1892–1953
Живописец, график, сценограф.
Родился в семье землемера. Окончил реальное училище в Елисаветграде. В 1910 переехал в Петербург, некоторое время учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1911–1913 продолжил образование в Киевском художественном училище у Н. И. Пимоненко. Увлекся театром. Осенью 1913 приехал в Москву, занимался в частной студии И. И. Машкова (до 1915). В 1913 экспонировал свои работы на выставке объединения «Бубновый валет»
В 1915 призван на военную службу. После демобилизации в 1917–1918 вместе с ведущими художниками «Бубнового валета» участвовал в выставках «Мира искусства». С осени 1918 был ассистентом П. П. Кончаловского в Государственных свободных художественных мастерских в Москве. В 1920 стал профессором ВХУТЕМАСа, в 1927 — ВХУТЕИНа.
В 1920 вступил в «Мир искусства», в 1924 стал членом общества «Московские живописцы». В 1926 вместе с А. А. Куприным и Кончаловским вошел в объединение «Бытие». В 1927 стал одним из основателей Общества московских художников.
С 1932 по 1937 преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, с 1937 по 1948 являлся профессором Московского художественного института. Много работал как театральный декоратор, сотрудничал с Камерным театром в Москве и Большим драматическим театром в Ленинграде. В период Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казань.
Осмёркин — один из ведущих живописцев первой половины ХХ века. Его художественную судьбу определила связь с мастерами «Бубнового валета». Жанровая тематика картин художника также очень характерна для «Бубнового валета»: портрет, натюрморт, пейзаж. В раннем творчестве (1910-е) испытал влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. В работах Осмёркина меньше внешнего эффекта, чем в произведениях его учителя И. И. Машкова: они менее декоративны, а мотивы более сдержанны. В его портретах и натюрмортах, строго пластически построенных, есть естественная простота, что делает их «приметами» сурового времени начала 1920-х. Подчас он почти аскетичен в тонком созвучии серых тонов своих живописных полотен.
В середине 1920-х Осмёркин отошел от кубизма и сезаннизма в сторону реалистической живописи. В поздних произведениях мастера отзвуки кубизма окончательно уступили место импрессионистической манере письма, в целом мажорной, но порой наделяемой острым драматизмом. Его пейзажи и натюрморты 1940-х — 1950-х отличаются тонким лиризмом и созерцательностью.
Произведения Осмёркина находятся в крупнейших музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе