведущая роль в формировании платформы принадлежала В. А. Милашевскому и Н. В. Кузьмину, которые опирались на формулу: «искания пластического языка, адекватного современности; борьба с академизмом — старым и новым». Общая творческая линия группы основывалась на стремлении передать живое впечатление от натуры в форме выразительного этюда или наброска, который должен рассматриваться как цельное и законченное произведение искусства. По воспоминаниям Б. Ф. Рыбченкова (Из воспоминаний о «Тринадцати» // Искусство, 1987, № 6, с. 29), ценилось умение работать «над рисунком или акварелью на одном дыхании, быстро, легко в заданном ритме и так сноровисто, чтобы не утомлять бумагу».
Первая выставка была открыта 10 февраля 1929 в помещении Дома печати на Никитском бульваре, 8 (ныне — Центральный дом журналиста). Экспонировалось 144 произведения. Во вступительной статье каталога Б. Н. Терновец писал: «В чем можно искать оправдания возникновению новой художественной группировки? Не в новом ли восприятии мира, не в желании ли выразить его, произнести не высказанное другим слово? Не в живом ли и трепетном ощущении несущейся мимо нас жизни? Если так, то не заслуживает ли внимания эта молодая группировка, ибо в богатую, сложную, многообразную ткань искусства русского рисунка она вносит свою, свежую и красочную струю».
На выставку откликнулись многие периодические издания — журналы «Новый мир» (1929, № 8, с. 306–307) и «Прожектор» (1929, № 16), газеты «Правда» (1929, 20 марта) и «Гудок» (1929, 13 марта): отмечались тщательность в подборе участников и высокий культурный уровень выставки. И. Берзарк в журнале «Гудок» писал: «Эти художники работают в той области изобразительного искусства, где в последнее время заметна некоторая спячка, усталость, даже некоторые трафареты. Работа всех тринадцати художников ценна именно тем, что каждый из них стремится по-своему этот трафарет преодолеть, найти новые пути работы рисовальщика…».
Работы двенадцати из тринадцати художников (за исключением художника-любителя Ю. И. Юркуна) были приобретены закупочной комиссией Главискусства. Заявление принять его в группу подал Г. И. Рублёв.
Вторая выставка, намеченная на весну 1930, не состоялась из-за конфликта внутри группы. Толчком к нему, по-видимому, послужили разногласия между Н. В. Кузьминым и художественным критиком С. М. Ромовым, а также расхождение во взглядах с другими членами «Тринадцати». В результате Ромов забрал вступительную статью к каталогу 2-й выставки, из группы вышли сестры Надежда и Нина Кашины, Михаил Недбайло и Сергей Расторгуев. Каталог 2-й выставки со вступительной статьей «Разговор на выставке» — своеобразным манифестом группы, составленным Н. В. Кузьминым из собственных цитат, цитат С. М. Ромова и Ф. Рогинской (критик), был издан.
Одновременно группу пополнили новые члены, благодаря которым заметно изменилось направление, в частности утратилась чисто графическая специфика.
Третья выставка открылась 18 апреля в актовом зале 1-го МГУ. Было представлено 146 произведений; помимо живописи и графики членов группы, экспонировался ряд работ Д. Д. Бурлюка, проживающего в США. По просьбе участников выставку посетил А. В. Луначарский, который высоко оценил экспозицию и дал рекомендации по приобретению ряда работ в центральные музеи.
Несмотря на это, выставка получила резко отрицательные отзывы в прессе (статьи Герсонского в журнале «Бригада художников», 1931, № 4; А. Усса в журнале «За пролетарское искусство», 1931, № 6): художников обвиняли в нарочитой детскости взгляда на мир, аполитичности, индивидуализме, эстетстве. Герсонский писал: «“13” — не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют». Р. Черняк в газете «Комсомольская правда» (1931, № 125) замечал: «выставку можно рассматривать только как вылазку буржуазных художников… сознательно работающих на буржуазного западного потребителя» и предупреждал «об активизации буржуазных группировок, об их попытках окопаться в траншеях “высокого мастерства”, чтобы оттуда обстреливать позиции буржуазного искусства». Художники направили в адрес «Комсомольской правды» полемическую статью (не опубликована) и планировали подготовку следующей выставки.
Деятельность объединения прекратилась в 1932 в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
- 30.03.2023 Китайский музей купил работу Beeple Сумма сделки составила $9 млн
- 29.03.2023 Цюрихский музей приобрел две похожие работы, приписываемые Тициану и Пуссену Их подлинность планируют установить к 2024 году с привлечением ИИ-технологий
- 28.03.2023 Эрмитаж вошел в десятку самых посещаемых музеев мира В этом году это единственный российский музей в топе рейтинга
- 24.03.2023 Русский музей запустил виртуальный тур по юбилейной выставке Врубеля В онлайн-экспозицию вошло около 200 работ художника
- 23.03.2023 В США хотят приравнять NFT к физическим предметам коллекционирования… … и обложить налогом в 28 %
- 30.03.2023 Новый ценовой рекорд установлен на произведения африканской модернистки Картина Ирмы Штерн продана за $1,2 млн
- 28.03.2023 На парижских торгах продают портрет кисти Ренуара Эстимейт картины, принадлежавшей Амбруазу Воллару, составляет €450–650 тысяч
- 24.03.2023 «Большая волна» Хокусая установила новый рекорд на Christie’s Лот ушел с молотка за $2,8 млн
- 24.03.2023 Итоги AI аукциона № 472 Общая выручка составила 8,5 млн рублей
- 20.03.2023 Вклад индустрии культуры и искусства в экономику США составил более $1 трлн Об этом говорит новый отчет, в котором собраны данные за 2020—2021 годы
- 07.03.2023 Художник недели: Николай Силис История жизни и творчества Николая Андреевича Силиса (1928–2018), скульптора, участника знаменитого творческого коллектива ЛеСС (Лемпорт — Сидур — Силис)
- 07.03.2023 Открыт 156-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Станислава Кириллова, Игоря Кислицына, Алексея Ланцева, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Анри Матисса, Наты Новы, Бориса Чёрствого
- 28.02.2023 Открыт 155-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Владимира Акулинина, Даниила Архипенко, Дмитрия Воронина, Ильи Комова, Александра Лозового, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Юрия Петроченкова, Александра Пучко, Леонида Ракова, Светланы Семёновой, Льва Табенкина
- 27.02.2023 Мировой рынок русского искусства и арт-рынок России. Главные итоги 2022 года Оборот внутреннего рынка снизился незначительно; покупательская активность выросла. На торгах продолжают появляться выдающиеся работы, и спрос на них остается стабильно высоким. Несмотря на отмену международных русских торгов, русское искусство продолжает появляться на мировом рынке
- 20.02.2023 Открыт 154-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Андрея Асерьянца, Сергея Борисова, Марии Васильевой, Анастасии Вахненко, Марины Венедиктовой, Дмитрия Врубеля, Галины Дулькиной, Александра Жатова, Наталии Жерновской, Мелика Казаряна, Александра Кацалапа, Сергея Кривцова
- 29.03.2023 Готовится к открытию четвертый выпуск Art Russia Ярмарка современного искусства пройдет в Гостином дворе с 30 марта по 2 апреля
- 27.03.2023 В Новой Третьяковке открывается выставка «Увидеть неизвестное» В экспозицию включат работы, ранее не демонстрировавшиеся широкой публике
- 27.03.2023 В Новом Манеже проходит выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет» Экспозиция состоит из сотни редких и широко известных работ
- 20.03.2023 В Музее русского импрессионизма готовят выставку «Выбор Добычиной» Она будет посвящена одной из первых российских галеристок
- 17.03.2023 В Русском музее показывают коллекцию Наталии Опалевой В экспозицию вошли две сотни работ художников второй половины ХХ века
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Выставка в Саратовском музее Сергея Федотова
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
- Дмитрий Сеник
- Оценка (2 картины)
- Юлия Селиверстова - «Гармония»
- Юлия Селиверстова - «Спят усталые игрушки…»
- П.Т.Мальцев, эскиз панно “К 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой"
- А.И.Билибин, "Охота на волка"
- Я покупаю картины литовских авторов
- Оценка копии Куинджи